Обучение математике в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья. И.Н. Горбунова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49»
В статье рассматриваются основные особенности и проблемы обучения математики для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным образовательным программам.
Ключевые слова: математика, школа, учащийся, учитель. На сегодняшний день математика как учебный предмет в школе представляет собой элементы арифметики, алгебры, начала математического анализа, евклидовой геометрии плоскости и пространства, аналитической геометрии, тригонометрии. При этом обучение математике направлено на овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и смежных учебных предметов и решения практических задач, на развитие логического мышления, пространственного воображения, устной и письменной математической речи, формирование навыков вычислений, алгебраических преобразований, решения уравнений и неравенств, инструментальных и графических навыков [5].
Таким образом, изучение математики как учебного предмета уже даже на начальных этапах требует от ребенка овладения различными действиями. Наряду с этим, в последнее десятилетие значительно увеличилось число учащихся, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ школы, в частности по математике, на что указывают специальные исследования психологов и педагогов, а также исследования медико-социологического характера, в которых отмечается, что число детей с аномальным развитием возрастает с каждым годом в связи с нарушением экологического равновесия, физическими и эмоциональными перегрузками женщин на работе и в семье, ростом алкоголизма и наркомании, низкой культурой семейного воспитания и общения и т.д.
В современных условиях с учетом вышесказанного особую социальную и педагогическую значимость приобретает проблема целесообразности и эффективности дифференцированных форм организации обучения математике, а именно создание классов для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным образовательным программам, в общеобразовательных учреждениях [2, c. 5].
Так, например, особенностью МБОУ «СОШ №49» является то, что наряду с общеобразовательными (1-9 классы) и профильными классами (10-11 классы) функционируют классы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным образовательным программам.
(1-9 классы) для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение в таких классах является одним из средств максимального общего развития учащихся, коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика на различных этапах обучения.
Одна из основных задач преподавания математики в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, чтобы дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Однако наряду с необходимостью помочь учащимся в овладении знаниями, предусмотренными школьной программой, педагог и учащиеся неизбежно встречаются с трудностями, обусловленными сложностью математики как учебного предмета: высокой степенью абстрагирования и обобщенности нормативной структуры научных знаний, лежащих в основе математики и чрезвычайной их разнородностью.
Представленные трудности предполагают широкое использование учителем наглядности, дидактического материала, учитывая, что отвлеченное, абстрактное мышление школьников с интеллектуальной недостаточностью развито слабо. При этом большое место должно отводится привитию учащимся практических умений и навыков [2, c. 5-6].
Следует отметить, что при обучении математике в специальных коррекционных классах необходимо также учитывать неоднородность состава учащихся и их разные возможности в усвоении математических знаний, что, в свою очередь, указывает на необходимость дифференциации учебных требований к разным категориям детей.
Практический опыт работы в специальных коррекционных классах показывает, что почти в каждом классе имеются учащиеся, которые отстают от своих одноклассников в усвоении математических знаний. Оптимальный объем требований, которые закреплены программой, оказывается им недоступен, и они не могут после первого объяснения учителя усвоить новый материал, что требует многократного объяснения и практической отработки. Так, например, чтобы закрепить новый прием вычислений или решение нового вида задач, таким ученикам надо выполнить большое количество заданий, причем темп работы таких учеников, как правило, замедлен [3, c. 3-4].
Данный опыт подтверждает необходимость внесения в программу упрощений по каждому разделу, что позволит учителю варьировать требования к учащимся в зависимости от их индивидуальных возможностей, а также предусматривает возможность их обучения по индивидуальным планам, составленным учителем и утвержденным администрацией школы. В этом случае индивидуальная программа составляется с учетом возможностей усвоения математических знаний конкретным учеником [2, c. 7].
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что на сегодняшний день процесс обучения математике в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья организуется с учетом особенностей познавательной деятельности детей с нарушениями интеллекта или с ограниченными возможностями здоровья. Главным направлением обучения математике является разностороннее развитие личности учащихся, которое способствует их умственному развитию, коррекции психофизических недостатков. При этом программа обучения должна содержать материал, который помогает учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Список литературы
Залялетдинова, Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе / Ф.Р. Залялетдинова. М.: ВАКО, 2007 г. - 217 с.
Залялетдинова, Ф.Р. Математика в коррекционной школе / Ф.Р. Залялетдинова. М.: ВАКО, 2011 г. - 128 с.
Перова, М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб, для студ. дефект, фак. Педвузов / М.Н. Перова. - 4-е изд., перераб. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 408 с.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5 - 9 классы. Сборник 1. - М.: Владос, 2000. – 232 с.
Математика как учебный предмет [Электронный ресурс]: [веб сайт]. – Электрон. дан. – URL: https://edusession.ru/sieds-476-1.html (дата обращения: 30.09.2014).
|