Главная страница

Протокол № от 2013г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр мбоу обсш



НазваниеПротокол № от 2013г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр мбоу обсш
страница1/5
Дата27.08.2016
Размер0.59 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5

«Согласовано»

Руководитель МО

______________________
Протокол № ___ от

«____»___________2013г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ ОБСШ

Бекетова Н.Г
«____»____________2013 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ ОБСШ

Тимкина С.Б.
Приказ № ___

от «___»____2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
по предмету «Литература»
в 6 «б» классе


Учитель: Вашкевич Олеся Дмитриевна

Пояснительная записка
Данная программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, опреде­ленных федеральным компонентом, и составлена на осно­ве обязательного минимума содержания основных образо­вательных программ (литература), а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы», авторы : Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. Программа рассчитана на реализацию за 102 часа (3 часа в неделю) в общеобразовательной школе по учебнику:

  • Литература. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. 6 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. - Москва: Вентана-Граф, 2013.

В учебник вошли произведения разных жанров отечественной и зарубежной литературы.

Цель учебника – развитие умений анализа художественного текста, определение темы, идеи, проблематики произведения, характеристики основных героев. Основная теоретико-литературная и методическая идея данного учебника – осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов. Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей.

Методическая часть программы ориентирована на формирование умений, на­выков и способов деятельности, рекомендованных стан­дартами.

В программе определены основные цели и задачи лите­ратурного образования:

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-лите­ратурных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художествен­ных произведений;

  • развитие читательской культуры, образного и анали­тического мышления, творческого воображения;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

  • воспитание духовно развитой личности, формирова­ние гражданского сознания, чувства патриотизма и толе­рантности к многообразию культур.

Для достижения целей и выполнения поставленных за­дач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, раз­витие и совершенствование двух основных видов компе­тенции: познавательной и деятельностной.

Отбор, распределение учебного материала и организа­ция учебного процесса обусловлены конкретными задача­ми по формированию указанных компетенций на каждом этапе обучения с учетом взаимосвязи как этапов обучения, так и их основных конституирующих факторов (возрастные психофизиологические характеристики учащихся; место литературы в общеобразовательном контексте; социаль­но-культурные условия жизни). В программе под этапом обучения понимается один учебный год.

Учебная стратегия каждого этапа обучения предполага­ет три ракурса:

  • развитие и совершенствование знаний, умений и на­выков, приобретенных на предыдущем этапе;

  • формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений, навыков;

  • учет в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.

Основным условием выполнения программы является создание, поддержание и развитие мотивации обучения, в основе которой лежит познавательный интерес, форми­рующийся последовательно и градационно.

Программа в 6 классе (с 5 по 8 класс) намеренно строится не по хро­нологическому принципу, так как учащиеся еще не владеют необходимым объемом знаний по истории; в основу поло­жен деятельностный принцип.

Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5-8 классах способствует созда­ние проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформирован­ных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятель­ный анализ явления. Именно поэтому в названии каждого тематического раздела программы 5-8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие. Читая и анали­зируя предложенные программой тексты литературных произведений, учащиеся под руководством учителя после­довательно проходят путь совместного поиска решения поставленной проблемы.

В основу каждого этапа заложена определенная теоре­тико-литературная и методическая идея:

  1. класс — осознание природы художественного образа;

  1. класс — осознание специфики содержания художест­венного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных компонентов;

  2. класс — представление о пафосе как об эмоциональ­но-смысловой доминанте произведения;

  3. класс — наблюдение над коммуникативно-прагмати­ческой направленностью произведения, проявляющейся в системе отношений автор — читатель;

Цели и задачи каждого этапа формирования познава­тельной компетенции достигаются при осознании и усвое­нии актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих.

Понятийный аппарат включает в себя:

  1. класс — искусство, литература, слово; художествен­ный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства худо­жественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербо­ла, аллегория);

  2. класс — тема, проблематика; содержание и форма ли­тературного произведения; идея; сюжет, жанр; литератур­ный герой, персонаж, лирический герой; проза и поэзия, основы стихосложения;

  3. класс — роды и жанры литературы; пафос, виды пафо­са; конфликт; композиция; этапы развития действия (экспо­зиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);

  4. класс — система образов; тип, характер; образ авто­ра, автор-повествователь; авторская позиция; деталь, символ;

В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.

Формирование деятельностной компетенции достига­ется учащимися в процессе овладения определенными уме­ниями в ходе изучения литературы.
Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических, проектных работ, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, практических работ, написание сочинений, задания с развернутым ответом на вопрос, выполнение проектных заданий, решение кроссвордов.

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся

Балл «5» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах, последние выполняет уверенно и аккуратно.

Балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.

Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений.

Балл «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся только на уровне представлений и элементарных понятий.

Балл «2» ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но всё же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.

Балл «1» ставится, когда у ученика отсутствуют представления об изученном материале, обязательный уровень учебной программы не усвоен, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
Предполагаемые результаты изучения предмета «Литература»:

Личностные результаты:

  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности,

  • воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

Метапредметные результаты выпускников основной школы проявляются в:

  • Умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

  • Умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;

- итоговый (за полугодие/ учебный год): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

На уроке литературы рекомендуется проверять следующие виды деятельности:

  • восприятие;

  • истолкование;

  • оценку литературных произведений;

  • различные типы речевых высказываний


Учебно-тематический план


п/п

Наименования разделов,

тем

Количество часов

В том числе на:

Аудиторные занятия

Аудиторные сочинения

Внеклассное чтение

Контрольные работы

НРК

1

Литература как искусство слова

1

1













2

Как появилась поэзия и проза

22
















2.1.

Истоки и вершины

9

8




1







2.2.

Классические образцы поэзии и прозы

13

12




1







3

О чём и о ком рассказывает литературное произведение

26
















3.1

Герой литературного произведения

16

15




1







3.2

Тема литературного произведения

10

8




1

1




4

Литература: мир вопросов и ответов

50
















4.1

Как человек понимает мир и себя

8

8













4.2

Как отражается таинственное в судьбе человека

7

6




1







4.3

Как человек относится к людям и ко всему живому

20

15

4

1







4.4

«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения

15

11

2

1

1




5

Резерв

3
















ИТОГО:




102

87

6

7

2




Содержание тем курса

6 класс (102 часа)
Литература как искусство слова — 1 час. Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «ком­позиция». Первичное представление о жанрах.

Как появилась поэзия и проза.

Истоки и вершины.

Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования – 1 час.

Песня — 2 часа. Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и ли­рическое. Слово и ритм.

Былина «Садко» — 2 часа. Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.

НРК «Северные былины»- 2 часа

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»2 часа. Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои.
Внеклассное чтение. И.А.Бунин. Былина «Святогор и Илья» - 1 час.
Классические образцы поэзии и прозы.

Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа – 1 час.

А.С Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение «Зимнее утро»1 час.

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворения «Парус», «Утес»2 часа. Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэти­ческий мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж.

А.С. Пушкин. Слово о писателе. Повесть «Дубровский»7 часов. Историческое время. Особенности сюже­та и проблематики. Образы главных героев, их сопоставле­ние. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика.
Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. «Юность» (гл. XIV «Я проваливаюсь») — 1 час

О чем и о ком рассказывает литературное произведение.

Герой литературного произведения.

Понятие о теме, герое, сюжете в литературном произведении – 1 час.

А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел» 4 часа. Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы глав­ных героев. Особенности композиции.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Повесть «Тупейный художник» — 4 часа. Историческое время. Главные герои. Осо­бенности сюжета. Смысл финала.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» - 4 часа. Истинная красота и сила человека. Жилин и Костылин. Образ Дины. Тема узничества.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Человек в футляре»2 часа. Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация. Особенности повествования. Роль де­тали. Аллегория. Символ.
Внеклассное чтение. Ю.С. Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня»1 час
  1   2   3   4   5