|
Тема литературного произведения
А.В. Кольцов. Слово о писателе. Стихотворение «Косарь» — 1 час. Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой...») — 1 часа. Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворения.
Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Поэма «Саша» — 2 часа. Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трехсложных размерах (дактиль). Поэтический мир произведения.
С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворения «Там, где капустные грядки», «Пороша» — 2 часа. Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.
Н.М. Рубцов. Слово о писателе. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» — 2 часа. Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений. Внеклассное чтение. А. Тукай. «Пара лошадей» — 1 час Литература: мир вопросов и ответов. Как человек понимает мир и себя.
Лирический герой – 1 час.
А.С. Пушкин. Слово о писателе. Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога» — 3 часа. Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.
Дж. Байрон. Слово о писателе. Стихотворения «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю. Лермонтова). «Прометей» — 2 часа. Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Нет, я не Байрон...» — 1 час. Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворения.
Стихотворение «Ангел» — 1 час. Лирическая история души. Трехсложный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворения. Как отражается таинственное в судьбе человека.
Идея и проблематика литературного произведения – 1 час.
В.А. Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Лесной царь» — 1 час. Понятие баллады. Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения.
Народная баллада «Чёрный ворон». А.С. Пушкин. «Ворон к ворону летит». Э. По. Слово о писателе. «Ворон» — 2 часа. Народная и литературная баллада. Специфика балладного образа. Его роль в формировании смысла произведения. Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений.
А.С. Пушкин. Стихотворение «Бесы» — 2 часа. Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения. Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. Повесть «Вий» - 1 час. Как человек относится к людям и ко всему живому.
Нравственная проблематика литературного произведения – 1 час.
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» - 2 часа. Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей.
И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказы «Лапти», «Подснежник» — 3 часа. Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образы героев.
А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор» — 3 часа. Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.
В.В. Маяковский. Слово о писателе. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» — 2 часа. Видение мира. Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворений.
А.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Цветок на земле» - 1 час. Своеобразие писательской манеры Идея рассказа. Образы Афонии и дедушки. Аллегорический смысл названия.
А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. Сказка «Маленький принц» — 4 часа. Философская повесть-сказка. Мечта об идеале. Проблема ответственности. Символика. Внеклассное чтение. И.С. Тургенев. «Муму» —1 час
«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения.
Отношения людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь – 1 час.
Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка» (пер. В.А. Жуковского) —1 час. Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады.
Н.А. Некрасов. Стихотворения «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда» — 3 часа. Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трехсложный размер (анапест).
Р.-Л. Стивенсон. Слово о писателе. Баллада «Вересковый мед» — 1 час. Значение воли и убежденности для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады.
В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «Дети подземелья» (гл. IX «Кукла») — 2 часа. Нравственная проблематика. Дружба и душевное участие. Образ главного героя.
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза») — 2 часа. Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия.
С.А. Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3) —1 час.
Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения. Внеклассное чтение. «Мы помним…» (произведения о Великой Отечественной войне) — 1 час
Примерное тематическое планирование уроков регионального компонента в 6 классе.
| Тема
| Виды деятельности
| 1
| Былины. «Вольга и Микула Се-лянинович» (2 варианта). «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
| Рассказ учителя о жизни.и записи былин на Севере, северных сказителях, собирателях былин, сопоставление двух вариантов былин, обучение чте-нию-сказыванию былин
| 2
| Б.В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин»
| Беседа
| 3
| М.М. Пришвин. «Волшебный колобок», «Море», «Корабельная чаща»
| Рассказ учителя о М.М. Пришвине и его путешествии по Северу (или заочная экскурсия). Беседа
| 4-5
| Ф.А. Абрамов. «Собачья гордость», «О чем плачут лошади»
| Работа с текстами произведений. Беседа
| 6
7
| А. Яшин. «Спешите делать добрые дела»
| Рассказ учителя о личности и творчестве А. Яшина, интерпретация стихотворений
| II.М. Рубцов. «Родная деревня».
| Рассказ учителя о жизни Н. Рубцова, интерпретация и выразительное чтение стихотворений
|
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5-8 классов В результате изучения литературы ученик должен знать:
образную природу словесного искусства; содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев; выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Система формируемых умений в процессе изучения литературы в 6 классе
-
5 класс
| 6 класс
| Воспринимать художественный текст;
выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; выражать свое отношение к прочитанному;
|
| Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев;
анализировать художественный текст;
сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев;
| |
|
|