ГБОУ детский сад № 1784 СВОУО г. Москва Консультация для воспитателей семейного детского сада
«Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника» Старший воспитатель Рощина Л.Н. Что такое этикет? Этикет - это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов.
В настоящее время основными правилами можно назвать следующие: проявление уважения к окружающим людям, стремление не ставить их в неудобное положение и поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Мы не всегда можем руководствоваться правилами этикета, но зная его, яснее осознаем пути развития культуры своего поведения.
Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье. Организация питания как в детском саду так и в семье напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.
Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.
Воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения.
И наша с вами обязанность помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.
Чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно-гигиенических навыков, я предлагаю их с учетом возрастных особенностей ребенка. Дети раннего возраста (от 1 года до 2 лет)
- Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2месяцев).
- Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул.
- Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года 2 месяцев).
- Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев).
- Приучать мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев).
Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет).
- Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.
- Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить спасибо.
Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет).
- Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.
- Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пище с закрытым ртом.
Дети средней группы (от 4 до 5 лет)
- Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.
Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)
- Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
- Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)
- Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой. Для формирования этикетного поведения необходимы следующие условия:
1. Позитивный настрой.
Нельзя обижать; чаще использовать похвалу, уделять больше внимания.
2. Пример взрослых.
Оценивать свое поведение с позиций разумности и необходимости
соблюдения этикета и соответствия собственным словам.
3. Единство требований родителей к детям.
Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, при единстве требований родителей. Дошкольники в результате проводимой работы должны понимать разумность и необходимость поведенческих правил. Их нравственную основу (уважение и доброжелательность к другим людям), должны стремиться выработке хороших манер, к уважению национальных традиций. Способы педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета:
1. Приучение.
Детям задают образец поведения и затем контролируют точность
выполнения того или иного правила, например, за столом, во время
игры, в разговоре со старшими или ровесниками.
2. Упражнения.
То или иное действие многократно повторяется. При этом следует
добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого
действия.
3. Организация воспитывающих ситуаций.
Приближает детей к реальным жизненным условиям, ибо они оказываются перед выбором, например, есть вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение.
Широко используемый метод, реализуемый различными способами.
Он побуждает детей к выбору правильного поведенческого шага в
результате его нравственного потенциала.
5. Наказание.
Должно применяться только при условии невозможности использования других мер воздействия. Цель наказания – пробудить желание поступать хорошо, на основе норм этикета.
6. Пример для подражания.
Является своеобразным наглядным образцом. Примером могут быть
родители, дети, литературные и сказочные герои.
7. Словесные методы.
Помогают более осознанному пониманию поведенческих правил.
Жизненная или сказочная история создает необходимый эмоциональный фон для восприятия правил поведения. Надо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации.
Обучение правильному поведению способствует речевому развитию детей, актуализации этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью систематического проведения словесной работы. Сегодня мы с вами коснемся одного из разделов дошкольного этикета – обучение правилам столового этикета.
Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом. А значит, быть приятным в застольном общении.
Красивое и правильное поведение за столом (прямая осанка, пользование столовыми приборами и салфетками, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратности) показывает наше уважение к другим участникам застолья. Что берут с общего блюда приборами для раскладывания и что руками? Что едят без ножа? Что и как едят: холодные закуски, мясо, гарнир, овощи, каши?
Красивая и правильная сервировка стола улучшает аппетит и настроение, налаживает приятное застольное общение. Готовя праздничный стол, попросите ребенка помочь вам расставить тарелки, положить столовые приборы и салфетки. Дети радуются вместе с нами, видя, как с их участием преображается стол.
В другой раз предложите ребенку самому сервировать стол. В случае затруднения, подскажите, что надо сделать. Но важно отметить его самостоятельность, умение и желание порадовать близких людей.
Важно довести до понимания ребенка, что люди придумали эти правила, чтобы во время застолья было удобно и под рукой находилось все необходимое для красивой еды. Предлагаю вашему вниманию рекомендации, которые необходимы для соблюдения ребенком правил поведения за столом:
1. Поощрять успехи в выполнении этих правил.
2. Наделить волшебными свойствами ложку, нож, вилку, а так же конфеты, фрукты, которые помогут вам интереснее изложить какое-то правило.
3. Составлять сказки, стихи, песни на тему сервировки и правил поведения.
4. Использовать кукол, сказочных героев, которые забыли правила поведения за столом и радостно учатся у детей. Практическая часть:
Предлагаю Вам закончить фразы:
Есть и пить надо…(беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;
Не склоняться низко …(над тарелкой), лишь слегка наклонить…(голову);
На столе лежат только кисти рук, локти на стол….(не ставим);
Обе руки либо свободны, либо…(заняты): нож в правой руке, вилка …(в левой);
Если вилка или ложка в правой руке, то левая…(придерживает тарелку);
За столом нельзя говорить…(громко или с полным ртом);
Если во тру пища, воду…(не пьют);
Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола…(поднимем ее);
Упавшую на пол полотняную салфетку…(поднимаем сами) и не меняем на другую;
Бумажные салфетки меняем…(по мере надобности и при новом блюде);
Не спешим в еде, но и не сидим…(долго) за одним блюдом;
Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами …(«Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).
В конце консультации:
1) Предложить родителям ответить на вопросы анкеты:
- Как ест ваш ребенок?
- Каково его поведение за столом?
- Умеет ли он правильно пользоваться столовыми приборами?
- Пользуется ли во время еды салфеткой?
- Знает ли он, что люди оценивают его по манере еды? 2) Рекомендовать следующую методическую литературу:
И.Н.Курочкина «Истоки становления и развития русского этикета».
И.Н.Курочкина «Дошкольнику о хороших манерах и этикете»
|