Содержание тем учебного курса
«Святые как пример жизни»
Кто такие святые.
Имя человека. Именины.
Лики святых: пророки, апостолы, равноапостольные, благоверные, преподобные, святители, праведные, блаженные, юродивые, бессеребренники, мученики.
Святые первых веков христианства. Мученики, чьи имена мы носим.
Святитель Николай Чудотворец – образец милосердия.
Святой великомученик Георгий Победоносец. Его почитание в России.
Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий – просветители славян.
Святые Русского государства.
Святой Андрей Рублев. Икона и ее назначение. Наиболее почитаемые на Руси иконы.
Храмы на Руси.
Святые Петр и Феврония – образец супружеской любви.
Монастырская культура на Руси – источник святости.
Воронежские святые: святители Митрофан, Тихон и Антоний.
Новомученики и исповедники Российские.
День святого Валентина: правда и ложь.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Оборудование
| Ключевые понятия
| Повторение
| Литература
| Дата проведения урока
| план
| фактически
| 1
| Кто такие святые
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: кто такие святые.
Уметь: различать, чем они отличаются друг от друга.
| Основные темы за 5 класс
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 2
| Имя человека. Именины.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: о именинах человека, дне ангела.
Уметь: рассказать о именинах и имени человека.
| У№1
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 3-13
| 1.Лики святых- пророки.
2.Лики святых- апостолы.
3.Лики святых- равноапостольные.
4.Лики святых- благоверные.
5.Лики святых- преподобные.
6.Лики святых- святители.
7.Лики святых- праведные.
8.Лики святых- блаженные.
9.Лики святых- юродивые.
10.Лики святых- бессеребренники.
11.Лики святых- мученики.
| 11
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: кто такие святые, чем они отличаются друг от друга.
Уметь: приводить примеры из различных источников.
| У№2-11
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 14
| Святые первых веков христианства. Мученики, чьи имена мы носим.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: кто такие святые первых веков христианства.
Уметь: приводить примеры.
| У№12
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 15
| Святитель Николай Чудотворец – образец милосердия.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: историю Николая Чудотворца.
Уметь: использовать различные источники.
| У№13
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 16
| Святой великомученик Георгий Победоносец. Его почитание в России.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: историю Георгия Победоносца.
Уметь: использовать различные источники.
| У№14
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 17
| Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий – просветители славян.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: историю Кирилла и Мефодия.
Уметь: использовать различные источники.
| У№15
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 18
| Святые Русского государства. Борис и Глеб.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: Святых Русского государства Бориса и Глеба.
Уметь: использовать различные источники.
| У№16
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 19
| Святые Русского государства.- Царская семья.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока
| Знать: Святых Русского государства -царскую семью.
Уметь: использовать различные источники.
| У№17
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 20
| Святые Русского государства - Новомученики Российские.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока
| Знать: Святых Русского государства – новомучеников Российских.
Уметь: использовать различные источники.
| У№18
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 21
| Святой Андрей Рублев.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: о Андрее Рублёве и его иконах. Уметь: использовать различные источники.
| У№19
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 22
| Икона и ее назначение.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: о иконах и их назначении. Уметь: использовать различные источники.
| У№20
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 23
| Наиболее почитаемые на Руси иконы.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: о Русских почитаемых иконах.
Уметь: использовать различные источники.
| У№21
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 24
| Храмы на Руси.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: известные храмы на Руси.
Уметь: использовать различные источники.
| У№22
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 25
| Храмы на Руси. Воронежские храмы.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
|
| У№23
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 26
| Храмы на Руси. Подгоренские храмы.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
|
| У№24
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 27
| Святые Петр и Феврония – образец супружеской любви.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: историю Петра и Февроньи. Уметь: использовать различные источники.
| У№25
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 28-29
| Монастырская культура на Руси – источник святости.
| 2
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: историю основных монастырей на Руси.
Уметь: использовать различные источники.
| У№26-27
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 30-31
| Воронежские святые: святители Митрофан, Тихон и Антоний.
| 2
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: историю святителей Митрофана, Тихона, Антония.
Уметь: использовать различные источники.
| У№28-29
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 32-34
| Новомученики и исповедники Российские.
| 3
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: историю новомученников и праведников Российских, наиболее известных в России. Уметь: использовать различные источники.
| У№30-33
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| 35
| День святого Валентина: правда и ложь.
| 1
| Комбинированный
| 1.Презентация по теме урока.
2.Разнообразная литература по теме урока.
| Знать: о дне Святого Валентина – правду и ложь.
Уметь: использовать различные источники.
| У№32-33
| 5,6,7,8,10,11,12
|
|
| Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (дополнительный)
5. Дорофеева Т.В., Романова Л.И./Основы православной культуры//Методическое пособие 2 класс (1 год обучения)///Воронеж 2009
6. Дорофеева Т.В., Романова Л.И./Основы православной культуры//Методическое пособие 3 класс (2год обучения)///Воронеж 2009
7. Дорофеева Т.В.,Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть I///Воронеж 2009
8. Дорофеева Т.В.,Сысоева М.М. Романова Л.И./Основы православной культуры//Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры» часть II///Воронеж 2009
9. Веретенникова С.В. Духовно-нравственный потенциал биологического образования /Книга для учителя//Воронеж 2009
10. Луценко И.А./Наследие земли Воронежской//Воронеж ВОИПКиПРО///2010
11. Неопознанный мир веры /Издательский совет Русской православной церкви//Стретенский монастырь///2010
12. Архимандрит Иннокентий (Третьяков), Иеромонах Венедикт (Лимонов)/Как защититься от зла//Санкт-Петербург///2008 Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами
№ п/п
| Предмет
| Класс
| Автор
| Название ЭОР
| Год
| Кол-во
| 1
| ОПК
| 5-7
| ВОИПКиПРО
| «Шишкин лес»
Детские передачи в мультфильмах для самых маленьких православного телеканала Союз (диск 5-6 дневные передачи)
| 2010-2011
| 2
| 2
| ОПК
| 5-7
| ВОИПКиПРО
| «Шишкин лес»
Детские передачи в мультфильмах для самых маленьких православного телеканала Союз (диск 4 утренние передачи)
| 2010-2011
| 1
| 3
| ОПК
| 5-11
| ВОИПКиПРО
| «Духовные основы русской культуры»
Методическое пособие для практической работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи с использованием современных компьютерных технологий
| 2010-2011
| 2
| 4
| ОПК
| 5-7
| ВОИПКиПРО
| «Радость моя»
Детские православные фильмы телевизионного канала «Союз»
| 2010-2011
| 1
| 5
| ОПК
| Пособие для учителя
| ВОИПКиПРО
| Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области Духовно-нравственного воспитания (комментарии к федеральным и региональным документам)
Издательская деятельность методического отдела Духовно-нравственного просвещения ВОИПКиПРО
Книги, статьи, аудиозаписи выступлений православных педагогов
| 2010-2011
| 1
| 6
| ОПК
| 5-11
| ВОИПКиПРО
| «Святые и святыни земли Воронежской» (документальные фильмы)
| 2010-2011
| 1
| 7
| ОПК
| 5-11
| ВОИПКиПРО
| Работы участников областного конкурса методических проектов на тему: Духовно-нравственная составляющая победы в Великой отечественной войне.
| 2010-2011
| 1
| 8
| ОПК
| 10-11
| ВОИПКиПРО
| «Православная культура России» учебное пособие Автор – Борис Пивоваров.
«Построение уроков Основ православной культуры» -Дивногорцева Светлана Юрьевна (запись бесед)
| 2010-2011
| 1
| 9
| ОПК
| 5-11
| ВОИПКиПРО
| Православная энциклопедия (документальные фильмы, 5 фильмов))
| 2010-2011
| 1
| 10
| ОПК
| 5-11
| ВОИПКиПРО
| «Земное и небесное» сериал об истории Русской Православной Церкви (10 фильмов)
| 2010-2011
| 1
|
Банк разработок ОПК:
Фотографии
Картины
Презентации 6 класс
Фильмы
Рассмотрена
на заседании МО учителей
гуманитарного цикла
от .08.2012г
Протокол №
| Принята
на заседании
педагогического совета
МКОУ Подгоренская СОШ
от .08.2012г
Протокол №
| Утверждена
приказом директора
МКОУ Подгоренская СОШ
от .09.2012г №
Директор школы…………………/Климова В.Н./
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Усовой Людмилы Николаевны,
учителя высшей квалификационной категории
МКОУ Подгоренская СОШ по основам православной культуры
7 класс Согласована
Зам.директора по УВР
…………./Соловьёвой Т.М./
……………..сентября 2012г 2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам православной культуры для 7 класса составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года. Документы разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном.
Программа рассчитана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России, оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире.
Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
I) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
4. Искусство
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей. По предмету оценки не выставляются.
Учебно-тематический план
№
п/п
| Содержание
| Кол-во
часов
|
| Добротолюбие в православном мировоззрении. Как устроен человек.
|
|
| Как устроен человек. Предназначение человека.
| 1
|
| Понятие о душе человека. Чем человек отличается от животного.
| 1
|
| Грехопадение и его последствия для человека.
| 1
|
| Целомудрие.
| 1
|
| Понятие о страстях.
| 1
|
| Свобода человека и умение ею пользоваться.
| 1
|
| Жизнь по совести.
| 1
|
| Наша ответственность за жизнь и здоровье
|
|
| Ценности человеческой жизни.
| 1
|
| Что такое хорошо и что такое плохо.
| 1
|
| Жизнь с Богом.
| 1
|
| Жизнь, не согласная с заповедями Божиими.
| 1
|
| Вера без дел мертва.
| 1
|
| Молитва и образ мысли.
| 1
|
| Труды во славу Божию.
| 1
|
| Труды во благо Отечества.
| 1
|
| Труды на пользу ближнего.
| 1
|
| В чем состоит истинное здоровье.
| 1
|
| Уклад человеческой жизни.
| 1
|
| Воспитание характера
|
|
| Характер христианина.
| 1
|
| Понятие о воздержании: воздержание тела, воздержание чувств, воздержание ума.
| 1
|
| Воспитание характера через послушание.
| 1
|
| Воспитание характера словом.
| 1
|
| Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек.
| 1
|
| Учись прощать.
| 1
|
| О дружбе.
| 1
|
| Как относится к наказаниям.
| 1
|
| Об отношении к противоположному полу. Что значит быть взрослым.
| 1
|
| Об отношении к семье и детям
|
|
| Влюбленность.
| 1
|
| О верности.
| 1
|
| Что такое семья.
| 1
| 31-33
| Идеал — семья многодетная. Ответственность всех членов семьи друг за друга и за свою семью.
| 3
| 34-35
| Таинство венчания. (Дополнительное занятие)
| 2
|
| Итого:
| 35
| |