Главная страница


Программа по математике к умк н. Я. Виленкина и др. (М.: Мнемозина). Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по математике к умк н. Я. Виленкина и др. (М.: Мнемозина). Пояснительная записка
страница1/5
Дата27.02.2016
Размер0.83 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ к УМК Н.Я.Виленкина и др. (М.: Мнемозина).
Пояснительная записка.

Общая характеристика программы.

Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебника Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда (М.: Мнемозина).

Цели обучения.

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжение образования;

  • Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса;


Содержание курса обучения.

Натуральные числа и шкалы. Чтение и запись натуральных чисел. Отрезок. Измерение и построение отрезков. Координатный луч, единичный отрезок, координаты точек. Сравнение чисел.

Сложение и вычитание натуральных чисел. Сложение, свойства сложения. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Уравнение.

Умножение и деление натуральных чисел. Умножение, свойства умножения. Деление. Упрощение выражений, раскрытие скобок. Порядок выполнения действий. Степень числа.

Площади и объемы. Площадь, единицы измерения площади. Формула площади прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда.

Обыкновенные дроби. Окружность и круг. Доли, обыкновенные дроби. Сравнение, сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.

Десятичные дроби. Десятичная запись дробных чисел. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения. Округление чисел.

Инструменты для вычислений и измерений. Микрокалькулятор. Проценты. Угол, измерение и построение углов. Чертежный угольник, транспортир. Круговые диаграммы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.

Натуральные числа и шкалы.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Понятия число, цифра, натуральный ряд чисел, разряд, класс; отрезок, длина отрезка, плоскость, прямая, луч; координатный луч, единичный отрезок, координата точки;

  • Правила чтения и записи многозначных чисел, сравнения чисел.

Учащиеся должны уметь:

  • Читать и записывать многозначные числа;

  • Строить прямую, отрезок, луч; определять длину отрезков, сравнивать отрезки между собой;

  • Строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по их координатам.


Сложение и вычитание натуральных чисел.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Понятия слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; буквенное выражение, значение выражения; уравнение, корень уравнения;

  • Свойства сложения и вычитания;

  • Переместительный и сочетательный законы сложения;

  • Формулу периметра многоугольника.

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;

  • Пользоваться свойствами сложения и вычитания, законами сложения;

  • Находить значения числовых и буквенных выражений

  • Находить корни уравнений.


Умножение и деление натуральных чисел.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Понятия множитель, произведение; делимое, делитель, частное, неполное частное, остаток; степень числа, квадрат и куб числа;

  • Свойства умножения и деления;

  • Распределительный закон умножения относительно сложения и относительно вычитания;

  • Правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений.

Учащиеся должны уметь:


Площади и объемы.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Понятия площадь, объем; прямоугольный параллелепипед, куб;

  • Формулы площади прямоугольника и квадрата, объема прямоугольного параллелепипеда и куба;

  • Единицы измерения площадей и объемов, их соотношения.

Учащиеся должны уметь:

  • Вычислять площадь прямоугольника и квадрата, объем прямоугольного параллелепипеда и куба по формулам;

  • Пользоваться основными единицами измерения площади и объема, переводить одни единицы измерения в другие.

Обыкновенные дроби.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Понятия окружность, радиус, диаметр окружности; доля, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель дроби, правильная, неправильная дробь, смешанное число;

  • Правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;

  • Свойства деления суммы на число;

  • Правила сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.

Учащиеся должны уметь:

  • Строить окружность с помощью циркуля;

  • Читать и записывать обыкновенные дроби;

  • Сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

  • Пользоваться свойством деления суммы на число;

  • Переходить от одной формы записи к другой: представлять смешанное число в виде неправильной дроби и наоборот;

  • Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.


Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Понятия десятичная дробь, приближенное значение чисел с недостатком, с избытком;

  • Правило сравнения десятичных дробей;

  • Правило сложения и вычитания десятичных дробей;

  • Правило округления десятичных дробей;

Учащиеся должны уметь:

  • Читать и записывать десятичные дроби;

  • Переходить от одной формы записи к другой: представлять правильные дроби и смешанные числа в виде десятичных дробей;

  • Сравнивать десятичные дроби между собой, изображать на координатном луче;

  • Выполнять сложение и вычитание десятичных дробей;

  • Округлять числа.


Умножение и деление десятичных дробей.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Правила умножения десятичной дроби на натуральное число, на 10, на 100, на 1000…., на десятичную дробь;

  • Правило деления десятичной дроби на натуральное число, на 0,1, на 0,01, на 0,001…, на десятичную дробь;

  • Понятия среднее арифметическое, средняя скорость движения.

Учащиеся должны уметь:


Инструменты для вычислений и измерений.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Понятия процент; угол, прямой, развернутый угол, градус, транспортир, биссектриса угла; круговая диаграмма;

  • Правила пользования микрокалькулятором;

  • Правила построения и измерения углов с помощью транспортира, построения прямого угла с помощью чертежного треугольника.

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять все действия с помощью микрокалькулятора;

  • Переводить десятичные дроби в проценты и наоборот;

  • Строить прямые углы с помощью чертежного треугольника;

  • Пользоваться транспортиром для измерения и построения углов;

  • Читать и изображать круговые диаграммы.


МЕСТО ПРЕДМЕТА

На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год. Предусмотрены: 13 тематических контрольных работ, 1 итоговая и 1 административная контрольная работа.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


урока

Тема урока

Тип урока

Цель урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, самостоятельной деятельности

дата

план

факт

§ 1. Натуральные числа и шкалы. 18 часов

1

Обозначение натуральных чисел.


Вводный урок

Ознакомить с новой учебной книгой, ее особенностями; систематизировать и обобщить знания о натуральных числах, полученные в начальной школе.

Натуральные числа. Чтение и запись натуральных чисел.

Знать: понятия число и цифра, натуральный ряд, класс, разряд, миллион, миллиард.

Уметь: читать и записывать многозначные числа; называть разряды в классе единиц.

Работа у доски. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.







2

Обозначение натуральных чисел.


Комбинированный урок

Учить читать, записывать и сравнивать натуральные числа.

Индивидуальная работа у доски (карточки). Фронтальная работа







3

Обозначение натуральных чисел.


Урок-практикум

Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Ознакомить с приемом решения комбинаторных задач.

Фронтальная работа. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.







4

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.


Комбинированный урок

Актуализировать знания учащихся, полученные в начальной школе; учить чертить отрезки заданной длины.

Отрезок. Длина отрезка. Единицы измерения отрезков. Треугольник элементы треугольника многоугольники.

Знать: понятия отрезок, конец отрезка, многоугольник; единицы измерения длин.

Уметь: строить треугольник и многоугольники, находить их стороны и вершины; сравнивать два отрезка; правильно проговаривать слова с кратными и дольными приставками

Тест. Фронтальная работа.







5

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.


Комбинированный урок


Учить измерять отрезки и чертить и чертить отрезки заданной длины.

Фронтальная работа. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.







6

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.


Комбинированный урок


Учить чертить, измерять отрезки, распознавать и показывать на чертежах элементы треугольника.

Фронтальная работа. Самостоятельная работа.







7

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.


Урок-практикум

Обобщить знания учащихся по теме.

Работа в печатных тетрадях







8

Плоскость, прямая, луч.


Урок изучения нового материала

Дать понятия «плоскость», «прямая», «луч»; учить находить прямую и луч на чертеже, читать и чертить их.

Историческая справка (стр.21). плоскость, прямая, отрезок, луч, дополнительные лучи.

Знать: понятия плоскость, прямая, луч, дополнительные лучи.

Уметь: находить прямую, строить ее по двум точкам; находить начало лучей; чертить лучи и правильно их называть


Фронтальная работа. Работа по учебнику. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.







9

Плоскость, прямая, луч.


Комбинированный урок


Учить строить и находить на чертеже геометрические фигуры; продолжить работу по формированию вычислительных навыков.

Фронтальная работа. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.







10

Плоскость, прямая, луч.


Урок-практикум


Обобщить знания учащихся по данной теме.

Фронтальная работа.







11

Шкалы и координаты.


Урок изучения нового материала


Ознакомить учащихся с понятием координатного луча, единичного отрезка и координатной точки.

Шкалы и координаты. Координатный луч, единичный отрезок.

Знать: понятия шкала, деление шкалы, единичный отрезок, координатный луч, координата.

Уметь:: определять по разным шкалам единичный отрезок; строить координатный луч; находить координаты точек и строить точки по координатам.

Графический диктант. Фронтальная работа







12

Шкалы и координаты.


Комбинированный урок


Учить учащихся пользоваться различными шкалами, определять и записывать координаты точек, находить место точки на координатном луче по данной координате.

Фронтальная работа. Графический диктант с выборочной проверкой. Самостоятельная работа.







13

Шкалы и координаты.


Урок-практикум


Совершенствовать работу учащихся с координатным лучом; продолжить работу с именованными числами

Индивидуальные карточки. Практическая работа







14

Меньше или больше.

Комбинированный урок

Актуализировать знания учащихся, полученный в начальной школе; учить сравнивать натуральные числа.

Сравнение натуральных чисел.

Знать: способ сравнения натуральных чисел между собой; понятие двойное неравенство.

Уметь: записывать двойные неравенства.

Фронтальная работа. Объяснение нового материала. Повторение Закрепление.







15

Меньше или больше.

Урок-практикум


Учить сравнивать натуральные числа и записывать результат сравнения в виде неравенства, читать и записывать двойные неравенства.

Индивидуальные карточки. Фронтальная работа.







16

Меньше или больше.

Урок-практикум


Учить сравнивать натуральные числа и записывать результат в виде неравенства, определять место натурального числа на координатном луче.

Фронтальная работа. Самостоятельная работа (тест)







17

Меньше или больше.

Комбинированный урок


Закрепить знания и умения учащихся по теме «Натуральные числа»

Фронтальная работа. Индивидуальные карточки.







18

Контрольная работа № 1 «Натуральные числа и шкалы»

Урок контроля знаний и умений.

Проверить умения учащихся чертить отрезок заданной длины, отмечать на координатном луче точки, соответствующие натуральным числам, изображать луч и прямую.

Проверка знаний учащихся по теме « Натуральные числа и шкалы»

Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач.

Контрольная работа.







19

Анализ контрольной работы.

Урок коррекции знаний.

Проанализировать ошибки, допущенные в контрольной работе, устранить пробелы в знаниях

Анализ ошибок, допущенные в контрольной работе, устранение пробелов в знаниях

Уметь: выполнять работу над ошибкам, допущенными в контрольной работе.

Работа над ошибками. Работа у доски.







§ 2. Сложение и вычитание натуральных чисел. 24 часа.

20

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Комбинированный урок


Актуализировать знания учащихся о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения.

Сложение натуральных чисел. Компоненты сложения. Свойства сложения.

Знать: понятия слагаемое, сумма, периметр многоугольника; свойства сложения.

Уметь: пользоваться свойствами сложения; находить периметр многоугольника; раскладывать число по разрядам; оперировать понятиями сумма и разность.

Фронтальная работа.







21

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Урок-практикум


Повторить свойства сложения натуральных чисел; учить применять свойства сложения при устных вычислениях; продолжить работу с текстовыми задачами.

Фронтальная работа. Работа у доски. Самостоятельная работа.







22

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Урок-практикум


Продолжить работу над формирование умения выполнять сложение натуральных чисел с применением свойств сложения; повторить понятие периметра многоугольника.

Фронтальная работа. Работа у доски. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.







23

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Урок-практикум


Продолжить работу над формирование умения выполнять сложение натуральных чисел с применением свойств сложения; совершенствовать навыки счета и решения задач.


Фронтальная работа. Работа у доски. Самостоятельная работа.







24

Сложение натуральных чисел и его свойства.

Урок закрепления изученного материала.

Совершенствовать навык сложения натуральных чисел.

Графический диктант.

Фронтальная работа.

Работа у доски.







25

Вычитание.

Комбинированный урок

Систематизировать знания учащихся о действии вычитание, полученные в начальной школе.

Вычитание натуральных чисел. Компоненты вычитания. Свойства вычитания.

Знать: понятия уменьшаемое, вычитаемое, разность; свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы.

Уметь: выполнять вычитание многозначных чисел; применять свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы.

Фронтальная работа.

Работа у доски.







26

Вычитание.

Урок-практикум

Повторить свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы; учить применять эти свойства при вычислениях.

Фронтальная работа.

Работа у доски.







27

Вычитание.

Урок-практикум

Совершенствовать вычислительные навыки учащихся; продолжить работу над текстовыми задачами.

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа.







28

Вычитание.

Урок закрепления изученного материала.

Обобщить знания учащихся по теме, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.

Графический диктант.

Фронтальная работа.







29

Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Урок контроля знаний и умений.


Проверить сформированность умений выполнять сложение и вычитание натуральных чисел, решать текстовые задачи на сложение и вычитание.

Проверка знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Уметь: применять полученные знания и умения при решении примеров и задач.

Контрольная работа.








30

Анализ контрольной работы.

Урок коррекции знаний.

Проанализировать ошибки, допущенные в контрольной работе, устранить пробелы в знаниях

Анализ ошибок, допущенные в контрольной работе, устранение пробелов в знаниях

Уметь: выполнять работу над ошибкам, допущенными в контрольной работе.

Работа над ошибками. Работа у доски.







31

Числовые и буквенные выражения.

Урок изучения нового материала.


Дать понятие буквенного выражения; учить записывать и читать буквенные выражения.

Числовые и буквенные выражения. Значение числового выражения. Значение буквы. Буквенная

Знать: понятия числовое и буквенное выражения, значение буквы.

Уметь: находить значения числовых выражений; приводить примеры числовых и буквенных выражений.

Фронтальная работа. Работа у доски.







32

Числовые и буквенные выражения.

Урок-практикум


Учить читать и записывать буквенные выражения, записывать решение задач способом составления числового или буквенного выражения.

Работа у доски. Индивидуальные карточки.







33

Числовые и буквенные выражения.

Урок-практикум


Продолжить работу по формированию умений читать, записывать и составлять числовые и буквенные выражения.

Фронтальная работа.

Работа у доски.







34

Числовые и буквенные выражения.

Урок проверки и коррекции знаний

проверить и корректировать знания учащихся по теме.

Самостоятельная работа. Работа у доски.







35

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

Комбинированный урок


Ознакомить учащихся с буквенной записью свойств сложения и вычитания; совершенствовать вычислительные навыки учащихся.

Знать: переместительное и сочетательное свойства сложения; свойство нуля при сложении; свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа; свойство нуля при вычитании.

Уметь: читать записанные с помощью буквенных выражений свойства сложения и вычитания; применять на практике переместительное и сочетательное свойства сложения, свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа, свойства нуля при сложении и вычитании.

Фронтальная работа.

Работа у доски.







36

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

Урок-практикум


Учить упрощать выражения с опорой на свойства сложения и вычитания.

Индивидуальные карточки. Работа у доски.






  1   2   3   4   5