|
Выступление на педсовете «Подготовка к егэ» Выступление на педсовете « Подготовка к ЕГЭ»
Нужно сразу сказать, что я не считаю главной целью преподавания обществознания в школе подготовку к ЕГЭ. Если бы эта подготовка была главным делом учителя, то учительский труд стал бы неинтересным и, по-моему, даже не нужным. Мало того, практика показывает, что даже при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену и при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдачи ЕГЭ (вызванной, как правило, возможностью поступить в нужный вуз), результат не будет высоким, если у ребёнка нет интереса к предмету. Формирование такого интереса – это совершенно другая, отдельная тема.
Практика последних лет показывает, что значительное число учащихся 10 – 11 классов настроено сдавать обществознание как один из предметов, необходимых для поступления в ВУЗ. Однако не все школьники заранее осознанно выбирают ту специализацию или то учебное заведение, в которое потребуется сертификат с набранными по обществознанию баллами. Такая массовая популярность обществознания объясняется ещё и тем, что дети сдают предмет «на всякий случай», «вдруг оказалось, что его нужно сдавать», «потому что он самый лёгкий» и т.п. Такой несерьёзный подход к предмету во многом объясняет средний уровень результатов в регионе и на муниципальном уровне. В школах регулярно проводятся опросы среди учащихся старших классов в отношении тех предметов по выбору, которые они намерены сдавать, но, как правило, тех, кто серьёзно занят подготовкой к ЕГЭ, единицы. Остальные, уверенные в «своих знаниях» рассчитывают на везение, удачу, на то, что «в том году все сдали, и я сдам». «Сдав» с выпускниками несколько ЕГЭ по обществознанию, накопив некоторый опыт, могу сказать, что без правильно и чётко выстроенной системы подготовки к экзамену в нынешних условиях не обойтись. И речь не идёт о дополнительных занятиях, которые учитель тратит на подготовку к ЕГЭ, не о консультациях по предмету, не о наращиваемой к маю интенсификации работы с учащимися, а о системе, которая должна сложиться буквально с начального курса преподавания обществознания. Дети должны быть приучены работать на уроках, а главное – на сампо. Расскажу, как лично я представляю себе этот процесс:
Во-первых, школьники сразу должны усвоить, что обществознание – это один из самых сложных предметов в школьной программе. Он включает в себя сразу несколько учебных дисциплин, рассматривает разные стороны быстроменяющейся жизни общества. Изучать его сложно ещё и потому, что общество познаёт само себя, на ряд проблем существует несколько точек зрения, различные подходы и авторские позиции. С первых уроков дети должны усвоить, что это серьёзный предмет, который требует серьёзного подхода. Во-вторых, обществоведческие дисциплины наполнены сложной терминологией, без знания которой, невозможно сдать ЕГЭ с высокими показателями. Значит, нужно так организовать работу, чтобы дети постоянно тренировали свою память и учились грамотно манипулировать терминологией. Для этого существует масса приёмов и методов: начиная от ведения терминологической работы, поурочной работы с карточками, заданиями на сопоставление понятий и определений, словарными диктантами, работой у доски на знание понятий, заканчивая терминологическим лото, играми и пр. Важно отметить, что практически 90% успеха сдачи ЕГЭ заложены в знании и правильном применении понятийного аппарата. Здесь же дети должны учиться пользоваться терминами, составлять предложения с ними и приводить примеры (термин «социальная мобильность» - «Существует вертикальная и горизонтальная социальная мобильность» - «Выходец из простой крестьянской семьи Г.К. Жуков стал маршалом Советского Союза – пример вертикальной социальной мобильности»). В-третьих, учитель должен оперировать разработанным дидактическим аппаратом. Если на уроках и на сампо воспитанники не работают с тематическими заданиями, с заданиями на повторение материала, с текстовыми документами, с учебником, в конце концов, то рассчитывать на высокую результативность нельзя. Сегодня существует масса дидактической литературы, сборники задач, типовых экзаменационных вариантов под редакцией различных специалистов. Интересные методические разработки выложены учителями-предметниками в Интернет (например, «Как написать эссе»). Вариантов использования такой базы очень много, но все они должны быть направлены на решение двух задач – 1) закрепление и неоднократный повтор пройденного, самостоятельную работу учащихся по изучению нового материала, наращивание обществоведческих знаний, расширение кругозора и т.д.; 2) отрабатыванию навыков заполнения КИМа, умения правильно выполнять задание, видеть его нюансы (т.к. замечено, что многие затрудняются привести примеры или составить предложения с данным определением. Или не видят, что по тексту необходимо выписать три признака какого-либо явления и привести три примера и пр.). Важно и то, что подобные задания обязательно должны разрабатываться для выполнения учащимися самостоятельно. В идеале если такие дидактические разработки накоплены по каждой теме, но, если их нет, то можно составить домашний тренинг на основе нескольких обществоведческих тем, близких по характеру. Причём учитель сам решает, какое время дать школьникам на выполнение задания (от нескольких дней до двух недель, особенно если вы работаете на перспективу, на опережение). Бывает, что тема настолько обширна, что рассмотреть её полностью на уроке не представляется возможным, ускользают тонкости, детали. Помочь в ликвидации пробелов может такая тематическая карточка, разработанная по тексту параграфа и с практическими заданиями к нему. Школьники в массе своей, к сожалению, не систематически готовятся к урокам, часто открывают учебники только на переменах перед занятием, а такой подход, приправленный регулярной требовательностью учителя, гарантирует хотя бы то, что книга прорабатывается дома. Задачу можно усложнить, добавив в карточки материал, который встречается в олимпиадных заданиях. Моя практика работы показывает, что 95% учащихся стараются выполнить работу по карточкам (особенно если работают в самой карточке. Одновременно у педагога решается проблема с накопляемостью оценок по предмету, их много и они реально отражают степень подготовленности ребёнка и усвоенности материала по какой-либо тематике. Учитель должен точно представлять себе уровень каждого учащегося. Как ни банально это звучит, но личностный индивидуальный подход в подборке заданий, в подготовке к ЕГЭ должен непременно соблюдаться педагогом. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся решат заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.
Очень важно, чтобы воспитанники усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.
За 2-3 месяца перед экзаменом напряжённость подготовки должна, по-видимому, достигать своего пика. В это время учащиеся должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем.
Одна из особенностей ЕГЭ по обществознанию – необходимость написания эссе. Готовить к эссе можно так. После прохождения некоторых тем учащимся предлагаю домашнее задание: написать эссе по одному из нескольких предложенных высказываний. Высказывания подбираю так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превратится в интересный способ закрепления материала. Следующий урок начинается с того, что 1-2 учащихся зачитывают перед классом свои эссе. Учитель, основываясь на установленных критериях оценки, вслух разбирает выступления и оценивает их (к разбору эссе можно привлечь и учащихся). Критерий оценки учителя должен примерно совпадать с критерием оценки эссе на ЕГЭ. Возможность написать эссе в классе предоставляется учащимся во время контрольных работ на основе ЕГЭ, которые провожу после изучения каждого раздела. Таковы, общие правила. Остаётся добавить, что их использование проверено на практике и принесло в последние несколько лет неплохие результаты.
Наряду с традиционными методами обучения, активно применяю интерактивные методы, которые вызывают необходимость эффективного взаимодействия в команде. При прохождении экономических тем, вызывающих большое количество затруднений у старшеклассников, в ходе урока «Спрос и предложение. Равновесная цена» учащиеся разбиваются на две команды, оценивает их работу экспертная группа. Каждая команда получает кейс, реальную жизненную ситуацию. Ее описание одновременно отражает не только практическую проблему, но и актуализирует полученный ранее комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Сложность в том, что готовые кейсы как сопровождение школьного курса не встречаются. Приходится педагогу разрабатывать их самостоятельно. Это требует больших временных затрат учителя, но учащимся позволяет проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Разбор ситуаций развивает навыки анализа и критического мышления, подводит к демонстрации различных позиций и точек зрения, формирует навыки оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности. При изучении темы «Формы собственности» проводится деловая игра, которая позволяет не только закрепить знания по теме, но и актуализировать еще несколько тем «Издержки. Затраты», «Прибыль. Выручка». Суть игры в том, что в течение урока десятиклассники (3-4 группы по 7-8 человек) создают фирму, выбрав определенную форму собственности, определяют виды деятельности фирмы, создают Устав организации, распределяют должности. Домашнее задание: доработать проект своей фирмы, создать рекламную презентацию, рассчитать валовые издержки при выпуске продукции, выручку, полученную от реализации товара и прибыль фирмы в конце года. На следующем занятии проводится презентация организаций, определение их жизнеспособности. По условию в презентации своего проекта участвует вся команда. В течение нескольких минут каждый член команды в рамках своей должности представляет свою область в деятельности: финансы, общее управление, реклама и продвижение товара, юридическая поддержка. Это гарантирует, сведению к минимуму риска того, что кто-то из школьников останется безучастным к деятельности, отсидится в сторонке. Последние 3 минуты выступления команда отвечает на вопросы одноклассников, защищая свое детище. В итоге выбирается наиболее конкурентоспособный проект.
Считаю, что необходимо максимально использовать урок при подготовке к ЕГЭ. Уделять большое внимание самостоятельной работе учащихся с учебником.
Известно, что читающих детей с развитым речевым аппаратом, с богатой лексикой, с умением связно и легко излагать свои мысли становится всё меньше. Точнее - их сейчас подавляющее меньшинство. Нынешнее поколение школьников не читающее, а «играющее», увлечённое Интернетом, играми, социальными сетями и т.д. Сложно работать с детьми, которым зачастую приходится объяснять смысл часто употребляемых понятий, выражений и словосочетаний. С другой стороны, у них появилось больше возможностей по поиску нужной информации, а значит, учитель может больше использовать проблемно-поисковые методы работы и задания повышенной сложности. Поэтому считаю ,что в каждом кабинете нужен компьютер. Каждый педагог считает свой предмет самым важным в школьной программе и хочет, чтобы ученики знали его на уровне самого учителя. В современной школе добиться этого невозможно и не нужно. Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, это факел, который нужно зажечь. Отсюда не следует перегружать детей информацией, для подготовки к ЕГЭ и солидного результата в принципе достаточно учебника, словаря, развитой дидактической базы и Интернет-возможностей. |
|
|