|
Исследовательская работа проводилась по теме: «Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся в становлении личности молодого человека» ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учителя математики Фёдоровой В.Н. МКОУ СОШ п. Прудовой
Екатериновского района, Саратовской области
Исследовательская работа проводилась по теме:
«Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся в становлении личности молодого человека»
В связи с изменениями в обществе в последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого человека. В условиях стремительно возрастающего объёма информации человеку необходимо не только владеть определённой суммой знаний, умений и навыков, но и уметь адаптироваться к новым условиям жизни: ориентироваться в различных ситуациях, анализировать, критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем, ставить перед собой цели и достигать их, организовывать собственную деятельность, владеть средствами коммуникаций, добывать информацию и пользоваться ею, быстро переучиваться, уметь себя «подать» и как можно быстрее найти общий язык с окружающими людьми.
В течении 4 лет в нашей школе проводился эксперимент по теме «Внедрение в учебно-воспитательный процесс школы инновационных технологий с целью повышения качества знаний и воспитания современного человека: проектной, исследовательской деятельности и ИКТ». Я являюсь не только учителем математики, но и классным руководителем все годы работы в школе. Причём, классы я беру в качестве классного руководителя с 5 и веду их до окончания средней школы. И вот в 2004 г. я взяла под свою опеку очередных пятиклассников, которых проводила во взрослую жизнь 23 июня 2011г.. Начиная с 2008г. я активно стала вовлекать своих подопечных в новый вид деятельности. И, конечно, захотела проследить, как влияют проектная и исследовательская деятельности на становление личности растущего гражданина нашей страны: то есть выяснить, как с помощью новых технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе, решаются проблемы :
-развития самостоятельной личности, способной к саморазвитию, самореализации и самоопределению.
Подобная тема была у меня по самообразованию в роли классного руководителя. Воспитательную работу строила по следующим направлениям:
«Ты и я – дружная семья» - решались задачи укрепления детского коллектива.
«Мой дом – моя крепость» - решались задачи совершенствования взаимоотношений в семье между детьми и родителями.
«Твоё здоровье – в твоих руках» - решались задачи по привитию навыков здорового образа жизни, умению сохранять и укреплять своё здоровье.
«Твоё будущее начинается сегодня» - решались задачи по развитию целеустремлённости, чувства ответственности и долга у растущего человека.
Воспитательный процесс осуществляла в тесном контакте с родителями, коллегами, работающими в данном классе, а так же сельским домом культуры, сельской библиотекой, администрацией посёлка и местного хозяйства.
Привлекая детей к разнообразным видам деятельности, я наблюдала за их ростом и становлением. Регулярно следила за посещаемостью ими кружков дополнительного образования действующих как при школе, так и при доме культуры, более 80% учащихся регулярно посещали спортивные секции, участвовали в спортивных школьных и районных соревнованиях. Некоторые дети часто болели простудными заболеваниями, через просветительские беседы и составление программ по закаливанию, мы добились хороших результатов: дети стали болеть меньше.
Нашему государству нужны не только здоровые люди, но и образованные на современном уровне граждане. Это, конечно, одна из главнейших задач школы.
В нашей школе проектная и исследовательская деятельность учащихся ведётся на всех этапах учебной деятельности. Проектные и исследовательские работы средних классов по времени и объёму непродолжительны, учитывая возраст детей. Но педагоги находили возможность вовлечение детей в проектную деятельность. Приведу пример некоторых проектов для средних классов: «Составление альбома загадок о животных нашего региона», « Зачем нужна математика дома», «Окружность вокруг нас», «Лекарственные растения нашего края» и т.д..
При осуществлении этих проектов дети учились работать в группах, играть роль руководителей групп, вести наблюдения, собирать материал, систематизировать его пока ещё с помощь взрослых, учились выступать со своим материалом сначала перед классом, далее аудитория расширялась.
Проекты воспитательного характера были такими: «Посади дерево», «Очистим родной посёлок от мусора», «Защитим животных», «Неделя добрых дел», «В объективе родной край», «В старину едали деды», «Прикладное искусство жителей нашего посёлка», постановка спектаклей для младших школьников, семейные праздники: «Поздравим маму», «Поздравим папу», «Семейные интеллектуальные игры» и т.д..
Изучение информатики и овладение компьютером у моих подопечных произошло только в 8 классе. В этот период у многих детей в семьях появились компьютеры. Свои отчёты по проектам и исследовательской деятельности дети стали делать в виде презентаций. Это позволило им участвовать в конкурсах реализованных проектов на школьном и районном уровнях. Причём, я постоянно напоминала учащимся, чтобы в проектах они участвовали не только со мной, но и с другими педагогами: от кружков, от сельской библиотеки, учитывая свои интересы и возможность выбора будущей профессии. Через анкетирование и тесты дети изучали свои потребности, а я изучала их интересы и склонности. Самосовершенствование детей росло. И уже в 9 классе они стали призёрами не только школьных конкурсов проектов и исследовательских работ, но появились призёры муниципального уровня. У них появилась уверенность в себе, некоторые дети преодолели свою застенчивость. Шарыпова Татьяна, Назарова Вика, Мазилкина Ирина стали несомненными лидерами в школе. В 9 классе дети стали главной опорой школьных дел и проектов при ДК, сельской библиотеке. Девочки и юноши составляли главный костяк художественной самодеятельности ДК. Причём добились больших успехов и выезжали с концертами во многие сёла района и районный посёлок Екатериновку.
Начиная с 8 класса, мои подопечные помогали местному хозяйству в уборке урожая, откликнувшись на просьбу руководителя предприятия. Они наблюдали работу взрослых, учились поведению рабочего человека: подчиняться бригадиру, вовремя приходить на работу. Свои первые зарплаты дети расходовали на приобретение личных вещей.
В 10 и 11 классах учащиеся стали участвовать в региональных и международных конкурсах, в традиционном для нашей школы дне самоуправления в День учителя, выступая в роли педагогов. В 11 классе были не только педагогами, но и директором и завучем школы. Особенно яркими проектами были проекты в 2010 году, посвящённые 65-летию Великой Победы. Учащиеся класса подготовили проекты: проект из 10 мероприятий «Мы помним», рассказав школьникам о многих страницах Великой Отечественной войны: «Дети на войне», «Война в её семье» (о Сластуновой Вере Ильиничне), митинг « Мы помним», презентации «Математика и оборона страны», «Учёные химики фронту». «таблица Менделеева на войне» и др..
Таблица роста успехов моих учащихся
Класс
| Школьные награды
| Муниципальные награды
| Региональные награды
| Федеральные
И международные
| 8
| 1 командная
| 1грамота –Шарыпова Татьяны
| -
| 1командная международная-
Защита животных
| 9
| 6 спортивных
| 9 личных,
1 командная
| 2 грамоты Шарыпова Т.
| 1-ШарыповаТ. –
3 место в международном интеллект фестивале «Политика вокруг нас»
| 10
| 3 личных спортивных
17личных-олимпиады
10командных
| 1 –ШарыповаТ
2 место
Презентация
«Где родился, там и пригодился»
|
|
| 11
| 3 командных
10 личных- олимпиады
| 2-Шарыповой Т
2 место номинация
«космонавтика и космическая техника» 1 м.за «летопись славных имён»
1-Данков В.
«Военная история Саратовского края»
| 1 место –
Назарова В.
Интернет-олимпиада
«Мой мир психологии»
| 1 место-Назарова В.
«Любимый праздник – Новый год».
1 место –Шарыпова Т.
«Свой мир мы строим сами» от РГУТиС.
Благ. Письмо ШарыповойТ.
Интернет-конкурс «Россия моя страна».
|
ЛИЧНЫЕ НАГРАДЫ за 4 года ЛИДЕРОВ
Ф.И.О. учащегося
| школьные
| муниципальные
| региональные
| Более высокие
| Шарыпова Татьяна
| 10
| 8
| 3
| 2
| Назарова
Виктория
| 10
| 4
| 1
| 1
| Данков Виктор
| 8
| 1
| -
| -
|
Подведём итоги: участие в проектной и исследовательской деятельности помогло детям развить волевые качества, целеустремлённость, желание получить хорошую профессию, получить компьютерную грамотность и потребность быть нужными окружающим людям и Родине. Все 9 учащихся класса успешно сдали ЕГЭ по 3-5 предметам, набрав приличные баллы, они все поступили в учебные заведения г. Саратова. ШарыповаТ., Назарова В., Бредихина А. набрали более 200 баллов, поступив на бюджетной основе в высшие учебные заведения, Шарыпова Татьяна, получившая диплом 1-ой степени от РГУТиС за конкурс «Свой мир мы строим сами» учится в Москве в данном учебном заведении на отделении сервиса. Данков Виктор также учится на бюджетной основе в Саратовском аграрном университете на отделении МЧС. 2 выпускницы учатся в колледжах г.Саратова: Борисова Ксения в педагогическом на бюджетной основе, Гасымова Т. – железнодорожном на коммерческой основе. Рыжова А. – в СГАУ им. Вавилова – бухучёт на коммерческой основе. Мазилкина Ирина – ССЭУ –юридическое отделение – на коммерческой основе. Клементьева Татьяна - заочно в Казанском университете на отделении менеджмент и управление. Бредихина Анастасия – СГУ им. Чернышевского, отделение политологии. Назарова Виктория – СГАУ им. Вавилова, отделение – бухучёт. Как видим 5 из 9учащихся учатся на бюджетной основе.
Итак, первую жизненную планку они покорили, надеюсь, что все они закончат выбранные учебные заведения, получат профессию, и мне не придётся краснеть за их труд и жизненную позицию. |
|
|