|
Урок русского языка
Урок русского языка
Для учащихся второго класса
12.01.2013
МБОУ ПРОГИМНАЗИЯ №2
Учитель начальных классов Нечепаева Светлана Анатольевна
Тема.
Способы проверки парных согласных.
Цель.
Научить детей разным возможностям проверки парных согласных в словах; умению выбирать нужный способ проверки или удобный для себя.
Учить работать в паре, в группе, распределяя задания для всех участников; регулировать соё поведение в зависимости от способов реализации поставленных задач.
Воспитывать способность взаимодействия с участниками работы; уважение к чужому труду; желание уважать людей любой профессии.
Оборудование.
Учебник «Русский язык» 2 класс Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; рабочие тетради по русскому языку; проектор, компьютер, презентация к уроку на заявленную тему.
Ход урока.
Оргмомент.
Запись числа в тетрадях, проверка отсутствия детей.
Проверка домашнего задания.
Упражнение №166 с. 110.
- Какое название сказки вы придумали? Прочитайте.
(Уж и ежи. Соревнование. Добежал первый. Обманщики. Пошутили!)
- Какие из названий подходят более точно? (Уж и ежи. Пошутили!)
- Какие правила вы услышали в названиях, которые мы оставили?
(Парные согласные на конце слов - ж, сочетания с шипящими - жи)
Чистописание.
На первой строке доске прописаны пары согласных: б – п; в – ф; г – к;
- Как можно продолжить этот ряд? (д – т; ж – ш)
На второй строке прописаны слова: ёж, корж, морж, стог, слог, круг
- Что объединяет эти слова? (На конце этих слов – парные согласные)
На третьей строке записано предложение с пропущенными буквами. Учитель просит прочесть предложение нескольких учеников, чтобы убедиться, что дети понимают смысл.
У . рины . етровны гото . обе . (У Ирины Петровны готов обед.)
- Почему слова Ирина Петровна пишутся с заглавной буквы? (Имя собственное)
- Какое правило в словах «готов» «обед»? (Парные согласные можно проверить. Обеды. Готовы.
Актуализация новых знаний учащихся.
- Что важно помнить при проверке парных согласных на конце слов? (Рядом с неясно звучащим согласным нужно поставить гласный. Для этого слово нужно изменить. Озвучить множественное число предметов, например)
- Сегодня мы попытаемся найти новые способы проверки парных согласных на конце слов.
С. 111 учебника Упр. №167. Давайте хором прочитаем словосочетания и послушаем согласные на конце слов.
- Как вы думаете, будет написание отличаться от звучания?
Физкультминутка.
Учитель просит детей встать около своего рабочего места. Давайте поиграем в игру «Слушаем внимательно!» Если вы услышите на конце слова, которое я буду произносить, парный согласный, то вы хлопаете в ладоши. Если парного согласного на конце нет, то вы подпрыгиваете на месте.
Поезд, игра, арбуз, клад;
Острый, клюв, сладкий, мёд;
Этаж, олень, шарф, шар;
Сказка, сказ, утюг, сон.
Новая тема.
1) Упр. № 167.
- Как проверить написание парных согласных на конце слов? Обратите внимание на образец. Устная работа и фиксирование в учебнике пропущенных букв.
2) Упр. №168.
- Прочитайте слова. На конце этих слов – парные согласные. Как их проверить? Посмотрите в образец. (Нет (кого, чего?)) – Это новый способ. Работа в тетради с комментированием в группах – 4 группы. У каждой по 5 слов. Дети по очереди записывают свои слова на доске каждый в свой столбик. Выигрывает команда, которая справится с заданием быстрее других и без ошибок. К доске выходят дети по решению руководителя группы.
Лебедь (нет кого?) лебедя, дед (нет кого?) деда,
овраг (нет чего?) оврага, сторож (нет кого?) сторожа,
голос (нет чего?) голоса, огород (нет чего?) огорода,
глаз (нет чего?) глаза, солдат (нет кого?) солдата,
самолёт (нет чего?) самолёта, груз (нет чего?) груза.
- Какие вопросы вы задавали? Чем они отличаются? (Предметы живые и неживые) – пропедевтика работы над существительными одушевлёнными и неодушевлёнными. (Технология опережающего обучения)
Закрепление изученного.
С. 112 «Шаги к умению» - самостоятельная работа по подведению итогам правила проверки парных согласных.
- Какой ещё способ правил проверки парных согласных вы заметили?
(Можно подобрать слово – родственник)
- Давайте поиграем: постарайтесь подобрать слова – родственники для моих слов и услышать там проверочное слово.
Снег – снеговой – снежный.
Вред – вредный – навредить.
Грязь – загрязнить – грязнуля.
Берег – береговушки – побережье.
Лёд – ледовый – ледяной.
Улов – ловить – переловить.
- Много ли слов для проверки можно подобрать? (Достаточно много)
Задание на дом.
С. 112, упр. №169 (разобрать способ выполнения задания с детьми.
Итог урока.
Назови способы проверки парных согласных на конце слов.
Один – много;
Задать вопрос: нет кого?
Подобрать проверочные слова – родственники.
(На каждое предложение дети приводят свой пример)
Спасибо за хорошую работу! |
|
|