|
Конспект математического досуга в старшей группе Конспект математического досуга в старшей группе
« Девочка Маша в гостях у ребят»
Цель: Познакомить детей с русским народным творчеством используя их математические знания, доставить удовольствие от полученных знаний на занятии. Формировать дружеские взаимоотношения и коллективизм.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объединять их в группы по общему признаку.
Закрепить навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.
Повторить прямой и обратный счет.
Формировать навык полных ответов на вопросы.
Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, трапеция, овал, цилиндр)
Развивающие:
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методы и приёмы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, технических средств.
Развивающая среда:
Посылка; конверт с текстом письма от Маши; мольберт; лепестки и серединки для цветочков, фишки; шапочки на каждого ребенка с днями неделями; картинки (утро, день, вечер, ночь); геометрические фигуры формата А4;образец построения дорожки; ленты разной длины; следы с цифрами; дерево с конвертами; коробка с угощениями; аудио записи фоновой музыки; магнитофон. Ход занятия
Зал украшен. Дети заходят в зал под музыку. В зале стоит гость, почтальон Печкин и держит в руках посылку.
Печкин: Здравствуйте ребята, вы из детского сада? (ответ детей) Ну значит я не чего не напутал, правильно ваш адрес прочитал. А я не просто так к вам пришел, я вам принес посылку, только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нет, вы еще маленькие.
Воспитатель: Печкин а мне посылку вы дадите?
Печкин: А паспорт у вас есть?
Воспитатель: Конечно есть (показывает паспорт)
Печкин: Ну, тогда вам надо в квитанции расписаться (воспитатель расписывается, Печкин отдает посылку и уходит)
Воспитатель: Ребята давайте мы посылочку с вами быстренько откроем!
Воспитатель с детьми открывают посылку, а там письмо: Здравствуйте дорогие ребята, меня зовут Маша.
На будущий год я иду в первый класс, и я хотела бы проверить свои знания.
Мне нужна ваша помощь, и я еду к вам в детский сад.
Ждите меня, мой поезд прибудет 5 марта
ваша Маша. Дети проходят дальше.
Игра “Соберём цветок”
Цель: доставить детям удовольствие.
Задачи:
Образовательные: Формировать нравственные чувства и качества личности;
Воспитательные: Побуждать детей проявлять доброжелательность в повседневной жизни; Закреплять умение последовательно высказывать свои мысли.
Развивающие: Упражнять в связной речи, обогащать словарный запас детей;
Игровое правило:
Играть могут 6-8 человек
Найти цвета
Игровые действия: собрать лепестки в определенном порядке
Материал: цветик-семицветик, сделанный из бумаги (лепестки, серединка), фишки красного и желтого цвета
Воспитатель: Полюбуйтесь, как повеселел наш ковер, на нем столько много разноцветных лепестков. А скажите пожалуйста, что можно сделать из этих лепестков?
Дети: цветочек.
Воспитатель: правильно цветочек?
Воспитатель: Дети, давайте соберем цветы, каждый должен собрать свой цветок одного цвета. (дети собирают цветы). Смотрите, а у меня осталась только одна серединка! Что нужно сделать, если лепестков больше нет, а серединка одна осталась? (Ответы детей). (Дети предлагают отдать по одному лепестку от своего цветка, для того чтобы получился ещё один цветок). Ребята, помогите мне, пожалуйста, собрать цветок!
Воспитатель: Спасибо, вам, ребята! Посмотрите, какой необыкновенный цветок у нас получился. Это же настоящий цветик-семицветик! А ведь цветик-семицветик цветок необыкновенный, волшебный. Почему? (Ответы детей).(Он исполняет любое желание)
Хотите с ним поиграть?
Проводится игра
Игра “Цветик-семицветик”
Воспитатель: Каждый из вас, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нём другим можно только тогда, когда лепесток “облетит весь свет”. Для этого вы должны сказать волшебные слова:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-моему вели! Воспитатель: А сейчас закройте глаза и подумайте, какое желание у вас самое заветное! (дети по очереди отрывают лепестки и говорят своё желание). Каждому ребёнку цветик-семицветик дарит фишку красную или жёлтую.
Воспитатель: Все ваши желания были хорошими, но все они были разными. Поэтому цветик-семицветик подарил вам разные фишки по цвету (вспомнить желания некоторых детей).
Как вы думаете, почему цветик-семицветик подарил ребятам разные фишки (ответы детей).
Жёлтая фишка – если ваше желание делает добро только вам, а красные фишки получили те ребята, чьё желание приносит пользу и добро кому-то ещё (друзьям, родным).
Ведь недаром есть народная мудрость “Жизнь дана на добрые дела”!
Воспитатель: Ребята, а я загадала желание, чтобы наша гостья Маша приехала к нам поскорее.
Стук в дверь заходит Маша
Маша: Здравствуйте ребята!
Маша: Как я вам уже писала, что скоро иду в школу. И знаю что вы идете в подготовительную группу, давайте проверим готовы ли вы пойти в подготовительную группу?
Воспитатель: давайте проверим, ребята вы готовы (ответы детей)
Проводится игра «Неделькины друзья» Задача: Учить детей запоминать последовательность дней недели.
Материал: шапочки на каждого ребенка с названием дни недели
Игровое правило:
1. играть могут только 7 человек.
2. Проанализировать
ХОД
Дети стоят по кругу, у семерых детей на головах шапочки с цифрами. Воспитатель читает стихотворение, а дети по порядку выходят в середину круга. Первый мальчик к нам пришёл-это понедельник.
Вот второй спешит дружок-это вторник-малышок.
К середине подошли-третий день недели. Вот бежит сюда среда. Молодец успела.
А четвёртый день недели четвергом зовётся. Выходи скорей сюда за руки возьмёмся.
Вот и пятый день недели, он придёт к нам непременно. Пятница-красавица мы тебя встречаем, руки поднимаем.
День шестой уже пришёл бабушка-суббота. Будут пышки, пироги на обед сегодня.
День седьмой скорей прийди мы хотим в кино идти. Воскресенье выходи.
Вот неделя вся пришла, дружная компания. Мы сейчас всё повторим без напоминания. (Дети перечисляют все дни недели. Игра повторяется, шапочки одеваю другим детям.
Маша: Ой, какие вы все молодцы ребята, знаете все дни недели.
Ну что, немножко вы размялись, а теперь задание будет немного посложнее.
(Маша читает пословицу)
Маша: «День да ночь — сутки прочь».
О чем это я?
Дети: О времени суток
Проводится игра
Игра «Части суток»
Задача: уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности. Материал: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка загадок-стихотворений. Игровое правило:
1.Играть могут 4 человека
2.Проанализировать.
Ход Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает загадки-стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.
Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении загадки-стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.
Загадки про время суток Маша: Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (Утро) Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (День) День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи —
Наступает темный... (вечер)
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется... (ночь) Маша: Ну молодцы и про время суток вы все знаете, с вами и не проспишь на урок.
Проводится игра
Игра «Геометрические фигуры»
Задача: развивать геометрическую зоркость при составлении дорожки из разных геометрических форм.
Материал: Геометрические фигуры формата А4,образец построения дорожки.
Игровое правило:
1.Играть могут от 1-10 человек.
2.Рассмотреть, запомнить, разложить.
Игровое действие: Подобрать нужные геометрические фигуры.
Ход
Воспитатель предлагает рассмотреть образцы дорожки, затем отобрать фигуры и на память восстановить образец дорожки.
Воспитатель:
Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду Потерял мужик дуду. Шарик, шарик, не нашел, Взял заплакал и пошел. - Пошел он дети по дорожке. А дорожка не простая, из геометрических фигур.
Воспитатель выносит образцы расположения элементов на дорожке (приложение 1)
- Вот для вас образец дорожки на мольберте. Рассмотрите его.
- Какая первая фигура?
- Как она называется?
- Запомнили образец?
- Я его уберу, а вы на память должны воспроизвести дорожку.
- Сложили дорожку, прошли по ней и нашли дудочку.
Воспитатель:
Эта дудочка-дуда Развеселая была, Развеселая была Веселила меня В хоровод завела Ай люли, люли В хоровод завела. Девочкам раздаются ленточки разной длины. Под музыку заводят хоровод.
Воспитатель: Далеко ли собрались?
Девочка: Собрались на ярмарку. На посиделки, да ленточки потеряли.
Проводится игра
Ира «Найди ленточку»
Задача: Упражнять детей в умении сравнивать предметы по длине, используя образец.
Материал: Ленты разной длины.
Игровое правило:
1.Играть могут от 1-5 чел.
2.Приложить ленточки.
Игровое действие: Найти свою ленточку.
Ход
Воспитатель раздает ленточки, девочки заводят хоровод, дается задание найти ленточку такой же длины, что у вас в руке, путем приложения одной на другую.
Воспитатель: Вот ваши ленточки.
- Найдите ленточку такой же длины как у вас.
- Как вы нашли свою ленточку? (Приложили одну, ленточку на другую).
Воспитатель: Ленточки нашли, дудочку нашли. Давайте в дудочку заиграем. Вдруг она волшебная.
- Давайте поиграем на дудочке.
Воспитатель: Маша, а мы знаем физминутку про тебя! Вот послушай.
Проводится физминутка «Маша-растеряша»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет, (руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)
Маша-растеряша!
Маша обидчиво: -И вовсе я не растеряша.
Воспитатель обращается к Маше: Да ты не обижайся, ребята просто хотели тебя немножко развеселить, а то ты такая серьезная.
Маша обрадовалась и заулыбалась
Маша: Хорошо, а сейчас я вам дам задание еще посложнее, давайте сядем за стол.
Воспитатель: Дети, смотрите, у нас на ковре появились какие-то странные следы интересно, чьи они?
Ответы детей: (зайца, медведя, птицы, человека)
Воспитатель: Посмотрите, что на них изображено?
Ответы детей: цифры
Воспитатель: А какие цифры вы видите на этих следах?
Ответы детей: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Воспитатель: давайте, разложим их по порядку. (дети выкладывают цифры по порядку).
Воспитатель: Посмотрите дети на цифры, правильно мы их выложили, давайте проверим.
(дети считают от одного до десяти)
Воспитатель: Посмотрите, какая получилась у нас дорожка, пойдемте по этим следам.
Воспитатель: Ребята посмотрите, мы с вами дошли до дерева, оно необычное вместо листочков у него конверты. Давайте посмотрим что там?
Маша: вот смотрите здесь загадки, давайте я их вам прочту, а вы их отгадаете. Маша раскрывает конверты и читает загадки. Проживают в умной книжке Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. Цифры
С хитрым носиком сестрица Счёт откроет ... Единица
Лебедь плавает в тетрадке, Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем Незнайка, Цифру эту получай-ка. Двойка
Цифру эту угадай-ка! Она большая зазнавай-ка.
Единицу сложишь с двойкой, И получишь цифру ... Тройка
Кто-то ночью старый стул Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире Стал он цифрою ... Четыре
Если 2 перевернуть И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять, То получим цифру ... Пять
Если навесной замок Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь Не замок, а цифру ... Шесть
На косу она похожа, Но косить траву не может —
Не наточена совсем И не косит цифра ... Семь
Эта циферка с секретом. И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва, Где в ней ноги, голова. Восьмерка
Цифра шесть перевернулась, Новой цифрой обернулась! Девять
Нолик, стань за единицей, За своей родной сестрицей.
Только так, когда вы вместе, Называть вас будут ... Десять
Он похож на колобок, Он пузат и круглобок.
На него похожа Кошка, Если сложится в клубок. Ноль Маша: Молодцы! Все загадки отгадали. А теперь поиграем в молчанку.
Проводится игра
Молчанка
Все играющие произносят:
Первенчики, первенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок –
Молчок!
При последнем слове все замолкают и становятся серьезными. Ведущий старается рассмешить играющих нелепыми движениями, шуточными потешками и песенками. Тот, кто засмеется или что – нибудь скажет, тот проиграл.
В этой игре можно использовать и такую припевку:
Мы сидели на балконе,
Чай пили, блюдца били,
По -турецки говорили.
Мы набрали в рот воды
И сказали всем : «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Оп! Маша: Молодцы ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплочённость помогли преодолеть все трудности, и теперь я точно уверена в том, что я готова идти в первый класс. Ребятки, а у меня в коробке для вас есть подарки. Вот они какие. (Машенька угощает детей пирожками и благодарит детей за помощь.) Дети благодарят Машу и она уходит.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Что мы делали сегодня на занятии? ( играли в игру «Цветик-семицветик», играли в Молчанку. Давайте мы с вами еще раз вспомним какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, умеете считать, отгадывать загадки, знаете геометрические фигуры и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие в занятии.
Самоанализ
Цель. Познакомить детей с русским народным творчеством используя их математические знания, доставить удовольствие от проведения занятий. В начале занятия был сюрпризный момент, нас в зале встретил почтальон Печкин и принес посылку, в посылке было письмо от девочки Маши, она просила помощи у ребят. Далее на занятие к нам приходит гостья Маша. Она очень веселая и умная. Она хочет, чтобы мы помогли ей подготовиться к школе, дети вспомнили, дни недели, части суток. Поиграли в игру «Цветик-семицветик», тем самым мы вспомнили все цвета которые знали. Дети повторили счет от 1 до 10. Провели задание в фольклорной форме о геометрических фигурах, играли в игру «Найди ленточку», измеряя и сравнивая длину каждой ленточке путем прикладывания. Дети очень охотно отгадывали загадки-стихотворения.
На занятии дети чувствовали себя комфортно, передвигаясь на залу свободно, отвечая на вопросы не затрудняясь, настроение у детей было хорошее. Все дети справились с заданием. Чтобы дети не устали провела физкультминутку, игру Молчанка.
Считаю поставленные цели достигнуты. |
|
|