Главная страница

Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Ооо «тид «Русское слово рс»



НазваниеУчебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Ооо «тид «Русское слово рс»
страница4/4
Дата06.03.2016
Размер0.86 Mb.
ТипУчебник
1   2   3   4



Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Основная и дополнительная литература для учителя

1. Виноградова Е.А., Кузнецова Т. А., Князева Е. А./ Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература». - «Русское слово». – М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2011.

2. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю Литература. Тесты.5-8 класс.: Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Дрофа, 1997.

3. Меркин Г. С. /Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2009.

4. Соловьева Ф. Е. /Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) -М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2011,

5. Соловьёва Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г. С. Меркин) : методическое пособие.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011г.

6. Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября» (литература).
Основная и дополнительная литература для учащихся.

1. Меркин Г. С. /Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2009.

2. Соловьева Ф.Е. /Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 6 класс» в 2ч. ; под ред. Г.С. Меркина. –М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2013.

3.Энциклопедия для детей « Аванта +». Русская литература, том 9, часть 1. – М: Аванта, 2000г.
Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Телевизор

  3. Интерактивная доска

  4. Принтер



Интернет - ресурсы, содержащие информацию и методическое сопровождение предмета, которые могут быть использованы в процессе преподавания и изучения литературы.

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://moshkow.tomsk.ru/win/ - библиотека Максима Мошкова

https://profile-edu.ru/ - профильное обучение в старшей школе

http://edu.tsu.ru/ -Образовательный портал ТГУ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

https://9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

https://9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html - Сочинение по литературе как модель исследования

https://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

https://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

https://ug.ru/ -«Учительская газета»

https://school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

https://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет

https://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

https://1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

https://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

https://auditorium.ru/aud/index.php -социально-гуманитарное и политологическое образование

Иван Сергеевич Тургенев https://turgenev.org.ru/

Искусство метафоры https://metaphor.narod.ru/

К вопросу об изучении проблемы духовной ситуации России конца XIX-начала ХХ вв на уроках литературы https://yspu.yar.ru/vestnik/pedagogicheskiy_opyt/3/

Мир слова русского https://rusword.com.ua/rus/index.php

Платоновская энциклопедия https://students.washington.edu/krylovd/APindex.html

Словарь литературоведческих терминов https://slovar.by.ru/dict.htm

Стихи.ру https://stihi.ru/

Вавилон (Современная русская литература) https://vavilon.ru/

Владимир Маяковский https://mayakovsky.narod.ru/

История литературы Древней Руси https://ppf.asf.ru/drl/

Электронная библиотека Александра Белоусенко https://belousenkolib.narod.ru

Марина Цветаева. Жизнь в искусстве https://mtu-net.ru/rayner/

Всероссийский музей А.С. Пушкина https://pushkin.ru/

Русская поэзия https://home.udmnet.ru/wasja/poezia/

Электронная библиотека художественной литературы https://e-kniga.ru/

Словесность https://litera.ru/slova/

Русский фольклор в современных записях https://folk.ru/

Жемчужины английской поэзии https://members.tripod.com/~poetry_pearls/

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» https://cl.ru/education/lib/data/r00104.htm

Иосиф Бродский. Полное собрание сочинений https://geocities.com/Athens/8926/Brodsky/

Каталог. Историко-литературное издание https://litcatalog.al.ru/

Макондо – мир Габриэля Гарсиа Маркеса https://macondo.h1.ru/index.php

Заветный список https://zs.phil.pfu.edu.ru/

Русский переплет https://pereplet.ru/

Классика.Ru http://www.klassika.ru/

Древнерусская литература https://old-russian.chat.ru/

Русский фольклор https://rusfolk.chat.ru/

Приют спокойствия, трудов и вдохновения https://libnet.ru/cls/fulltxt/r00105.htm

Рисунок акварелью https://risunok.da.ru/

Роль портрета в художественном произведении https://omsk.edu.ru/~sch140/teacher/teach07b.htm

Результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Ученик научится:

•  осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• выразительно читать;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).
Критерии оценивания по литературе

Система оценки результатов состоит из текущего контроля (устный опрос, тест, письменный рассказ-характеристика, отзыв, сочинение, тезисный план, письменный ответ на вопрос), итогового контроля (итоговый тест).


  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


  1. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Итоговая контрольная работа (28.05.2015)
I ВАРИАНТ

1. Определить стихотворный размер

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит - 
Всё же мне вас жаль немножко,
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.

2. Эпитет – это …

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)     художественное определение

3)     сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

4)     перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

3. Слепая елань (топкое место в болоте) в произведении «Кладовая солнца» называлась так, потому что:

1)     Люди, попав в нее, теряли зрение

2)     Здесь росли цветы, которые народ зовет «куриная слепота»

3)     Внешне она никак не отличалась от остального болота

4. Кто написал рассказ «Конь с розовой гривой»?

1) В.П.Астафьев

2) Н.В. Гоголь

3) А.С. Пушкин

4) М.Ю.Лермонтов

5.  Трехсложный  размер стиха с ударением на первом слоге:

1) ямб

2) дактиль

3) анапест

4) амфибрахий

6. О.Генри – автор произведения:

1) «Любовь к жизни»

2) «Вождь Краснокожих»

3) «Снегурочка»

4) «Соловей»

7.  Укажите жанр произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»:

1)     Повесть

2)     Сказка

3)     Сказка-быль

8. Как звали сыновей Тараса Бульбы в одноименной повести Н.В.Гоголя:

1) Валек и Вася

2) Остап и Андрий

3) Дмитрий и Даниил

4) Сергей и Иван

9. Напишите авторов к произведениям:

1) Баллада «Светлана» -

2) Роман «Дубровский» -

3) Повесть «Тарас Бульба» -

4) Рассказ «Певцы», «Бирюк» -

5) Повесть «Детство»-

6) Рассказ «В дурном обществе»-

7) Рассказ «Троп» -

8) Рассказ «Конь с розовой гривой» -

9) Рассказ «Вождь краснокожих» -

10) Рассказ «Любовь к жизни» -

10. Напишите небольшой отзыв о произведении, которое больше всего вам запомнилось в этом учебном году.

II ВАРИАНТ

1.Определить стихотворный размер.

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

2. Миф – это:

а) произведение, созданное народной фантазией, о происхождении мира, природных явлений, о подвигах богов и героев

б ) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле

в) повествование от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи

г) короткий рассказ с нравоучительным выводом, часто стихотворного вида.

3. Небольшой иносказательный  рассказ, заключающий религиозное или моральное поучение, - это: 

1) поговорка

2) притча

3) басня

4) анекдот

4. Кто автор повести «В дурном обществе»

1) Н. С. Лесков

2) А. С. Пушкин

3) Н. В. Гоголь

4) В.Г. Короленко

5. Двухсложный размер стиха с ударением на первом слоге:

1) ямб

2) дактиль

3) хорей

4) амфибрахий

6. Повествование в «Кладовой солнца» ведется от лица:

1)     Митраши и Насти

2)     Геологов

3)     Жителей деревни

7.  Метафора – это…

1) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на  сходстве

2)     художественное определение

3)     сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое

4)     перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы

8.  Рассказ «Любовь к жизни» написал:

1) Марк Твен

2) Сетон- Томпсон

3) Астрид Линдгрен

4) Джек Лондон

9. Напишите каждому автору свое произведение:

1) А.С.Пушкин –

2) Н.В.Гоголь –

3) В.А.Жуковский –

4) И.С.Тургенев –

5) А.П.Чехов –

6) А.И.Куприн –

7) В.Г.Короленко –

8) М.М.Пришвин –

9) В.К.Железников –

10) В.П.Астафьев –

10. Напишите небольшой отзыв о произведении, которое больше всего вам запомнилось в этом учебном году.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР

педагогического совета ___________ Дудкина Т.А. МБОУ Шептуховской СОШ

от 28.08.2014 года №13 28.08. 2014 года

__________В.И. Русова
1   2   3   4