Главная страница

Протокол № от 2015г. Руководитель мс дрозд Т. Н. Согласовано



Скачать 357.19 Kb.
НазваниеПротокол № от 2015г. Руководитель мс дрозд Т. Н. Согласовано
страница1/3
Дата12.03.2016
Размер357.19 Kb.
ТипПротокол
  1   2   3


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новониколаевская основная общеобразовательная школа

Рассмотрено

На заседании МС

протокол № __ от

__________2015г.

Руководитель МС

________ Дрозд Т.Н.

Согласовано

Заместитель директора по воспитательной работе

________________

Леонова М.Е.

Утверждаю:

приказ №___ от

_____________2015г.

Директор школы:

______ Макаренко С.А.

Рабочая программа

по курсу: «Расчётно-конструкторское бюро»

для 1,2,3,4 классов на 2015-2016 учебный год

Учитель: Погодина С.В.

с. Новониколаевка

2015г.
2.Пояснительная записка

Программа курса «Расчетно-конструкторское бюро» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Рабочая программа курса «Расчетно-конструкторское бюро» составлена на основе

программы внеурочной деятельности О.А. Захарова «Математика» (программа Перспективная начальная школа, часть 2 М.: Академкнига 2011г.)

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Основная цель программы - изучение окружающего мира математическими средствами.

Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли

Программа ориентирована на воспитанников 7-10 школьного возраста, сроком на 4 года.

Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия в год
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Форма организации внеурочной деятельности — кружок. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «математика», 2-4 классы).

Во 2-м классе учащимся предлагается принять участие в работе Расчётно-конструкторского бюро, организованного при научном клубе младших школьников «Мы и окружающий мир». Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования. Эта работа продолжается и в 3-4 классах.

Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.

Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.

Это программа занятий, которые служат продолжением уроков по математике и окружающему миру и предусматривают участие всех обучающихся.

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов

4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Основными формами образовательного процесса являются:
-практико-ориентированные учебные занятия;
-творческие мастерские;
-тематические конкурсы, выставки;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.


Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве ( коммуникативные УУД).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

- простое наблюдение;
- проведение математических игр;
- опросники;

-анкетирование;

-психолого-диагностические методики.


Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
-участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.


Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка;
- активность;
- аккуратность;
- творческий подход к знаниям;

- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.);
-собеседования (индивидуальное и групповое);
- опросников;
- тестирования;
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

3.Календарно-тематическое планирование 1класса


№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть

Практическая часть

1

03.09

Математика – это

интересно

1

Вводная беседа о математике

Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). Решение нестандартных задач.

2

10.09

Танграм: древняя

китайская

головоломка

1

Знакомство с понятием «танграм»

Изучение танграма.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

3

17.09

Путешествие точки

1

Знакомство с точкой и с правилами проведения графического диктанта

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов». Графический диктант.

4

24.09

Игры с кубиками

1




Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика).

5

01.10

Танграм: древняя китайская

головоломка

1

Знакомство с разбиением на части

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

6

08.10

Волшебная линейка

1

Сведения из истории математики: история возникновения линейки

Построение фигур с помощью линейки.

7

15.10

Праздник числа 10

1

Знакомство с правилами игры

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

8

22.10

Конструирование многоугольников

из деталей танграма


1

Понятие «многоугольник», «танграм»

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

9

29.10

Игра-соревнование «Весёлый

счёт»

1

Знакомство с правилами игры

Найти, показать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

10

12.11

Игры с кубиками

1




Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика.

11

19.11

ЛЕГО- конструкторы

1

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций.

Выполнение постройки по собственному замыслу.


12

26.11

ЛЕГО - конструкторы

1

13

03.12

Весёлая геометрия

1

Знакомство с понятием «геометрия».

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность

14

10.12

Математические игры

1

Знакомство с построением «математических» пирамид.

Построение «математических пирамид». «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10».

15

17.12

«Спичечный» конструктор

1

Знакомство с построением конструкции по заданному образцу.

Построение конструкции по заданному разбиению. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы по образцу.

16

24.12

«Спичечный конструктор»

1

17

14.01

Задачи-смекалки

1

Понятие «задача-смекалка»

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

18

21.01

Прятки с фигурами

1




Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». Работа в парах.

19

28.01

Математические игры

1

Знакомство с математическими играми

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».

20

04.02

Числовые головоломки

1

Знакомство с ребусами и судоку

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Работа в группах.

21

18.02

Числовые головоломки

1







22

25.02

Математическая карусель

1

Знакомство с математической каруселью

Работа в «центрах» деятельности. Решение головоломок и задач. Работа в группах.

23

03.03

Уголки

1

Знакомство с понятием «уголок»

Изучение фигур из 4, 5, 6, 7 уголков. Составление фигур из 4,5,6,7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

24

10.03

Игра в магазин


1

Знакомство с монетами.

Сложение и вычитание в пределах 20.

Сложение и вычитание в пределах 20.


25

17.03

Конструирование

фигур из деталей танграма

1

Знакомство с понятием «масштаб»

Составление с заданным разбиением на части; с частично с заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе.

26

31.03

Игры с кубиками

1




Изучение кубиков. Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика количество точек: 2,3,4,5,6,7, а на гранях второго –4,5,6,7,8,9.

27

07.04

Математическое путешествие

1

Знакомство с правилами математического путешествия.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй прибавляет 2; третий – вычитает 3; четвёртый – прибавляет 5. Ответы к 4-ем раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10-3=7 7+2=9 9-3=6 6+5=11 2-й раунд: 11-3=8. Работа в группах по 4 человека.

28

14.04

Математические игры

1

Знакомство с математическими играми: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Игры

29

21.04

Секреты задач

1

Знакомство с секретами задач.

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач

Работа в «центрах» деятельности. Решение задач

30

28.04

Секреты задач


1

31

05.05

Математическая

карусель

1




Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

32

12.05

Числовые головоломки

1




Изучение головоломок, судоку. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).


33

19.05

Числовые головоломки

1
  1   2   3