|
Чу сош «венда» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» ЧУ СОШ «ВЕНДА»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Председатель МО: Заместитель директора по УР: Директор ЧУ ООШ «ВЕНДА»:
________________ __________________________ __________________________
«____»_____2014 г. «____»______________2014г. «____»______________2014 г.
________________ __________________________ __________________________
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
на 2014 – 2015 учебный год
М А Т Е М А Т И К А
6 класс
Учитель Карпова Н. И.
___________________
г.Москва
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учитывает в полной мере Фундаментальное ядро содержания общего образования, Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Целью изучения курса математики в 6 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно – интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями , с положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Практическая значимость школьного курса математики 6 класса обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Арифметика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла. Развитие логического мышления учащихся способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении арифметических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте арифметики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, арифметика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои убеждения и взгляды, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.
Изучение математики в 6 классе позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
В курсе математики 6 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика, наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся.
Базисный учебный план на изучение математики в 6 классе основной школы отводит 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Авторы: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд
Учебник «Математика. 6 класс»
5 часов в неделю, 170 часов за год
Содержание курса.
1. Делимость чисел (20 часов).
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 3, на 9. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители
О с н о в н а я ц е л ь – завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями(22 часа).
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
О с н о в н а я ц е л ь – выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (32 часа).
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
О с н о в н а я ц е л ь – выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
4. Отношения и пропорции (19 часов).
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
О с н о в н а я ц е л ь – сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
5. Положительные и отрицательные числа(13 часов).
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на прямой. Координата точки.
О с н о в н а я ц е л ь – расширить представления учащихся о числе путём введения отрицательных чисел.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел(11 часов).
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
О с н о в н а я ц е л ь – выработать прочные навыки сложения и вычитания отрицательных и положительных чисел.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 часов).
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
О с н о в н а я ц е л ь – выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
8. Решение уравнений(15 часов). Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
О с н о в н а я ц е л ь – подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
9. Координаты на плоскости (13 часов).
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
О с н о в н а я ц е л ь – познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
10. Повторение (9 часов).
11. Резерв (4 часа).
Примерное календарно-тематическое планирование учебного материала по математике.
6 класс.
№ урока
| Содержание учебного материала.
| Количество
Часов.
| Примерные сроки
изучения.
|
| П.1 Делимость чисел.
| 20
|
| 1-3
| Делители и кратные.
| 3
|
| 4-6
| Признаки делимости на 2, на 5, на 10.
| 3
|
| 7-8
| Признаки делимости на 3, на 9.
| 2
|
| 9-10
| Простые и составные числа.
| 2
|
| 11-12
| Разложение на простые множители.
| 2
|
| 13-15
| Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.
| 3
|
| 16-19
| Наименьшее общее кратное.
| 4
|
| 20
| Контрольная работа №1.
| 1
|
|
| П.2 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
| 22
|
| 21-22
| Основное свойство дроби.
| 2
|
| 23-25
| Сокращение дробей.
| 3
|
| 26-28
| Приведение дробей к общему знаменателю.
| 3
|
| 29-34
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разыми знаменателями.
| 6
|
| 35
| Контрольная работа №2.
| 1
|
| 36-41
| Сложение и вычитание смешанных чисел.
| 6
|
| 42
| Контрольная работа №3.
| 1
|
|
| П.3 Умножение и деление обыкновенных дробей.
| 32
|
| 43-46
| Умножение дробей.
| 4
|
| 47-51
| Нахождение дроби от числа.
| 5
|
| 52-56
| Применение распределительного свойства умножения.
| 5
|
| 57
| Контрольная работа №4.
| 1
|
| 58-59
| Взаимно обратные числа.
| 2
|
| 60-64
| Деление.
| 5
|
| 65
| Контрольная работа №5.
| 1
|
| 66-70
| Нахождение числа по его дроби.
| 5
|
| 71-73
| Дробные выражения.
| 3
|
| 74
| Контрольная работа №6.
| 1
|
|
| П.4 Отношения и пропорции.
| 19
|
| 75-79
| Отношения.
| 5
|
| 80-82
| Пропорции.
| 3
|
| 83-85
| Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
| 3
|
| 86
| Контрольная работа №7.
| 1
|
| 87-88
| Масштаб.
| 2
|
| 89-90
| Длина окружности и площадь круга.
| 2
|
| 91-92
| Шар.
| 2
|
| 93
| Контрольная работа №8.
| 1
|
|
| П.5 Положительные и отрицательные числа.
| 13
|
| 94-96
| Координаты на прямой.
| 3
|
| 97-98
| Противоположные числа.
| 2
|
| 99-100
| Модуль числа.
| 2
|
| 101-103
| Сравнение чисел.
| 3
|
| 104-105
| Изменение величин.
| 2
|
| 106
| Контрольная работа №9.
| 1
|
| 107-108
| Сложение чисел с помощью координатной прямой.
| 2
|
| 109-110
| Сложение отрицательных чисел.
| 2
|
| 111-113
| Сложение чисел с разными знаками.
| 3
|
| 114-116
| Вычитание.
| 3
|
| 117
| Контрольная работа №10.
| 1
|
| 118-120
| Умножение.
| 3
|
| 121-123
| Деление.
| 3
|
| 124-125
| Рациональные числа.
| 2
|
| 126
| Контрольная работа №11.
| 1
|
| 127-129
| Свойства действий с рациональными числами.
| 3
|
|
| П.8 Решение уравнений.
| 15
|
| 130-133
| Раскрытие скобок.
| 4
|
| 134-135
| Коэффициент.
| 2
|
| 136-138
| Подобные слагаемые.
| 3
|
| 139
| Контрольная работа №12.
| 1
|
| 140-143
| Решение уравнений.
| 4
|
| 144
| Контрольная работа №13.
| 1
|
|
| П.9 Координаты на плоскости.
| 13
|
| 145-146
| Перпендикулярные прямые.
| 2
|
| 147-148
| Параллельные прямые.
| 2
|
| 149-151
| Координатная плоскость.
| 3
|
| 152-153
| Столбчатые диаграммы.
| 2
|
| 154-156
| Графики.
| 3
|
| 157
| Контрольная работа №14.
| 1
|
| 158-166
| Повторение.
| 9
|
| 167-170
| Резерв.
| 4
|
|
Планируемые результаты изучения курса математики в 6 классе.
Изучение математики в основной школе даёт возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- уметь распознавать логически некорректные высказывания, критически мыслить, отличать гипотезу от факта;
- представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлять этапы её развития и её значимость для развития цивилизации;
- вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
- уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- выработать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
2) в метапредметном направлении:
- иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
- уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;
- уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
- овладение базовыми понятиями по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
- развитие представлений о числе, овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- умение выполнять арифметические операции с обыкновенными дробями;
- умение переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
- умение выполнять арифметические действия с рациональными числами;
- умение решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, дробями и процентами;
- распознавать и изображать перпендикулярные прямые с помощью линейки и треугольника; определять координаты точки на координатной плоскости, отмечать точки по заданным координатам.
Используемая литература:
1. Виленкин Н. Я. Математика. 6 класс : учебник / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.
Шварцбурд. – М.:Мнемозина, 2011.
2. Жохов В.И. Математика.- 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала /В.И.
Жохов. – М.: Мнемозина, 2011.
3. Жохов В. И. Преподавание математики в 5 и 6 классах : методические рекомендации для
учителя к учебнику Виленкина Н.Я. и др. /В.И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2008.
4. Жохов В. И. Математика. 6 класс. Контрольные работы для учащихся / В. И. Жохов, Л.Б.
Крайнева. – М.: Мнемозина, 2011.
5. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса. – М.:
Просвещение, 2011.
6. Жохов В.И. Математический тренажёр. 6 класс : пособие для учителей и учащихся /В.И. Жохов,
В.Н. Погодин. – М.: Мнемозина, 2011.
7. Учебное интерактивное пособие к учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И.
Шварцбурд «Математика. 6 класс» : тренажёр по математике. – М.: Мнемозина, 2010. |
|
|