|
Гимназия имени Героя Советского Союза В. В. Талалихина г. Вольска Саратовской области Павлова Е.С., учитель начальных классов МОУ "Гимназия имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина г.Вольска Саратовской области"
Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики в системе Занкова Л.В.
Актуальность Вы любите учиться? Услышав этот вопрос, некоторые дети и взрослые недовольно поморщатся: как скучно... Урок является основным элементом образовательного процесса, но в системе Леонида Владимировича Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Что побуждает ученика проявлять активность? Опираясь на закономерности процесса усвоения, учитель прежде всего должен обеспечить мотивацию учащихся. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра побуждает ученика учиться, стремиться узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений, проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач. Таким образом, я считаю, что одной из основных задач учителя является формирование на уроках познавательного интереса, посредством вовлечения учащегося в различные виды деятельности, используя в преподавании дидактические игры, дискуссии и другие формы обучения.
Содержание работы Василий Александрович Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть более полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Для реализации цели, которую я поставила перед собой - формировать и развивать у учащихся познавательный интерес - я выбрала следующий подход: определить игру как метод обучения, делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса. Из 5 лет общего педагогического стажа 1 год я посвятила обучению учащихся по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Приходится много думать, искать, творить. Игровую форму занятий использую на уроках с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Использую игровую деятельность в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; - в качестве урока (занятия) или его части (введения, поисковоисследовательской деятельности, создания целостности картины, контроля).
Ролевая игра + метод наблюдения Разностороннее, соответствующее познавательным потребностям школьников ознакомление с удивительным и разнообразным миром природы развивает детей духовно, создает положительное отношение к учению, пробуждает потребность узнавать неизвестное. Эстафета + логическое умозаключение Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Задания подбираю таким образом, чтобы дети воспринимали их как задание, но, выполняя их, все-таки играли. В игру урок превращают их эмоциональность, непринужденность, занимательность. Лучше всего данная форма игровых заданий используется при закреплении материала. 1 класс 1. Нумерация чисел в пределах 20. - Найди недостающие числа:
1 16 8 13 2 17 8 15
12 9 19 2 16 14 6 3
20 4 14 18 5 19 11 20
7 15 10 5 12 4 13 10
2. Название компонентов при сложении, вычитании и геометрический материал. - Найди существенное: сумма (минус, плюс, равенство, слагаемое, делитель); треугольник (диаметр, вершина, центр, сторона, угол); вычитание (уменьшаемое, делимое, значение разности, слагаемое); прямоугольник (фигура, неравенство, меньше, угол). 3. Сложение, вычитание в пределах 10. - Найди закономерность: 7 2 9 4 3 ? На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное - огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка свои умения.
Результативность Своей задачей считаю формирование познавательного интереса на каждом уроке каждый день. Только в результате систематического использования в преподавании дидактических игр, дискуссий и других форм обучения можно развить устойчивый познавательный интерес, который проявляется в стремлении учащихся творить, участвовать олимпиадах. |
|
|