|
Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Ооо «тид «Русское слово рс» Ростовская область,Чертковский район, село Шептуховка муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шептуховская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Шептуховской СОШ
Приказ от 29. 08. 2014 г. № 118
Подпись руководителя_______В.И. Русова
Печать.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе (учебный предмет, курс) Уровень общего образования, класс
Основное общее образование – 6 класс Количество часов 70
Учитель Муравицкая Татьяна Юрьевна
(ФИО) Программа разработана на основе
программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, авторов-составителей Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (М.: «Русское слово», 2008);
учебно-методического комплекта: 1)Меркин Г. С. /Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009, 2) Виноградова Е.А., Кузнецова Т. А., Князева Е. А./ Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература». - «Русское слово». – М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2011, 3) Соловьева Ф. Е. /Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие -М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2011, 4) Соловьева Ф. Е. /Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) -М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2011, 5) Соловьева Ф.Е. /Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 6 класс» в 2ч. ; под ред. Г.С. Меркина. –М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2013.
Пояснительная записка
В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образовательной организации входит разработка и утверждение образовательных программ, обязательной составляющей которых являются рабочие программы учебных курсов и дисциплин образовательного учреждения.
Рабочая программа по литературе создана в соответствии с:
программой по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, авторов-составителей Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (М.: «Русское слово», 2008);
учебным планом МБОУ Шептуховской СОШ Чертковского района Ростовской области на 2014 – 2015 уч.г. (протокол педагогического совета от 28.08.2014г. № 13, приказ от 29.08.2014г. №118);
учебно-методическим комплектом: 1)Меркин Г. С. /Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009, 2) Виноградова Е.А., Кузнецова Т. А., Князева Е. А./ Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература». - «Русское слово». – М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2011, 3) Соловьева Ф. Е. /Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие -М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2011, 4) Соловьева Ф. Е. /Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) -М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2011, 5) Соловьева Ф.Е. /Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 6 класс» в 2ч. ; под ред. Г.С. Меркина. –М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2013.
При составлении программы руководствовались приказом Минобразования Ростовской области № 24/4.1.1-4851/м от 08.08.2014 « О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ», Письмом Минобразования Ростовской области № 24/4.1.1-5226/м от 26.08.2014 г « О разработке учебных программ»; «Положением об учебной рабочей программе», утвержденным приказом № 118 от 29.08 2014 г. по МБОУ Шептуховской СОШ.
Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах. В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Программа построена на хронологической основе (от произведений устного народного творчества до современной литературы) с дальнейшим выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9 – 11 классах. Кроме того, изучение литературы в 6 классе строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.
В настоящее время современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются главными источниками познания мира и человека. Поэтому особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.
Цель изучения литературы: помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.
Основа литературного образования: чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.
Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте. Исходя из этого, основными целями изучения литературы в 6 классе являются:
Воспитательные цели:
- воспитывать любовь к книге как культурной ценности – необходимому элементу в формировании личности;
- способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника;
Развивающие цели:
- развивать эмоциональное восприятие текста, представления о литературе, писателе и его месте в культуре и жизни общества;
- развивать образное и аналитическое мышление и творческие способности учащихся;
Образовательные цели:
- обучать школьников анализу художественных произведений;
- способствовать запоминанию основных теоретических понятий: сюжет и герой.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Ежеурочно работать над выразительным чтением поэтических и прозаических текстов;
Продолжить обучение подробному пересказу, обучать творческому и выборочному пересказу;
Обучать приёмам анализа образа героя (анализ портрета персонажа, его имени, поступков и взглядов, составление речевой характеристики и т.д.);
Обучать аргументированно выражать своё мнение и участвовать в диалоге в процессе обсуждения произведения;
Формировать навыки работы с теорией литературы;
Формировать навыки работы со справочными материалами;
Способствовать развитию умения создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя;
Учить проводить параллель между поступками героя литературного произведения и собственным поведением.
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения: урок-размышление, урок-лекция, урок-практикум, урок развития речи (подготовка к написанию сочинений).
Достижению целей программы обучения будет способствовать
использование элементов современных образовательных технологий:
технологии проблемного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий.
Общая характеристика учебного курса Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
В 6 классе в центре внимания программы – период становления и формирования личности писателя, годы учения. В круг чтения включаются и изучаются произведения, вызывающие на данном этапе формирования личности наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Показывается сложное отношение авторов к своим героям, созданным произведениям. Даётся характеристика отдельных произведений на основании конкретных теоретических понятий и первичных системных категорий (например, силлабо-тоническая система). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место курса в учебном плане
В учебном плане муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Шептуховской средней общеобразовательной школы (рассмотрен и рекомендован к утверждению педагогическим советом протокол от 28.08.2014г. № 13, утверждён приказом по образовательному учреждению от 29.08.2014 г. № 118) в разделе «Федеральный компонент» на изучение учебного предмета «Литература» в 6 классе отводится 2 учебных часов в неделю. В разделе «Компонент образовательного учреждения» дополнительных часов на изучение литературы в данном классе не выделено.
Годовой календарный учебный график МБОУ Шептуховской СОШ на 2014 - 2015 учебный год (рассмотрен и рекомендован к утверждению педагогическим советом протокол от 28.08.2014г. № 13, утверждён приказом по образовательному учреждению от 29.08.2014 г. № 118) предусматривает для 6 класса 35 учебных недель. Таким образом, на изучение литературы в 6 классе в год отводится 70 часов.
Последовательность изучения тем:
-
№ п/п
| Наименование темы, раздела
| Кол-во часов
| 1
| Введение.
| 2
| 2
| Из мифологии
| 4
| 3
| Из устного народного творчества
| 2
| 4
| Из древнерусской литературы
| 2
| 5
| Из литературы 18 века
| 1
| 6
| Из литературы 19 века
| 37
| 7
| Из поэзии о Великой Отечественной войне
| 2
| 8
| Из литературы 20 века
| 16
| 9
| Из зарубежной литературы
| 4
| Итого
| 70
| Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе её реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:
- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками (годовой календарный учебный график (приказ от 29.08.2014 г. № 118);
- прохождение курсов повышения квалификации (на основании приказа РОО);
-отмена учебных занятий по погодным условиям (на основании приказа РОО);
- по болезни учителя.
Так, в календарно-тематическом планировании произошло объединение тем уроков № 48 «И.А.Бунин. Краткие сведения о писателе. «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя» и № 49 «И.А.Бунин. Стихотворение «Не видно птиц...». Эти темы будут изучены 5.03 в связи с тем, что урок № 49 «И.А.Бунин. Стихотворение «Не видно птиц...» выпал на 9.03, день, объявленный выходным днём (постановление Правительства РФ от 27 августа 2014 г. № 860 «О переносе выходных дней в 2015 году»). Объединены также темы уроков № 63 «В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой» и № 64 «Проблематика произведения В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»», эти темы будут изучены 7.05 в связи с тем, что урок № 63 «В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой» выпал на 4.05, день, объявленный выходным днём (постановление Правительства РФ от 27 августа 2014 г. № 860 «О переносе выходных дней в 2015 году»). Также произошло объединение тем уроков № 65 «Поэты о Великой Отечественной войне. Проблематика произведений» и № 66 «Урок развития речи. Сочинение эпистолярного жанра на тему «Письмо на войну или с войны»». Эти темы будут изучены 14.05 в связи с тем, что урок № 65 «Поэты о Великой Отечественной войне. Проблематика произведений» выпал на 11.05, день, объявленный выходным днём (постановление Правительства РФ от 27 августа 2014 г. № 860 «О переносе выходных дней в 2015 году»).
Таким образом, программа по литературе в 6 классе в 2014-2015 учебном году будет выполнена в полном объёме.
На 1.09.2014 г. никаких изменений в календарно-тематическом планировании не предполагается. В классе, для которого разработана программа, учащиеся разного уровня обученности. Программой предусмотрено проведение в течение учебного года:
- сочинений – 4 (в том числе 1 домашнее, 3 классных)
- итоговых тестирований - 1
Содержание учебного предмета Введение(2часа)
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — Необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, Вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Планируемые результаты:
Ученик должен знать: Ученик должен уметь:
- работать со справочным материалом книги, различными источниками
информации.
Требования повышенного уровня:
- создавать в письменной форме конспект,
- извлекать информацию по заданной теме из различных источников.
Виды и формы контроля:
устный опрос.
Из мифологии (4 часа)
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: произведения живописи, культуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
Планируемые результаты:
Ученик должен знать:
- содержание изученных художественных произведений; основные теоретические
понятия (мифологический сюжет.), предусмотренные программой.
Ученик должен уметь:
характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой
характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем
событиями;
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его
имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
- выразительно читать художественные произведения;
- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания, владеть всеми
видами пересказов;
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения
художественных произведений.
Требования повышенного уровня:
- сравнивая произведения , принадлежащие разным народам, видеть в них
воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и
различное с идеалом русского народа);
- рассказывать о самостоятельно прочитанных произведениях, обосновывая свой
выбор;
- придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты
национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на
уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Виды и формы контроля:
устный опрос, самостоятельная работа.
Из устного народного творчества (2 часа)
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть », «Как Бадыноко победил одноглазого великана », «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.
Краеведение: сказки о богатырях в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: запись произведений фольклора своей местности.
Планируемые результаты:
Ученик должен знать:
- содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия - предание, структура волшебной сказки,
мифологические элементы в волшебной сказке.
Ученик должен уметь:
- различать сказки волшебные, о животных и бытовые;
- выявлять характерные для УНТ художественные приемы;
- характеризовать героев легенд и сказок и показывать связь этой характеристики с
сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его
имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
- выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
- пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.
Требования повышенного уровня:
- создавать в письменной форме конспект;
- извлекать информацию по заданной теме из различных источников;
- сочинять былину(в том числе и по пословице) и/или придумывать сюжетные
линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу,
былину,и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой
выбор;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на
уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Виды и формы контроля:
устный опрос, сочинение, тест. Из древнерусской литературы (2 часа)
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы. Планируемые результаты:
Ученик должен знать:
- содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия - предание, структура волшебной сказки,
мифологические элементы в волшебной сказке – предусмотренные программой.
Ученик должен уметь:
- воспринимать древнерусский текст в современном переводе;
- выразительно читать фрагменты древнерусской литературы;
- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой
характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем
событиями;
- понимать связь изученного произведения со временем его написания;
- выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и
приемы изображения человека.
Требования повышенного уровня:
- создавать в письменной форме конспект,
- извлекать информацию по заданной теме из различных источников,
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину
и сказание), определять черты национального характера,
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками,
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на
уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия),
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств,
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств,
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).
Виды и формы контроля:
устный опрос, простой план.
Из литературы 18 в е к а (1 час)
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
Планируемые результаты:
Ученик должен знать:
- автора и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой.
Ученик должен уметь:
- воспринимать текст литературного произведения;
- выразительно читать фрагменты русской литературы 18 века;
- характеризовать героя литературы 18 века;
- находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
- формулировать вопросы по тексту произведения.
Требования повышенного уровня:
- создавать в письменной форме конспект,
- извлекать информацию по заданной теме из различных источников,
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств,
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств,
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста,
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).
Виды и формы контроля:
выразительное чтение, чтение фрагмента наизусть, пересказ. И з л и т е р а т у р ы 19 в е к а (37 часов)
В.А. Ж УКОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
А.С. ПУШКИН
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский» в русском искусстве.
Краеведение: литературная викторина «Места, где побывали лицейские друзья А.С. Пушкина».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная «Новая встреча с Пушкиным».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс чтецов.
Н.В.. ГОГОЛЬ
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Украинскими дорогами Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: подбор литературы и организация выставки «Книги о героическом прошлом Отчизны».
И.С. ТУРГЕНЕВ
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Н.А. НЕКРАСОВ
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-художественная выставка «Н.А. Некрасов и художники-передвижники».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
В.Г. КОРОЛЕНКО
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Я думаю, что я поступил бы...».
А.П. ЧЕХОВ
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.
Планируемые результаты: Ученик должен знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с
изучением образов героев произведений – литературных героев, авторское
отношение к героям.
Ученик должен уметь:
воспринимать текст литературного произведения;
выразительно читать фрагменты русской литературы 19 века;
отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (размер стиха);
находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
формулировать вопросы по тексту произведения;
давать письменный или устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
владеть элементарными приемами анализа образа;
понимать связь изученного произведения со временем его написания;
выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
создавать устный и письменный отзыв о прочитанном, подбирать эпиграф;
выявлять идею произведения и авторский замысел;
характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;
владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
составлять план литературного произведения;
составлять сложный план, цитатный план;
писать изложение с заменой лица;
использовать различные виды чтения и пересказа.
Требования повышенного уровня:
- создавать в письменной форме конспект,
- извлекать информацию по заданной теме из различных источников,
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств,
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств,
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста,
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект),
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности,
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию. Виды и формы контроля:
устный опрос, письменный отзыв, чтение наизусть, характеристика героя, тест, сложный план, самостоятельная работа, сочинение. художественный пересказ, письменный отзыв на эпизод, мини-сочинение, цитатный план.
И з л и т е р а т у р ы 20 в е к а (16 часов)
И.А. БУНИН
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
А.И. КУПРИН
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.
С.А. ЕСЕНИН
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да
снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос
травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...»,
«Я. иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения
других поэтов — по выбору. М.М. ПРИШВИН
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.
Н.М. РУБЦОВ сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина ». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с Розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Возможные виды внеурочной деятельности: письма с войны и на войну.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
Планируемые результаты:
Ученик должен знать:
- краткие сведения о жизни и творчестве автора и содержание изученных
художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой.
Ученик должен уметь:
выявлять идею произведения и авторский замысел;
характеризовать лирических героев изученных произведений;
выразительно читать;
читать наизусть;
владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его
имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
создавать письменный отзыв об эпизоде;
характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой
характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;
грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров;
владеть всеми видами пересказов;
выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.
Требования повышенного уровня:
- создавать в письменной форме конспект,
- извлекать информацию по заданной теме из различных источников,
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств,
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств,
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста,
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект),
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности,
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию.
Виды и формы контроля:
самостоятельная работа, анализ изобразительно-выразительных средств, чтение наизусть, тест, письменный отзыв, сравнительная характеристика героев произведения, чтение наизусть фрагмента прозаического произведения. Из поэзии о Великой Отечественной войне (2часа)
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли »; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.
Планируемые результаты:
Ученик должен знать:
- автора и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой.
Ученик должен уметь:
выявлять идею произведения и авторский замысел;
характеризовать лирических героев изученных произведений;
создавать письменный отзыв о произведении;
выразительно читать;
читать наизусть.
Требования повышенного уровня:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Виды и формы контроля:
устный опрос, чтение наизусть, письменный отзыв, пересказ статьи. И з зарубе ж ной литературы (3 часа)
Восточные сказки
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.
БРАТЬЯ ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих »: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).
Развитие речи: рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
Планируемые результаты:
Ученик должен знать:
- краткие сведения о жизни и творчестве автора и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой
Ученик должен уметь:
выявлять идею произведения и авторский замысел;
характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой
характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем
событиями;
- создавать письменный отзыв об эпизоде;
использовать различные виды пересказа;
выразительно читать;
читать наизусть.
Требования повышенного уровня:
- создавать в письменной форме конспект,
- извлекать информацию по заданной теме из различных источников,
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств,
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств,
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста,
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект),
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности,
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию,
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа.
Виды и формы контроля:
тест, устный опрос, пересказ эпизода, письменные ответы на вопросы.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
А.С. Пушкин. «Зимнее утро ».
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор. Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...»
И.А. Бунин. «Не видно птиц...»
С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.
Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
Сказки: «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора».
Из древнерусской литературы
«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».
Из литературы XIX века
И.А.Крылов. «Две бочки», «Любопытный», «Листы и
Корни», «Демьянова уха».
В.А. Жуковский. «Кубок».
А.С. Пушкин. «Еще дуют холодные ветры...»
М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы», «Па севере диком...»,
«Утес», «Пленный рыцарь».
Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван
Иванович с Иваном Никифоровичем».
Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос».
Н.С. Лесков. «Человек на часах».
А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».
Из литературы XX века
И.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «Па высоте, на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...». В.К. Ж е л е з н и к о в. «Чучело».
Р.П. Погодин. «Время говорит — пора », «Зеленый попугай».
А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».
А. Ш к л я р с к и й. «Томек среди охотников за человеческими головами». (Пер. с польского.)
|
|
|