Рабочая программа по алгебре, 8 класс
Муниципальное образовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа № 2».
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
МО учителей Зам. директора Руководитель ОУ
______________ _____________ __________ О.Г. Дурова Протокол № ____ «____» ______2010г. «____» ____2010г.
От «____» _____2010г.
Рабочая учебная программа
По алгебре для 8 а,б класса (ов)
(наименование учебного предмета/курса)
основная
(ступень образования) Фамилия, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы___
_Клюева Лариса Валентиновна ______________________________________________
Год составления рабочей программы 2010 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень) Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
Государственный стандарт основного общего образования по математике.
Программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2002.
Преподавание ведется по первому варианту – 3 часа в неделю, всего 105 часа.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Требования к математической подготовке учащихся 8 класса В результате изучения алгебры ученик должен существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Учебно-методический комплекс учителя:
Алгебра-8:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2008 – 2010 год.
Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2008—2010.
Уроки алгебры в 8 классе: кн. для учителя / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2008— 2010.
Алгебра: дидакт. материалы для 9 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2008—2010.
Учебно-методический комплекс ученика:
Алгебра-8:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2008 – 2010 год.
Содержание тем учебного курса 1. Рациональные дроби (23 ч)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.
Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция и ее график.
Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.
При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции .
2. Квадратные корни (20 ч)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция ее свойства и график.
Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция , ее свойства и график. При изучении функции показывается ее взаимосвязь с функцией , где x ≥ 0.
3. Квадратные уравнения (20 ч)
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
4. Неравенства (17 ч)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.
Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а < 0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
5. Степень с целым показателем. (12 ч)
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенный вычисления.
Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
6. Повторение (13 ч)
№
урока
| Наименование разделов и тем
|
Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
|
Элементы дополнительного содержания
| Вид
контроля
| Домашнее задание
|
Сроки изучения
|
| Повторение
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Выражения и их преобразования. Уравнения.
| Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках алгебры в 7 классе.
|
|
| 21,22,106
|
|
| 2
| Решение текстовых задач.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Глава I. Рациональные дроби.
Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений. Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями, Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби.
Развивать: умение оформлять записи математических выражений; вычислительные навыки; грамотную математическую речь.
Воспитывать: самодисциплину, самоконтроль, аккуратность, умение выслушать собеседника, терпение, повышенную работоспособность.
| 3
| Рациональные выражения
|
Формулы сокращенного умножения, ОДЗ
| Знать определение целых, дробных выражений; правильно употреблять термины «выражение», «тождественное преобразование
Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки
|
| Фронт.опрос.
| №6,8,12
П1
|
|
| 4
| Рациональные выражения
|
| С.р-1мин
С1 (аб),3,5,
| №7,9,21
П1
|
|
| 5
| Основное свойство дроби. Сокращения дробей
|
Основное свойство дроби. Сокращения дробей
| Знать основное свойство дроби
Уметь:сокращать дробь, выполнять разложение многочлена на множители применением формул сокращенного умножения,
|
| Мд. С21,2(аб)
| 26,33,50
П.2
|
|
| 6
| Основное свойство дроби. Сокращения дробей
|
| С.р4 №1(а,б),4
| 36(б),38,39
|
|
| 7
| Основное свойство дроби. Сокращения дробей
|
| Ср.5
| 40(д,е,ж,з),47
|
|
| 8
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
| Знать и понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, Уметь выполнять действия сложения и вычитания с алгебраическими дробями
|
| Фронт.опрос.
| №56,57(д,е),70(б,г)
|
|
| 9
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
|
| С.р.6№1,2,3,4
| №59,62(а,б),65(б)
|
|
| 10
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| Нахождение общего знаменателя, формулы сокращенного умножения, ОДЗ, приведение к общему знаменателю
| Знать,как привести дроби к общему знаменателю, сократить дробь, свойства обратной пропорциональности Уметь выполнять преобразование рациональных выражений.
| Представление дроби в виде суммы дробей
| Матем. диктант
| 75,77,79
П4допр2
|
|
| 11
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| Фронт.опрос.
| 86,89,107
|
|
| 12
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| С.р.7№1,2,4
| 81,83,94
П4
|
|
| 13
| Контрольная работа №1 по теме
«Сложение и вычитание рациональных дробей»
|
|
|
|
|
|
|
| 14
|
Входная контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
| 15
| Умножение дробей
| Правила умножения обыкновенных дробей, свойства степени, правила деления дробей, основное свойство дроби
| Знать правила умножения и деления дробей
Уметь выполнять действия умножения и деления с алгебраическими дробями, возводить дробь в степень,
|
| Фронт.опрос.
| 110,111,113,п.5
|
|
| 16
| Возведение дроби в степень
|
| Карточки
| 117,121,124
|
|
| 17
| Деление дробей
|
| Матем. диктант
| 134,136,144(а)
|
|
| 18
| Деление дробей
|
| С.р.19№1,2,3
| 139,142,146
|
|
| 19
| Преобразование рациональных выражений
| Правила умножения обыкновенных дробей, свойства степени, правила деления дробей, основное свойство дроби, формулы сокращенного умножения
| Знать и понимать формулировку заданий: упростить выражение, разложить на множители, привести к общему знаменателю, сократить дробь,
Уметь осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять действия умножения и деления с алгебраиче-скими дробями, возводить дробь в степень.
| Представление дроби в виде суммы дробей
| Практич. работа
| 151,178
П.7
|
|
| 20
| Преобразование рациональных выражений
| Карточки
| 152(бвг),171,175
|
|
| 21
| Преобразование рациональных выражений
| Матем. диктант
| 154(аб),153(бг)
|
|
| 22
| Преобразование рациональных выражений
| Индив.опрос.
| 156(б),159(б)161(б)
|
|
| 23
| Функция y=k/x и ее график
| Обратно пропорциональная зависимость, построение графиков функций
| Знать свойства обратной пропорциональности
Уметь строить график обратной пропорциональности, находить значения функции y=k/x по графику, по формуле.
| Примеры функциональной зависимости в реальных процессах
| С.р.12№2,3
| 180,181,186(б)
|
|
| 24
| Функция y=k/x и ее график
| Карточки
| 193,255,243(а,б)
|
|
| 25
| Контрольная работа №2 по теме
«Умножение и деление рациональных дробей»
| Правила умножения обыкновенных дробей, свойства степени, правила деления дробей, основное свойство дроби, формулы сокращенного умножения. Функция y=k/x
|
|
|
|
|
|
| 26
| Представление дроби в виде суммы дробей
|
|
| Представление дроби в виде суммы дробей
|
|
|
|
|
| Глава II. Квадратные корни
Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие числа; выработать умение выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Развивать: вычислительные навыки; умение планировать свою работу; самостоятельно работать с учебником.
Воспитывать: самодисциплину, самоконтроль, аккуратность, умение выслушать собеседника, терпение, повышенную работоспособность.
| 27
| Рациональные числа
| Натуральные числа, целые числа
| Знать какие числа называются рациональными
как обозначается множество рациональных чисел;
|
| Фронт.опрос.
| 266,267(бгезк),261(жзи)
|
|
| 28
| Иррациональные числа
| Рациональные числа
Иррациональные числа
| Знать какие числа называются иррациональными
как обозначается множество иррациональных чисел;
|
| Индив.опрос.
| 281,282,286
|
|
| 29
| Арифметический квадратный корень
| Таблица квадратов натуральных чисел, формула площади квадрата
| Знать определения квадратного корня, свойства арифметического квадратного корня.
Уметь выполнять преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни
|
| Карточки
| 301,303,298(б)
|
|
| 30
| Арифметический квадратный корень
| 31
| Уравнение x2=а
| Квадратные корни, решение уравнений
| Знать сколько корней имеет это уравнение и когда.
Уметь решать уравнения вида x2=а; находить
|
| Матем. диктант
| 321,327,
|
|
| 32
| Уравнение x2=а
|
| С.р.15№3,5
| 332,335,принест мк
|
|
| 33
| Нахождение приближенных значений квадратного корня
| Правило округления
| Знать формулу для нахождения прибл знач.
|
| Фронт.опрос.
| 344,345,349,п.14
|
|
| 34
| Функция и ее график
|
Квадратные корни, арифметический квадратный корень, построение графиков
| Что представляет график функции
Уметь строить график функции и находить значения этой функции по графику или по формуле;
| Примеры функциональной зависимости в реальных процессах
| Практич. работа
| 356,364,365(б,г)
|
|
| 35
| Квадратный корень из произведения
| Квадратные корни, арифметический квадратный корень
| Знать формулы преобразования корней
Уметь выносить множитель из-под знака корня, вносить множитель под знак корня; выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
|
| Фронт.опрос.
| 369(бге),370(бве)374(бгез)
|
|
| 36
| Квадратный корень из дроби
|
| С.р.18№1,2
С.р.19№1,3
С.р.20№1,3
| 372(бгез)377(бге)383(бгез)
|
|
| 37
| Квадратный корень из степени
|
| Карточки
| 394(в)395,396(вг)
|
|
| |