|
Семинар по теме «Особенности преподавания в разновозрастных группах в малокомплектных школах»
Районный семинар по теме
«Особенности преподавания в разновозрастных группах в малокомплектных школах»
РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
Учитель математики МБОУ
«СОШ с.Шарой»: Хаджиева Л.Г.
2015 год
Демографическое положение нашего района привело к оттоку молодежи из села, что отразилось на наполняемости сельских школ, они перешли в разряд – малочисленных. В связи с этим возникла необходимость объединения классов - комплектов и это стало перед сельским учителем большой проблемой. Как совместить работу классов, как спланировать прохождение программ, какие классы объединить, как совместить научность – доступность – комфортность и другие важные вопросы встают перед учителем. Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в книге Людмилы Васильевны Байбородовой «Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе». Материалы этой книги я использовала для теоретического обоснования и раскрытия сути методической темы «Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе».
Создание разновозрастных учебных групп или классов - комплектов, в малокомплектных сельских школах диктуется не педагогической целесообразностью, а, прежде всего, соображениями экономии финансовых средств и предписывается вышестоящими органами управления образования. В таких условиях оказалась наша школа и работает в этом режиме. Готовясь к работе в этих условиях, я обратилась к проблеме разновозрастного обучения. В этой работе я решаю следующие цели: пытаюсь разработать методические материалы по проведению занятий в разновозрастных группах по математике.
Для этого нужно решить следующие задачи:
изучить особенности обучения детей в сельской малочисленной школе;
выявить возможности для проведения занятий в разновозрастной группе;
разработать и апробировать занятия в разновозрастной группе.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования перед современной школой ставит следующие задачи:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к окружающему миру и себе;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и развитие индивидуальности ученика.
Приоритетом основного общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень которых в значительной мере предопределяет успешность последующего обучения.
Хочу представить характеристику такой формы организации обучения, как разновозрастное сотрудничество.
Чтобы научиться учить себя, то есть овладеть деятельностью учения, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому («пробую учить других») или к самому себе («учу себя сам»). Разновозрастное учебное сотрудничество, где учащимся предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя), может стать одной из существенных характеристик природосообразной школы. Роль «учителя» - посредника между учащимися разных классов в точности соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью.
Разновозрастное учебное сотрудничество учащихся может стать средством профилактики негативизма в его школьных проявлениях, а также способствовать формированию их учебной самостоятельности. Старший подросток может и должен на какое-то время стать учителем младших ребят для того, чтобы окончательно утвердиться в собственной позиции учащегося. Начавшись, как игра, эта деятельность становится весьма серьезной и ответственной для школьника, так как ставит перед ним вполне реальные цели: научить кого-то чему-то.
Эта работа учащихся в позиции «учителя» выгодно отличается от их работы в позиции «ученика» в мотивационном отношении. Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в подростковый период развития учащихся. Она создает условия для опробования, анализа и обобщения, освоенных ими средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно (не только для себя, но и для других) выстраивать алгоритм учебных действий, отбирать необходимые средства для их осуществления.
Ситуация разновозрастного сотрудничества способствует развитию, у учащихся способности понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. В частности, школьники начинают по-новому видеть труд учителей.
Возникшая необходимость объединять детей разных возрастов в классы - комплекты требует от учителя находить новые формы и методы обучения для достижения оптимальных условий выполнения учебных задач и создания комфортного пребывания ребенка в школе.
Дети, обучающиеся в сельских малокомплектных школах отличаются от городских, их опыт общения отличается углубленностью. Во многом на селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста (нет спортивных секций, театров, кинозалов и т.д.), но сельская природная среда естественна и приближена к людям. Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. Обеспечение доступности качественного образования для каждого учащегося независимо от его места жительства и уровня дохода семьи приобретает особую актуальность в специфических условиях малочисленной сельской школы.
Качество образования в малочисленных сельских школах во многом связано с фронтальной организацией обучения: ученики класса все вместе продвигаются от темы к теме вне зависимости от готовности каждого из них осваивать учебный материал. Отсюда нарастающие пробелы в знаниях многих учеников, не позволяющие в дальнейшем успешно обучаться. При этом отсутствует возможность возвращаться к ранее изученному материалу столько раз, сколько необходимо для его усвоения.
Малочисленность класса позволяет использовать в работе индивидуализированные способы организации учебной деятельности учащегося. Взаимодействие педагогов и учеников отличается интенсивностью. Урокам в малочисленной сельской школе, как правило, свойственны камерность, меньшая заорганизованность. В то же время малочисленность школы создает определенные проблемы в организации учебно-воспитательного процесса:
отсутствие соревновательности на уроке и в целом в учении учащегося одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;
трудности в развитии коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;
психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание того, что его обязательно спросят;
ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;
однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.
Перед педагогами встает организационная и методическая задача: учитывая достоинства малочисленности классов, найти способы решения вышеуказанных проблем.
Работая в сельской школе, учителю приходится считаться с факторами, которые раскрываются следующим образом:
- ограниченность круга возможных субъектов взаимодействия (малочисленность школьного коллектива и замкнутость, социально-психологическая, духовная, экономическая автономия сельского социума);
- естественные разновозрастные связи между учащимися малокомплектной сельской школы в учебной и внеучебной деятельности, наличие одного класса в параллели, удаленность населенных пунктов, малочисленность сверстников;
- стереотипный характер стилей, приемов взаимодействия учащихся в условиях малокомплектной сельской школы, склонность к подражанию значимым людям или принятию норм, выраженных в ближайшем окружении, ведущим становится желание быть «как все», причем зачастую в ущерб необходимому процессу индивидуализации и самоопределения;
- ограниченный набор стилей и способов взаимодействия ведет к растерянности, неумению понять других в случае включения в другую среду, другую систему отношений, где привычная логика предпочтений, установок и ожиданий не срабатывает;
- предпочтение позиции «ведомого» партнера по взаимодействию, привычка к внешнему стимулированию и неготовность к организации своей собственной деятельности зачастую обуславливает такой выбор позиции участников взаимодействия. Я считаю, эти факторы обязательно нужно учитывать педагогам при организации обучения детей в малокомплектной сельской школе.
Как я уже говорила, одним из способов решения обозначенных проблем в условиях малочисленности является организация занятий с несколькими классами, т.е., с разновозрастной группой детей. Разновозрастная учебная группа предполагает прежде всего организационное и содержательное единство ее участников.
В разновозрастном классе дидактические задачи ставятся не в отношении каждого учащегося в отдельности, а являются общими для всего класса как обобщенного ученика.
На занятиях главенствует схема взаимодействия «учитель – разновозрастный класс», т.е. основным способом организации обучения является групповое обучение. В разновозрастном учебном коллективе организуются и коллективные занятия. Здесь есть место любому ребенку – любого возраста и уровня – для продуктивного обучения. Именно создание разновозрастных коллективов позволяет решать проблемы, которые свойственны малочисленным сельским школам.
Некоторые особенности обучения в разновозрастном коллективе.
Для организации обучения в разновозрастном коллективе требуются специфические программно-методические и учебные материалы, изменение функциональных обязанностей педагогов и нормативного обеспечения школы.
Так, программы учебных предметов должны структурироваться особым образом. Во-первых, общая программа разновозрастного коллектива не является суммой относительно автономных программ отдельных классов, т.е годичных блоков, а является целостной программой в рамках содержания нескольких лет обучения. Во-вторых, содержание такой программы не разворачивается в одной (линейной) последовательности, а задает многообразие разных. Все это позволяет обеспечить содержательное единство разновозрастной группы как широкого поля конструирования индивидуальных программ, учитывающих возможности и особенности каждого школьника. Существенно иной становится деятельность учителей (организация самоуправления в образовательном процессе, становится не просто ценностью, а насущной необходимостью).
Составляя план урока, учитель исходит из тематического планирования, определяет место и роль данного урока как структурной единицы в общей системе уроков. При отборе содержания урока учитываются требования учебной программы по предмету, обращается особое внимание на его идейную, научно-теоретическую и направленность, логическую последовательность и дозировку с тем, чтобы не перегружать урок и вместе с тем обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, умений и навыков. Не менее важно определить методы и приемы обучения на каждом этапе урока, характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивной и поисковой), сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учеников на уроке, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, наглядные и технические средства обучения. Вся эта работа проводится с учетом реализации принципов обучения, определяющих все компоненты урока. При подготовке к предстоящему уроку следует проанализировать предыдущие уроки, проведенные в данном классе - комплекте, чтобы предусмотреть меры по устранению обнаруженных недостатков и недоработок.
Очень важно, что организация совместной, самостоятельной и коллективной работы детей разного возраста позволяет решать задачи развивающего обучения. Организация самостоятельной работы учащихся одних классов при работе с другим классом требует от учителя дополнительных усилий как во время подготовки к уроку, так и во время его проведения. При этом очень важно научиться рационально использовать время урока. Трудность организации и проведения самостоятельной работы в условиях работы учителя одновременно с несколькими классами состоит еще и в том, что использование наглядных пособий и технических средств обучения в одном из классов отвлекает от работы учащихся другого класса.
Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроке, способствует установлению особенно близких отношений между учителем и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения. Эта форма обеспечивает привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении. Фронтальная учебная работа может быть организована и таким образом, что каждый учащийся выполняет задание или упражнение самостоятельно, одновременно с другими, по указанию и под руководством учителя. Индивидуальные задания могут составлять часть общего коллективного задания, и после их выполнения все ученики принимают участие в обсуждении полученных результатов. Индивидуальная форма учебной работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся. Ее преимущества состоят в том, что обучение в максимальной степени соответствует уровню развития, способностям и познавательным возможностям каждого ученика. Индивидуальная форма работы наиболее целесообразна при выполнении различных упражнений и решении задач, она успешно применяется с целью углубления знаний и восполнения, имеющихся у учащихся пробелов в изучении материала, при формировании умений и навыков. Индивидуальная форма работы школьников на уроке позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. Успех ее определяется правильным подбором заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений. При умелой организации индивидуальная работа учащихся формирует у них потребность и навыки самообразования. Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся на уроке состоит в том, что они практически не общаются друг с другом, приобретаемый опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с товарищами по классу и учителем. Поэтому индивидуальная работа школьников на уроке должна сочетаться с коллективными формами ее организации. Наряду с фронтальной организацией работы учеников на уроке применяется и такая коллективная форма, как групповая работа учащихся. Для успешной совместной работы необходимо комплектовать группы из учащихся, имеющих примерно одинаковую успеваемость и одинаковый темп работы. Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, которая приучает школьников к коллективным методам работы, а общение, как утверждают психологи, является непременным условием формирования правильных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности. Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся по-разному способствуют реализации образовательных и воспитательных задач. Поэтому необходимо рациональное их сочетание, обоснованный и продуманный выбор той или иной формы учителем с учетом особенностей предмета математики, содержания изучаемого материала, методов обучения, особенностей класса - комплекта и отдельных учащихся.
При всех формах организации учебной работы учащихся на уроке большое значение имеет характер отношений между участниками процесса обучения: учителем и учащимися и между самими учениками. Положительный характер этих отношений стимулирует познавательную деятельность учащихся, повышает ее результативность.
В современной школьной практике наиболее предпочитаемыми идеями, используемыми при организации образовательного процесса, являются идеи педагогики сотрудничества, которые заключаются в установлении партнерских отношений учителя с учениками и учеников друг с другом. Следует помнить, что для учащихся социальное партнерство представляется в реальности общения, а также в самостоятельно существующей в ней реальности обязанностей и прав. В процессе сотрудничества появляется возможность для реализации таких идей, как: учение без принуждения; свободного выбора; опережения; личностного подхода; идея взаимообучения; самоанализа; идея продвижения в индивидуальном темпе; идея самоконтроля и взаимоконтроля. Эффективное использование положений педагогики сотрудничества возможно при использовании диалогических форм обучения, так как диалогическая форма - это отношение творчества, обмен творческой деятельностью. Кроме того, реализация педагогического диалога в учебном процессе позволяет в ходе учебно-познавательной деятельности детей развивать их коллективистские связи. Использование диалогических форм обучения становится естественным, если они происходят между людьми разного возраста, то есть при организации образовательного процесса в разновозрастном коллективе. В современной психологии и педагогике считается, что только в процессе деятельности (индивидуальной или совместной) человек может развиваться.
Особое место в деятельности педагогов при организации занятий в классах - комплектах занимает формирование у учащихся надпредметных умений, в частности, умений вникнуть в суть услышанного, самостоятельно изучать литературу, устно и письменно оформить свои мысли точно, компактно, без искажения. Они для ученика являются главным средством освоения содержания образования. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников урока, от умения ребенка работать с разными типами текстов, упражнений, задач, прежде всего именно с ними ученику приходиться сталкиваться в процессе обучения.
Начав работу с разновозрастным коллективом я определила следующие задачи:
- формирование индивидуальных образовательных программ учащихся;
- разработка и апробации программно-методических и учебных материалов по предмету математика основной школы для разновозрастного обучения, включая комплекты заданий по разным предметам, направленные на формирование умений коммуникации;
Таким образом, речь идет о принципиально новой организации занятий, для которых характерно разновозрастное обучение. Остановимся на основных понятиях.
Прежде всего, подчеркнем, что в данном случае речь идет об уроке, а не об учебном занятии, где отсутствуют жесткие временные рамки учебного процесса и может быть сменный состав учащихся. Здесь также объединяются дети разного возраста и разного уровня подготовленности. Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
Каковы функции разновозрастного обучения?
Во-первых, оно выполняет функцию психологической защиты ребенка. Круг общения детей в классе, где обучаются несколько человек, весьма ограничен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение учащихся разных классов в разновозрастную группу обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую депривацию ребенка, избежать монотонности при организации учебного процесса. По данным исследованиям, ученик малочисленной сельской школы чувствует себя комфортнее на занятии, где объединяются несколько классов. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно если ученик оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.
Практика показывает, что школьникам нравятся разновозрастные занятия. Такие занятия проходят в непринужденной обстановке, интересно, на их легче работается, меньше спрашивает учитель, больше самостоятельности, ответственности самих учащихся. Дети отмечают, что им интересно общаться с учениками других классов.
Во-вторых, разновозрастное обучение выполняет функцию социальной поддержки: это помощь старших младшим в организации учебной деятельности, поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычных уроках, а в этой ситуации осознает свою полезность, востребованность как помощников педагога при организации работы младших учащихся. На разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от них постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.
В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторскую функцию. Старшим предоставляется возможность выполнять роль взрослого, взять на себя ответственность. Особенно важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные и ответственные решения. В среде сверстников лишь некоторые способны пробиться в организаторы, лидеры. На разновозрастном занятии старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве, выполнить роль консультанта, помощника педагога, руководителя группы.
Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия – стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут актуализироваться и проявиться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. На разновозрастном занятии старших стимулируют проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные задачи.
Стимулирующая функция разновозрастного занятия проявляется не только в актуализации положительных качеств, старших учеников. У младших также повышается заинтересованность, активность. Опыт показывает, что разновозрастные занятия в большей степени, чем традиционные, развивают мотивацию учения, познавательные интересы учащихся.
Такие занятия стимулируют развитие гуманных межличностных и деловых отношений между учащимися разных классов.
При планировании разновозрастных занятий в классе – комплекте я руководствуюсь специальными принципами, предлагаемыми Л. В. Байбородовой по организации разновозрастного обучения, предусматривающего занятия с учащимися нескольких классов как с единым целым, объединенным и организационно, и содержательно. При педагогически грамотном подходе в разновозрастной группе образовательные задачи решаются более успешно, чем на обычных уроках.
Разные классы объединяются в разновозрастную учебную группу как целостную единицу, связанную организационно и содержательно. Реализация индивидуальных планов деятельности достигается за счет того, что на занятиях одновременно разворачиваются несколько учебных ситуаций: ведущее место занимает индивидуальная деятельность учащихся, работа в парах с учителями и другими учениками, а также в микрогруппах; фрагменты фронтального взаимодействия не исключаются, но переводятся в разряд вспомогательных. На занятиях используются разные виды и приемы одновозрастного и разновозрастного взаимодействия учащихся. У каждого ученика свой план деятельности, фиксирующий содержание, организационные формы, средства, последовательность работ.
В основе этой модели лежат коллективные учебные занятия – открытая, гибкая, личностно-ориентированная образовательная среда.
Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста. Отбор общего содержания и совместных видов деятельности.
В зависимости от содержания учебного материала разновозрастные занятия могут быть однотемные и разнотемные.
Однотемные занятия проводятся в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, понятий и т.д.
Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. В этом случае основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности учащихся. Например, решение задач, итоговое занятие и т.д.
Принцип педагогизации учебной деятельности детей, что означает делегирование старшим ученикам ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь младшим в преодолении учебных трудностей и др.), а также приобретение учащимися допрофессионального опыта педагогической деятельности.
Важным средством педагогизации учебной деятельности является привлечение учащихся к анализу своей работы, результатов учебного труда и организация рефлексии по ходу и в конце занятия.
Принцип взаимообучения, т.е., овладение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга.
В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но и в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой стороны. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя.
Реализация данного принципа предусматривает:
выполнение каждым учеником роли обучаемого и обучающего;
использование в процессе обучения самооценки и взаимооценки как в ходе решения отдельных учебных задач, выполнения заданий, так и в конце учебного занятия при подведении итогов работы всей группы и каждого ученика;
создание ситуации собственного успеха через успех другого ученика (старшие объясняют новый материал младшим, сами повторяя, закрепляя, актуализируя ранее изученное, а затем младшие представляют усвоение нового материала);
определение самими учащимися трудностей и проблем, с которыми они столкнулись на занятии, выявление и анализ допущенных в работе ошибок.
Принцип регулирования взаимодействия учащихся разного возраста. Как организовать совместную деятельность, общение детей разного возраста – это один из самых сложных вопросов для решения, как показал анализ опыта проведения разновозрастных занятий. Часто такое занятие представляет собой присутствие двух или нескольких классов, где каждый выполняет свою часть работы, а взаимодействие, общение старших и младших, по существу, отсутствует, что, естественно, снижает воспитательную эффективность занятия. В то же время организация совместной деятельности детей не является самоцелью, а реализует воспитательный и образовательный потенциал занятия, если педагог выполняет следующее:
обоснованно отбирает содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а также способы и средства, стимулирующие их совместную работу;
разъясняет детям важность проведения совместного занятия, показывает полезность этой работы для обоих классов и для каждого;
помогает каждому присвоить общую цель работы и найти в ней личный смысл;
раскрывает значимость действий каждого для достижения общего результата и развития его личности, его личных успехов;
использует различные формы и методы воздействия старших и младших, учитывая предыдущий опыт взаимодействия детей в учебной и внеучебной деятельности;
обеспечивает динамику количественного и качественного состава микрогрупп, сменяемость ролевых позиций;
четко и конкретно определяет содержание деятельности, функции, роли старших и младших на каждом этапе учебного занятия.
Назову некоторые способы организации и стимулирования совместной деятельности детей разного возраста:
постановка общей проблемы и задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех;
использование исследовательских заданий, создание ситуации поиска;
формирование разновозрастных микрогрупп, каждая из которых решает общую проблему или ее часть;
выполнение микрогруппами творческих заданий, как при подготовке, так и при проведении занятий;
совместное обсуждение результатов выполненных заданий, использование игровых элементов, проведение конкурсов, соревнований.
На различных этапах занятия могут быть использованы специальные взаимодействия детей разного возраста.
При проверке домашнего задания:
старшие проверяют и оценивают выполнение домашних заданий младших;
старшие, в случае затруднений, помогают при ответах младших;
младшие задают в ходе опроса вопросы старшим, касающиеся повторения материала, ранее изученного (уроки повторения и обобщения).
При объяснении нового материала:
старшие рассказывают новый материал младшим (это целесообразно делать при изучении текстового материала);
самостоятельная совместная работа;
совместное составление таблиц в ходе изучения материала.
При закреплении изученного материала:
решение комбинированных задач, в которых используются знания, приобретенные в разных классах;
составление и отгадывание кроссвордов и ребусов;
организация разных учебных игр - соревнований;
включение в занятие дополнительного материала;
индивидуальная помощь младшим в процессе закрепления и повторения материала на уроке и дома;
При контроле знаний:
проведение зачетов младших старшими учениками;
разработка, проведение математических диктантов их оценка и анализ;
взаимодействие, самооценка и самоконтроль.
Особое внимание учитель должен обратить на характер, взаимоотношение совместных действий, общение старших и младших. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в группе, а для этого необходимо:
при формировании классов - комплектов учитывать возрастные особенности, межличностные отношения учащихся, их психологическую совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность к независимости своей позиции;
включать школьников в совместную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, обеспечивая реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
создавать специальные ситуации, позволяющие школьнику проявить независимость своих суждений, оценок, выразить свою собственную позицию, точку зрения;
стимулировать, одобрять проявление детьми независимых суждений, самостоятельных решений и уважительного отношения к мнению других;
не допускать подавления младших старшими, ущемления личного достоинства детей;
добиваться правильной позиции детей (лидера) организатора работы группы, самокритичности детей, объективности в оценке поведения и мнений других;
обучать учащихся культуре общения, навыкам совместной работы, организаторской деятельности;
организовывать коллективный анализ совместной деятельности, при этом предусматривать оценку взаимоотношений детей, старших и младших, психологическую защищенность каждого в групповой работе.
Успешное взаимодействие детей разного возраста зависит от их размещения в пространстве. Важно, чтобы старшие и младшие имели возможность работать в тесном кругу. В то же время педагогу необходимо предусмотреть перемещение детей в пространстве, чтобы снять напряжение, разнообразить движения, отказаться от формализма и заорганизованности. Нужно исходить из удобства выполнения совместной учебной работы и создать естественные для этого условия общения.
Подход к планированию занятий в разновозрастных группах зависит от многих факторов, и, прежде всего, от специфики предмета, структуры построения учебного плана, содержания материала.
Приступая к планированию занятий в разновозрастной группе, необходимо следующее:
изучить учебный план и выявить сходные по содержанию темы, которые изучаются в обоих классах;
составить схему тематического планирования с учетом сходных тем, взяв за основу поочередно каждый класс, при этом «+» отметить классы, в которых изучаются близкие по содержанию темы;
определить время изучения исходных тем по учебному плану и возможности одновременного их прохождения в различных классах;
установить возможности и целесообразность перемещения отдельных тем для одновременного их изучения в обоих классах, если время их прохождения по учебному плану не совпадает.
Последующие действия учителя будут зависеть от того, какие классы будут объединяться для проведения занятий в разновозрастных группах. В малочисленной сельской школе учащихся объединяют в классы – комплекты, где учащиеся двух классов обучаются вместе, и тогда целесообразнее предусмотреть одновременную работу учащихся обоих классов, максимально используя возможность организации их совместной деятельности: при сходных темах – совместное обучение в течение всего занятия, при несовпадающих темах – совместную работу на отдельных этапах, например, при проверке домашнего задания, устный счет и т.д.
Темы, задачи (общие и по классам) и совместная деятельность
Планирование конкретного учебного занятия в разновозрастных группах, на котором организуется совместное обучение детей разного возраста, предусматривает следующие действия:
определить тему занятия;
выявить возможности для возрастного обучения и содержание учебного материала;
определить задачи:
а) образовательные (общие для всех учащихся и по классам);
б) развивающие;
в) воспитательные;
составить план занятий (по этапам);
составить план подготовки к занятию, предусмотрев организацию совместной деятельности детей;
сделать развернутый план-сетку занятия сделать приложения, поясняющие схему и предусматривающие не только деятельность по классам, но и уровневую дифференциацию в процессе совместной, групповой и индивидуальной работы.
Заключение Несмотря на положительный опыт совместной организации учебной деятельности учащихся разного возраста, основным методом организации образовательного процесса в разновозрастных коллективах малокомплектной сельской школы остается такой метод, при котором самостоятельная работа учеников одного или двух классов - условие нормальной учебной деятельности учащихся конкретного возраста
Разновозрастное занятие выводит учителя на новый уровень планирования и проведения уроков. Учителю приходится пересматривать не только поурочное планирование, но и само проведение урока. Ведь, чтобы организовать на таком занятии совместную деятельность, необходимо подбирать и новые методы проведения урока. Например, проверяют домашнее задание, объясняют новый материал – старшие ученики или ученики-консультанты; работа в смешанных парах (старшеклассник – младшеклассник), где старший проверяет, подсказывает, при этом, обучаясь сам.
Проблема разновозрастного обучения очень актуальна в современных условиях работы малочисленной сельской школы. Она решает не только задачи обучения детей, но и выживание сельской школы в целом.
Считаю, что проблема разновозрастного обучения не только актуальна, но и достаточно интересна, хотя она является следствием демографического положения на селе.
|
|
|