Главная страница


«Развитие творческих способностей у младших школьников через проектную деятельность»



Скачать 438.84 Kb.
Название«Развитие творческих способностей у младших школьников через проектную деятельность»
страница1/2
Дата12.02.2016
Размер438.84 Kb.
ТипДокументы
  1   2

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия № 32 Василеостровского района

«Развитие творческих способностей у младших школьников через проектную деятельность»

Учитель технологии,

педагог доп. образования

Иванова Е.А.

Санкт-Петербург

2015

Оглавление
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через проектную деятельность.

1. Проектная деятельность младших школьников.

1.1 Проектная деятельность младших школьников.

1.2. Метод проекта: понятие, виды, этапы и правила реализации.

1.3. Использование метода проекта для развития творческих способностей у младших школьников.

1.4. Этапы работы над проектом. Мотивация учащихся.

1.5.Содержание программы образовательной области "Ниткография" по проектной деятельности.

Выводы ……………………………

2. Реализация системы мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через проектную деятельность на занятиях «Ниткография».

2.1. Достоинство и применение программы «Ниткография».

2.2. Реализация проектной деятельности по программе «Ниткография»

2.3. Итоги заключительного этапа проектной деятельности.

Выводы ……………………………………..

Заключение

Приложение 1. История возникновения «Изонити».

Приложение 2. Термины и определение.

Приложение 3. Работа по проектной деятельности «Изонить».

Проектная деятельность младших школьников

1.1. Проектная деятельность младших школьников

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".
Бернард Шоу

Изначально представления о проектировании возникли в таких видах трудовой деятельности, как архитектура и строительство, инженерное дело. Сегодня слово «проект» используется так широко, что трудно назвать область, где бы он не применялся.

Под проектом понимают исполнение некоторого замысла – художественного, научного, театрального, управленческого.

В научно-методической литературе встречается несколько терминов, связанных с понятием «проектирование». Так встречаются термины: «проектирование», «проектная деятельность», «проектная культура», «культура проектирования», «проектная компетентность», «проект», «метод проектов», «проектное обучение», «проектная задача» и т. п.

Кроме того, применительно к образованию смешиваются такие понятия, как проект (проектирование) в образовании и проектная деятельность (способность) школьников.

Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании младших школьников.

Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность, где материалом успешности проекта, является его продукт. Учащиеся сами ставят цели своего проектирования. Проектная деятельность обладает высоким потенциалом в формировании информационной культуры учащихся.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (учащиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель:наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником).

рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). Проектная деятельность межпредметна и полифункциональна.

Таким образом, проектная деятельность младших школьников способствует формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, обеспечению целостности педагогического процесса. Основой проектной деятельности, организуемой в образовательном процессе школьников, выступает метод проектов.

1.2. Метод проекта: понятие, виды, этапы и правила реализации.

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт

деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся.

Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Основной задачей проектов является исследование окружающей жизни. При работе над проектом, учащийся должен (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем он это сделал. Учитель выбирает проблему для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Требования к учебному проекту особые:

  1. Первое, что необходимо определить - это задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

  2. Второе – это планирование действий по разрешению проблемы. Далее намечается пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

  3. Исследовательская работа является обязательным условием в проекте, это – поиск информации, которая должна быть обработана, осмыслена и представлена учащимся.

  4. Результатом проекта, является продукт.

  5. Завершающим этапом проекта является презентации своего продукта.

Проект, как комплексный и многоцелевой метод обучения, имеет большое количество видов и разновидностей. По содержанию И. С. Сергеев выделяет следующие виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный проект, творческий и ролевой проект. Проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Ролевой проект. В нем, дети берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

По комплексности (или по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов: монопрект, межпредметный проект.

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты различаются : по характеру контактов между участниками

  • внутриклассными;

  • внутришкольными;

  • региональными;

  • межрегиональными;

  • международными.

По продолжительности различают:

  • мини-проекты,

  • краткосрочные проекты,

  • недельные

  • годичные проекты.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока, занятия) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Учебные проекты носят интегрированный характер (могут выполняться как в ходе изучения школьных предметов, так и во внеклассной работе и в кружках дополнительного образования). В процессе выполнения проектов в комплексе решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

В самой презентации результата проекта заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта.

Итак, в проектной деятельности отмечены понятие и виды проектов, показаны назначение, приведены этапы и правила реализации метода проектов, отмечены возможности в развитии творческих способностей школьников.

1.3 Использование метода проекта для развития творческих способностей у младших школьников.

Основной целью проекта   является формирование  творческого мышления учащихся.  

Существует множество классификаций методов обучения.

В педагогической литературе встречаются различные определения учебного проекта. Так учебный проект основывается на следующих моментах:

  • в развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию,  развитии критического мышления;

  • самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

  • в решении какой-то значимой для учащихся проблемы;

  • в представлении итогов выполненных проектов ;

  • в сотрудничестве учащихся между собой и учителем ;



В проектной деятельности у учащихся есть возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Существуют некоторые особенности этого метода обучения в работе над проектом. Это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

В ходе работы над проектом должна быть поставлена ясная, достижимая цель и предварительно планирована работа. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.

В письменной части проекта должен быть отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы. Первое – это определение проблемы, далее все принятые решения и возникшие проблемы с их решением. Далее анализируется собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п. В завершении письменной части подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы.

1.4. Этапы работы над проектом. Мотивация учащихся.

В проектной деятельности надо учитывать то, что учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, притом, что их ему негде найти и приобрести. Необходимо отследить, чтобы для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности. Так же работа не должна быть знакомой, ранее уже выполнимой. Так как эта ситуация лишает учащегося поиска новых решений и соответственно не дает возможности приобрести новые знания и умения.

Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему.

Второй этап работы - целеполагание.

Важнейший этап работы над проектом - это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги.

По завершении работы учащийся должен проанализировать полученный результат со своим замыслом. Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.

Основные этапы работы над проектом - это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы.

Творческий проект - это учебно-трудовое задание, в результате которого создается продукт.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Результатами проектов могут быть изделия.

Особое значение имеет метод проектов, когда учащиеся в процессе проектной деятельности могут интегрировать свои знания в разных областях, применять их на практике и получать новые знания и создавать новые идеи. Применение метода проектов как ведущего в технологическом образования школьников способствует реализации дидактических функций.

1.5. Содержание программы образовательной области "Ниткография" по проектной деятельности.

1. Введение.

Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Типология проектов.

Учащиеся должны знать:

  • понятие проекта, проектной деятельности,

  • типологию проектов.

  • Учащиеся должны уметь;

  • различать типы проектов;

  • определять структуру проекта.

2. Виды проектов:

1. Практико-ориентированный проект. Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, и. т. д. Диапазон разнообразен- от учебного пособия для кабинета до целой работы.

2. Исследовательский проект. Понятие исследовательского проекта. Особенности исследовательского проекта, это - объект исследования и проблема. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов,

3. Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-то объекте, с целью ее анализа.

4. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Так как, участвуя в нем, проекты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.

5. Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Понятие творческого проекта. Особенности творческого проекта. Основные этапы выполнения творческих проектов. Проработка структуры деятельности участников творческого проекта.

Оформление результатов в виде видеофильмов, статьи, альбома.

Учащиеся должны знать:

  • понятие творческого проекта;

  • основные этапы творческого проекта.

Учащиеся должны уметь;

  • выбирать и обосновывать тему проекта;

  • подбирать необходимую информацию для реализации проекта;

  • прорабатывать структуру совместной деятельности участников; творческого проекта;

  • оформлять результаты проектной деятельности,

3. Оформление и оценка проекта.

Оформление результатов проектной деятельности. Оформление списка литературы и приложений.

Критерии оценки выполнения проектов. Защита проекта. Критерии оценивания защиты выполненного проекта.

Учащиеся должны знать;

  • критерии оценки выполненных проектов;

  • критерии оценивания защиты выполненного проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • оценивать выполненный проект;

  • защищать проекта.

4. Выбор и обоснование проектов.

Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг.

1) Основные проблемы, возникающие при выборе, анализе, реализации проекта:

1. Как определить сферу деятельности.

2. Как выбрать тему проекта.

3. Как выбрать модель, конструкцию изделия.

4. Как разработать технологию изготовления изделия.

5. Как провести экономический расчет изделия.

6. Как оформить отчет по проекту.

2) Основные критерии выбора проектов:

1. Оригинальность.

2. Доступность.

3. Надежность.

4. Техническое совершенство.

5. Эстетические достоинства.

6. Безопасность.

7.Соответствие общественным потребностям.

8. Удобства эксплуатации (эргономичность).

9. Технологичность.

10. Материалоемкость.

11. Стоимость и т. д.

Для большей наглядности можно воспользоваться "звездочкой обоснования" (обдумывания), где в центре - объект исследования, а на периферии - факторы, определяющие его потребительские свойства, нуждающиеся в совершенствования.

https://festival.1september.ru/articles/624317/img1.gif

 "Звездочка обдумывания"

Далее определяется посильность изготовления, исхода из приобретенных на уроках технологии знаний, умений и навыков, возможностей материально-технического обеспечения, экономической и экологической целесообразности и т. д.

Основные требования к проектированию изделия

  • Технологичность - возможность максимально просто изготовить изделие. На имеющемся оборудование, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда.

  • Творческая направленность и занимательность. Предполагается творческая деятельность и учет интересов детей.

  • Системность. Содержание работ по выполнению проектов должно отражать изученный в течение учебного года материал.

  • Посильность. Предполагает соответствие уровня подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физическим способностям.

  • Экономичность. Требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализации и эксплуатации изделия.



  • Экологичность. Изготовление и эксплуатация изготовляемого изделия не должны повлечь за собой существенные изменения в окружающей среде, нарушения жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.

  • Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной. В проекте исключается возможность травматизма и профессиональных заболеваний.

  • Энергетиичность. Связана с научной организацией труда. Предусматривает организацию рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.

  • Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, гармоничным, а так же быть функциональным и практичным.

  • Значимость. Изготовленное изделие должно иметь определенную ценность и полезность в интересах общества или конкретной личности.

Общий вид и структура пояснительной записки.

Проект - это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видео фильм, компьютерная разработка и т.п., а теоретической является пояснительная записка. Ниже приводится рекомендации по ее составлению.

Разумеется, при их использовании необходимо учитывать возрастные возможности учащихся.

Структура пояснительной записки зависит от вида работы, и в общем случае должна содержать:

  • Титульный лист.

  • Оглавление (содержание).

  • Введение.

  • Главы основной части.

  • Заключение.

  • Список литературы.

  • Приложение.

Структурные элементы пояснительной записки.

Титульный лист

Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.

В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").

Оглавление

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач. Формулируется планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, а так же указываются межпредметные связи. Сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Главы основной части

Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

В заключение излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.

Список литературы

После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Выводы по главе :

Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников.

Метод проектов выступает основной технологической единицей проектной деятельности.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

2. Реализация системы мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через проектную деятельность на занятиях «Ниткография».

Развитие творческих способностей детей является важнейшей задачей в образовании. Научить ребенка видеть прекрасное, ценить подлинную красоту, восхищаться и гордиться творениями мастеров, развивать художественный вкус и творческое воображение детей призван любой педагог.

В данной части этой работы представлен собственный опыт использования метода проекта. Одной из задач, стоящей перед нами было изучить на практике возможности развития творческих способностей посредством проектной деятельности на занятиях «Ниткографии».

2.1. Достоинство и применение программы «Ниткография».

Нитку волшебную в руки возьми,
В краску её хорошо обмакни.
Листок белоснежный сложив пополам,
ниточку эту протягивай сам.
Раскрыв, ты увидишь листок непростой,
Рисунок его украшает чудной.

Ниткография (изонить) – это вид работы, который привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Эта техника не требует дорогостоящих материалов: картон, нити различного цвета, иглы, шило, ножницы, циркуль, линейка.

Увидев работы в технике изонить, задаётся вопросом: «Как это делать?» И сначала, кажется, что очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приемов. Однако техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для её освоения достаточно знать три основных приёма: заполнения угла, заполнение окружности, заполнения дуги.

Изонить - техника, предназначенная в первую очередь для детей.

Каждый ребёнок любит и по-своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углём и многими другими инструментами и материалами. А можно выполнить рисунок нитью, учась при этом прекрасно владеть иглой.

Техника не только выполняет функцию украшения, но и несёт в себе определённые задачи:

Развитие математических представлений:

- даёт понятие о разных углах, величине, длине сторон, об окружности;

- упражняет в порядковом и количественном счёте;

- закрепляет знание направлений: вверху, внизу, слева, справа;

- даёт понятие о середине, центре, вершине, крае.

Трудовое воспитание:

- учит владеть иглой, шилом, ниткой;

- учит работе с трафаретом.

Физическое воспитание:

-развивает глазомер, остроту зрения;

-координацию движения рук под контролем глаз.

Нравственное воспитание:

- воспитывает усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Эстетическое воспитание:

- знакомит с новым видом художественной деятельности;

- прививает умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности.

Техника ниточного дизайна требует ловких действий в процессе систематических занятий. Рука приобретает уверенность, твёрдость, точность.

Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза.

2.2. Реализация проектной деятельности по программе «Ниткография».

Работа с детьми велась по типовой программе воспитания и обучения детей младшего школьного возраста «Ниткография».

Содержательным компонентом программы «Ниткография» является развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность на уроках.

На первом этапе необходимо заинтересовать детей.
Работа с детьми проводилась поэтапно. В ходе предварительной работы, уделялось большое внимание знакомству детей с материалами (нить, бумага) и их свойствами.

Учащиеся могли в свободном доступе применять необходимые для их работы материалы: картон, бумага разного качества, цвета, формы, размера, ножницы, клей, кисти. Выставки детского творчества были обязательным условием в проектной работе.

В процессе изготовления проекта использовалось художественное слово - загадки, стихотворения, сказки.

.

Большое внимание уделялось развитию нравственно-волевых качеств: умения добиться поставленной цели, ответственности, старательности, аккуратности. Проводилась большая работа по воспитанию у детей эстетического вкуса, умение видеть прекрасное, неповторимое и воплощать увиденное в своей работе. После завершения работы, поделке давалась оценка, чтобы никого не обидеть, выбираем работы:

• Самую смешную

• Самую прочную

• Самую необычную

• Самую красивую и так далее

На втором этапе мы приступали к знакомству с проектной деятельностью.

Далее давалась информация, что такое проект, каковы его признаки, определяли тему и цели проекта, обговаривали план его выполнения и критерии оценки результата.

Учащиеся должны определить следующие критерии: участие в обсуждении разных вопросов, умение распределить последовательность действий, сотрудничать с другими , умение выслушивать, тщательно обдумывать информацию, умение сравнивать и обобщать, умение принимать помощь, подбадривать и поддерживать товарищей.

Кроме того были согласованы способы совместной и самостоятельной деятельности.

На третьем этапе, учащиеся работали с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет). Первая группа готовила информацию об истории возникновения изонити; вторая группа – готовила информацию о терминах и определениях; третья – об инструментах. Учащиеся делились тем, что им удалось найти самостоятельно.

На четвертом этапе, полученная информация обрабатывалась и оформлялась в виде презентации.

Данный проект был реализован при изучении темы «Изонить». После того, как нами были изучены вся информация о данной технике, необходимо было обобщить и проверить знания полученные учащимися. Перед непосредственным выполнением проекта мы повторили ранее изученный материал.
На пятом этапе, после теоретической части проекта мы приступили к практической части. Дети приступали к выполнению своей работы и ее оформлению.

Конечным результатом было совместное обсуждение и коллективное оценивание проекта.

Данный проект способствовал развитию творческих способностей, так как дети самостоятельно искали, выбирали и обрабатывали информацию, пользовались компьютером и интернетом, творили руками изделия, оформляли их.

2.3 Итоги заключительного этапа проектной деятельности.

В ходе проектной деятельности учащиеся видят реальное применение своих знаний.

Защищая свой проект, необходимым условием для учащихся было выстроить свое выступление. Оно должно быть максимально аргументированным, четким и логичным. Учащиеся при выступлении развивают помимо логики и мышления еще и культуру речи.

В процессе выполнения учащимися проектов учитель консультирует, наблюдает за ходом работы, оказывает помощь отдельным учащимся; поддерживает рабочую обстановку в классе; оценивает проектную деятельности на каждом этапе.

Заключительным этапом проектной деятельности является, вид продукта, который определяет форму проведения презентации.

Выводы по главе

Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников.

Обучающиеся должны научиться строить свою деятельность, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, учиться разбираться в реалиях жизни.

Организация проектной деятельности в ходе практики подтвердила ее возможности развития творческих способностей у младших школьников.

Заключение.

Хочется подчеркнуть, что на сегодняшний день проблема развития творческих способностей младших школьников является актуальной и значимой.
Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые основываются на врожденных задатках и интенсивно развиваются в детстве.

Основные направления в развитии творческих способностей детей:

  • Развитие продуктивного творческого воображения.

  • Развитие качеств мышления, которые формируют творческое мышление (креативность).

  • Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует развитию памяти, мышлению, восприятию, вниманию которые, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка.

В программе развития творческих способностей детей младшего школьного возраста «Ниткография», основной упор делается на личное творческое развитие ребенка через проектную деятельность.

Много внимания уделяется созданию обучающей, комфортной и творческой среды.

Основными в обучении стали педагогическая поддержка и создание ситуации личного успеха. На занятиях широко применяются методики развития творческих способностей, наглядные пособия, образцы выставочных работ детей и взрослых. Успешность программы обусловлена реализацией следующих принципов: индивидуальность, выбор, творчество, успех, доверие.

Практическая значимость данной работы, заключается в возможности использования проектной деятельности с целью развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, на занятиях ниткографии (изонити)

Приложение 1

История возникновения «Изонити».

Появился в Англии нитями рисунок,

Названный в России словом - изонить.

Техника простая и под силу многим.

Материал доступен – картон и нить.
ИЗОНИТЬ (ниткография, ниточный дизайн, вышивка хордовым стежком) - это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии.

Согласно одной версии, технику изонити  придумали английские ткачи около 400 лет назад. Они вбивали в деревянную поверхность гвоздики и натягивали меж ними нити в различной последовательности, создавая причудливые графические узоры. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.

Затем возникла мысль качественно изменить эту технику, оставив тот же принцип натяжения нити, но  используя  картон, вместо доски. Многие умельцы используют бархатную бумагу. У неё готовый цветовой фон и фактура под бархат. Применяют и наждачную бумагу. Наждачная бумага обладает достаточной плотностью, нить не стягивает её при натяжении. Кроме того, наждачная бумага имеет очень благородную цветовую гамму.

Вторая версия гласит, что создательницей техники изонить является Мэри Эверест Буль, известная английская исследовательница и математик, автор книги «Подготовка ребёнка к восприятию науки» (1904). Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест Буль применяла для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии.

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце XIX века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой, легкий и доступный. Сейчас этим искусством занимаются во многих странах мира (Англия, США, Дания, Австралия и др.).В Америке с ниточным дизайном знакомят учащихся в некоторых школах.

Искусство нитяной графики находит применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и поздравительных открыток, сувенирных обложек. В этой технике можно выполнять  закладки для книг, декоративные панно и даже оформить элементы одежды.


На англоязычном «Западе» используют название «embroidery on paper» — вышивка по бумаге.

Иногда встречается название «paper embroidery», реже «Form-A-Lines»- формы из линий. Еще то же самое, но по-французски «broderie sur papier».
В немецкоговорящих странах «pickpoints» — точечный рисунок.

Приложение 2

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ИЗОНИТЬ (нитяная графика или ниточный дизайн) – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании.

Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. Существует ещё несколько других названий нитяной графики. Название «Изонить», характерно исключительно для России, термин Изонить в России ввел академик Геннадий Алексеевич Браницкий, заинтересовавшийся этой технологией во время своих командировок в США.
ИЗОНИТЬ (ниткография) – способ художественного натяжения ниток на основе (картоне, фанере, бархатной бумаге).

КОМПОЗИЦИЯ – соотношение фигур между собой и взаимное их расположение на выбранном формате.

ОРНАМЕНТ – ритмически построенный узор, составленный из повторяющихся элементов.

ПРОПОРЦИЯ – соотношение сторон, частей одного предмета или нескольких фигур между собой.

СТИЛИЗАЦИЯ – применение условной декоративной формы, т.е. упрощение природных форм и возможное изменение натурального цвета.

ТРАФАРЕТ - образец из картона, на котором проколоты дырочки для прошивания композиции, орнамента или изображения. Трафарет используется многократно.


ШАБЛОН – образец из картона, по которому можно многократно повторять фигуры.

ЭСКИЗ – предварительный набросок рисунка будущего изделия.

УГОЛ - фигура, которая состоит из точки (вершины угла) и двух лучей (стороны угла), исходящих из этой точки.https://izonito4ka.ucoz.ru/terminy/ugol.gif

https://izonito4ka.ucoz.ru/terminy/khorda.gif

ОКРУЖНОСТЬ  -  замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от данной точки (центра).

ХОРДА  -  отрезок прямой, соединяющий любые две точки окружности.
ДУГА - участок кривой между двумя её точками. Дуга окружности — кривая линия, лежащая на окружности и ограниченная двумя точками.

https://izonito4ka.ucoz.ru/terminy/diametr.gif

ДИАМЕТР - это хорда, проходящая через центр  окружности.

ШАБЛОН - образец из картона (пластика и др.), обводя который, можно многократно  повторять фигуры.https://izonito4ka.ucoz.ru/terminy/shablon.gif

https://izonito4ka.ucoz.ru/terminy/trafaret.gif

ТРАФАРЕТ  -  лист бумаги или картона с отверстиями  для многократного повтора изображения.https://izonito4ka.ucoz.ru/terminy/stilizaciya.gif

СТИЛИЗАЦИЯ  -  обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, приведение фигур в удобную для орнамента форму.

https://izonito4ka.ucoz.ru/terminy/kompozicija.gif

КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение)  -  взаимное расположение фигур, объектов на заданном  формате.

https://izonito4ka.ucoz.ru/terminy/ornament.gif

ОРНАМЕНТ - ритмически построенный узор, составленный из повторяющихся элементов.

Приложение 3

Работа по проектной деятельности «ИЗОНИТЬ»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №32

Василеостровского района






Ханафиева Гузель

Ученица 4 класса

ГБОУ гимназия№32

Руководитель: Иванова Е. А.

Учитель технологии





e:\мои рисунки 2\лебедь.jpg



ССанкт-Перербург

2014





Оглавление

1. выбор проблемы _________________________________________1

2. обоснование выбора проблемы _____________________________2

3. краткая формулировка задачи_______________________________3

4. исследование____________________________________________4-5

5. выбор идеи_______________________________________________6

6. обоснование выбора идеи_________________________________7-8

7. звездочкапланирования____________________________________9

8. экономический аспект______________________________________10

9. экологический аспект_______________________________________11

10. звездочка обдумывания___________________________________12

11. материалы и инструменты_________________________________13

12. технологическая последовательность________________________14

13. технологическая карта_____________________________________15

14. схема___________________________________________________16

15.техника.безопасности______________________________________17

16.физкультминутка________________________________________18-19

17.самооценка______________________________________________20

18. реклама_________________________________________________21

19. фото готовой работы______________________________________22

Что?

Кому?

Как сделать? Мои идеи

Зачем?

Из чего?

e:\мои рисунки 2\лебедь.jpg


  1. Украшение комнаты.

  2. Поделка сделана своими руками.

  3. Финансовые затраты не велики.

  4. Позволяет проявить своё умение вышивать в стиле изонить.


e:\мои рисунки 2\лебедь.jpg

Выбирая проблему для темы проекта, я поставила перед собой следующие задачи.


  1. Сделать картину в технике изонить для оформления интерьера своей комнаты.




  1. Я должна научиться вышивать в стиле изонить.



  1. Я должна научиться алгоритму проектной деятельности.


e:\мои рисунки 2\лебедь.jpg

Вышивание было известно еще в глубокой древности и колыбелью его был Восток, хотя греки и приписывают изобретение вышивки богине Минерве - покровительнице ремесел и искусств.

Для ручной вышивки пригоден практически любой материал. Однако при выборе ткани надо помнить, что фон не должен быть ярче орнамента, иначе вышивка станет невыразительно и или создастся впечатление, что не узор расположен на фоне, а фон – на узоре. Салфетки, дорожки и другие подобные изделия лучше вышивать на сером или кремовом полотне. Прежде чем приступить к переводу рисунка, края ткани выравнивают, выдергивая долевые и поперечные нити и обрезая лишнюю ткань, затем намечают расположение узора.

Широко распространенным видом рукоделия является вышивание. Оно имеет многовековую историю. Процесс развития вышивания прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок разных времен и народов. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т.п. e:\мои рисунки 2\лебедь.jpg

В курганах 1Х-ХП веков археологи часто находят элементы древней одежды, украшенной сверкающим золотым узором. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют великолепием мотивов и безупречным исполнением узора.

В XVIII—XX веках вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала веяния моды с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Обучать девочку женскому ремеслу: прядению, ткачеству, вышиванию, кружевоплетению — начинали в русских селениях с пятилетнего возраста. К пятнадцати годам девушка должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе, украсив его вышивкой. Соответственно своему назначению каждая вещь (рубаха, передник, сарафан, полотенце и многое другое) имела особый характер декоративного украшения.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили особенности вышивки своей местности, постоянно пополняя и развивая ее.

В русской вышивке особое внимание уделяется геометрическому орнаменту; растениям и животным; придаются геометрические формы.

Вышивание может быть плоскостным, орнаментальным и декоративным. Плоскостные изображения мотивов вышивки (не создают ощущения объема) легко связываются с поверхностью украшаемого изделия, они становятся частью узора. Декоративным изображением является плоскостное изображение мотивов растений, животных, птиц. Отличительной чертой орнаментального изображения является ритмическое чередование элементов или группы элементов, соразмерность всех его частей.

Истоки этого творчества у народных мастеров Англии. Они работали так: в плоскую дощечку забивали гвозди, на которые потом натягивали нить. В настоящее время используют картон, бархатную и наждачную бумагу. Для работы необходимо иметь швейную иглу, шило, бумагу, цветные нитки, циркуль и транспортир. Нитяная графика, изонить (изображение нитью), ниточный дизайн – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. Существует ещё несколько других названий нитяной графики.Изонить –очень интересная техника. Она привлекает простым исполнением и оригинальностью. Техника изонити не требует дорогостоящих материалов – только цветные яркие нити и боле – менее твёрдую подложку. Для освоения техники достаточно знать, как заполняются угол, окружность и дуга.e:\мои рисунки 2\лебедь.jpg

c:\documents and settings\user\рабочий стол\изонить2\s002.bmpc:\documents and settings\user\рабочий стол\изонить2\s004.bmp

c:\documents and settings\user\рабочий стол\изонить2\015.bmpc:\documents and settings\user\рабочий стол\изонить2\004.bmp

c:\documents and settings\user\рабочий стол\изонить2\s016.bmp

Основным решением выбора проекта - является его полезность.

Выполнение этой работы не требует больших материальных затрат.
В магазинах имеется достаточный выбор ниток, которые подходят по

цене, по цвету, по фактуре.

Изготовлен
c:\documents and settings\user\рабочий стол\изонить2\016.bmp


e:\мои рисунки 2\лебедь.jpg

Проработка лучшей идеи



Идея

Материалы

Инструменты

Виды работы


1

Панно «Ромашка»

Нитки ирис: красного, фиолетового и зелёного цвета, картон


Игла, ножницы, шило

Ручные

2

Панно «Ромб»

Нитки ирис: оранжевого цвета, картон


Игла, ножницы, шило

Ручные

3

Панно «Лебедь»

Нитки ирис: белого цвета, картон


Игла, ножницы, шило

Ручные

Я выбираю для проекта панно «Лебедь» Оно красивое, легкое, ажурное и будет гармонировать с другими дизайнерскими деталями помещения.
e:\мои рисунки 2\лебедь.jpg

подарок

развивает

творческую красивоc:\documents and settings\user\рабочий стол\изонить2\016.bmp

фантазию

недорого

развивает

мелкую

моторику

e:\мои рисунки 2\лебедь.jpg

Возможность

проявить

свои умения

защита проекта

краткая

реклама формулировка

Выбор проблемы задач

самооценка Исследование

Экологический аспект

Панно лебедь выбор идеи

техника Обоснование

безопасности Выбора идеи

Материалы

Технология Дизайн - спецификация

Экономический

аспект

e:\мои рисунки 2\лебедь.jpg


Материалы

Количество

Цена (руб.)

Сумма (руб)

Нитки

1

30

30

Рамка

1

80

80

Картон

1 (уп.)

45

45

себестоимость







155
  1   2