|
Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Компьютерное моделирование» Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Компьютерное моделирование» для 10 класса составлена на основе:
Закона Российской Федерации "Об образовании", от 5 марта 2004 г,
№ 12-ФЗ;
федерального компонента государственного стандарта общего образования, от 5 марта 2004г. № 1089;
С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
Базисного учебного плана 2004 года;
Учебного плана МБОУ ДР «Гуреевская СОШ №8» на 2013 – 14 учебный год;
интерактивного компьютерного курса «Открытая математика 2.5. Планиметрия», «Функции и графики» ООО «ФИЗИКОН.
Согласно федеральному базисному учебному плану
на изучение данного курса отводится 1 час в неделю – 35 часов в год из учебного плана МБОУ ДР «Гуреевская СОШ №8» .
Цели программы:
1.Поддержка уровня обучения школьников таких предметов как информатика, математика, физика, достижение индивидуальных потребностей школьника (обобщить и систематизировать сведения о функциях; научить классифицировать задачи, применять соответствующие способы решения задач, расширить и систематизировать знания учащихся о видах движения: осевая симметрия, параллельный перенос, поворот, центральная симметрия, гомотетия, инверсия, развить пространственное мышление и воображение; рассмотреть простейшие физические задачи, как модели элементарных функций.)
2.Формирование навыков решения задач, выполняемых с помощью компьютера.
Программа преследует взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основными разделами курса базы для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике, с другой - возможность практики работы с компьютером. Ее освоение способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников.
Задачи программы:
1. Систематизация и обобщение полученных знаний.
2.Создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и
навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.
Изучение материала дополняет повторительные уроки математики в начале учебного года. При этом новые знания опираются на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учащихся учебный материал. С каждым годом все более возрастают требования к умственной деятельности людей. Поэтому, в настоящее время традиционный взгляд на состав предметов, изучаемых школьниками, пересматривается и уточняется. Вводятся новые предметы, специальные курсы и факультативы. Одним из таких специальных курсов в профильных классах может быть - "Компьютерное моделирование". Почему именно компьютерное моделирование? С понятием "модель" мы сталкиваемся с детства. Игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок или кукла. В развитии ребенка, в процессе познания им окружающего мира такие игрушки, являющиеся, по-существу, моделями реальных объектов, играют важную роль. В подростковом возрасте для многих увлечение авиамоделированием, судомоделированием, собственноручным созданием игрушек, похожих на реальные объекты, оказало влияние на выбор жизненного пути.
Что же такое модель? Что общего между игрушечным корабликом и рисунком на экране компьютера, изображающим сложную математическую абстракцию? И все же общее есть: и в том, и в другом случае мы имеем образ реального объекта или явления, "заместителя" некоторого "оригинала", воспроизводящего его с той или иной достоверностью и подробностью. Или то же самое другими словами: модель является представлением объекта в некоторой форме, отличной от формы его реального существования. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Математическая модель выражает существенные черты объекта или процесса языком уравнений и других математических средств. Собственно говоря, сама математика обязана своим существованием тому, что она пытается отразить, т.е. промоделировать, на своем специфическом языке закономерности окружающего мира.
Уроки компьютерного моделирования - это исследование, каких- то свойств; использование моделей для уточнения характеристик; построение вновь конструированных объектов, моделей; наблюдение; целенаправленное восприятие информации, обусловленное какой-то задачей и т.д. Возможность проведения численного эксперимента с математической моделью значительно углубит знания по предмету, сделает процесс их изучения более живым и увлекательным. Такая работа — прекрасный способ усиления прикладной и практической направленности обучения, преодоления известной схоластичности. У математического моделирования есть и другая привлекательная сторона — возможность приобщения учащихся к компьютерной технике и выработка навыков ее систематического использования, чего трудно достичь на одних лишь уроках информатики.
Работа учащихся с компьютерными моделями чрезвычайно полезна, так как компьютерные модели позволяют в широких пределах изменять начальные условия задач, что позволяет им выполнять многочисленные задачи за небольшой промежуток времени. Такая интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом решения наблюдать построение соответствующих графических зависимостей, что повышает их наглядность. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся обычно испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков.
В чем же преимущество компьютерного моделирования? Прежде всего, компьютерное моделирование позволяет получать наглядные динамические иллюстрации, воспроизводить их тонкие детали, которые часто с трудом усваиваются при словесном объяснении с демонстрацией статичных рисунков. При использовании моделей компьютер предоставляет уникальную, не достижимую в реальном уроке, возможность визуализации упрощённой модели.
Надо стремиться пользоваться методами, реализуемыми на компьютерах. Это создает определенное методическое единство курса и заметно снижает барьер необходимой математической подготовки учащихся. Разумеется, при занятии математическим моделированием приходится углубляться настолько, что при этом требуется значительное математическое образование, а это и является целью данного факультатива, направить, подтолкнуть, показать необходимость углубления знаний по математике, чтобы понятия "аналитическое решение" и "компьютерное решение" не противостояли друг другу.
Структура программы
Программа «Компьютерное моделирование» состоит из четырёх разделов: "Требования к подготовке учащихся", "Содержание обучения", "Тематическое планирование учебного материала", "Связь спецкурса со школьной программой".
Раздел "Требования к подготовке учащихся" определяет итоговый уровень умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть по окончании курса. Требования распределены по основным содержательным линиям курса и характеризуют тот безусловный минимум, которого должны достигать все учащиеся.
Раздел "Содержание обучения" задает минимальный объем материала, обязательного для изучения данного курса. Содержание распределено не в соответствии с порядком изложения, а по ступеням обучения, объединяющим связанные между собой вопросы школьного курса алгебры и геометрии, изучаемые в 10 классе.
В разделе "Тематическое планирование учебного материала" приводится конкретное планирование.
Раздел "Связь спецкурса со школьной программой" устанавливает взаимосвязь школьной программы и спецкурса.
Содержание курса
1.Функции и графики
Декартовы координаты на плоскости. Полярная система координат. Координаты точек в данных системах.
Основные элементарные функции: линейная, квадратичная, степенная, прямая и обратная пропорциональность, модуль, квадратный корень. Их свойства и графики. Построение графиков кусочно-заданных функций, графиков, связанных с модулем, графиков рациональных функций. Композиция функций. Виды преобразования графиков функций: сдвиги и растяжения (сжатия) вдоль координатных осей, симметрия относительно осей и точек.
Геометрическая интерпретация уравнений и их систем, линейных неравенств с двумя переменными. Метод интервалов.
2.Планиметрия.
Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, скалярное произведение. Угол между векторами. Разложение векторов по базису.
Теорема синусов, теорема косинусов. Решение треугольников по трем сторонам, по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим углам.
Движения плоскости. Осевая симметрия, параллельный перенос, поворот, центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур. Основные понятия и свойства. Подобие треугольников. Инверсия.
3. Моделирование физических процессов
Движение тела с постоянной скоростью. Падение тела с учетом сопротивления среды. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Бег по наклонной плоскости. Движение небесных тел. Колебания математического маятника. Колебания в электрической цепи. Моделирование явлений и процессов в воздушной среде.
Требования к подготовке учащихся
Функции и графики
Учащиеся должны:
· уметь находить значения координаты точки в прямоугольной системе координат и полярной системе координат; знать порядок записи координат точек плоскости и их названий; находить расстояние между точками в координатной форме;
· иметь наглядные представления об основных свойствах элементарных функциях; «читать» свойства функций по графику; находить по графику промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения; иллюстрировать их с помощью графических изображений;
· уметь строить графики функций;
· применять правила преобразований: параллельного переноса, сжатия и растяжения, отражения графиков относительно осей и точек;
· сочетать различные способы решения уравнений и систем уравнений сопоставлять результаты двух решений Планиметрия.
В результате учащиеся должны:
· выполнять операции над векторами в геометрической и в координатной форме;
· знать, что такое координаты вектора; вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам; строить сумму двух векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника;
· уметь применять теоремы косинусов и синусов, в решении задач; находить скалярное произведение векторов в координатах; научиться выбирать правильный ход решения при использовании теоремы синусов и косинусов; применять основные приемы вычисления элементов треугольника по трем сторонам, по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим углам;
· знать определения и формулы преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды.
Моделирование физических процессов
Учащиеся должны сопоставлять:
· понятие линейной функции как модель движения с постоянной скоростью;
· квадратичной функции как модель свободно падающего тела;
· математический маятник, колебания в электрической цепи, тень от солнца – модели тригонометрических функций.
Тематическое планирование учебного материала:
№п/п
| Содержание материла
| Кол-во часов
| Дата проведения
|
| Функции и графики
| 7
|
| 1
| Системы координат. Декартова система координат
| 1
|
| 2
| Линейная функция. Прямая пропорциональность
| 1
|
| 3
| Квадратичная функция.
| 1
|
| 4
| Дробно-линейная функция
| 1
|
| 5
| Степенная функция
| 1
|
| 6
| Функции, содержащие модуль
| 1
|
| 7
| Графические методы решения задач
| 1
|
|
| Преобразования графиков функций
| 4
|
| 8
| Параллельный перенос
| 1
|
| 9
| Растяжение и сжатие
| 1
|
| 10
| Отображение относительно осей и точек
| 1
|
| 11
| Алгебраические операции над функциями
| 1
|
|
| Планиметрия
| 5
|
| 12
| Решение треугольников
| 1
|
| 13
| Теорема косинусов. Теорема синусов
| 1
|
| 14
| Разложение векторов по базису
| 1
|
| 15
| Сложение и вычитание векторов
| 1
|
| 16
| Умножение вектора на число
| 1
|
|
| Моделирование физических процессов
| 8
|
| 17
| Движение тела с постоянной скоростью.
| 1
|
| 18
| Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
| 1
|
| 19
| Падение тела с учетом сопротивления среды.
| 1
|
| 20
| Бег по наклонной плоскости
| 1
|
| 21
| Движение небесных тел.
| 1
|
| 22
| Колебания математического маятника
| 1
|
| 23
| Колебания в электрической цепи.
| 1
|
| 24
| Моделирование явлений и процессов в воздушной среде
| 1
|
|
| Итоговое повторение
| 11
|
| 25-28
| Создание проекта: «Графики и функции »
| 1
|
| 29-31
| Создание презентации: «Компьютерное моделирование в науке»
| 1
|
| 32-34
| Защита проектов
| 1
|
| 35
| Заключительное занятие
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
используемая Литература
Учебное пособие: Математика. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Г. Учебное пособие: Математика. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Г.В.Дорофеев. – М.: Дрофа, 2001.
В.Дорофеев. – М.: Дрофа, 2001.
Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс. СПб.: Питер, 2008.
Информатика и ИКТ. 11 класс. Практикум. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2008 г.
Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательной школы. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.–М.: Просвещение, 2008г. Геометрия 10-11 класс
3. Программы для общеобразовательных школ. Математика. 5-11. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – М.: Дрофа, 2000г.
4. Тематическое планирование по математике: 10 кл. Книга для учителя. Сост. Т.А. Бурмистрова. — М.: Просвещение, 2003г.
5. В. Д. Степанов. Активизация внеурочной деятельности по математике. 2005
|
|
|