Главная страница

Урок по теме «Основные понятия. Графический способ решения систем уравнений»



НазваниеУрок по теме «Основные понятия. Графический способ решения систем уравнений»
Яковлева Наталья Владимировна
Дата12.02.2016
Размер63 Kb.
ТипУрок

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей

городской округ Орехово-Зуево

Урок по теме «Основные понятия. Графический способ решения систем уравнений»

9 класс

Автор: Яковлева Наталья Владимировна

учитель математики МОУ лицей

22.10.2012 г.

Девиз: «Три пути ведут к знанию:

 путь размышления – это путь самый благородный,

путь подражания – это путь самый легкий

и путь опыта – это путь самый горький».

                                                      Конфуций.

Основные понятия. Графический способ решения системы уравнений с двумя переменными.

Цель урока:

Образовательные: расширить знания о системах уравнений с двумя переменными и на основе приобретенных знаний  сформировать умение решать их графическим способом.

Развивающие: развивать у учащихся мыслительную деятельность, а именно наблюдение, анализ, классификация, обобщение.

Воспитательные:  формировать учебную деятельность (мотивацию, понимание цели,  учебных действий, действий контроля и оценки).

Средства обучения: компьютер, проектор,

Задачи урока:

  • Выявить уровень усвоения полученных знаний;

  • Создать условия для самооценки своих возможностей и выбора цели в деятельности;

  • Развивать навыки индивидуальной и самостоятельной работы;

  • Побуждать к само-, взаимоконтролю;

  • Вызывать потребность в обосновании своих высказываний.

Оборудование: проектор, экран, доска, карточки с заданием тестов, индивидуальные оценочные листы, бланки ответов.

Ход урока

I этап. Орг. Момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Актуализация знаний. Урок у нас сегодня необычный. Все мы знакомы с курса алгебры с системами уравнений с двумя неизвестными.  Давайте вспомним: некоторые важные моменты темы.

- Какое уравнение называют рациональным уравнением с 2 переменными?.

- Что называют решением уравнения с 2 переменными?

- Какие уравнения называют равносильными?

- Какие равносильные преобразования можно делать при решении уравнений?

- Какие неравносильные преобразования вы знаете?

- Что такое график уравнения с 2 переменными?

- Установите соответствие.

окружность

кубическая парабола

гипербола

прямая

парабола

.
Постановка цели урока. Раз мы знаем виды графиков уравнений с 2 переменными, то наверняка сможем решить систему уранений графическим способом..)

Значит цель нашего урока какая? (ответы учащихся)

(слайд)

Мы с вами определили цель урока и каждый перед собой ставит свои задачи нашего урока.

Решим № 5. 19 в. Решить графически систему уравнений. Ученик у доски решает.
{ у = -8 / х

х = 2 – у.
  Давайте сделаем из рассмотренного примера выводы (слайд).
Далее прочитать в учебнике стр 61 определение 4.

      

Перед вами листки оценивания вашей работы на уроке. После каждого задания нужно проставить баллы, которые вы наберете в различных заданиях.

Задание 1 (слайд 6)

Тест

1 вариант.

1 вопрос. Какая  точка находится во второй четверти координатной плоскости?

    1) А(3; 7);     2)  В(-5; 4);       3) С(-3; -6);       4) Д(1; -6).

2 вопрос. Решением какого уравнения является пара чисел (1;0)    

 а) х2+у = 1;  б) ху+3 = х;  в) у(х+2) = 0. 

                                1) а         2) б       3) в

  3 вопрос.  Окружность изображенная  на рисунке задана уравнением х2 + у2 = 16.

Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения?

1) { х2 + у2 = 16    2)  {х2 + у2 = 16               3)  {х2 + у2 = 16              4){  х2 + у2 = 16

      у= -4                     у = х + 7                           у = 3 – 2х                       у = 3х

 4 вопрос.  Укажите координаты центра окружности и радиус: х2+(у-5)2=9 .

                                1) (0; -5)       2) ( 5; 0)       3) (0; 5)     4) (0; -5)

5 вопрос. Сколько решений имеет система уравнений, изображенная на графике:

 1) одно;      2)два;       3) три;      4) нет решений.
 6 вопрос. Выберите правильное соответствие уравнений и графиков уравнений

1) ху = 4                                       а) Гипербола (1 и 3 четверти);

2) у = х -3                          б)  Окружность;

3) х 2 + у2 =9                          в) Прямая;

4) у = - 8/х                          г) Парабола (ветви направлены вверх);

5) у = х2 + 2                          д) Гипербола (2 и 4 четверти);

                                 е) Парабола (ветви направлены вниз);
2 вариант.

1. Какая  точка находится в третьей четверти координатной плоскости?

    1) А(-13; 4);     2)  В(7; 4);       3) С(-2; -6);       4) Д(5; -6).

2 вопрос. Решением какого уравнения является пара чисел (0; 1)    

 а) х+у = 1;  б) ху-2 = х;  в) у(х-3) = 0. 

                                1) а         2) б       3) в

. 3 вопрос.  Окружность изображенная  на рисунке задана уравнением х2 + у2 = 25

Используя этот рисунок, определите, какая из систем уравнений не имеет решения?

1)  х2 + у2 = 25    2)   х2 + у2 = 25              3)   х2 + у2 = 25             4)  х2 + у2 = 25

      у = -4                     у = х + 4                        у = 3 – 2х                      у = 6

группа 50


овал 44
 4 вопрос.  Укажите координаты центра окружности и радиус: (х+2)22=4 .

                                1) (0; 2)       2) ( 2; 0)       3) (-2; 0)     4) (0; 4)

5 вопрос. Сколько решений имеет система уравнений, изображенная на графике

1) одно;      2)два;       3) три;      4) нет решений

Установить соответствие
1) ху = -1                                     а) Гипербола (1 и 3 четверти);

2) у = х -3                          б)  Окружность;

3) х 2 + у2 = 5                        в) Прямая;

4) у = х2 -4                         г) Парабола (ветви направлены вверх);

5) у = 6 /х                          д) Гипербола (2 и 4 четверти);

е) Парабола (ветви направлены вниз);

                                


А теперь проверьте свои ответы , обменявшись тетрадями.(слайд)

Каждый номер оценивается в 1 балл. Сколько баллов набрали, занесите в оценочный лист.
Что надо сделать, чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными?

Ребята делают выводы.

  1. Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему;

  2. Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть);

  3. Координаты этих точек и будут решениями системы.

Помните о двух вещах!

1. Если точек пересечения графиков нет, то система решений не имеет;

2. Координаты точек пересечения определяются приблизительно, поэтому и решения могут получиться приблизительными;

Чтобы проверить точность полученных решений, их нужно подставить в уравнения системы!
А теперь разгадаем кроссворд (слайд)

Каждый записывает отгаданные слова в тетрадь. За каждое слово 1 балл.
Если остается время решить систему графическим способом

самостоятельно



А) у = х

у = 1

Б) ху = 4

у – 2х = 2

Рефлексия (слайд)

Продолжи предложение

  1. сегодня я узнал (а)…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял(а) задания…

  5. я понял (а), что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал (а), что…

  8. я приобрел (а)…

  9. я научился (ась)…


В конце урока выставляются оценки по результатам оценочного листа.

Д. З. п. 5, № 5.19г, 5.20 а. 5. 21 а