№
| Раздел
| Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности
|
1
| Введение -2 ч
| Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
| Ученик должен знать:
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой;
- структуру учебника.
Ученик должен уметь:
- работать со справочным материалом книги, различными источниками
информации.
|
2.
| Из мифологии. - 4 ч
| Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
| Ученик должен знать:
- содержание изученных художественных произведений; основные теоретические
понятия (мифологический сюжет.), предусмотренные программой.
уметь:
- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой
характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем
событиями;
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его
имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
- выразительно читать художественные произведения;
- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания, владеть всеми
видами пересказов;
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения
художественных произведений.
|
3.
| Из устного народного творчества. - 2 ч
| Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть », «Как Бадыноко победил одноглазого великана », «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представ¬ления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
| Ученик должен знать:
- содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия - предание, структура волшебной сказ¬ки,
мифологические элементы в волшебной сказке.
Ученик должен уметь:
- различать сказки волшебные, о животных и бытовые;
- выявлять характерные для УНТ художественные приемы;
- характеризовать героев легенд и сказок и показывать связь этой характеристики с
сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его
имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
- выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
- пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.
|
4
| Из древнерусской литературы - 2 ч
| «Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
| Ученик должен знать:
- содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия - предание, структура волшебной сказ¬ки,
мифологические элементы в волшебной сказке – предусмотренные программой.
Ученик должен уметь:
- воспринимать древнерусский текст в современном переводе;
- выразительно читать фрагменты древнерусской литературы;
- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой
характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем
событиями;
- понимать связь изученного произведения со временем его написания;
- выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и
приемы изображения человека.
|
5
| Из литературы 18 в е к а - 1 ч
| М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отраже¬ние в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реали¬зация; независимость, гармония — основные мотивы стихотво-рения; идея стихотворения.
| Ученик должен знать:
- автора и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой.
Ученик должен уметь:
- воспринимать текст литературного произведения;
- выразительно читать фрагменты русской литературы 18 века;
- характеризовать героя литературы 18 века;
- находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
- формулировать вопросы по тексту произведения.
|
6
| Из л и т е р а т у р ы 19 в е к а. – 37 ч.
| Краткие сведения о В.А.Жуковском. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана».
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина.
Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский».
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина.
Годы учения М.Ю.Лермонтова. Ссылка на Кавказ.
Вольнолюби¬вые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок».
Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».
И.С.Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.
«Бирюк».
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е го¬ды.
Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...».
Л.Н.Толстой. Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди».
В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе».
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим».
| Ученик должен знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с
изучением образов героев произведений – литературных героев, ав¬торское
отношение к героям.
Ученик должен уметь:
- воспринимать текст литературного произведения;
- выразительно читать фрагменты русской литературы 19 века;
- отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (размер стиха);
- находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;
- формулировать вопросы по тексту произведения;
- давать письменный или устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования;
- владеть элементарными приемами анализа образа;
- понимать связь изученного произведения со временем его написания;
- выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
- создавать устный и письменный отзыв о прочитанном, подбирать эпиграф;
- выявлять идею произведения и авторский замысел;
- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
- составлять план литературного произведения;
- составлять сложный план, цитатный план;
- писать изложение с заменой лица;
- использовать различные виды чтения и пересказа.
|
7.
| И з л и т е р а т у р ы 20 в е к а - 17 ч.
| Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти».
Детские годы А.И.Куприна. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр».
Краткие сведения о С. Есенине. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...».
Краткие сведения о М.М.Пришвине. Сказка-быль «Кладовая солнца».
Краткие сведения о Н.М.Рубцове. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина ».
Краткие сведения о В..П.Астафьеве. Рассказ «Конь с Розовой гривой».
| Ученик должен знать:
- краткие сведения о жизни и творчестве автора и содержание изученных
художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой.
Ученик должен уметь:
- выявлять идею произведения и авторский замысел;
- характеризовать лирических героев изученных произведений;
- выразительно читать;
- читать наизусть;
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его
имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
- создавать письменный отзыв об эпизоде;
- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой
характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;
- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров;
- владеть всеми видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.
|
8
| Из поэзии о Великой Отечественной войне – 1 ч.
| Изображение войны; проблема жестокости, справедливо¬сти, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к роди¬не: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Си м о н о в. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Га м з а т о в. «Журавли »; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
| Ученик должен знать:
- автора и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой.
Ученик должен уметь:
- выявлять идею произведения и авторский замысел;
- характеризовать лирических героев изученных произведений;
- создавать письменный отзыв о произведении;
- выразительно читать;
- читать наизусть.
|
9
| И з зарубе ж ной литературы – 4ч.
| «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь».
Краткие сведения о Братьях Гримм. Сказка «Снегурочка».
Краткие сведения о О.Генри. Рассказ «Вождь краснокожих ».
Краткие сведения о Дж. Лондоне. Рассказ «Любовь к жизни»
| Ученик должен знать:
- краткие сведения о жизни и творчестве автора и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой
Ученик должен уметь:
- выявлять идею произведения и авторский замысел;
- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой
характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем
событиями;
- создавать письменный отзыв об эпизоде;
- использовать различные виды пересказа;
- выразительно читать;
- читать наизусть.
|