Формирование проектно-исследовательских умений учащихся
в процессе обучения математике
И.А. Пруцкова
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Перевозская основная общеобразовательная школа»
Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, ее динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов, в том числе и математики, в полном объеме.
Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов [2].
Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Поиск средств и методов обучения для развития познавательных и творческих способностей школьников является важнейшей тенденцией современного образования. На наш взгляд, для учителя математики важно усвоение учащимися глубоких математических знаний, выходящих за пределы школьной программы. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умение работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы.
Придерживаемся традиционной классификации умений: организационные умения; информационные умения; коммуникативные умения; интеллектуальные умения. Последние включают проектно-исследовательские умения: постановка задачи, выдвижение гипотезы, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результатов деятельности [2].
В практике нашей работы постоянно используем технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения и информационно-коммуникационные технологии, уделяем внимание рефлексивной деятельности, что помогло органично включить метод проектно-исследовательской деятельности в общую систему работы. Данные технологии связывают общие идеи, они дополняют друг друга и не противоречат друг другу. Именно сочетание и использование вышеназванных технологий позволяет на уроке подготовить учащихся к проектной деятельности.
Структура формирования общих и специальных умений и навыков, приобщение школьников к началам проектно-исследовательской деятельности включает в себя урок, внеклассную работу и дополнительное образование. Формирование проектно-исследовательских умений строится на базе общеучебных умений, начинается с развития специальных навыков по предмету и надпредметных способов деятельности [8]. Поэтому важно определить, на каком уровне первоначально находятся учащиеся. Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.
В практике работы сложилось свое представление об этапах формирования проектно-исследовательских умений.
1-й этап - диагностический. Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений учащихся. Отслеживаю развитие общих учебных умений и навыков. В диагностические данные включаю умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умение работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих умений использую возможности урока. Делаю это с помощью наблюдения, срезовых работ с использованием стандартных и нестандартных заданий, а также с помощью таблицы самоанализа сформированности общих умений. По результатам такого анализа делаю вывод о готовности школьников участвовать в проектной деятельности на своем уровне.
2-й этап - практический. Непосредственный выход учащихся на проектный уровень. Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта. Информация доводится до учащихся в форме лекции или консультации. Даю теоретические знания, знакомлю с рекомендациями, привожу образцы примеров, соответствующих данному уровню самостоятельности. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов.
Выполнение проекта проходит на двух уровнях самостоятельности.
1-й уровень. Учащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном математическом или историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок. Скорее всего, носит исторический информационный характер. Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих математиках, об открытиях, интересных фактах.
Для направления деятельности учеников была разработана Памятка (приложение 1).
2-й уровень. Учащиеся самостоятельно изучают математический материал. Учитель является консультантом, по необходимости руководителем проектной деятельности. Тема проектной работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке обобщения и систематизации знаний. Создается компьютерная презентация. Параллельно отрабатываются необходимые умения на уроках информатики. Для этого проводится практикум по развитию специальных навыков работы в текстовом редакторе, редакторе формул, использование Word и Paint для построения геометрических чертежей, составление презентаций в Microsoft Power Point.
3-й этап - заключительный. Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляем, что дает проектно-исследовательская деятельность ученику и учителю, проводим рефлексию.
Реализованные в течение последних трех лет темы проектов:
5–7-й класс: «Великие Математики Древнего мира» (знакомство с великими математиками Древнего Мира; одна из задач - создание альбома по теме проекта);
8-й класс: «Теорема Пифагора вне школьной программы» (разнообразие способов доказательства теоремы); «Задания по теме «Квадратичная функция» на экзамене по математике в новой форме» (систематизация знаний по данной теме, подготовка к ГИА по математике);
9-й класс: «Орнаменты» (приложения к учебным темам: «Многоугольники» и «Движение»; одна из задач проекта – создание комплекта наглядных пособий по теме; проект включает творческие работы: «Удивительный мир симметрии», «Бордюры и паркеты»).
В настоящее время в стадии разработки находятся следующие проекты учащихся девятых классов: «Построение графиков функций, содержащих знаки абсолютных величин» (изучение и обобщение свойств функций без применения производной) и «Задачи с модулем и параметром» (повторение и обобщение модуля числа. Решение уравнений, неравенств с модулем и параметром). Необходимость более глубокого изучения данных разделов возникла ввиду того, что тема «Модуль» изучается в 6 классе, а дальше ей не уделяется должного внимания. Поэтому учащиеся не умеют решать уравнения и неравенства, а тем более строить графики, содержащие модуль. Тема «Задачи с параметром» вообще представлена в учебниках вскользь и вызывает наибольшие затруднения у школьников. Особенно это выявилось при подготовке девятиклассников к ГИА по математике. Очень важным, на наш взгляд, считаем то, в этом учебном году в нашей школе ведутся предпрофильные курсы в девятых классах по этим темам. В конце апреля девятиклассники будут защищать свои проекты.
Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
Использование метода наблюдения и метода анкетирования учащихся позволило сделать выводы о том, что проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к следующим результатам:
получают развитие общие умения учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения (постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата);
учащиеся закрепляют навыки работы в текстовом редакторе, редакторе формул, навыки построения чертежей геометрических фигур с помощью Word и Paint, графиков функций с помощью Exсel;
учащиеся получают представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы, учатся оформлять проекты в виде презентаций Power Point;
учащиеся видят определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта (наглядное пособие, тематический справочник, электронная презентация);
заметно вырастает познавательный интерес учащихся к предмету (с 42% в 2010 г. до 87 % в 2012 г.), понимание его практической направленности и важности (с 16% до 72%).
Проектно-исследовательская деятельность для учителя, на наш взгляд, – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной продуктивной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации. Использование современных технологий в комплексе позволяют добиться реальных результатов. В этой связи особо актуально звучат слова писателя Кларка «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!», которые можно считать девизом проектной деятельности в школе. Приложение 1
Памятка начинающему исследователю
Выбери тему исследования.
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Удачи!
Литература
Бернштейн Е.А., Попов Н.В. Задачи с параметром. - М.:ОЛВЗМШ, 2000
Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2008
Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре: 8-9. - М.: Просвещение, 2001
Горлицкая С. И. Метод проектов в информатизации образования - обзор и реализация.// Компьютерные инструменты в образовании. - 2001. - № 5
Гельдфан И. М. Функции и графики (основные приемы). - М.: Наука, 1997
Кухначев Ю. В., Носов Ю. Т. Учись применять математику. - М., 1977. (Серия «Знания»)
Лебедев В. Хусаинов Т. Проектная деятельность на уроках информационных технологий. // Информационные технологии в образовании. - 1997. - № 3
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. - 2000.- № 7
Интернет-ресурсы:
https://2berega.spb.ru/club/maths/blog/9019
https://it-n.ru/
https://um-razum.ru/
https://proshkolu.ru/ |