|
Пояснительная записка. Актуальность
Взаимодействие специалистов
в процессе реализации индивидуальной образовательной программы
для детей с ОНР. Пояснительная записка.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произношения, грамматического строя родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В связи с вступлением в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 появилась потребность в создании индивидуальных образовательных программ для детей с особыми возможностями здоровья, в частности для детей с ОНР.
Преодоление общего недоразвития речи воспитанников достигается путем целенаправленной комплексной работы всех специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя.
В работу по реализации индивидуальной образовательной программы привлекаются родители воспитанников:
- консультации всех специалистов по вопросам воспитания и обучения;
- участие в заседаниях ПМПк ОУ;
- ознакомление с ИОП своего ребенка;
- включение родителей в образовательный процесс.
Содержание коррекционной работы в нашем учреждении, согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направлено на:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в развитии речи;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОНР (в соответствии с рекомендациями городской ПМПК);
возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Проблема
На сегодняшний день нет индивидуальной образовательной программы для детей, в которой отражена комплексная коррекционно-развивающая модель взаимодействия специалистов, сопровождающих воспитанников с ОНР.
Цель: разработать технологию взаимодействия специалистов в процессе реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ОНР.
Задачи:
Изучить литературу и нормативно-правовые документы по проблеме.
Произвести теоретический анализ опыта коллег.
Определение характера взаимодействия специалистов
Определить направления, задачи, содержание деятельности специалистов.
Реализовать проект. Определить эффективность.
Этапы реализации проекта.
Этапы
|
Мероприятия
| Механизмы
| Ожидаемые
Результаты
| Для специалистов
| I. Информационно– аналитический Задачи:
1.Изучить литературу и нормативно-правовые документы по проблеме.
2. Произвести теоретический анализ опыта коллег
| 1.Педагогические и психолого–просветительские: -систематизация и анализ
педагогической и
психолого – методической литературы, законов и интернет ресурсов.
2.Педагогические и психолого – диагностические:
| Консультация для педагогов по взаимодействию в рамках реализации ИОП Просмотр и анализ методической литературы , интернет ресурсов
Знакомство с опытом коллег и его анализ - разработка (отбор) диагностического инструментария для каждого специалиста -анализ диагностических материалов для проектирования ИОП -оформление психолого-педагогической характеристики
| 1.Повысилась
компетентность в вопросах разработки и реализации (моделирования) ИОП
2. Определены
методы и средства реализации ИОП
| II. Конструктивно-
практический Задачи:
1.Определение характера взаимодействия специалистов
2.Определить направления, задачи, содержание деятельности специалистов.
| 1. Разработать модель взаимодействия педагогов в процессе реализации ИОП - определение используемых педагогических технологий, методик, систем обучения и воспитания - определение условий и путей достижения педагогических целей - определение системы диагностического сопровождения
2. Сформулировать задачи коррекционно-развивающей, образовательной деятельности. -определить направления взаимодействия (для детей с ОВЗ)
| Разработка перспективного и тематического планирования. Разработка плана совместных мероприятий. Разработать план индивидуальной работы с детьми и родителями, нуждающимися в сопровождении психолога. Подбор тематического дидактического материала
по программе Создание картотеки методик и технологий комплексного сопровождения детей с ОНР.
Подбор диагностического инструментария
2. Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности
| 1.Модель взаимодействия специалистов в процессе реализации ИОП
2.Реализация поставленных задач, выработка направлений совместной деятельности
| III.
Оценочно – результативный Задача:
Реализовать проект. Определить эффективность
| 1.Оценка деятельности психолого -педагогической эффективности ИОП
2. Анализ продуктов деятельности
| 1. Выставка различных программ, планов, конспектов, диагностического инструментария, наглядных пособий (в рамках обмена опытом)
Проведение комплексной диагностики воспитанников, выработка дальнейшей траектории взаимодействия (с коррективами)
| 1.Сформировалось компетентность в вопросах проектирования и реализации ИОП
2. Выявлены наиболее эффективные направления взаимодействия специалистов
|
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на 2013 — 2014 уч. год
на воспитанника старшей логопедической группы _________________________
МБОУ гимназии № 9 СП «Детский сад «Клубничка»
диагноз ГПМПК: ОНР - III уровня.
№
| Коррекционно-развивающая работа
|
Направления работы
|
Формы работы
|
Результативность
| Речевое развитие учитель-логопед
| 1.
| Устранение
- дефектов звукопроизношения - нарушений звукопроизношения: ш, ж, л, ль, р, рь.
| - Развитие артикуляторной моторики: выработка точных, в полном объеме, плавных, координированных движений органов артикуляции;
-постановка звуков с, з, ц, ш, ж, л, р, рь различными способами;
-автоматизация исправленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, фразах, текстах;
-дифференциация поставленных звуков от сходных по звучанию звуков: с-ш, з-ж, л-р, ль-и;
- формирование навыков самоконтроля за собственной речью;
-формирование коммуникативных умений и навыков.
| Автоматизация Л на уровне слогов, слов, фраз. Продолжить работу над постановкой Ш-Ж. Дифференциация Ль-И на уровне слогов, слов.
| 2.
| Развитие фонематического слуха (испытывает затруднения в различении сходных по акустическим признакам звуков: с-ш, з-ж, л-р, ль-и; затруднения при анализе звукового состава речи),
| - Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в разных позициях;
- упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.
- последовательное вычленение и сочетание звуков в словах с различной слоговой структурой;
- формирование языкового, слогового анализа и синтеза: определение количества слов в предложении, составление условно-графических схем предложений, обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветом.
| Продолжить работу по дифференциации звуков Ль-И, С-Ш. Развитие навыков простого звукового анализа слов: выделение заданного звука из слов в разной позиции.
| 3.
| Формирование слоговой структуры слова. Устранение нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости слов.
| - Развитие умения воспринимать и воспроизводить ритмы;
- учить правильно воспроизводить слова, различные по слоговой структуре;
- упражнения на различение звонкости-глухости согласных звуков;
- формирование операций звуко-слогового анализа и синтеза.
| Продолжить работу по развитию слоговой структуры слов: двух-, трёх-, четырёхсложных слов с открытыми и закрытыми слогами.
| 4.
| Работа по обогащению, уточнению и систематизации словаря
(словарный запас не соответствует возрасту, допускает неточное употребление слов в речевом контексте, недостаточно обобщающих понятий).
| - Накопление и расширение представлений и знаний о предметах, явлениях, ближайшем окружении;
- обогащение словаря предметов, действий, признаков;
- упражнения в подборе антонимов;
- формирование обобщающих понятий:
- работа над многозначностью слов.
| Дальнейшее расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков по всем изучаемым темам. Уточнение обобщающих слов.
| 5.
| Развитие грамматического строя речи. (низкий уровень сформированности грамматического строя речи: многочисленные аграмматизмы в следствие неправильного согласования слов в предложении, в словообразовании; не дифференцированное использование предлогов).
| - Проведение игр и упражнений, направленных на формирование навыков словообразования: образование уменьшительно-ласкательных форм с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-, -оньк-, -еньк-, -ышк-, -ниц-; образование приставочных глаголов; образование глаголов совершенного вида; образование относительных прилагательных с суффиксами: -н-, -ан-, -ян-; образование притяжательных существительных;
- введение в речь категории рода, числа, одушевленности и неодушевленности существительного;
- упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций в косвенных падежах ед. и мн. числа;
- упражнение в правильном употреблении родовой принадлежности существительных;
- упражнение в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах.
- работа над простыми предлогами.
| Продолжить работу по формированию навыков словообразования, согласованию прилагательного и существительного в косвенных падежах, по использованию простых предлогов.
| 6.
| Развитие связной речи. (недостаточный уровень сформированности связной речи: трудности в составлении рассказов по картинкам, допускает неточное называние предметов, действий при пересказе).
| - пересказ рассказа по демонстрируемому действию;
- составление рассказа по демонстрируемому действию;
- пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной обработкой содержания каждой сюжетной картинки;
- пересказы по сюжетной картинке с предварительной обработкой её содержания по вопросам;
- составление описательного рассказа по заданному предмету с использованием плана-схемы;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой картинки.
| Продолжать работу по развитию пересказа и составлению рассказов по картинкам, по распространению предложений однородными членами.
| 7.
| Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.
| 1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения для выработки свободных движений руки;
- различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой;
- работа с конструктором, мозаикой;
- штриховка в различных направлениях, раскрашивание.
| Дальнейшее развитие мелкой моторики с использованием различных видов работ с бумагой, ножницами, карандашом, лекалами.
| 8.
| Развитие зрительного восприятия (испытывает атруднения в развитии зрительно-моторных и слухо-моторных координаций).
| 1. Формирование целостности зрительного восприятия:
- работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями предметов, букв, цифр.
-узнавание знакомых предметов, находящихся в непривычном ракурсе.
- восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу.
2. Развитие зрительно-моторных координаций:
- работа по зрительно-двигательным траекториям;
- упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание;
- рисование по точкам, пунктиру.
3. Развитие слухо-моторных координаций:
- работа по словесной инструкции.
| Продолжить развитие зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.
| Развитие психологической базы речи педагог-психолог
| 9.
| Внимание (целенаправленность, концентрация, распределение, устойчивость, сосредоточение и продуктивность)
| -Развитие умения соотносить предмет и его изображение, узнавать его на картинке при неполном, зашумленном, наложенном изображении
-Развитие умения точно и правильно (без смысловых ошибок) воспринимать изучаемые объекты
-Развитие умения идентифицировать предметы по определенному признаку, ориентироваться на дополнительные признаки
-Развитие умения самостоятельно замечать, анализировать и исправлять ошибки.
| Незначительные улучшения в развитии целенаправленности, устойчивости и распределения внимания. Продолжить работу по развитию внимания.
| 10
| Недостаточный уровень развития восприятия.
| -Развитие слухового восприятия (воспроизведение ритмического рисунка на слух)
-Развитие зрительного восприятия (нахождение сходства и отличия в предметах, восстановление неполного изображения)
-Развитие целостного двигательного, пространственного и тактильного восприятия (вырабатывать навык идентификации объектов на основе их зрительного и практического восприятия).
| Заметные улучшения в работе над зрительным восприятием.
Улучшение в воспроизведении ритмического рисунка на слух.
| Общее развитие воспитатели
| 11
| Низкий уровень развития математических представлений.
| - Развивать количественный счёт в пределах 10;
- развивать ориентировку в пространстве и во времени;
- развивать ориентировку на листе бумаги;
- учить сравнивать предметы по длине и ширине.
| Продолжать работу по ориентировке в пространстве и на листе бумаги; совершенствовать счёт в пределах 10; обучение порядковому счёту.
|
| Недостаточный уровень физического развития.
| - Развивать физические качества: быстроту, ловкость, силу, скорость, выносливость;
- развивать координацию движений.
| Продолжить работу по развитию физических качеств и координации движений.
| Музыкальное развитие музыкальный руководитель
| 12
| Низкий уровень музыкального развития.
| - Учить различать жанры музыкальных произведений;
- учить самостоятельно начинать и заканчивать пение;
- развивать координацию движений под музыку;
- развивать речевое дыхание и силу голоса.
| Продолжать развивать навыки пения, движения под музыку, музыкальный слух.
|
Выводы
Комплексное взаимодействие специалистов в процессе реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ОНР должно:
- структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях);
- выявить приоритетные направления для обучения ребёнка с ОВЗ в определённый период времени, опираясь на понимание его возрастных и психологических возможностей;
- разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с ОВЗ между несколькими специалистами;
- увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;
- сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации ОУ.
Список литературы:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273.
Концепция фГОС ДЛЯ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Проект, 2013г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года).
Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Институт СДП, 2011.
Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро-и патопсихологии. – 2 изд., испр. и доп. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2010. – 232 с.
Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых предложений). – М.: В.Секачев, 2010.
Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. (В помощь родителям). – М.: В.Секачев, 2010.
Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс. – 2 изд. – М.: Флинта; МПСИ, 2010. – 376 с.
СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.
|
|
|