|
В. Н. Толстова 2014г. Рассмотрена на заседании мо учителей естественно математического цикла Протокол ГБОУ СОШ с. Петровка УТВЕРЖДЕНА
Приказ от «___» ___2014г. №_________
Директор _______
В.Н.Толстова
«___» _______ 2014г. РАССМОТРЕНА
на заседании МО учителей
естественно-
математического цикла
Протокол «___» от «___» _____2014 г.
Председатель МО ____Н.Н. Арискина
«___» ________2014 г.
СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
________И.М.Гаршина
«___» ________2014 г.
Программа по внеурочной деятельности
В мире растений
название программы
Общеинтеллектуальное
направление внеурочной деятельности
Срок реализации программы 1 год для учащихся 6 класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Андриянова Н.А.
Ф.И.О.
учитель первой квалификационной категории
Подсолнечное, 2014 Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО, приказ № 373 от 6.10.2009 , ФГОС ООО приказ № 1897 от «17» декабря 2010 г., письмом министерства образования от 11.12.2006г. № 06-1844, Уставом ГБОУ СОШ с. Петровка и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.
Актуальность программы: Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Программа «В мире растений» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 6 класса.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. Место внеурочной деятельности «В мире растений» в учебном плане
Согласно учебному плану на проведение занятий «В мире растений» в 6-м классе выделяется 1час в неделю - всего 34 ч. Возраст детей 12 лет. Продолжительность одного занятия - 40 минут. Цели программы:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие. Формы и методы организации деятельности детей :
- индивидуальная;
- групповая;
- парная;
исследовательские задания,
игровые задания,
практикумы,
опытническая работа
систематические наблюдения
ролевые, дидактические, игры,
творческие задания, опыты,
практические работы,
создание экологических проектов,
экскурсии и прогулки в природу,
моделирование,
экологические акции,
гербаризация,
составление памяток.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности «В мире растений»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
Показатели в личностной сфере ребёнка:
развитие интереса к познанию мира природы;
осознание потребности к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
расширение сферы социально-нравственных представлений;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение норм и правил социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей;
Предметные результаты:
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности ;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Учебно-тематический план
№
| Содержание программы
| Количество часов
| Перечень универсальных действий учащихся
| Аудиторные
| Неаудиторных
| Мой край
| 3
| 4
|
| 1
| Экскурсия в парк «Осень в нашем поселке»
|
| 1
| развитие интереса к познанию мира природы,
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач,
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
| 2
| Растительный и животный мир области
| 1
|
| 3
| Основные экологические группы животных
| 1
|
| 4
| Основные экологические группы растений
| 1
|
| 5
| «Исчезающие растения и животные родного края»
(парный проект)
|
| 1
| 6-7
| Экскурсии в краеведческий музей с. Борское
|
| 2
| Вода – источник жизни
| 4
| 6
|
| 8
| Операция «Живи, родник, живи»
|
| 1
| готовность следовать нормам природоохранного нерасточительного здоровьесберегающего поведения;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира,
выявлять причинно-следственные связи
| 9
| Круговорот воды в природе
| 1
|
| 10
| Источники загрязнения воды
| 1
|
| 11
| Просмотр фильма «Вода – жизнь»
| 1
|
| 12
| Вода в жизни животных
| 1
|
| 13
| Вода в жизни растений
| 1
|
| 14-15
| «Вода в моем доме» (индивидуальный проект)
|
| 2
| 16
| Вода и здоровье человека
| 1
|
| 17
| Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»
|
| 1
| Солнце и свет в нашей жизни
| 6
| 1
|
| 18
| Солнце, Луна, звёзды – источники света
| 1
|
| способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
установка на здоровый образ жизни;
установление причинно-следственных связей;
| 19
| Отношение к свету и теплу различных животных
| 1
|
| 20
| Практическое занятие «Фенологические наблюдения за животными»
|
| 1
| 21
| Роль света в жизни растений
| 1
|
| 22
| Роль света в жизни человека
| 1
|
| 23
| Гигиена зрения.
| 1
|
| 24
| Сколько стоят свет и тепло
| 1
|
| Воздух и здоровье
| 1
| 3
|
| 25
| Воздух и здоровье человека
| 1
|
| овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде
| 26
| Источники загрязнения воздуха
|
| 1
| 27-28
| « Автотранспорт и воздух поселка»
(индивидуальный проект)
|
| 2
| Весенние работы
|
| 6
|
| 29-30
| Практическое занятие по подготовке почвы к посеву
|
| 2
| осознание места и роли человека в биосфере
| 31-33
| Практическое занятие по посадке растений и уход за ними
|
| 3
| 34
| Экологический десант по уборке школьной территории
|
| 1
| Итого: 34 часа
|
|
|
Календарно – тематическое планирование
№
|
Тема занятий
| Кол-во
часов
| Описание примерного содержания занятия
| Дата
проведения по плану
| Мой край
|
|
|
| 1
| Экскурсия в парк «Осень в нашем поселке»
| 1
| Беседа об осенних явлениях.
|
| 2
| Растительный и животный мир области
| 1
| Лекция о многообразии живого мира.
|
| 3
| Основные экологические группы животных
| 1
| Беседа об экологических группах живых организмов.
|
|
4
| Основные экологические группы растений
| 1
| Игра «Узнай – кто Я?»
|
| 5
| «Исчезающие растения и животные родного края»
(парный проект)
| 1
| Оформление буклетов.
|
| 6-7
| Экскурсии в краеведческий музей с. Борское
| 2
| Поездка в райцентр с. Борское. Место – краеведческий музей.
|
| Вода – источник жизни
|
|
|
| 8
| Операция «Живи, родник, живи»
| 1
| Уборка территории возле родника.
|
| 9
| Круговорот воды в природе
| 1
| Беседа о круговороте воды и его значении.
|
| 10
| Источники загрязнения воды
| 1
| Презентация «Антропогенный фактор загрязнения» (с комментариями)
|
| 11
| Просмотр фильма «Вода – жизнь»
| 1
| Видеоролик о роли воды.
|
| 12
| Вода в жизни животных
| 1
| Сообщения детей о значении воды для животных.
|
| 13
| Вода в жизни растений
| 1
| Сообщения учащихся о значении воды для растений.
|
| 14-15
| «Вода в моем доме» (индивидуальный проект)
| 2
| Рассказы учащихся об использовании воды и расходе.
|
| 16
| Вода и здоровье человека
| 1
| Лекция учителя.
|
| 17
| Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»
| 1
| Защита проектов – сообщения.
|
| Солнце и свет в нашей жизни
|
|
|
| 18
| Солнце, Луна, звёзды – источники света
| 1
| Лекция учителя об интересных фактах из жизни планет.
|
| 19
| Отношение к свету и теплу различных животных
| 1
| Беседа о роли света в жизни животных организмов.
|
| 20
| Практическое занятие «Фенологические наблюдения за животными»
| 1
| Оформление дневников наблюдений
|
| 21
| Роль света в жизни растений
| 1
| Беседа о роли света в жизни растений.
|
| 22
| Роль света в жизни человека
| 1
| Беседа о роли света в жизни человека.
|
| 23
| Гигиена зрения.
| 1
| Лекция о сохранении хорошего зрения.
|
| 24
| Сколько стоят свет и тепло
| 1
| Беседа об экономике.
|
| Воздух и здоровье
|
|
|
| 25
| Воздух и здоровье человека
| 1
| Беседа о вреде веществ содержащихся в воздухе.
|
| 26
| Источники загрязнения воздуха
| 1
| Презентация «Загрязнители воздуха» (с комментариями)
|
| 27-28
| « Автотранспорт и воздух поселка»
(индивидуальный проект)
| 2
| Рассказы учащихся.
|
| Весенние работы
|
|
|
| 29-30
| Практическое занятие по подготовке почвы к посеву
| 2
| Подготовка почвы и ящиков к посадке семян цветов.
|
| 31-33
| Практическое занятие по посадке растений и уход за ними
| 3
| Посадка семян на рассаду.
|
| 34
| Экологический десант по уборке школьной территории
| 1
| Уборка территории школы
|
| Итого: 34 часа
|
|
|
|
Содержание программы
6 класс (34 ч)
1. Мой край (7 ч)
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.
Вода – источник жизни (10 ч)
Вода в моём доме и в природе. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
3. Солнце и свет в нашей жизни (7 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.
4. Воздух и здоровье (4 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Источники загрязнения воздуха. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
5. Весенние работы (6 ч)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами.
Информационно – методическое обеспечение
Печатные пособия: тестовые работы, дидактические карточки.
Видео-, аудиоматериалы:
Компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).
Мультимедиапроектор.
Принтер лазерный.
Копировальный аппарат.
Экран на штативе или навесной (минимальные размеры 1,25 х 1,25).
Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CDR).
CD-диски по биологии, презентации (готовые и авторские), видеоролики о природе.
Цифровые ресурсы: ЭОР
Оборудование: гербарий, гербарные папки, набор таблиц по ботанике, набор таблиц по зоологии, Список литературы:
Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2/авт-сост. Е.А.Якушина и др. – Волгоград: Учитель. 2009.
Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах / авт.-сост. М.М.Бондарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2007.
Международные экологические акции в школе. 7-9 классы (Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления). / Авт.-сост. Г.А.Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2006.
Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В.А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005
Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы / авт.-сост. Т.Н.Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Предполагаемая результативность курса
характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа - три уровня:
1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия;
выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет, участие в конкурсах и др.);
|
|
|