Главная страница

Пояснительная записка математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками



НазваниеПояснительная записка математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками
страница1/7
Дата04.03.2016
Размер1.33 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7

МАТЕМАТИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



      Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
      Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
      Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
      Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
      Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
      Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
      В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
      Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
      Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами..
      В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
      Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.
      Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
      Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.
      Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся по специальной(коррекционной) программе.

Требования к уровню подготовки, обучающихся по данному предмету

Учащиеся должны знать:

  • Счёт в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;

  • Таблицу состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;

  • Названия компонента и результатов сложения и вычитания;

  • Математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;

  • Различие между прямой, лучом, отрезком;

  • Элементы угла, виды углов;

  • Элементы четырёхугольников- прямоугольника, квадрата, их свойства;

  • Элементы треугольника.

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток, с переходом, с числами, полученными при счёте и измерении одной мерой;

  • Решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;

  • Узнавать, называть, чертить отрезки, углы-прямой, тупой, острый- на нелинованной бумаге;

  • Чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;

  • Определять время по часам с точностью до 1 часа.

Примечания

Решаются только простые арифметические задачи.

Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.

Знание состава однозначных чисел обязательно.

Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток (сопровождается подробной записью решения).
Тематическое содержание учебного курса Математики

Счёт в пределах 20

Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше(>), меньше(<), равно(=).Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путём разложения второго слагаемого на два числа.

Вычитание однозначных чисел из двузначных, с переходом через десяток путём разложения, вычитаемого на два числа.

Таблицы состава двузначных чисел ( 11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.

Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.

Число 0 как компонент сложения.

Единица (мера) длины -дециметр. Обозначение: 1 дм.

Соотношение: 1дм=10см

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.

Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».

Простые арифметические задачи на увеличение ( уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.

Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.

Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертёжного треугольника.

Четырёхугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам.

Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица ( мера) времени -час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).

Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).
Тематический план


№ п/п

Учебный раздел

Кол-во часов

1

Первый десяток (повторение)

26ч.

2

Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц

11ч.

3

Сутки

1ч.

4

Прямая линия. Луч. Отрезок.

4ч.

5

Меры длины: сантиметр, дециметр

3ч.

6

Второй десяток

37ч.

7

Углы

1ч.

8

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

31ч.

9

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении

16ч.

10

Мера времени – час.

4ч.

11

Счёт равными числовыми группами

3ч.

12

Деление на 2 равные части

2ч.

13

Геометрические фигуры

3ч.

14

Сложение и вычитание в пределах 20 (повторение)

28ч.

Итого: 170 ч.

Перечень контрольных работ:


  1. Входная контрольная работа

  2. Контрольная комбинированная работа по теме «Первый десяток»

  3. Комбинированная контрольная работа по теме «Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц»

  4. Комбинированная контрольная работа по теме «Прямая линия. Луч. Отрезок.»

  5. Комбинированная контрольная работа по теме «Меры длины»

  6. Комбинированная контрольная работа по теме «Второй десяток»

  7. Контрольная комбинированная работа по теме «Второй десяток»

  8. Комбинированная контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.»

  9. Комбинированная контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении»

  10. Итоговая комбинированная контрольная работа за год


Нормы оценок по математике


отметка

оценивание

«5»

Нет ошибок

«4»

2-3 негрубые ошибки

«3»

Решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.

«2»

Выполнено не менее половины заданий, но не решена задача

примечание






Оценка "5"

·учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

·правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

·верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

·умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

·учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

·гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

·умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

·учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

· допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

·учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

·не справляется с поставленной целью урока.

Список литературы
1 Рабочая программа составлена на основе Программы специальных

( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4классы.Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2010 г.
2.Алышева Т.В.. Математика .Учебник для 2 класса специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. - М.,2011г.

3.Перова М.Н. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе»

Москва «Просвещение», 2010 г.
4.Эк В.В. «Обучение математике». Москва «Просвещение», 2008

Календарно – тематическое планирование




п/п



Тема урока

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ДАТА

ПРИМЕЧАНИЕ

1

Числовой ряд от 1 до 10. Свойства чисел в числовом ряду. Порядковые числительные.










2

Сложение и вычитание с числом 3 в пределах 10.










3

Сложение и вычитание с числом 4 в пределах 10.










4

Сложение и вычитание с числом 5 в пределах 10.










5

Сложение и вычитание с числами 2, 3,4, 5. Название компонентов, результатов сложения и вычитания.










6

Переместительное свойство сложения.










7

Сложение и вычитание как взаимообратные действия.










8

Нахождение суммы. Название компонентов и результатов сложения.










9

Число и цифра «0». Число «0» как слагаемое.










10

Нахождение остатка. Компоненты при вычитании.










11


Нахождение суммы и остатка. Название компонентов при сложении и вычитании.










12

Нахождение суммы и остатка. Название компонентов при сложении и вычитании.










13

Сложение и вычитание в пределах 10.










14

Контрольная работа №1 по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».










15


Увеличение числа на несколько единиц (больше на…).










16

Увеличение числа на несколько единиц (больше на…).










17

Сопоставление нахождения суммы и увеличения на несколько единиц.











18

Меры стоимости: монеты, бумажные деньги.










19

Меры стоимости. Увеличение на несколько единиц чисел, полученных от измерения мерами стоимости.










20

Сложение и вычитание с числом 6 в пределах 10.










21

Сложение и вычитание с числом 7 в пределах 10.










22


Уменьшение на несколько единиц (меньше на...).










23

Уменьшение на несколько единиц (меньше на...).










24

Сопоставление нахождения остатка и уменьшения на несколько единиц.










25

Уменьшение на несколько единиц чисел, полученных от измерения мерами стоимости.










26

Сложение и вычитание с числом 8 в пределах 10.










27

Сложение и вычитание с числами 6,7,8 в пределах 10.










28

Увеличение и уменьшение на несколько единиц.










29

Сутки – мера времени.










30

Единица измерения длины 1 см. Измерительная линейка. Шкала. Точка 0.










31

Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения мерой длины.










32

Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения мерами длины и стоимости в пределах 10.










33

Сложение и вычитание с числом 9 в пределах 10.










34

Нахождение суммы и увеличение на несколько единиц.










35

Уменьшение на несколько единиц и нахождение остатка.










36

Единица измерения длины: 1 дм. Соотношение: 1дм=10см. Замена: 10см= 1 дм, 1дм=10см.










37

Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения.










38

Увеличение на несколько единиц и нахождение суммы.










39

Уменьшение на несколько единиц и нахождение остатка.










40


Сложение и вычитание в пределах 10.










41

Сложение и вычитание в пределах 10.










42

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».










43

Десяток. Соотношение 1 десяток 10 единиц.










44

Меры стоимости. Монета 10 копеек (как десяток копеек), 10 рублей (как десяток рублей). Замена 10 копеек по 1 копейке и 10 рублей по 1 рублю.










45

Меры длины: дм. Соотношение 1дм =10см. Замена 10см=1дм, 1дм=10см.










46

Математические действия с мерами длины и стоимости.










47

Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения.










48


Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, используя меры стоимости.










49

Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, используя меры стоимости










50


Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, используя меры длины.










51

Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, используя меры длины.










52

Число и цифра 0. Число 0 как слагаемое.










53

Название компонентов и результата сложения










54

Сложение и вычитание в пределах 10.










55

Числа 1 – 10. Счет предметов. Числовой ряд.










56

Сложение и вычитание в пределах 10.










57

Десяток. Соотношение 10 ед.- 1дес., 1дес.-10ед..










58

Число 11 (Образование, называние, десятичный состав).











59

Число 12.










60

Число 13.










61

Число 14.










62

Число 15.










63


Числа 11 – 15. Обозначение, запись цифрами. Место единиц и десятков в числе.










64

Число 16.










65

Число 17.










66

Число 18.










67

Число 19.










68

Число 20. Соотношение 20 ед. -2 дес., 2дес. -20ед..










69

Число и цифра. Количество цифр. Числа однозначные и двузначные.










70

Числовой ряд от 1 до 20. Свойства чисел в числовом ряду. Три способа образования чисел 11 – 19.










71

Сравнение однозначных и двузначных чисел 12 – 2, 7 – 12. Знаки >, <, их написание.










72


Сложение десятка и однозначного числа.










73

Сложение десятка и однозначного числа.

.







74


Вычитание из двузначного числа всех единиц.










75

Вычитание из двузначного числа всех единиц.










76

Сложение десятка и однозначного числа, вычитание из двузначного числа всех единиц на основе десятичного состава чисел.










77

Нахождение суммы, остатка.










78

Сложение десятка и однозначного числа и вычитание из двузначного числа десятка на основе десятичного состава чисел.










79

Увеличение на несколько единиц.










80

Сложение десятка с однозначными числами. Соотношение сложения и вычитания.










81

Уменьшение на несколько единиц.










82

Увеличение на несколько единиц.










83

Контрольная работа №3 по теме «Сложение десятка с однозначными числами и соответствующие случаи вычитания».










84

Меры стоимости (1р.,2р., 5р., 10р.).










85

Сложение и вычитание с мерами стоимости.










86

Уменьшение на несколько единиц и нахождение суммы.










87

Уменьшение и увеличение на несколько единиц.










88

Увеличение на несколько единиц и нахождение суммы.










89

Уменьшение на несколько единиц и нахождение остатка.










90

Сложение и вычитание в пределах 20.










91

Контрольная работа №4 по теме «Сложение десятка с однозначными числами и соответствующие случаи вычитания».










92

Числа 1 – 20. Числовой ряд. Сравнение чисел.










93

Однозначные и двузначные числа. Место единиц и десятка в числе.










94

Сложение десятка с однозначными числами и соответствующие случаи вычитания.










95

Меры стоимости. Замена монет.










96

Числа однозначные и двузначные. Самое маленькое и самое большое однозначное число.










97

Числа 1 – 20.










98

Однозначные и двузначные числа. Десятичный состав чисел

(11 – 20).










99

Числовой ряд 1 – 20. Сравнение чисел (4 – 14).










100

Сложение десятка с однозначными числами.










101

Вычитание из двузначного числа всех единиц.










102

Сложение десятка с однозначным числом и вычитание из двузначного числа всех единиц.










103

Сложение десятка с однозначным числом и вычитание десятка из двузначного числа.










104

Три способа образования чисел 11 – 19. Сравнение соседних чисел в числовом ряду.










105


Сложение двузначного числа с однозначным в пределах 20 без перехода через разряд (14+2).










106

Сложение двузначного числа с однозначным в пределах 20 без перехода через разряд (14+2).










107


Вычитание из двузначного числа однозначного в пределах 20

(18 – 3).










108

Вычитание из двузначного числа однозначного в пределах 20

(18 – 3).










109

Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание из двузначного числа однозначного.










110

Название компонентов и результата сложения и вычитания.










111

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.










112

Увеличение на несколько единиц и нахождение суммы.










113

Уменьшение на несколько единиц и нахождение остатка.










114


Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.










115

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.










116

Меры стоимости. Замена монет.










117

Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения одной мерой стоимости в пределах 20 без перехода через разряд.










118

Нахождение суммы и остатка с мерами стоимости.










119

Увеличение и уменьшение на несколько единиц.










120

Уменьшение и увеличение на несколько единиц.










121

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.










122

Контрольная работа № 5 по теме »Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц».










123

Неделя. Соотношение: неделя – семь суток. Название дней недели.










124

Меры длины: Сантиметр, дециметр.










125

Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения одной мерой длины (см) в пределах 20 без перехода через разряд.










127

Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения одной мерой длины (дм) в пределах 20 без перехода через разряд.










128

Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения одной мерой длины.










129

Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения одной мерой стоимости, длины.










130

Увеличение на несколько единиц и нахождение суммы (числа, полученные от измерения).










131

Уменьшение на несколько единиц и нахождение остатка (числа, полученные от измерения).










132

Нахождение суммы и остатка (числа, полученные от измерения).










133

Нахождение остатка и суммы (числа, полученные от измерения).










134


Увеличение и уменьшение на несколько единиц (числа, полученные от измерения).










135

Увеличение и уменьшение на несколько единиц (числа, полученные от измерения).










136


Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд с числами, полученными при измерении.










137

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд с числами , полученными при измерении.










138

Контрольная работа № 6 по теме «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд с числами, полученными при измерении».










139

Числовой ряд 1 – 20.










140

Меры времени: час. Определение времени по часам с точностью до 1 часа.










141

Определение времени по часам с точностью до одного часа.










142

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.










143

Название компонентов и результата сложения.










144

Меры времени: неделя, дни недели, сутки.










145

Меры времени: неделя, час. Определение времени по часам.










146


Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.










147

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд










148

Контрольная работа № 7 по теме «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд».










149

Сравнение чисел в пределах 20.










150

Связь сложения и вычитания.










151

Число 0 как слагаемое.










152

Меры стоимости. Замена монет.










153

Меры длины.










154

Меры времени.










155

Определение времени по часам с точностью до одного часа.










156

Определение времени по часам с точностью до одного часа.










157

Сложение и вычитание в пределах 20.










158

Числа 1 – 20. Числовой ряд. Счет предметов.










159

Присчитывание и отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности.










160

Сложение и вычитание в пределах 10.










161

Соотношение: 10 ед.=1дес., 1дес.=10ед..










162

Десятичный состав чисел 11 – 19.










163


Сравнение чисел в пределах 20. Однозначные и двузначные числа.










164

Сложение десятка с однозначным числом и соответствующие случаи вычитания










165

Меры стоимости в пределах 20. Замена монет. Счет по 2.










166

Меры длины. Соотношение: 10см=1дм, 1дм=10см.










167

Сл166ожение в пределах 20 без перехода через разряд (15 + 5).










168

Вычитание однозначных чисел из 20 (20 - 4).










169

Вычитание двузначных чисел из 20. (20 – 14).










170

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд (15 – 11, 4 + 12).











ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


      Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшее объяснение должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

На каждом году обучения, по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

Звуки и буквы

Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьёзное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.

Во 2-4 классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных глухих и звонких, твёрдых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием

соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а

фонематическим, т.е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на

уроках и специальных занятиях, по коррекции имеющихся у них отклонений

психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих

согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа

морфемного состава слова, а путём сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в

конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово

В процессе практических грамматических упражнений во 2-4 классах изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. В 4 классе даётся понятие о родственных словах, составляются гнёзда родственных слов, выделяется общая часть – корень

Предложение

Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой . Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

В 4 классе даётся понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса – имени существительного (различение именительного и винительного падежей).

Связная речь

Уже во 2-4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности илагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Во 2-4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки

У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Задачи обучения русскому языку:

  • овладение элементарными знаниями по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи;

  • формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;

  • повысить уровня общего и речевого развития учащихся;

  • формирование познавательной деятельности учащихся и коррекция их недостатков;

  • формирование фонетически правильного письма и письма по правилу;

  • подготовка школьников к жизни, к общению;

  • формирование у школьников навыков связной устной и письменной речи;

  • развитие мелкой моторики рук и их координирования;

  • совершенствование техники письма;

  • воспитание интереса к родному языку.


  1   2   3   4   5   6   7