|
Как помочь ребенку учиться? Как помочь ребенку учиться?
В помощь родителям.
(выступление на родительском собрании)
Поступление в школу – переломный момент в общем процессе развития ребенка. Как бы ни была организована его жизнь до 7-ми лет, переход к школьному обучению знаменует собой начало нового этапа прежде всего потому, что основным видом его деятельности теперь становится учение (у дошкольника им была игра). Чтобы хорошо усваивать школьную программу, первоклассники должны уже многое знать. Учение в школе требует овладения навыками:
Учебными – беглого чтения, правильного и быстрого письма, устного счета;
Вычислительными;
Физкультурными – бега, ходьбы, прыжков, лазания;
Трудовыми – очинить карандаш, действовать ножницами, иголкой, ножом, кисточкой;
Бытовыми, связанными с самообслуживанием.
Подготовка к школе и труд родителей и воспитателей в этом
направлении могут оказаться совершенно бесполезными, если у ребенка не воспитан интерес к учению, желанию работать в школе вместе со своими сверстниками, заниматься трудным, интересным и обязательным делом. Многие родители, настраивая детей, идущих в школу, требуют, чтобы они получали всегда только отличные отметки, и сердятся на ребят, если они не сразу приносят желанные «5». Но ведь дети еще не умеют учиться.
Встречаются и такие родители, которые дают детям деньги за
хорошие и даже посредственные оценки. Такие родители допускают большую ошибку. Знания школьника, степень его самостоятельности, добросовестность и серьезность оцениваются учителем на уроке. И чем серьезнее подход к учебе, тем выше оценка.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Он создает для него, особенно на первом году обучения, немалые трудности. Задача как школы, так и родителей, состоит в том, чтобы максимально облегчить их преодоление, сохранить и укрепить здоровье школьника, обеспечить условия для гармоничного развития детского организма, личности ребенка, его познавательных способностей.
Глубокое усвоение школьной программы, выработка навыков умственного труда с первых лет обучения возможны только при правильной организации режима дня всей жизни школьника. Любое нарушение требований к гигиене умственного труда школьника чревато отрицательными последствиями и может привести к истощению нервной системы, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости различным инфекциям и иным вредным воздействиям.
Для детей в еще большей степени, чем для взрослых, характерна периодичность умственной работоспособности, определенные суточные, недельные и годовые ритмы ее повышения и спада. Наибольшая работоспособность школьника приходится на утренние часы – с 8 до 11. В предобеденное и послеобеденное время работоспособность существенно снижается. При правильно организованном режиме питания и отдыха она восстанавливается, достигая максимума в период 16-18 часов, затем вновь значительно падает. Чем младше ребенок, тем короче периоды наиболее эффективного учебного труда и длительнее – пониженной работоспособности.
Следует учитывать, что с возрастом умственная и физическая работоспособность школьников повышается. Нагрузка необходима организму, она полезна для него, даже если вызывает некоторое утомление, - без этого немыслимо развитие. Но при этом нагрузка должна быть посильной, соответствовать возрасту. Большую ошибку допускают те родители, которые освобождают своего ребенка от всякого физического труда, элементарного самообслуживания и помощи по дому. Этого делать категорически нельзя. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Это дисциплинирует, учит распределять время, ответственно относиться к выполнению различного рода поручений, уважать окружающих, ощущать свою значимость в семье.
Неправильный режим дня сводит на нет усилия и педагогов, и самих родителей по привитию детям прилежания, усидчивости, аккуратности в работе, лишает школьника удовольствия от преодоления трудностей, радости узнавания, порождает нежелание учиться.
Важно научить школьника правильно регламентировать время выполнения домашнего задания: чередовать виды занятий по разным предметам, делать 10-тиминутные перерывы после 45-50 минут работы, во время которых (благодаря несложным физическим упражнениям) улучшается кровообращение, снимается напряжение, дается отдых глазам. Перерывы во время выполнения домашних заданий необходимы еще и потому, что длительное сидение за столом создает большую и утомительную статическую нагрузку на костно-мышечный аппарат, вызывающую повышение физической усталости.
Эти режимные моменты должны определяться с учетом закономерностей деятельности ЦНС и учитываться при организации учебного труда школьника в домашних условиях.
В период эффективной работоспособности целесообразно выполнять задания по русскому языку, математике, физике, химии, истории, иностранному языку и некоторые виды работ по литературе (сочинение). Чтение художественной литературы может осуществляться и после основного времени, отводимого на приготовление домашнего задания.
Приготовление у роков целесообразно начинать с письменных работ, а затем переходить к устным заданиям.
Одним из важных моментов гигиены умственного труда школьника является правильная организация рабочего места. Свет должен падать с левой стороны. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следует помнить, что неправильное освещение и несоответствие стола и стула росту ребенка часто является причиной дефектов зрения и осанки.
Таким образом, правильно организованный режим дня, достаточное пребывание на воздухе, полноценный сон, правильно оборудованное рабочее место ведут к укреплению детского организма и улучшению общего состояния здоровья наших детей.
Обществу нужны полноценные, здоровые и нравственно воспитанные личности, в которые вырастают наши дети. Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса формирования личности.
Большую часть жизни человек, независимо от возраста, проводит в семье. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. В семье ребенок получает опыт семейной жизни. У него складываются нравственные чувства, он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге и т.д. Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.
А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание и обучение строится с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и ненормальным, когда он баловень семьи, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Между школой и семьей, между учителями и родителями необходимо наладить дружеские, партнерские отношения. Ведь цели у нас, в конечном счете, одни и те же: вырастить ребенка здоровым, воспитать его добрым, хорошим человеком, нравственной, культурной, образованной и творчески активной личностью.
Заканчивая свое выступление, хочу подчеркнуть, что только совместными усилиями мы с вами сможем достичь позитивного результата в воспитании и обучении наших детей. Сотрудничество семьи и школы важно на всех этапах школьной жизни каждого ребенка.
|
|
|