Главная страница

Гбоу детский сад №1784 своуо г. Москва Консультация для воспитателей семейного детского сада «Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника»



Скачать 71.01 Kb.
НазваниеГбоу детский сад №1784 своуо г. Москва Консультация для воспитателей семейного детского сада «Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника»
Дата04.08.2016
Размер71.01 Kb.
ТипДокументы



ГБОУ детский сад № 1784 СВОУО г. Москва
Консультация для воспитателей семейного детского сада

«Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника»
Старший воспитатель Рощина Л.Н.
Что такое этикет?
Этикет - это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов.

В настоящее время основными правилами можно назвать следующие: проявление уважения к окружающим людям, стремление не ставить их в неудобное положение и поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Мы не всегда можем руководствоваться правилами этикета, но зная его, яснее осознаем пути развития культуры своего поведения.

Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье. Организация питания как в детском саду так и в семье напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.

Воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения.

И наша с вами обязанность помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

Чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно-гигиенических навыков, я предлагаю их с учетом возрастных особенностей ребенка.
Дети раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

- Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2месяцев).

- Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул.

- Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года 2 месяцев).

- Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев).

- Приучать мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев).

Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет).

- Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

- Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить спасибо.

Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет).

- Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

- Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пище с закрытым ртом.

Дети средней группы (от 4 до 5 лет)

- Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

- Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

- Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)

- Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.
Для формирования этикетного поведения необходимы следующие условия:

1. Позитивный настрой.

Нельзя обижать; чаще использовать похвалу, уделять больше внимания.

2. Пример взрослых.

Оценивать свое поведение с позиций разумности и необходимости

соблюдения этикета и соответствия собственным словам.

3. Единство требований родителей к детям.

Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, при единстве требований родителей. Дошкольники в результате проводимой работы должны понимать разумность и необходимость поведенческих правил. Их нравственную основу (уважение и доброжелательность к другим людям), должны стремиться выработке хороших манер, к уважению национальных традиций.
Способы педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета:

1. Приучение.

Детям задают образец поведения и затем контролируют точность

выполнения того или иного правила, например, за столом, во время

игры, в разговоре со старшими или ровесниками.

2. Упражнения.

То или иное действие многократно повторяется. При этом следует

добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого

действия.

3. Организация воспитывающих ситуаций.

Приближает детей к реальным жизненным условиям, ибо они оказываются перед выбором, например, есть вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение.

Широко используемый метод, реализуемый различными способами.

Он побуждает детей к выбору правильного поведенческого шага в

результате его нравственного потенциала.

5. Наказание.

Должно применяться только при условии невозможности использования других мер воздействия. Цель наказания – пробудить желание поступать хорошо, на основе норм этикета.

6. Пример для подражания.

Является своеобразным наглядным образцом. Примером могут быть

родители, дети, литературные и сказочные герои.

7. Словесные методы.

Помогают более осознанному пониманию поведенческих правил.

Жизненная или сказочная история создает необходимый эмоциональный фон для восприятия правил поведения. Надо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.

Обучение правильному поведению способствует речевому развитию детей, актуализации этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью систематического проведения словесной работы.
Сегодня мы с вами коснемся одного из разделов дошкольного этикета – обучение правилам столового этикета.

Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом. А значит, быть приятным в застольном общении.

Красивое и правильное поведение за столом (прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратности) показывает наше уважение к другим участникам застолья. Что берут с общего блюда приборами для раскладывания и что руками? Что едят без ножа? Что и как едят: холодные закуски, мясо, гарнир, овощи, каши?

Красивая и правильная сервировка стола улучшает аппетит и настроение, налаживает приятное застольное общение. Готовя праздничный стол, попросите ребенка помочь вам расставить тарелки, положить столовые приборы и салфетки. Дети радуются вместе с нами, видя, как с их участием преображается стол.

В другой раз предложите ребенку самому сервировать стол. В случае затруднения, подскажите, что надо сделать. Но важно отметить его самостоятельность, умение и желание порадовать близких людей.

Важно довести до понимания ребенка, что люди придумали эти правила, чтобы во время застолья было удобно и под рукой находилось все необходимое для красивой еды.
Предлагаю вашему вниманию рекомендации, которые необходимы для соблюдения ребенком правил поведения за столом:

1. Поощрять успехи в выполнении этих правил.

2. Наделить волшебными свойствами ложку, нож, вилку, а так же конфеты, фрукты, которые помогут вам интереснее изложить какое-то правило.

3. Составлять сказки, стихи, песни на тему сервировки и правил поведения.

4. Использовать кукол, сказочных героев, которые забыли правила поведения за столом и радостно учатся у детей.
Практическая часть:

Предлагаю Вам закончить фразы:

  • Есть и пить надо…(беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;

  • Не склоняться низко …(над тарелкой), лишь слегка наклонить…(голову);

  • На столе лежат только кисти рук, локти на стол….(не ставим);

  • Обе руки либо свободны, либо…(заняты): нож в правой руке, вилка …(в левой);

  • Если вилка или ложка в правой руке, то левая…(придерживает тарелку);

  • За столом нельзя говорить…(громко или с полным ртом);

  • Если во тру пища, воду…(не пьют);

  • Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола…(поднимем ее);

  • Упавшую на пол полотняную салфетку…(поднимаем сами) и не меняем на другую;

  • Бумажные салфетки меняем…(по мере надобности и при новом блюде);

  • Не спешим в еде, но и не сидим…(долго) за одним блюдом;

  • Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами …(«Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).


В конце консультации:

1) Предложить родителям ответить на вопросы анкеты:

- Как ест ваш ребенок?

- Каково его поведение за столом?

- Умеет ли он правильно пользоваться столовыми приборами?

- Пользуется ли во время еды салфеткой?

- Знает ли он, что люди оценивают его по манере еды?
2) Рекомендовать следующую методическую литературу:

  • И.Н.Курочкина «Истоки становления и развития русского этикета».

  • И.Н.Курочкина «Дошкольнику о хороших манерах и этикете»