|
Протокол № от 2013г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр мбоу обсш «Согласовано»
Руководитель МО
______________________ Протокол № ___ от
«____»___________2013г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ ОБСШ
Бекетова Н.Г «____»____________2013 г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ ОБСШ
Тимкина С.Б. Приказ № ___
от «___»____2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по предмету «Литература» в 6 «б» классе
Учитель: Вашкевич Олеся Дмитриевна
Пояснительная записка Данная программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определенных федеральным компонентом, и составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ (литература), а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы», авторы : Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. Программа рассчитана на реализацию за 102 часа (3 часа в неделю) в общеобразовательной школе по учебнику:
Литература. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. 6 класс / Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.А.Ерохина. - Москва: Вентана-Граф, 2013.
В учебник вошли произведения разных жанров отечественной и зарубежной литературы.
Цель учебника – развитие умений анализа художественного текста, определение темы, идеи, проблематики произведения, характеристики основных героев. Основная теоретико-литературная и методическая идея данного учебника – осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов. Вопросы и задания к художественным и учебным текстам нацелены на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей.
Методическая часть программы ориентирована на формирование умений, навыков и способов деятельности, рекомендованных стандартами.
В программе определены основные цели и задачи литературного образования:
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;
развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.
Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.
Отбор, распределение учебного материала и организация учебного процесса обусловлены конкретными задачами по формированию указанных компетенций на каждом этапе обучения с учетом взаимосвязи как этапов обучения, так и их основных конституирующих факторов (возрастные психофизиологические характеристики учащихся; место литературы в общеобразовательном контексте; социально-культурные условия жизни). В программе под этапом обучения понимается один учебный год.
Учебная стратегия каждого этапа обучения предполагает три ракурса:
развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных на предыдущем этапе;
формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений, навыков;
учет в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.
Основным условием выполнения программы является создание, поддержание и развитие мотивации обучения, в основе которой лежит познавательный интерес, формирующийся последовательно и градационно.
Программа в 6 классе (с 5 по 8 класс) намеренно строится не по хронологическому принципу, так как учащиеся еще не владеют необходимым объемом знаний по истории; в основу положен деятельностный принцип.
Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5-8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Именно поэтому в названии каждого тематического раздела программы 5-8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие. Читая и анализируя предложенные программой тексты литературных произведений, учащиеся под руководством учителя последовательно проходят путь совместного поиска решения поставленной проблемы.
В основу каждого этапа заложена определенная теоретико-литературная и методическая идея:
класс — осознание природы художественного образа;
класс — осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных компонентов;
класс — представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения;
класс — наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, проявляющейся в системе отношений автор — читатель;
Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих.
Понятийный аппарат включает в себя:
класс — искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория);
класс — тема, проблематика; содержание и форма литературного произведения; идея; сюжет, жанр; литературный герой, персонаж, лирический герой; проза и поэзия, основы стихосложения;
класс — роды и жанры литературы; пафос, виды пафоса; конфликт; композиция; этапы развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);
класс — система образов; тип, характер; образ автора, автор-повествователь; авторская позиция; деталь, символ;
В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.
Формирование деятельностной компетенции достигается учащимися в процессе овладения определенными умениями в ходе изучения литературы. Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических, проектных работ, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, практических работ, написание сочинений, задания с развернутым ответом на вопрос, выполнение проектных заданий, решение кроссвордов.
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся
Балл «5» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах, последние выполняет уверенно и аккуратно.
Балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.
Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений.
Балл «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую находятся только на уровне представлений и элементарных понятий.
Балл «2» ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но всё же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
Балл «1» ставится, когда у ученика отсутствуют представления об изученном материале, обязательный уровень учебной программы не усвоен, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки. Предполагаемые результаты изучения предмета «Литература»:
Личностные результаты:
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)
Метапредметные результаты выпускников основной школы проявляются в:
Умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения своей позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
Умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;
- итоговый (за полугодие/ учебный год): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
На уроке литературы рекомендуется проверять следующие виды деятельности:
восприятие;
истолкование;
оценку литературных произведений;
различные типы речевых высказываний
Учебно-тематический план
№ п/п
| Наименования разделов,
тем
| Количество часов
| В том числе на:
| Аудиторные занятия
| Аудиторные сочинения
| Внеклассное чтение
| Контрольные работы
| НРК
| 1
| Литература как искусство слова
| 1
| 1
|
|
|
|
| 2
| Как появилась поэзия и проза
| 22
|
|
|
|
|
| 2.1.
| Истоки и вершины
| 9
| 8
|
| 1
|
|
| 2.2.
| Классические образцы поэзии и прозы
| 13
| 12
|
| 1
|
|
| 3
| О чём и о ком рассказывает литературное произведение
| 26
|
|
|
|
|
| 3.1
| Герой литературного произведения
| 16
| 15
|
| 1
|
|
| 3.2
| Тема литературного произведения
| 10
| 8
|
| 1
| 1
|
| 4
| Литература: мир вопросов и ответов
| 50
|
|
|
|
|
| 4.1
| Как человек понимает мир и себя
| 8
| 8
|
|
|
|
| 4.2
| Как отражается таинственное в судьбе человека
| 7
| 6
|
| 1
|
|
| 4.3
| Как человек относится к людям и ко всему живому
| 20
| 15
| 4
| 1
|
|
| 4.4
| «Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения
| 15
| 11
| 2
| 1
| 1
|
| 5
| Резерв
| 3
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
| 102
| 87
| 6
| 7
| 2
|
| Содержание тем курса
6 класс (102 часа) Литература как искусство слова — 1 час. Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах.
Как появилась поэзия и проза.
Истоки и вершины.
Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования – 1 час.
Песня — 2 часа. Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм.
Былина «Садко» — 2 часа. Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.
НРК «Северные былины»- 2 часа
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — 2 часа. Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои. Внеклассное чтение. И.А.Бунин. Былина «Святогор и Илья» - 1 час. Классические образцы поэзии и прозы.
Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа – 1 час.
А.С Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение «Зимнее утро» — 1 час.
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворения «Парус», «Утес» — 2 часа. Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж.
А.С. Пушкин. Слово о писателе. Повесть «Дубровский» — 7 часов. Историческое время. Особенности сюжета и проблематики. Образы главных героев, их сопоставление. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика. Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. «Юность» (гл. XIV «Я проваливаюсь») — 1 час
О чем и о ком рассказывает литературное произведение.
Герой литературного произведения.
Понятие о теме, герое, сюжете в литературном произведении – 1 час.
А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел» — 4 часа. Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы главных героев. Особенности композиции.
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Повесть «Тупейный художник» — 4 часа. Историческое время. Главные герои. Особенности сюжета. Смысл финала.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» - 4 часа. Истинная красота и сила человека. Жилин и Костылин. Образ Дины. Тема узничества.
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Человек в футляре» — 2 часа. Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация. Особенности повествования. Роль детали. Аллегория. Символ. Внеклассное чтение. Ю.С. Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня» — 1 час
|
|
|