Главная страница


Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе [Комплексная итоговая работа, 4 класс]



НазваниеКомплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе [Комплексная итоговая работа, 4 класс]
страница1/7
Дата11.03.2016
Размер0.55 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7



МОУ Ветлужская СОШ, г. Ветлуга, Нижегородская область,

МОУ СОШ № 13, гимназия с углубленным изучением ряда предметов, г. Обнинск, Калужская область






Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе

[Комплексная итоговая работа, 4 класс]

Работу выполнили:

учитель начальных классов МОУ ВСОШ, Нижегородская обл.

Е. В. Астафьева;

учитель начальных классов МОУ №13, Калужская обл.

Т. А. Жукова



2010 год


Содержание:

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………………..3

  2. Рекомендации по составлению и выполнению комплексной итоговой работы ….4

  3. Основная информация о работе ………………………………………………………6

  4. Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса. Часть 1 (Математика и УУД)…………………………………………………………………………………….7

  5. План комплексной итоговой работы «День рождения» ………………………….12

  6. Рекомендации по оцениваю заданий комплексной итоговой работы ………….....14

  7. Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класс. Часть 2 (Русский язык, окружающий мир, литературное чтение, УУД) ……………………………………16

  8. План комплексной итоговой работы «Цветок кактуса» …………………………..27

  9. Рекомендации по оценке выполнения задания комплексной итоговой работы …32

  10. Интернет-источники ………………………….. ……………………………………..35

  11. Библиографические источники ……………………………………………………...35



Пояснительная записка

Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:

  • системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

  • умение учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

  • обобщенных способов деятельности;

  • коммуникативных и информационных умений.

В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Её целью является оценка достижений планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий», т. е. оценка способностей выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разного содержания. Содержание части текстов не должно выходить за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы. Однако большая часть текстов будет включать разнообразные учебные и практические ситуации, выходящие за пределы детского опыта, поскольку в основной школе им предстоит работать в основном именно с такими текстами.

Среди универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для продолжения обучения для комплексной оценки могут быть выбраны следующие группы действий:

  • в сфере регулятивных УУД - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • в сфере познавательных УУД – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

  • в сфере коммуникативных УУД – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.
Рекомендации по составлению и выполнению

комплексной итоговой работы

Комплексная итоговая работа проводится после изучения основного содержания учебных программ по предметам начального цикла. Для проведения комплексной оценки надо использовать специальные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном или нескольких текстах, в которых информация может быть представлена в различной форме, с привлечением рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из отдельных вопросов или заданий.

Измерительные материалы для проведения комплексной итоговой работы могут включать разное число комплексных заданий, которое будет определяться особенностями объекта оценки и рассматриваемой ситуацией, предложенной для выполнения заданий, а также формой представления информации.

В связи с необходимостью охвата достаточно большого спектра умений по двум междисциплинарным программам структура работы включает две части, каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по одной из оцениваемых программ. Время на выполнения каждой части составляет 1 урок. Работа выполняется в два дня.

В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:

  • с выбором одного или нескольких правильных ответов;

  • на установление последовательности и соответствия;

  • со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте, указать местоположение предмета);

  • со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии и др.), требования к которым не выходят за рамки планируемых результатов в части «Выпускник научится».

Выполнение отдельных заданий может оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 5 баллов) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Проверка выполнения заданий осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы выпускников начальной школы. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания.

За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, ставится 0 баллов. За выполнение заданий с множественным выбором может быть выставлена 0, 1, 2 балла. За выполнение заданий с кратким или развернутым ответом ученик может получить от 0 до 5 баллов.

Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил: если наряду с верным ответом дан неверный ответ, то задание считается выполненным неверно; если наряду с верным ответом дополнительно приведен ответ не соответствующий поставленной задаче, задание считается выполненным частично.

Выполнение работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимися за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы. Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.

Принятый минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50% до 65% от максимального балла. Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы число балов ниже заданного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Основная информация о работе

Часть 1

Структура

Объект оценки

Связь с учебными предметами и программами

Число отдельных заданий

Время выполнения

Максимальный балл

Комплексное задание 1 «День рождения»

Решение учебно-практических задач

Математика, УУД

5

40 минут

14 баллов

Часть 2

Комплексное задание 2

«Цветок кактуса»

Решение учебно-практических задач

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, УУД

16

40 минут

29 баллов

Итого







21

80 минут

43 балла

Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса
  1   2   3   4   5   6   7