Главная страница


Формирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения математике И. А. Пруцкова муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Перевозская основная общеобразовательная школа»



Скачать 78.78 Kb.
НазваниеФормирование проектно-исследовательских умений учащихся в процессе обучения математике И. А. Пруцкова муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Перевозская основная общеобразовательная школа»
Дата27.02.2016
Размер78.78 Kb.
ТипЗадача

Формирование проектно-исследовательских умений учащихся

в процессе обучения математике

И.А. Пруцкова

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Перевозская основная общеобразовательная школа»

Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, ее динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов, в том числе и математики, в полном объеме.

Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов [2].

Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Поиск средств и методов обучения для развития познавательных и творческих способностей школьников является важнейшей тенденцией современного образования. На наш взгляд, для учителя математики важно усвоение учащимися глубоких математических знаний, выходящих за пределы школьной программы. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умение работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы.

Придерживаемся традиционной классификации умений: организационные умения; информационные умения; коммуникативные умения; интеллектуальные умения. Последние включают проектно-исследовательские умения: постановка задачи, выдвижение гипотезы, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результатов деятельности [2].

В практике нашей работы постоянно используем технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения и информационно-коммуникационные технологии, уделяем внимание рефлексивной деятельности, что помогло органично включить метод проектно-исследовательской деятельности в общую систему работы. Данные технологии связывают общие идеи, они дополняют друг друга и не противоречат друг другу. Именно сочетание и использование вышеназванных технологий позволяет на уроке подготовить учащихся к проектной деятельности.

Структура формирования общих и специальных умений и навыков, приобщение школьников к началам проектно-исследовательской деятельности включает в себя урок, внеклассную работу и дополнительное образование. Формирование проектно-исследовательских умений строится на базе общеучебных умений, начинается с развития специальных навыков по предмету и надпредметных способов деятельности [8]. Поэтому важно определить, на каком уровне первоначально находятся учащиеся. Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

В практике работы сложилось свое представление об этапах формирования проектно-исследовательских умений.

1-й этап - диагностический. Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений учащихся. Отслеживаю развитие общих учебных умений и навыков. В диагностические данные включаю умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умение работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих умений использую возможности урока. Делаю это с помощью наблюдения, срезовых работ с использованием стандартных и нестандартных заданий, а также с помощью таблицы самоанализа сформированности общих умений. По результатам такого анализа делаю вывод о готовности школьников участвовать в проектной деятельности на своем уровне.

2-й этап - практический. Непосредственный выход учащихся на проектный уровень. Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта. Информация доводится до учащихся в форме лекции или консультации. Даю теоретические знания, знакомлю с рекомендациями, привожу образцы примеров, соответствующих данному уровню самостоятельности. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов.

Выполнение проекта проходит на двух уровнях самостоятельности.

1-й уровень. Учащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном математическом или историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок. Скорее всего, носит исторический информационный характер. Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих математиках, об открытиях, интересных фактах.

Для направления деятельности учеников была разработана Памятка (приложение 1).

2-й уровень. Учащиеся самостоятельно изучают математический материал. Учитель является консультантом, по необходимости руководителем проектной деятельности. Тема проектной работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке обобщения и систематизации знаний. Создается компьютерная презентация. Параллельно отрабатываются необходимые умения на уроках информатики. Для этого проводится практикум по развитию специальных навыков работы в текстовом редакторе, редакторе формул, использование Word и Paint для построения геометрических чертежей, составление презентаций в Microsoft Power Point.

3-й этап - заключительный. Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляем, что дает проектно-исследовательская деятельность ученику и учителю, проводим рефлексию.

Реализованные в течение последних трех лет темы проектов:

5–7-й класс: «Великие Математики Древнего мира» (знакомство с великими математиками Древнего Мира; одна из задач - создание альбома по теме проекта);

8-й класс: «Теорема Пифагора вне школьной программы» (разнообразие способов доказательства теоремы); «Задания по теме «Квадратичная функция» на экзамене по математике в новой форме» (систематизация знаний по данной теме, подготовка к ГИА по математике);

9-й класс: «Орнаменты» (приложения к учебным темам: «Многоугольники» и «Движение»; одна из задач проекта – создание комплекта наглядных пособий по теме; проект включает творческие работы: «Удивительный мир симметрии», «Бордюры и паркеты»).

В настоящее время в стадии разработки находятся следующие проекты учащихся девятых классов: «Построение графиков функций, содержащих знаки абсолютных величин» (изучение и обобщение свойств функций без применения производной) и «Задачи с модулем и параметром» (повторение и обобщение модуля числа. Решение уравнений, неравенств с модулем и параметром). Необходимость более глубокого изучения данных разделов возникла ввиду того, что тема «Модуль» изучается в 6 классе, а дальше ей не уделяется должного внимания. Поэтому учащиеся не умеют решать уравнения и неравенства, а тем более строить графики, содержащие модуль. Тема «Задачи с параметром» вообще представлена в учебниках вскользь и вызывает наибольшие затруднения у школьников. Особенно это выявилось при подготовке девятиклассников к ГИА по математике. Очень важным, на наш взгляд, считаем то, в этом учебном году в нашей школе ведутся предпрофильные курсы в девятых классах по этим темам. В конце апреля девятиклассники будут защищать свои проекты.

Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.

Использование метода наблюдения и метода анкетирования учащихся позволило сделать выводы о том, что проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, приводит к следующим результатам:

  • получают развитие общие умения учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения (постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата);

  • учащиеся закрепляют навыки работы в текстовом редакторе, редакторе формул, навыки построения чертежей геометрических фигур с помощью Word и Paint, графиков функций с помощью Exсel;

  • учащиеся получают представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы, учатся оформлять проекты в виде презентаций Power Point;

  • учащиеся видят определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта (наглядное пособие, тематический справочник, электронная презентация);

  • заметно вырастает познавательный интерес учащихся к предмету (с 42% в 2010 г. до 87 % в 2012 г.), понимание его практической направленности и важности (с 16% до 72%).

Проектно-исследовательская деятельность для учителя, на наш взгляд, – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной продуктивной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации. Использование современных технологий в комплексе позволяют добиться реальных результатов. В этой связи особо актуально звучат слова писателя Кларка «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!», которые можно считать девизом проектной деятельности в школе.
Приложение 1

Памятка начинающему исследователю

  • Выбери тему исследования.

  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

  • Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

  • Сделай выводы.

  • Оформи результаты своей работы.

  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Удачи!

Литература

  1. Бернштейн Е.А., Попов Н.В. Задачи с параметром. - М.:ОЛВЗМШ, 2000

  2. Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2008

  3. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре: 8-9. - М.: Просвещение, 2001

  4. Горлицкая С. И. Метод проектов в информатизации обра­зования - обзор и реализация.// Компьютерные инструменты в об­разовании. - 2001. - № 5

  5. Гельдфан И. М. Функции и графики (основные приемы). - М.: Наука, 1997

  6. Кухначев Ю. В., Носов Ю. Т. Учись применять математику. - М., 1977. (Серия «Знания»)

  7. Лебедев В. Хусаинов Т. Проектная деятельность на уро­ках информационных технологий. // Информационные техноло­гии в образовании. - 1997. - № 3

  8. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во вне­урочной деятельности. // Народное образование. - 2000.- № 7

  9. Интернет-ресурсы:

https://2berega.spb.ru/club/maths/blog/9019

https://it-n.ru/

https://um-razum.ru/

https://proshkolu.ru/