Главная страница

Пояснительная записка. Актуальность



Скачать 163.63 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Актуальность
Дата13.03.2016
Размер163.63 Kb.
ТипДокументы


Взаимодействие специалистов

в процессе реализации индивидуальной образовательной программы

для детей с ОНР.
Пояснительная записка.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произношения, грамматического строя родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В связи с вступлением в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 появилась потребность в создании индивидуальных образовательных программ для детей с особыми возможностями здоровья, в частности для детей с ОНР.

Преодоление общего недоразвития речи воспитанников достигается путем целенаправленной комплексной работы всех специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя.

В работу по реализации индивидуальной образовательной программы привлекаются родители воспитанников:

- консультации всех специалистов по вопросам воспитания и обучения;

- участие в заседаниях ПМПк ОУ;

- ознакомление с ИОП своего ребенка;

- включение родителей в образовательный процесс.

Содержание коррекционной работы в нашем учреждении, согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направлено на:

  •  выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в развитии речи; 

  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОНР (в соответствии с рекомендациями городской ПМПК); 

  • возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Проблема

На сегодняшний день нет индивидуальной образовательной программы для детей, в которой отражена комплексная коррекционно-развивающая модель взаимодействия специалистов, сопровождающих воспитанников с ОНР.

Цель: разработать технологию взаимодействия специалистов в процессе реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ОНР.

Задачи:

  1. Изучить литературу и нормативно-правовые документы по проблеме.

  2. Произвести теоретический анализ опыта коллег.

  3. Определение характера взаимодействия специалистов

  4. Определить направления, задачи, содержание деятельности специалистов.

  5. Реализовать проект. Определить эффективность.


Этапы реализации проекта.



Этапы




Мероприятия

Механизмы

Ожидаемые

Результаты


Для специалистов

I. Информационно– аналитический
Задачи:

1.Изучить литературу и нормативно-правовые документы по проблеме.

2. Произвести теоретический анализ опыта коллег

1.Педагогические и психолого–просветительские:
-систематизация и анализ

педагогической и

психолого – методической литературы, законов и интернет ресурсов.

2.Педагогические и психолого – диагностические:


Консультация для педагогов по взаимодействию в рамках реализации ИОП
Просмотр и анализ методической литературы , интернет ресурсов

Знакомство с опытом коллег и его анализ
- разработка (отбор) диагностического инструментария для каждого специалиста
-анализ диагностических материалов для проектирования ИОП
-оформление психолого-педагогической характеристики

1.Повысилась

компетентность в вопросах разработки и реализации (моделирования) ИОП

2. Определены

методы и средства реализации ИОП

II. Конструктивно-

практический
Задачи:

1.Определение характера взаимодействия специалистов

2.Определить направления, задачи, содержание деятельности специалистов.

1. Разработать модель взаимодействия педагогов в процессе реализации ИОП
- определение используемых педагогических технологий, методик, систем обучения и воспитания
- определение условий и путей достижения педагогических целей
- определение системы диагностического сопровождения

2. Сформулировать задачи коррекционно-развивающей, образовательной деятельности.
-определить направления взаимодействия (для детей с ОВЗ)


Разработка перспективного и тематического планирования.
Разработка плана совместных мероприятий.
Разработать план индивидуальной работы с детьми и родителями, нуждающимися в сопровождении психолога.
Подбор тематического дидактического материала

по программе
Создание картотеки методик и технологий комплексного сопровождения детей с ОНР.

Подбор диагностического инструментария

2. Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности


1.Модель взаимодействия специалистов в процессе реализации ИОП

2.Реализация поставленных задач, выработка направлений совместной деятельности

III.

Оценочно – результативный
Задача:

Реализовать проект. Определить эффективность


1.Оценка деятельности психолого -педагогической эффективности ИОП

2. Анализ продуктов деятельности

1. Выставка различных программ, планов, конспектов, диагностического инструментария, наглядных пособий (в рамках обмена опытом)

Проведение комплексной диагностики воспитанников, выработка дальнейшей траектории взаимодействия (с коррективами)

1.Сформировалось компетентность в вопросах проектирования и реализации ИОП

2. Выявлены наиболее эффективные направления взаимодействия специалистов



Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на 2013 — 2014 уч. год

на воспитанника старшей логопедической группы _________________________

МБОУ гимназии № 9 СП «Детский сад «Клубничка»

диагноз ГПМПК: ОНР - III уровня.



Коррекционно-развивающая работа


Направления работы


Формы работы


Результативность

Речевое развитие учитель-логопед

1.

Устранение

- дефектов звукопроизношения
- нарушений звукопроизношения: ш, ж, л, ль, р, рь.

- Развитие артикуляторной моторики: выработка точных, в полном объеме, плавных, координированных движений органов артикуляции;

-постановка звуков с, з, ц, ш, ж, л, р, рь различными способами;

-автоматизация исправленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, фразах, текстах;

-дифференциация поставленных звуков от сходных по звучанию звуков: с-ш, з-ж, л-р, ль-и;

- формирование навыков самоконтроля за собственной речью;

-формирование коммуникативных умений и навыков.

Автоматизация Л на уровне слогов, слов, фраз. Продолжить работу над постановкой Ш-Ж. Дифференциация Ль-И на уровне слогов, слов.

2.

Развитие фонематического слуха
(испытывает затруднения в различении сходных по акустическим признакам звуков: с-ш, з-ж, л-р, ль-и; затруднения при анализе звукового состава речи),

- Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в разных позициях;

- упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

- последовательное вычленение и сочетание звуков в словах с различной слоговой структурой;

- формирование языкового, слогового анализа и синтеза: определение количества слов в предложении, составление условно-графических схем предложений, обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветом.

Продолжить работу по дифференциации звуков Ль-И, С-Ш. Развитие навыков простого звукового анализа слов: выделение заданного звука из слов в разной позиции.

3.

Формирование слоговой структуры слова.
Устранение нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

- Развитие умения воспринимать и воспроизводить ритмы;

- учить правильно воспроизводить слова, различные по слоговой структуре;

- упражнения на различение звонкости-глухости согласных звуков;

- формирование операций звуко-слогового анализа и синтеза.

Продолжить работу по развитию слоговой структуры слов: двух-, трёх-, четырёхсложных слов с открытыми и закрытыми слогами.

4.

Работа по обогащению, уточнению и систематизации словаря

(словарный запас не соответствует возрасту, допускает неточное употребление слов в речевом контексте, недостаточно обобщающих понятий).

- Накопление и расширение представлений и знаний о предметах, явлениях, ближайшем окружении;

- обогащение словаря предметов, действий, признаков;

- упражнения в подборе антонимов;

- формирование обобщающих понятий:

- работа над многозначностью слов.

Дальнейшее расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков по всем изучаемым темам. Уточнение обобщающих слов.

5.

Развитие грамматического строя речи.
(низкий уровень сформированности грамматического строя речи: многочисленные аграмматизмы в следствие неправильного согласования слов в предложении, в словообразовании; не дифференцированное использование предлогов).

- Проведение игр и упражнений, направленных на формирование навыков словообразования: образование уменьшительно-ласкательных форм с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-, -оньк-, -еньк-, -ышк-, -ниц-; образование приставочных глаголов; образование глаголов совершенного вида; образование относительных прилагательных с суффиксами: -н-, -ан-, -ян-; образование притяжательных существительных;

- введение в речь категории рода, числа, одушевленности и неодушевленности существительного;

- упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций в косвенных падежах ед. и мн. числа;

- упражнение в правильном употреблении родовой принадлежности существительных;

- упражнение в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах.

- работа над простыми предлогами.

Продолжить работу по формированию навыков словообразования, согласованию прилагательного и существительного в косвенных падежах, по использованию простых предлогов.

6.

Развитие связной речи.
(недостаточный уровень сформированности связной речи: трудности в составлении рассказов по картинкам, допускает неточное называние предметов, действий при пересказе).

- пересказ рассказа по демонстрируемому действию;

- составление рассказа по демонстрируемому действию;

- пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной обработкой содержания каждой сюжетной картинки;

- пересказы по сюжетной картинке с предварительной обработкой её содержания по вопросам;

- составление описательного рассказа по заданному предмету с использованием плана-схемы;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой картинки.

Продолжать работу по развитию пересказа и составлению рассказов по картинкам, по распространению предложений однородными членами.

7.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствование графических навыков.



1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения для выработки свободных движений руки;

- различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой;

- работа с конструктором, мозаикой;

- штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

Дальнейшее развитие мелкой моторики с использованием различных видов работ с бумагой, ножницами, карандашом, лекалами.

8.

Развитие зрительного восприятия
(испытывает атруднения в развитии зрительно-моторных и слухо-моторных координаций).

1. Формирование целостности зрительного восприятия:

- работа с силуэтными, контурными, зашумленными, наложенными изображениями предметов, букв, цифр.

-узнавание знакомых предметов, находящихся в непривычном ракурсе.

- восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу.

2. Развитие зрительно-моторных координаций:

- работа по зрительно-двигательным траекториям;

- упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание;

- рисование по точкам, пунктиру.

3. Развитие слухо-моторных координаций:

- работа по словесной инструкции.

Продолжить развитие зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

Развитие психологической базы речи педагог-психолог

9.

Внимание (целенаправленность, концентрация, распределение, устойчивость, сосредоточение и продуктивность)

-Развитие умения соотносить предмет и его изображение, узнавать его на картинке при неполном, зашумленном, наложенном изображении

-Развитие умения точно и правильно (без смысловых ошибок) воспринимать изучаемые объекты

-Развитие умения идентифицировать предметы по определенному признаку, ориентироваться на дополнительные признаки

-Развитие умения самостоятельно замечать, анализировать и исправлять ошибки.


Незначительные улучшения в развитии целенаправленности, устойчивости и распределения внимания. Продолжить работу по развитию внимания.

10

Недостаточный уровень развития восприятия.

-Развитие слухового восприятия (воспроизведение ритмического рисунка на слух)

-Развитие зрительного восприятия (нахождение сходства и отличия в предметах, восстановление неполного изображения)

-Развитие целостного двигательного, пространственного и тактильного восприятия (вырабатывать навык идентификации объектов на основе их зрительного и практического восприятия).

Заметные улучшения в работе над зрительным восприятием.

Улучшение в воспроизведении ритмического рисунка на слух.

Общее развитие воспитатели

11

Низкий уровень развития математических представлений.

- Развивать количественный счёт в пределах 10;

- развивать ориентировку в пространстве и во времени;

- развивать ориентировку на листе бумаги;

- учить сравнивать предметы по длине и ширине.

Продолжать работу по ориентировке в пространстве и на листе бумаги; совершенствовать счёт в пределах 10; обучение порядковому счёту.




Недостаточный уровень физического развития.

- Развивать физические качества: быстроту, ловкость, силу, скорость, выносливость;

- развивать координацию движений.

Продолжить работу по развитию физических качеств и координации движений.

Музыкальное развитие музыкальный руководитель

12

Низкий уровень музыкального развития.

- Учить различать жанры музыкальных произведений;

- учить самостоятельно начинать и заканчивать пение;

- развивать координацию движений под музыку;

- развивать речевое дыхание и силу голоса.

Продолжать развивать навыки пения, движения под музыку, музыкальный слух.


Выводы

Комплексное взаимодействие специалистов в процессе реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ОНР должно:

• - структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях);

•- выявить приоритетные направления для обучения ребёнка с ОВЗ в определённый период времени, опираясь на понимание его возрастных и психологических возможностей;

•- разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с ОВЗ между несколькими специалистами;

•- увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности;

• - сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации ОУ.

Список литературы:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273.

  1. Концепция фГОС ДЛЯ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Проект, 2013г.)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года).

  3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Институт СДП, 2011.

  4. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро-и патопсихологии. – 2 изд., испр. и доп. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2010. – 232 с.

  5. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых предложений). – М.: В.Секачев, 2010.

  6. Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. (В помощь родителям). – М.: В.Секачев, 2010.

  7. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. Учебно-методический комплекс. – 2 изд. – М.: Флинта; МПСИ, 2010. – 376 с.

  8. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.