Содержание тем учебного курса
«Библия в зеркале культуры» 1. Библия и культура.
2. Как возникла Библия.
3. Главный герой Библии.
4. Уроки Ветхого Завета. Потерянный рай.
5. Каин и Авель .
6. Ноев ковчег.
7. Хам и хамство. Строительство Вавилонской башни.
8. Библейские патриархи. Авраам, Иаков и Иосиф .
9. Моисей.
10. Десять заповедей – основа нравственности.
11. Мужество Самсона и Давида.
12. Мудрость Соломона.
13. Пророки.
14. Уроки Нового Завета. Рождество Христа.
15. Евангелие и православные праздники.
16. Иоанн Креститель. Крещение Господне.
17. Заповеди блаженства.
18. Ученики Христа.
19. Евангельские притчи. Притча о мытаре и фарисее.
20. Притча о блудном сыне.
21. Притча о милосердном самарянине.
22. Притчи о сеятеле, о талантах, о лепте вдовицы.
23. Преображение Господне.
24. Вход Господень в Иерусалим.
25. Страдания, смерть, воскресение Христа.
26. Вознесение Христово.
27. Пятидесятница, или Троица.
28. Деяния апостолов.
29. Библия в отечественной культуре.
30. Библия и современность. Календарно – тематическое планирование
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Оборудование
| Ключевые понятия
| Повторение
| Литература
| Дата проведения урока
| план
| фактически
| 1
| Библия и культура.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: роль Библии в культуре различных народов.
Уметь: рассказать о роли Библии в культуре народов.
|
| 1,2,3,4
|
|
| 2
| Как возникла Библия.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: возникновение Библии.
Уметь: работать с рабочей тетрадью.
| У№1
| 1,2,3,4
|
|
| 3
| Главный герой Библии.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: человек-главный герой Библии.
Уметь: работать с тетрадью.
| У№2
| 1,2,3,4
|
|
| 4
| Уроки Ветхого Завета. Потерянный рай.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: кто были первые люди, за что Бог наказал первых людей.
Уметь: делать выводы из изученной темы.
| У№3
| 1,2,3,4
|
|
| 5
| Каин и Авель .
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: историю Каина и Авеля и вытекающие уроки из этой темы.
Уметь: делать выводы из изученной темы.
| У№4
| 1,2,3,4
|
|
| 6
| Ноев ковчег.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: историю потопа и Ноя.
Уметь: делать выводы из изученной темы.
| У№5
| 1,2,3,4
|
|
| 7
| Хам и хамство. Строительство Вавилонской башни.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: историю детей Ноя и строительства Вавилонской башни.
Уметь: делать выводы.
| У№6
| 1,2,3,4
|
|
| 8-9
| Библейские патриархи. Авраам, Иаков и Иосиф.
| 2
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать кто такие: Авраам, Иаков, Иосиф, их историю.
Уметь работать с тетрадью.
| У№7-8
| 1,2,3,4
|
|
| 10
| Моисей.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
|
| У№9
| 1,2,3,4
|
|
| 11-12
| Десять заповедей – основа нравственности.
| 2
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: 10 заповедей.
Уметь: делать выводы.
| У№10-11
| 1,2,3,4
|
|
| 13
| Мужество Самсона и Давида.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: историю Самсона и Давида.
Уметь: работать с тетрадью.
| У№12
| 1,2,3,4
|
|
| 14
| Мудрость Соломона.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: кто такой царь Соломон, какой след он оставил в Библии.
Уметь: работать с тетрадью.
| У№13
| 1,2,3,4
|
|
| 15
| Пророки.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: кто такие пророки, чем они отличаются от других святых.
Уметь: работать с тетрадью.
| У№14
| 1,2,3,4
|
|
| 16
| Уроки Нового Завета. Рождество Христа.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: историю Рождества Христова.
Уметь: использовать разнообразную литературу для расширения кругозора.
| У№15
| 1,2,3,4
|
|
| 17
| Евангелие и православные праздники.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: что представляет собой Евангелие, из каких книг состоит. Основные православные праздники.
Уметь: работать с тетрадью.
| У№16
| 1,2,3,4
|
|
| 18
| Иоанн Креститель. Крещение Господне.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: кто такой Иоанн Креститель, как происходило Крещение Господне.
Уметь: использовать разнообразную литературу по новой теме.
| У№17
| 1,2,3,4
|
|
| 19
| Заповеди блаженства.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: Заповеди блаженства.
Уметь: работать с тетрадью.
| У№18
| 1,2,3,4
|
|
| 20
| Ученики Христа.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: кто такие ученики Христа.
Уметь: работать с тетрадью.
| У№19
| 1,2,3,4
|
|
| 21
| Евангельские притчи. Притча о мытаре и фарисее.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: Евангельские притчи.
Уметь: рассказать в чём суть притчи.
| У№20
| 1,2,3,4
|
|
| 22
| Притча о блудном сыне.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: Евангельские притчи.
Уметь: рассказать в чём суть притчи.
| У№21
| 1,2,3,4
|
|
| 23
| Притча о милосердном самарянине.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: Евангельские притчи.
Уметь: рассказать в чём суть притчи.
| У№22
| 1,2,3,4
|
|
| 24
| Притчи о сеятеле, о талантах, о лепте вдовицы.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: Евангельские притчи.
Уметь: рассказать в чём суть притчи.
| У№23
| 1,2,3,4
|
|
| 25
| Преображение Господне.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: как произошло Преображение Господне.
Уметь: рассказать.
| У№24
| 1,2,3,4
|
|
| 26
| Вход Господень в Иерусалим.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: о празднике.
Уметь: работать с тетрадью.
| У№25
| 1,2,3,4
|
|
| 27
| Страдания Христа.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: историю о страданиях Христа.
Уметь: пользоваться разнообразной литературой по новой теме.
| У№26
| 1,2,3,4
|
|
| 28
| Смерть Христа.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: историю о смерти
Христа.
Уметь: пользоваться разнообразной литературой по новой теме.
| У№27
| 1,2,3,4
|
|
| 29
| Воскресение Христа.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: историю о Воскресении Христа.
Уметь: пользоваться разнообразной литературой по новой теме.
| У№28
| 1,2,3,4
|
|
| 30
| Вознесение Христово.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: о празднике.
Уметь: работать с тетрадью.
| У№29
| 1,2,3,4
|
|
| 31
| Пятидесятница, или Троица.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: о празднике.
Уметь: работать с тетрадью.
| У№30
| 1,2,3,4
|
|
| 32
| Деяния апостолов.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: о деяниях апостолов.
Уметь: рассказать.
| У№31
| 1,2,3,4
|
|
| 33
| Библия в отечественной культуре.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: о роли Библии в отечественной культуре.
Уметь: приводить примеры из жизни.
| У№32
| 1,2,3,4
|
|
| 34-35
| Библия и современность.
| 2
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Детская Библия.
3.Рабочая тетрадь для учащихся.
4.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: о роли Библии в современности.
Уметь: приводить примеры из жизни.
| У№33
| 1,2,3,4
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной)
1. Дорофеева Т.В. Библия в зеркале культуры (Основы православной культуры): Методическое пособие для 5 класса / Т.В. Дорофеева, Л.И. Романова. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.
2. Романова, Л.И. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для 5-го класса (Электронный вариант в распечатке)/ Л.И. Романова, Т.В. Дорофеева. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.
3. Хрестоматия по курсу «Библия как источник культуры». Для учителей 5 классов общеобразовательных учреждений. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009.
Список литературы (дополнительный) 4. Твердовская Анна /Библейские рассказы//Российское Библейское общество 1995
5. Дорофеева Т.В., Романова Л.И./Основы православной культуры//Методическое пособие 2 класс (1 год обучения)///Воронеж 2009
6. Дорофеева Т.В., Романова Л.И./Основы православной культуры//Методическое пособие 3 класс (2год обучения)///Воронеж 2009
7. Дорофеева Т.В.,Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть I///Воронеж 2009
8. Дорофеева Т.В.,Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть II///Воронеж 2009
9. Веретенникова С.В. Духовно-нравственный потенциал биологического образования /Книга для учителя//Воронеж 2009
10. Луценко И.А./Наследие земли Воронежской//Воронеж ВОИПКиПРО///2010
11. Неопознанный мир веры /Издательский совет Русской православной церкви//Стретенский монастырь///2010
12. Архимандрит Иннокентий (Третьяков), Иеромонах Венедикт (Лимонов)/Как защититься от зла//Санкт-Петербург///2008 Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами
№ п/п
| Предмет
| Класс
| Автор
| Название ЭОР
| Год
| Кол-во
| 1
| ОПК
| 5-7
| ВОИПКиПРО
| «Шишкин лес»
Детские передачи в мультфильмах для самых маленьких православного телеканала Союз (диск 5-6 дневные передачи)
| 2010-2011
| 2
| 2
| ОПК
| 5-7
| ВОИПКиПРО
| «Шишкин лес»
Детские передачи в мультфильмах для самых маленьких православного телеканала Союз (диск 4 утренние передачи)
| 2010-2011
| 1
| 3
| ОПК
| 5-11
| ВОИПКиПРО
| «Духовные основы русской культуры»
Методическое пособие для практической работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи с использованием современных компьютерных технологий
| 2010-2011
| 2
| 4
| ОПК
| 5-7
| ВОИПКиПРО
| «Радость моя»
Детские православные фильмы телевизионного канала «Союз»
| 2010-2011
| 1
| 5
| ОПК
| Пособие для учителя
| ВОИПКиПРО
| Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области Духовно-нравственного воспитания (комментарии к федеральным и региональным документам)
Издательская деятельность методического отдела Духовно-нравственного просвещения ВОИПКиПРО
Книги, статьи, аудиозаписи выступлений православных педагогов
| 2010-2011
| 1
| 6
| ОПК
| 5-11
| ВОИПКиПРО
| «Святые и святыни земли Воронежской» (документальные фильмы)
| 2010-2011
| 1
| 7
| ОПК
| 5-11
| ВОИПКиПРО
| Работы участников областного конкурса методических проектов на тему: Духовно-нравственная составляющая победы в Великой отечественной войне.
| 2010-2011
| 1
| 8
| ОПК
| 10-11
| ВОИПКиПРО
| «Православная культура России» учебное пособие Автор – Борис Пивоваров.
«Построение уроков Основ православной культуры» -Дивногорцева Светлана Юрьевна (запись бесед)
| 2010-2011
| 1
| 9
| ОПК
| 5-11
| ВОИПКиПРО
| Православная энциклопедия (документальные фильмы, 5 фильмов))
| 2010-2011
| 1
| 10
| ОПК
| 5-11
| ВОИПКиПРО
| «Земное и небесное» сериал об истории Русской Православной Церкви (10 фильмов)
| 2010-2011
| 1
|
Банк разработок ОПК:
Фотографии
Картины
Презентации 5 класс
Фильмы
Рассмотрена
на заседании МО учителей
гуманитарного цикла
от .08.2012г
Протокол №
| Принята
на заседании
педагогического совета
МКОУ Подгоренская СОШ
от .08.2012г
Протокол №13
| Утверждена
приказом директора
МКОУ Подгоренская СОШ
от .09.2012г №
Директор школы…………………/Климова В.Н./
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Усовой Людмилы Николаевны,
учителя высшей квалификационной категории
МКОУ Подгоренская СОШ по основам православной культуры
6 класс Согласована
Зам.директора по УВР
…………./Соловьёвой Т.М./
……………..сентября 2012г 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам православной культуры для 6 класса составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. Документы разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном.
Программа рассчитана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире.
Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
I) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
4. Искусство
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей. По предмету оценки не выставляются.
Учебно-тематический план
№
п/п
| Содержание
| Кол-во
часов
| 1
| Кто такие святые
| 1
| 2
| Имя человека. Именины.
| 1
| 3-13
| 1.Лики святых- пророки.
2.Лики святых- апостолы.
3.Лики святых- равноапостольные.
4.Лики святых- благоверные.
5.Лики святых- преподобные.
6.Лики святых- святители.
7.Лики святых- праведные.
8.Лики святых- блаженные.
9.Лики святых- юродивые.
10.Лики святых- бессеребренники.
11.Лики святых- мученики.
| 11
| 14
| Святые первых веков христианства. Мученики, чьи имена мы носим.
| 1
| 15
| Святитель Николай Чудотворец – образец милосердия.
| 1
| 16
| Святой великомученик Георгий Победоносец. Его почитание в России.
| 1
| 17
| Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий – просветители славян.
| 1
| 18
| Святые Русского государства. Борис и Глеб.
| 1
| 19
| Святые Русского государства.- Царская семья.
| 1
| 20
| Святые Русского государства - Новомученики Российские.
| 1
| 21
| Святой Андрей Рублев.
| 1
| 22
| Икона и ее назначение.
| 1
| 23
| Наиболее почитаемые на Руси иконы.
| 1
| 24
| Храмы на Руси.
| 1
| 25
| Храмы на Руси. Воронежские храмы.
| 1
| 26
| Храмы на Руси. Подгоренские храмы.
| 1
| 27
| Святые Петр и Феврония – образец супружеской любви.
| 1
| 28-29
| Монастырская культура на Руси – источник святости.
| 2
| 30-31
| Воронежские святые: святители Митрофан, Тихон и Антоний.
| 2
| 32-34
| Новомученики и исповедники Российские.
| 3
| 35
| День святого Валентина: правда и ложь.
| 1
|
| Итого:
| 35
| |