|
Протокол № от 2015г. Руководитель мс дрозд Т. Н. Согласовано
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новониколаевская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено
На заседании МС
протокол № __ от
__________2015г.
Руководитель МС
________ Дрозд Т.Н.
| Согласовано
Заместитель директора по воспитательной работе
________________
Леонова М.Е.
| Утверждаю:
приказ №___ от
_____________2015г.
Директор школы:
______ Макаренко С.А.
| Рабочая программа
по курсу: «Расчётно-конструкторское бюро»
для 1,2,3,4 классов на 2015-2016 учебный год
Учитель: Погодина С.В.
с. Новониколаевка
2015г. 2.Пояснительная записка
Программа курса «Расчетно-конструкторское бюро» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Рабочая программа курса «Расчетно-конструкторское бюро» составлена на основе
программы внеурочной деятельности О.А. Захарова «Математика» (программа Перспективная начальная школа, часть 2 М.: Академкнига 2011г.)
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Основная цель программы - изучение окружающего мира математическими средствами.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; -расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики; -учить правильно применять математическую терминологию; -развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; -уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли
Программа ориентирована на воспитанников 7-10 школьного возраста, сроком на 4 года.
Принципы программы: 1.Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. 2.Научность Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. 3.Системность Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). 4.Практическая направленность Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах. 5.Обеспечение мотивации Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. 6.Реалистичность С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия в год 7.Курс ориентационный Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. Форма организации внеурочной деятельности — кружок. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «математика», 2-4 классы).
Во 2-м классе учащимся предлагается принять участие в работе Расчётно-конструкторского бюро, организованного при научном клубе младших школьников «Мы и окружающий мир». Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования. Эта работа продолжается и в 3-4 классах.
Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.
Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.
Это программа занятий, которые служат продолжением уроков по математике и окружающему миру и предусматривают участие всех обучающихся.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Основными формами образовательного процесса являются: -практико-ориентированные учебные занятия; -творческие мастерские; -тематические конкурсы, выставки;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач; -участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -проектная деятельность -самостоятельная работа; -работа в парах, в группах; -творческие работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве ( коммуникативные УУД).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение; - проведение математических игр; - опросники;
-анкетирование;
-психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: - занятия-конкурсы на повторение практических умений, - занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы), - самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком), -участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее: - результативность и самостоятельную деятельность ребенка; - активность; - аккуратность; - творческий подход к знаниям;
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии; - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме: - игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.); -собеседования (индивидуальное и групповое); - опросников; - тестирования; - проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др. Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка. Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль осуществляется в формах: - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
3.Календарно-тематическое планирование 1класса
№ п/п
| Дата
| Тема учебного занятия
| Всего часов
| Содержание деятельности
| Теоретическая часть
| Практическая часть
| 1
| 03.09
| Математика – это
интересно
| 1
| Вводная беседа о математике
| Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). Решение нестандартных задач.
| 2
| 10.09
| Танграм: древняя
китайская
головоломка
| 1
| Знакомство с понятием «танграм»
Изучение танграма.
| Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
| 3
| 17.09
| Путешествие точки
| 1
| Знакомство с точкой и с правилами проведения графического диктанта
| Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов». Графический диктант.
| 4
| 24.09
| Игры с кубиками
| 1
|
| Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика).
| 5
| 01.10
| Танграм: древняя китайская
головоломка
| 1
| Знакомство с разбиением на части
| Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
| 6
| 08.10
| Волшебная линейка
| 1
| Сведения из истории математики: история возникновения линейки
| Построение фигур с помощью линейки.
| 7
| 15.10
| Праздник числа 10
| 1
| Знакомство с правилами игры
| Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
| 8
| 22.10
| Конструирование многоугольников
из деталей танграма
| 1
| Понятие «многоугольник», «танграм»
| Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
| 9
| 29.10
| Игра-соревнование «Весёлый
счёт»
| 1
| Знакомство с правилами игры
| Найти, показать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.
| 10
| 12.11
| Игры с кубиками
| 1
|
| Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика.
| 11
| 19.11
| ЛЕГО- конструкторы
| 1
| Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций.
| Выполнение постройки по собственному замыслу.
| 12
| 26.11
| ЛЕГО - конструкторы
| 1
| 13
| 03.12
| Весёлая геометрия
| 1
| Знакомство с понятием «геометрия».
| Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность
| 14
| 10.12
| Математические игры
| 1
| Знакомство с построением «математических» пирамид.
| Построение «математических пирамид». «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10».
| 15
| 17.12
| «Спичечный» конструктор
| 1
| Знакомство с построением конструкции по заданному образцу.
| Построение конструкции по заданному разбиению. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы по образцу.
| 16
| 24.12
| «Спичечный конструктор»
| 1
| 17
| 14.01
| Задачи-смекалки
| 1
| Понятие «задача-смекалка»
| Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
| 18
| 21.01
| Прятки с фигурами
| 1
|
| Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». Работа в парах.
| 19
| 28.01
| Математические игры
| 1
| Знакомство с математическими играми
| Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».
| 20
| 04.02
| Числовые головоломки
| 1
| Знакомство с ребусами и судоку
| Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Работа в группах.
| 21
| 18.02
| Числовые головоломки
| 1
|
|
| 22
| 25.02
| Математическая карусель
| 1
| Знакомство с математической каруселью
| Работа в «центрах» деятельности. Решение головоломок и задач. Работа в группах.
| 23
| 03.03
| Уголки
| 1
| Знакомство с понятием «уголок»
| Изучение фигур из 4, 5, 6, 7 уголков. Составление фигур из 4,5,6,7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.
| 24
| 10.03
| Игра в магазин
| 1
| Знакомство с монетами.
| Сложение и вычитание в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах 20.
| 25
| 17.03
| Конструирование
фигур из деталей танграма
| 1
| Знакомство с понятием «масштаб»
| Составление с заданным разбиением на части; с частично с заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе.
| 26
| 31.03
| Игры с кубиками
| 1
|
| Изучение кубиков. Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика количество точек: 2,3,4,5,6,7, а на гранях второго –4,5,6,7,8,9.
| 27
| 07.04
| Математическое путешествие
| 1
| Знакомство с правилами математического путешествия.
| Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй прибавляет 2; третий – вычитает 3; четвёртый – прибавляет 5. Ответы к 4-ем раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10-3=7 7+2=9 9-3=6 6+5=11 2-й раунд: 11-3=8. Работа в группах по 4 человека.
| 28
| 14.04
| Математические игры
| 1
| Знакомство с математическими играми: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
| Игры
| 29
| 21.04
| Секреты задач
| 1
| Знакомство с секретами задач.
| Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач
Работа в «центрах» деятельности. Решение задач
| 30
| 28.04
| Секреты задач
| 1
| 31
| 05.05
| Математическая
карусель
| 1
|
| Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.
| 32
| 12.05
| Числовые головоломки
| 1
|
| Изучение головоломок, судоку. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
| 33
| 19.05
| Числовые головоломки
| 1
| |
|
|