|
Цель проверки: выявление уровня преподавания в 10 классе по профильным предметам.
Вид контроля: тематический, персональный
Рассматриваемые вопросы: Сроки проверки: с 14 по 25 декабря 2014 года
Методы контроля: посещение уроков, наблюдение, анализ. Профильные предметы в 10 классе преподают учителя высшей квалификационной категории : история, обществознание, право – учитель КияницаЕ.Б., литература – Перевозная В.А. Прохождение программного материала по всем профильным предметам соответствует календарно-тематическому планированию, утвержденному на начало 2014-2015 учебного года.
Учителя осознают необходимость давать не просто знания, а формировать научное мышление учащихся, а также способствовать развитию интеллекта и творческого потенциала. Применяемые технологии направлены на развитие личности, способной адаптироваться в современном мире.
С целью изучения уровня преподавания в 10 классе профильных предметов, были посещены уроки по темам:
1. «Правосознание и правовая культура» - обществознание
2. «Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм» - история
3. «Нормы и отрасли права» - право
4. «Федеральные законы и законы субъектов РФ» - обществознание.
Анализ посещенных уроков показал, что преподаватели в совершенстве владеют методикой преподаваемых предметов, учитывают возрастные учебные особенности обучающихся. Эффективно используют технологию личностно-ориентированного подхода в обучении.
Объяснение нового материала доступно, выбранные формы работы на уроках соответствуют содержанию. На уроках царит атмосфера сотрудничества и доброжелательности. Проводится работа по повышению уровня сформированности навыков и умений. Используются такие формы работы как работа с материалом учебника, взаимный опрос обучающихся по теме, построение логических цепочек, срезовая работа по изученному материалу.
Основная масса учащихся на уроках работают увлеченно и с желанием. Освоение учащимися способов и приемов поиска и анализа информации, общения, принятия решений, овладения учебными навыками служит развитию компетентностей, умению отстаивать свою точку зрения и, следовательно, положительно влияет на повышение качества знаний.
В системе стимулируются процессы самообучения (работа с карточками, тестами, при выполнении которых обучающийся себя проверяет, сразу же получив оценку). В случае неудовлетворительной оценки, обучающийся самостоятельно находит правильный ответ, используя для этого учебник. Уроки протекали таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
К сожалению, нет научно-исследовательской деятельности с учащимися. Однако во 2 этапе Всероссийских олимпиад есть призовые места: право – 3 место (Козлова В.), обществознание – 3 место (Козлова В.).
По итогам 1 полугодия средний бал по предметам составил: история – 3,9; обществознание – 4; право – 3,9; литература – 3,5.
Учитывая результаты, условия и причины, обеспечивающие показатели проверки, вскрытые в основной части справки, в целях улучшения уровня обученности учащихся по профильным предметам рекомендуется:
Использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения в зависимости от этапов работы и уровня знаний учащихся.
Для повышения эффективности образовательного процесса, с целью повышения мотивации к предмету более эффективно использовать на уроках современные мультимедийные технологии.
Использовать на уроках разные виды тестирования в целях подготовки обучающихся к ГИА и ГВЭ.
Провести работу по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
6.2.Контроль за ведением внутришкольной документации
На основании планирования работы школы своевременно осуществлялся контроль за ведением документации. Основным документом выполнения учебных программ, содержания образования по предметам являются классные журналы. Систематический контроль за ведением классных журналов показал, что: записи в журналах осуществляются учителями в соответствии с их учебной нагрузкой по тарификации, названия учебных предметов записаны классными руководителями в строгом соответствии с учебным планом школы на 2014/2015 учебный год, запись изученных на уроках тем ведется в соответствии с календарно-тематическим планированием, своевременно и объективно выставляются отметки по предметам как текущие, так и за контрольные, лабораторные, практические работы проведенные и записанные согласно календарно-тематическому планированию, своевременно заполнены ведомости отметок обучающихся по окончанию учебного года. Результаты контроля изложены в приказах по школе, итоговых документах (справках).
Заполнение документов строгой отчетности (классных журналов) учителями-предметниками, классными руководителями по окончанию 2014-2015 учебного года находится на удовлетворительном уровне. Учителям необходимо более внимательно, добросовестно относиться к заполнению классных журналов.
При итоговой проверке журналов 1-11 классов были сделаны замечания по фактам: нарушения Положения о ведении классного журнала:
Исправления при записи дат уроков, переклеивания темы уроков у нижеперечисленных учителей-предметников: Степанюк А.В., Усеинова З.С, Ильясова С.А., Масленников И.Д., Трачук Н.А.
Использования корректора, штриха в при заполнении журнала у учителя Левченко Л.В.
Исправления, подчистки в таблице Сведения о количестве уроков, пропущенных учащимися у следующих классных руководителях: Сулейманова Г.Р., Масленников И.Д., Назаренко Р.П., Гаппаров А.Х., Шакиров Р.Н., Трачук Н.А.
На основании вышеизложенного, рекомендую:
Классным руководителям 1-11 классов продолжить работу по контролю за оформлением документов, за которые несут полную ответственность (классные журналы ).
Всем учителям-предметникам не допускать исправления при записи, своевременно записывать проведенные уроки.
Учителям – предметникам записи в журнале делать аккуратно, чётко, не допуская исправлений. Записи тем, уроков, зачетов делать в соответствии с программой. Оценки за письменные работы выставлять в соответствии с Положением о ведении тетрадей учащимися и их проверке учителями – предметниками. Указывать темы контрольных, лабораторных, практических работ, диктантов, сочинений, изложений.
6.3. Анализ посещаемости учащихся школы по итогам года Согласно годового плана работы школы и плана внутришкольного контроля в школе осуществляется контроль за посещаемостью учащихся.
Классные руководители в классных журналах заполняют страницу учета посещаемости, дифференцируя причину отсутствия ученика. Нерегулярно отмечают отсутствующих учащихся классные руководители 5-А класса – Масленников И.Д., 7 класса – Шакиров Р.Н., 8-А класса – Гаппаров А.Х., 9 класса – Григорук О.С.
Ведется журнал учета посещаемости учащихся, где еженедельно, ежемесячно и по четвертям подводятся итоги. Отчеты по посещаемости и выполнению всеобуча ежемесячно предоставляются а управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района.
Систематически пропускали занятия без уважительных причин учащиеся 1-А класса – Кемаль Роман (классный руководитель Карташова В.С.) , 3-А класса – Кемаль Сулейман (классный руководитель Шакирова Т.Т.), 5-А класса Кемаль Таисия (классный руководитель Масленников И.Д.), 9 класса - Поклад Антон (классный руководитель Григорук О.С.)
По итогам 2014/2015 учебного года пропустили уроков без уважительных причин:
Кемаль Роман - 298 , Кемаль Сулейман - 304 , Кемаль Таисия - 286 , Поклад Антон – 68
Всего пропустили учащиеся школы в 2014/2015 учебном году:
| Всего
| По болезни
| По ув.причине
| Без ув.причины
| 2014/2015 уч.г.
| 25439
| 10329
| 14154
| 956
| На 1 учащегося приходится
| 86,2 урока
| 35
| 48
| 3,2
| Очень много пропусков по уважительным причинам, подтвержденных заявлениями родителей учащихся, в таких классах:
Класс
| Классный руководитель
| Всего учащихся
| Всего пропусков по ув.причинам
| Приходится на 1 ученика
| 11
| Назаренко Р.П.
| 17
| 218 дней
| 12,8
| 9
| Григорук О.С.
| 21
| 325
| 15,5
| 8-А
| Гаппаров А.Х.
| 24
| 428
| 17,8
| 5-А
| Масленников И.Д.
| 21
| 236
| 11,2
| 7
| Шакиров Р.Н.
| 20
| 275
| 13,8
| Анализ пропусков по уважительным причинам показал, что здесь есть скрытые прогулы, пропуски уроков без уважительных причин. Так, учащиеся 8-А класса Поклад А., Поклад В. (классный руководитель Гаппаров А.Х.), 9 класса Поклад А. (классный руководитель Григорук О.С.) еженедельно пропускают уроки .
Вопросы о пропусках уроков учащихся без уважительных причин заслушивались на заседаниях Совета профилактики школы(протокол № 3 от 30.04.2015 г.).
Администрация школы обращалась за помощью к социальному работнику Литвиненко Марине Николаевне. Совместно с социальным работником заместитель директора по воспитательной работе Усова С.В., классные руководители Карташова В.С., Шакирова Т.Т., Масленников И.Д., Григорук О.С. посетили семьи учащихся и провели профилактическую работу. Составлены акты обследования семей, акты о пропусках уроков Кемаль Таисии, Сулеймана, Романа, Поклад Антона. Акты предоставлены в управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района, Службу по делам несовершеннолетних.
С целью предупреждения опозданий, прогулов уроков, уходов с последних уроков в школе организовано дежурство администрации, учителей, учащихся, которое помогает предупредить данные негативные явления.
Не все учителя-предметники оперативно реагируют на отсутствующих на уроке учащихся. Нерегулярно отмечают отсутствующих учителя Левченко Л.В., Шакиров Р.Н., Гаппаров А.Х.
На основании вышеизложенного рекомендую
Указать на недостаточную работу по предупреждению пропусков учащихся без уважительных причин классным руководителям: Карташовой В.С., Шакировой Т.Т., Масленникову И.Д., Григорук О.С.
Классным руководителям 1-11 классов, учителям-предметникам:
Обеспечить постоянный контроль за охватом обучением учащихся и посещаемости учебных занятий.
Активно использовать разнообразные формы повышения мотивации учащихся к обучению.
На каждом уроке контролировать посещаемость учащихся.
В каждом конкретном случае отсутствия ученика на занятиях выяснять причину отсутствия, установить место пребывания ребенка. Информировать родителей учащихся о пропусках учащихся.
В случае, если учащийся систематически или длительное время не посещает школу без уважительных причин, приобщать к работе с ним службу по делам несовершеннолетних.
Активно использовать педагогический потенциал родительских комитетов и общественных организаций для влияния на учащихся, имеющих пропуски без уважительных причин.
6.4. Анализ работы по организации предпрофильной подготовки В 2014-2015 учебном году в рамках профориентационной работы с обучающимися 7, 8-А класса продолжена работа по предпрофильной подготовке школьников, начатая в 2013-2014 учебном году. С учащимися 9 класса была проведена работа по выбору профиля обучения в 10-11 классах.
Задача предпрофильной подготовки – помочь обучающимся в выборе профиля обучения по окончании основной общеобразовательной школы и будущей адаптации в социуме. С целью ориентирования в вопросах предпрофильной подготовки обучающихся и родителей 7 (классный руководитель Шакиров Р.Н.), 8-А класса (классный руководитель Гаппаров А.Х.) в течение 3 четверти 2014-2015 учебного года совместно с педагогом-пихологом Зиневич М.Л. было проведено родительское и два ученических собрания, на которых во исполнение приказа по школе собравшиеся были ознакомлены с Положением о предпрофильной подготовке и другими нормативными документами, ответила на вопросы родителей и обучающихся.
На основании Приказа № 5-а от 12.01.2015 г. «О проведении мониторинга по профильному обучению учащихся школы в 2014/2015 учебном году» для организации предпрофильного обучения в основной школе в 2015 – 2016 учебном году с целью выявления интересов, проверки возможностей обучающегося на основе широкой палитры, небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта, была создана рабочая группа по проведению мониторинга в следующем составе:
1. Андрусенко Р.В. – заместитель директора по УВР
2. Зиневич М.Л. – педагог-психолог
3. Шакиров Р.Н. – классный руководитель 7 класса, учитель физической культуры
4. Гаппаров А.Х. – классный руководитель 8-А класса, руководитель МО естественно-математического цикла
5. Григорук О.С. – руководитель МО эстетического цикла, классный руководитель 9 класса
Были сформулированы задачи предпрофильной подготовки, а именно:
• выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
• оказание психолого – педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;
• развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
• формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
По результатам мониторинга, проведенного в январе-феврале 2015 года, через анкетирование были выявлены интересы обучающихся, с учётом которых была сформирована тематика элективных занятий, подготовлены программы, проведена их презентация и утверждение на Методическом Совете школы.
С первых дней 3 четверти в 7, 8-А, 9 классах были проведены родительские и ученические собрания, где ещё раз состоялся разговор о предпрофильной подготовке, профильном обучении школьников, о его структуре, значимости для дальнейшего продолжения обучения после окончания основной общеобразовательной школы, после чего обучающимися были заполнены анкеты по выбору предметов, которые будут изучаться в виде курсов по выбору. Педагогом-психологом Зиневич М.Л. были проанализированы результаты анкетирования и подведены итоги. По итогам анкетирования учащиеся 7 класса (классный руководитель Шакиров Р.Н.) изъявили желание изучать в 2015/2016 учебном году в виде курсов по выбору следующие предметы: математику (17 учащихся), русский язык (17 учащихся). Учащиеся 8-А класса (классный руководитель Гаппаров А.Х.) в виде курсов по выбору желают изучать русский язык (5 учащихся), химию (5 учащихся); углубленно изучать русский язык изъявили желание 5 учащихся, химию 2 учащихся. Учащиеся 8-Б класса (классный руководитель Усиенова Э.А.) желают изучать биологию в виде курса по выбору (7 учащихся).
По итогам анкетирования учащихся 9 класса по выбору профиля обучения в 10-11 классах из 20 учащихся, принявших участие в анкетировании, в 2015/2016 учебном году планируют продолжить обучение в школе 10 человек. Из них 3 учащихся выбрали химико-биологический профиль обучения и 3 учащихся выбрали универсальный профиль обучения.
Выводы:
1. Работа в МОУ «Мирновская школа» по предпрофильной подготовке обучающихся ведётся планомерно.
2. Ведётся подготовка выпускников основной общеобразовательной школы к выбору дальнейшего пути обучения.
3. Учителями-предметниками подготовлены программы элективных курсов.
4.Психологическое сопровождение обучающихся по предпрофильной подготовке налажено.
Рекомендации:
1. Рабочей группе педагогов продолжить работу по организации предпрофильного обучения обучающихся.
2. В своей деятельности руководствоваться Положением о предпрофильной подготовке обучающихся МОУ «Мирновская школа»
3. Зиневич М.Л., педагогу-психологу школы, продолжить работу по психологическому сопровождению предпрофильной подготовки обучающихся 8-9 классов.
4. Усеиновой А.А., заместителю директора по УВР, вести систематический контроль за проведением элективных курсов для обучающихся 8, 9-А, 9-Б классов и предпрофильной подготовки в целом. 6.5. Анализ процесса адаптации учащихся 5-х классов Цели: выяснить степень адаптации учащихся 5 класса.
Форма контроля: классно – обобщающий
Методы: анкетирование, наблюдение, беседа, посещение уроков, проверка дневников учащихся.
Сроки: 25.11-13.12.2014 года
Содержание контроля:
По плану внутришкольного контроля администрацией школы проводился анализ процесса адаптации пятиклассников. Переход из начальной школы в основную совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся, что «уже немаленькие». Появление нескольких учителей с разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь.
Переход из начальной школы в основную школу связан с возрастанием нагрузки на психику всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов).
Для того, чтобы снять напряжение и помочь адаптироваться пятикласснику в среднем звене безболезненно, были проведены следующие мероприятия:
знакомство администрации с достижениями каждого будущего пятиклассника (через результаты контрольных работ);
проведение анкетирования родителей, учащихся;
выработка единых требований и подходов в обучении.
Анкетирование, проведенное психологом школы Зиневич М.Л., показало, что 9 учащихся 5-х классов имеют высокую учебную активность, у 12 учащихся сформировано отношение к себе как к школьнику, одного учащегося школа привлекает больше внеурочной деятельностью.
5-А класс был сформирован путем слияния двух классов. В 5-А классе 22 ученика. Из них 11 мальчиков и 11 девочек. По итогам 1 четверти в классе 7 «хорошистов», 1 ученик имеют одну «тройку»: Козлов Максим. Не аттестованных учеников нет. 1 учащийся находится на инклюзивном обучении – Волков Дмитрий.
Пятиклассники подвижные, активные, охотно идут на контакт с педагогами, высказывают свое мнение. Однако не умеют себя вести, не хватает культуры поведения, часто возникают конфликты между учащимися, хотя интеллектуальное развитие неплохое. Классный руководитель испытывает затруднения в организации деятельности учащихся с низкой мотивацией. Во внеурочное время ребята занимаются в кружке «Юный художник».
Классный руководитель 5-А класса Масленников И.Д. (стаж работы классным руководителем – первый год) пытается найти общий язык с детьми, старается помочь ребятам адаптироваться в новых условиях. Он провел классное родительское собрание «Помощь пятиклассникам в период адаптации», на котором познакомил присутствующих с новыми требованиями, дал родителям рекомендации о том, как помочь ребенку в период адаптации. Кроме того, Иван Дмитриевич преподает в 5 классе английский язык, это помогает ему лучше узнавать детей, всегда быть в курсе их школьной жизни. Иван Дмитриевич излагает материал в доступной форме, старается давать уроки на хорошем уровне, с детьми тактичен, но темп урока медленный, нет разнообразия в видах работы, методика преподавания ещё слаба.
С дневниками детей классный руководитель работает недостаточно. Классный руководитель систематически расписывается в дневниках, но не выставляются текущие оценки, что затрудняет осуществление постоянной связи с родителями.
В 5Б классе 6 учеников: 2 девочки и 4 мальчика. По итогам 1 четверти в классе 2 хорошиста, 4 учащихся имеют по одной 3 по русскому языку. Все учащиеся класса активны, любознательны. Во внеурочное время занимаются в кружках «Театральный», «Духовой оркестр». Классный руководитель 5Б класса Сулейманова Г.Р. помогает учащимся адаптироваться, старается всегда быть в курсе их школьной жизни. Гульнара Рустемовна провела родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассников в школе», на котором было проведено анкетирование родителей, даны практические советы родителям по адаптации ребенка к школе. Сулейманова Г.Р. преподает музыку в 5-Б классе. С дневниками детей классный руководитель работает достаточно, так как проверка показала, что дневники многие учащиеся ведут аккуратно.
Посещенные уроки показали, что учителя - предметники основной школы в этот период стараются не только сохранить учебные достижения начальной школы, но и повысить их. Обучают школьников анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный и дополнительный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.
Анализ проведенных контрольных работ в период адаптации показал:
Русский язык Математика
| 4 класс
| 5 класс
| 4 класс
| 5 класс
| «5»
| «4»
| «3»
| «2»
| «5»
| «4»
| «3»
| «2»
| «5»
| «4»
| «3»
| «2»
| «5»
| «4»
| «3»
| «2»
|
5А
| 1 5%
| 8 40%
| 7 35%
| 4 20%
| 1 5%
| 5 25%
| 8 40%
| 5 25%
| 4 22%
| 4 22%
| 8 44%
| 2 22%
| 1 5%
| 7 35%
| 8 40%
| 4 20%
|
5Б
| 1 14%
| 5 71%
| 1 14%
| -
| 1 20%
| 3 60%
| 1 20%
| -
| 2 29%
| 4 57%
| 1 14%
| -
| 1 17%
| 3 43%
| 2 33%
| -
|
Успеваемость учащихся по сравнению с итогами контрольных работ в мае 2014 года, за 4 класс, ухудшилась. Снижение знаний произошло из-за:
перехода в основную школу, появления нового учителя;
знания, полученные в период обучения в начальной школе, недостаточно усвоены.
Таким образом, можно сделать вывод о средней степени адаптации учащихся 5 класса. Дети не испытывают видимой сложности в общении с педагогами, старшими школьниками, стараются выполнять предъявляемые им требования, но знания пятиклассников ухудшились по русскому языку, наблюдается очень низкая техника чтения. Поэтому, классным руководителям и учителям-предметникам необходимо усилить контроль за успеваемостью и выполнением домашних заданий учащимися.
Рекомендации:
Учителям – предметникам
-осуществлять преподавание на основе индивидуальных особенностей учащихся;
-соблюдать единые требования к учащимся;
-разнообразить на уроке формы работы, применять современные технологии;
-проводить физкультминутки;
- учитывать дозировку домашнего задания;
- контролировать запись домашнего задания учащимися;
-поддерживать тесный контакт с классным руководителем.
|
|
|