Главная страница


Рабочая программа по математике для 10 класса создана на основе: образовательной программы по математике среднего (полного) общего образования, утвержденной 08 августа 2012 года Приказ №101



НазваниеРабочая программа по математике для 10 класса создана на основе: образовательной программы по математике среднего (полного) общего образования, утвержденной 08 августа 2012 года Приказ №101
страница1/4
Дата13.02.2016
Размер0.83 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2 г. Торжка»

  


 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по учебному предмету

«МАТЕМАТИКА»

10 класс

                                                                     

 

 

 
Разработана учителем математики

С.Д.Ушаковой
 

 

 

 


 2012


Пояснительная записка

  1. Сведения о программе

Учебный предмет математика состоит из двух предметных линий: алгебра и геометрия.

Рабочая программа по математике для 10 класса создана на основе:

  • образовательной программы по математике среднего (полного) общего образования, утвержденной 08 августа 2012 года Приказ №101.

  • федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,

  • учебного плана гимназии.

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

  • учебных методических комплексов А.Г. Мордковича, Т.Н. Мишустиной, Е.Е. Тульчинской и С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева


2. Цели и задачи обучения математике

Изучение математики в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения. При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;

  • расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;

  • систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве;

  • формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;

  • формирование умения логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне;

  • развитие способности к преодолению трудностей;

  • развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка.

  • освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

  1. Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно учебному плану гимназии на изучение математики в 10 классе отводится 5 часов в неделю за счет федерального компонента - всего 170 часов, в том числе на изучение курса алгебры – 102 часа (3 часа в неделю), геометрии – 68 часов (2 часа в неделю)

На проведение контрольных работ – 14 работ(14 учебных часов): 9 работ(9 учебных часов) по алгебре и 5 работ по геометрии

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА (алгебра)

п/п

Тема

Содержание

Количество часов

Планируемый предметный результат

Контроль уровня обучения



Повторение

Действия с целыми числами, с дробями и с корнями, действия над многочленами, с алгебраическими дробями и с иррациональными выражениями, решение алгебраических уравнений, дробно-рациональных уравнений и иррациональных уравнений, свойства и графики функций

5

Знать, понимать: порядок действий с целыми числами, с дробями и с корнями, используя формулы сокращенного умножения, порядок действий над многочленами, над алгебраическими дробями и иррациональными выражениями, правила решения целых алгебраических уравнений, дробно-рациональных уравнений и иррациональных уравнений, свойства функций

Уметь

выполнять действия с целыми числами, с дробями и с корнями, выполнять действия над многочленами, с алгебраическими дробями и с иррациональными выражениями, строить графики функций

Входная контрольная работа



Числовые функции

Определение числовой функции. Способы задания числовой функции. Свойства функции: область определения, множество значений, монотонность, четность. Обратные функции. Построение и исследование графиков функций, обратных функций

7

Знать, понимать: понятие числовой функции, способы задания функций, схему исследования свойств функции, понятие обратной функции

 Уметь

    •   определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции

    •   строить графики изученных функций

    •   описывать по графику и, в простейших случаях, по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения.

    • строить графики обратных функций

Контрольная работа № 1 по теме «Числовые функции»



Тригонометрические функции

Знакомство с моделями «числовая окружность» и «числовая окружность на координатной плоскости». Синус, косинус как координаты точки числовой окружности, тангенс и котангенс. Тригонометрические функции числового аргумента и связи между ними. Тригонометрические функции углового аргумента, радианная мера угла. Функции y=sin x, y═cos x, их свойства и графики. Формулы приведения. Периодичность функций y=sin x, y═cos x. Сжатие и растяжение графика функций, график гармонического колебания. Функции y=tg x, y═ctg x, их свойства и графики. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y ═ x.

23

Знать, понимать: определения основных тригонометрических функций, свойства тригонометрических функций, формулы приведения, понятие периодичности функции, алгоритмы построения графиков тригонометрических функций

Уметь

    • находить значения синуса косинуса, тангенса угла на основе определений, с помощью калькулятора и таблиц.

    • выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с помощью справочного материала

    • строить графики изученных функций

    • использовать свойство периодичности




Контрольная работа № 2 по теме «Тригонометрические функции»

Контрольная работа № 3 по теме «Преобразования тригонометрических функций»



Тригонометрические уравнения

Первое представление о решении тригонометрических уравнений и неравенств. Арккосинус и решение уравнения cos x ═ а, арксинус и решение уравнения sin x ═ а, арктангенс и решение уравнения tg x ═ а, арккотангенс и решение уравнения сtg x ═ а.

Решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной; однородные тригонометрические уравнения.


17

Знать, понимать:  что представляют собой простейшие тригонометрические уравнения, понятия арккосинуса, арксинуса, арктангенса, арккотангенса, формулы корней и методы решения простейших уравнений, понятие однородного тригонометрического уравнения и способы его решения

 Уметь

    •   решать тригонометрические уравнения методом введения новой переменной и

    •   методом разложения на множители

    •  решать однородные тригонометрические уравнения

    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей

Контрольная работа № 4 по теме «Тригонометрические уравнения»



Преобразование тригонометрических выражений.

Синус и косинус суммы и разности аргументов. Тангенс суммы разности аргументов. Формулы двойного аргумента, формулы понижения степени. Формулы половинного угла. Преобразования сумм тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование выражения А sin x + В cos x к виду С sin (x + t). Преобразования простейших тригонометрических выражений.

17

Знать, понимать:  формулы синуса и косинуса суммы и разности аргументов,   формулы двойного угла, формулы понижения степени, формулы преобразования сумм тригонометрических функций в произведение, формулы преобразования произведений тригонометрических функций в суммы

Уметь

    •  Использовать изученные формулы для преобразования тригонометрических выражений и решения уравнений

Контрольная работа № 5 по теме «Преобразование тригонометрических выражений»



Производная

Числовые последовательности (определение, параметры, свойства). Понятие предела последовательности (на наглядно-интуитивном уровне). Существование предела монотонной ограниченной последовательности (простейшие случаи вычисления пределов последовательности: длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей; вычисление суммы бесконечной геометрической прогрессии). Предел функции на бесконечности и в точке.

Понятие о непрерывности функции.

Приращение аргумента, приращение функции. Определение производной: задачи, приводящие к понятию производной, определение производной, ее геометрический и физический смысл, алгоритм отыскания производной.

Вычисление производных: формулы дифференцирования для функций у = С, у = kx+m, y = x, y = 1/x, y =√x, y = sin x, y = cos x), правила дифференцирования (суммы, произведения, частного), дифференцирование функций y = x ³, y = tg x, y = ctg x, y = xª , дифференцирование функции y = f (kx + m).

Уравнение касательной к графику функции.

Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной.

Примечание производной для исследования функций: исследование функций на монотонность, отыскание точек экстремума, построение графиков функций. Отыскание наибольших и наименьших значений непрерывной функции на промежутке, задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин.

Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком.

28

Знать, понимать: понятие производной,   формулу производной степенной функции,   формулы производных тригонометрических функций,   правила дифференцирования,   уравнение касательной,  понятие точек экстремума функции, понятие наибольшего и наименьшего значений функции,  схему исследования функции на монотонность и экстремумы

Уметь

    • находить производную степенной функции, пользуясь таблицей производных.

    •  находить производные тригонометрических функций.

    • находить производные функций, пользуясь правилами дифференцирования.

    •  применять производную для исследования функций

    •   находить производную сложной функции

    •  применять производную для отыскания наибольшего и наименьшего значений функции




Контрольная работа № 6 по теме «Вычисление производных»

Контрольная работа № 7 по теме Применение производной для исследований функций

Контрольная работа № 8 по теме «Производная»



Повторение

Числовые функции, Тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения. Преобразования тригонометрических выражений. Производная

5

Знать, понимать:   основные определения и формулы.

Уметь решать задания.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА (геометрия)

п/п

Тема

Содержание

Количество часов

Планируемый предметный результат

Контроль уровня обучения



Введение (аксиомы стереометрии и их следствия)

Представление раздела геометрии – стереометрии. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

5

Знать, понимать:

Основные понятия и аксиомы стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство);

Уметь:

изображать прямые и плоскости в пространстве; применять аксиомы при решении задач






Параллельность прямых и плоскостей

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве. Классификация взаимного расположения двух прямых в пространстве. Признак скрещивающихся прямых. Параллельность прямой и плоскости в пространстве. Классификация взаимного расположения прямой и плоскости. Признак параллельности прямой и плоскости. Параллельность двух плоскостей. Классификация взаимного расположения двух плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. Признаки параллельности двух прямых в пространстве.

19

Знать, понимать:

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве; параллельное проектирование; изображение пространственных фигур

 Уметь:

Изображать различными способами пространственные фигуры на плоскости, строить сечения параллелепипеда и тетраэдра плоскостью, параллельной грани; применять свойства параллельных прямой и плоскости, параллельных плоскостей при доказательстве подобия треугольников в пространстве, для нахождения стороны одного из треугольников.

Контрольная работа №1 по теме: «Взаим-ное расположение прямых в пространстве»

Контрольная работа №2 по теме: «Парал-лельность прямых и плоскостей».



Перпендикулярность прямых и плоскостей.

Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Перпендикулярность прямой и плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Ортогональное проектирование. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла. Перпендикулярность плоскостей. Признак перпендикулярности двух плоскостей. Расстояние между точками, прямыми и плоскостями.

20

Знать, понимать:

Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. ; расстояния от точки до плоскости; расстояние от прямой до плоскости; расстояние между параллельными плоскостями; расстояние между скрещивающимися прямыми;

  Уметь:

находить наклонную или ее проекцию, используя соотношения в прямоугольном треугольнике; находить угол между диагональю прямоугольного параллелепипеда и одной из его граней

Контрольная работа №3 по теме «Перпен-дикулярность прямых и плоскостей»



Многогранники

Многогранники Вершины, ребра, грани многогранника.

Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.

Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

Симметрии в кубе, в параллелепипеде. Сечения куба, призмы, пирамиды.

Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр)

12

Знать, понимать:

вершины, ребра, грани многогранника, понятия развертки, многогранных углов. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Симметрии в кубе, в параллелепипеде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире. Сечения куба, призмы, пирамиды. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

 Уметь:

строить сечения призмы, пирамиды плоскостью, параллельной грани. Находить элементы правильной n-угольной пирамиды (n=3,4); находить площадь боковой поверхности пирамиды, призмы. Основания которых – равнобедренный или прямоугольный треугольник

Контрольная работа №4 по теме «Многогранники»



Векторы в пространстве

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы

7

Знать, понимать:

определение вектора в пространстве; правила действий с векторами в пространстве.

 Уметь:

на моделях параллелепипеда и треугольной призмы находить сонаправленные, противоположно направленные, равные векторы; на моделях параллелограмма, треугольника выражать вектор через два заданных вектора; на модели тетраэдра, параллелепипеда раскладывать вектор по трем некомпланарным векторам

Контрольная работа №5 по теме «Векторы»



Итоговое повторение

Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых и плоскостей. Теорема о трех перпендикулярах, угол между прямой и плоскостью. Векторы в пространстве.

5

Знать, понимать:

основополагающие аксиомы стереометрии, признаки взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве, основные пространственные формы.

Уметь: решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, площадей) и проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; систематизировать, анализировать и классифицировать информацию, использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, иметь навыки поиска необходимой информации





  1   2   3   4