РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ/с 2-х до 3-х лет/
Художественное творчество является важным моментом в формировании и развитии личности человека. Для формирования устойчивых художественных интересов большую роль играет раннее приобщение ребенка к искусству. Различные виды искусства, которые окружают малыша, с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни.
Детство – это важнейший этап в формировании художественной культуры.
В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности. Трехлетний ребенок - неутомимый деятель. Он постоянно что-то строит, с удовольствием клеит, лепит, рисует. Он активно исследует и познает то, что попадает ему на глаза и с чем можно практически манипулировать. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близки и естественны для ребенка-дошкольника такие виды деятельности, как: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятель-ность. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.
Рисуя, ребенок показывает мир таким, каким он его видит.
Творческая деятельность помогает маленькому человечку в процессе познания окружающего мира. Процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке часто большую роль играют чувства ребенка, в том числе эстетические. При передаче задуманного, ребенок ищет необходимые средства выражения, овладевая карандашами и красками. Искусство воспитывает незаметно, погружая ребенка в особое состояние, которое называют родственным вниманием к окружающему миру, ко всему простому, привычному, не сразу заметному и соразмерному маленькому художнику.
Впервые изобразительная деятельность появляется у ребенка чаще всего на втором году жизни, захватывает всех детей и к концу дошкольного возраста складывается в устойчивую, внутренне мотивированную изобразительную самодеятельность. Опыт работы с детьми с каждым годом все больше и больше убеждает в том, что нет детей, не способных к изобразительной деятельности. К творчеству способен каждый ребенок! Каждый по-своему талантлив. И, поскольку правильно построенная художественно-изобразительная деятельность приближается к игре, ребенку предоставляется возможность широкого выбора форм для самовыражения. В отличие от других видов творчества (музыка, пение, танец и т.д.), художественно-изобразительная деятельность имеет фиксированный результат в виде живописных, графических, декоративно-прикладных, скульптурных и других произведений. К этим продуктам творческой деятельности всегда можно обратиться. Рассмотреть самому, показать друзьям, наконец, сделать центром внимания многих людей на выставке. В этом случае поднимается социальная значимость успеха ребенка, формируется его уважительный интерес к себе.
Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. В дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью для ребенка просто необходимы. И задача взрослых помочь детям увидеть прекрасное, научиться понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Учитывая все факторы развития ребенка, специалисты пришли к выводу, что именно в этот период появляется и, возможно раз и навсегда исчезает, стремление постигать мир и себя. Природное желание ребенка узнавать новое постепенно сталкивается с педагогической схоластикой, с упрощенной и сухой подачей знаний об окружающих предметах и явлениях. У ребенка не реализуется одна из главных способностей этого возраста - эмпирическое, то есть чувственное познание мира. Если ребенок не приобретает живого непосредственного опыта, не переживает эмоций, связанных с приобретением этого опыта, он становится рабом уже сформированных суждений. Жизнь, данная в описаниях, снижает у ребенка интерес к ее явлениям. Постепенно заглушаются сенсорные способности, в дальнейшем ребенку становится затруднительно оперировать логическими и аналитическими категориями. Поэтому при подготовке и проведении совместной деятельности необходимо руководствоваться и знаниями по возрастной физиологии.
Особенностью детского рисунка является то, что он четко отражает этапы развития пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Первые детские рисунки, появляющиеся в раннем дошкольном возрасте, линейны. Примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайне малоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановке предпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают более правильными. Для успешного осуществления творчества в рисовании, лепке, аппликации необходимо овладение обобщенными приемами создания изображения, которые позволяют воплощать любое задуманное содержание. Если ребенок не получил соответствующих знаний, умений, навыков, это сковывает его самостоятельность. Если ребенок не может найти нужных способов, изобразить задуманное, он испытывает неуверенность в себе.
Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны час или два просидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то бормоча себе под нос, быстро заполняя изображениями людей, животных, домов, машин, деревьев большие листы бумаги. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Конечно, в самом начале этого долгого и интересного пути рисунок ребенка часто состоит из линий, черточек, каких-то, понятных только ему, загогулин. Но постепенно эти линии становятся, узнаваемы, приобретают форму, ранее задуманный образ. Сколько радости появляется на лице ребенка от осознания того, что он создал это САМ.
Желание ребенка к самостоятельности в этом возрасте, не всегда могут быть удовлетворены в силу того, что многое для него еще трудно сделать одному, без помощи. А рисовать самостоятельно он может и хочет. Занятия творчеством дают малышу свободу самовыражения, радость удовлетворения своей работой.
Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.
Искусство обладает удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека - на его ум, сердце, чувства и мысли. Общаясь с взрослым, ребенок открывает для себя новые чувства, их эмоциональные оттенки, впервые начинает переживать радость познания, тревогу за другого, гордость за свой успех. Каждый ребенок, передавая сюжет, вкладывает в него свои эмоции и представления. Известно, что эмоции играют важную роль в жизни человека и в осуществлении любой деятельности. Особенно велика эта роль в художественном творчестве. Те чувства, которые испытывает ребенок, умения и навыки, приобретаемые им в процессе занятий рисованием значимы для психического развития личности.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста испытывают потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, навыками и умениями. Благодаря этому они усваивают общественно-исторический опыт, накопленный человечеством именно в художественной сфере. Поэтому овладение навыками и умениями в различных видах изобразительной деятельности также способствует удовлетворению потребности ребенка в познании, в понимании действительности.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - писал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важна в дошкольном возрасте совместная изобразительная деятельность.
Первое знакомство ребенка с изобразительной деятельностью является начальной ступенью дальнейшего непрерывного образования художественной деятельности. Но можно ли ожидать, что каждый ребенок, взявший в руки карандаш, в будущем станет профессионалом? Скорее всего, нет. Не каждый прошедший «рисовальную школу», выбирает профессию художника или скульптора, но каждый становится творческой личностью, то есть приобретает умение думать и выражать свои мысли и чувства в достаточно оригинальной форме.
Главной задачей было и остается всестороннее развитие художественного вкуса ребенка, воспитание культурного человека на каждой ступени его развития. Ну а пока изобразительная деятельность интересна для ребенка-дошкольника потому, что удовлетворяет его потребности выражать полученные впечатления от окружающей жизни. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче его воображение, и вероятнее то, что, пока еще интуитивная, тяга к искусству впоследствии станет осмысленной. Рисование.
1. Рисовать дорожки.
2. Рисовать кружочки, (которые будут мячиками, яблочками, и т.д.).
3. Рисовать простые композиции – дождик, снег, травку, елочные украшения на елке.
4. Рисовать вертикальные и горизонтальные линии, (ниточки у шариков, стебли (палочки) у цветочков, ручки у лопаток, иголки у ежика, травку, узоры (произвольные) на чашках, ковриках, полотенцах).
5. Рисовать короткие и длинные линии.
6. Ближе к трем годам - раскрашивать картинки (некоторые преподаватели рисования против раскрашивания – они считают, что раскрашивание убивает творчество, так как ребенок не рисует самостоятельно, а работает по готовому шаблону). Решайте индивидуально - учить ребенка раскрашивать или нет.
7. Обращать внимание ребенка на выбор цвета для рисунка (травку рисуем зеленым цветом, лучики солнышка – желтым).
8. Рисовать палочкой на песке, манке, снегу.
9. Оставлять отпечатки красками при помощи штампиков, губки, ватных палочек, просто своими пальчиками.
10. Учиться рисовать красками (мыть и смачивать кисточку).
11. Рисовать пальчиковыми красками.
Лепка.
1. Раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями кистей рук (шарики и колбаски).
2. Отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями, пальцами.
3. Соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая, их друг к другу.
4. Просто играть с пластилином (свободное творчество).
5. Лепить комочки пластилина на бумагу (кормим курочку, капает дождик и т.п.).
6. Осваивать технику размазывания пластилина по бумаге.
7. Оставлять отпечатки на пластилине различными предметами.
8. Учиться отрезать пластилин пластмассовым ножичком. Аппликация.
1. Выполнять сюжетную аппликацию (тучка + капельки и т.д.) из 2 объектов.
2. Выполнять аппликацию объекта из 2 частей: домики (крыша +стена), грибочки (шляпка +ножка) и т.д.
3. Аппликация из ваты (изображать облака, снег, одуванчики, и т.д.).
4.Аппликация из скомканных комочков бумаги (сирень, облака и т. д.).
5. Аппликация из рваной бумаги (тучка, одуванчик и т.д.). |