Главная страница

Конкурс педагогических идей «Поддержка и развитие чтения в средней школе»



Скачать 170.58 Kb.
НазваниеКонкурс педагогических идей «Поддержка и развитие чтения в средней школе»
Дата17.02.2016
Размер170.58 Kb.
ТипКонкурс

Материалы

на конкурс педагогических идей

«Поддержка и развитие чтения в средней школе»,

посвященный 1150-летию возникновения славянской письменности

Лукиной Ирины Геннадьевны,

учителя начальных классов

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Алнерская основная общеобразовательная школа»

д. Алнеры Сухиничского района Калужской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алнерская основная общеобразовательная школа»

д. Алнеры Сухиничского района Калужской области»



Автор: Лукина Ирина Геннадьевна,

учитель начальных классов,

I квалификационная категория

г. Сухиничи, 2013 год

Тема: «Математика в гостях у литературы»

Цель: показать связь между литературой и математикой; прививать любовь к математике и литературному чтению и желание их изучать; расширять читательский кругозор учащихся; коррекция коллективного взаимодействия, когда от вклада каждого, от чёткости выполнения задания зависит общий результат; вызывать радость от общения, воспитывать внимательность, ответственность за порученное дело.

Планируемые результаты

Предметные: умение читать выразительно; умение решать текстовые задачи; применять полученные на уроках знания.

Личностные: развитие интереса к учебному труду, математике и литературному чтению; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.

Универсальные учебные действия

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своей работы, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение высказывать и отстаивать свое мнение, ориентироваться на позицию партнеров, вырабатывая общую позицию умение работать в команде.

Познавательные: умение ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации при работе с литературными текстами.

Ожидаемый результат.

1. Дети прочитают рекомендуемые произведения.

2. Дети найдут в литературных произведениях математические задачи и решат их.

3. Работая в группах, дети научатся прислушиваться друг к другу и к совместной работе.

Аудитория: 1-4 класс

Место проведения: школьная библиотека.

Оборудование:

  • Выставка детских книг

  • Мультимедийный проектор

  • Презентация MS PowerPoint

  • Раздаточный материал (Приложение)

Помощники: Читайкина и Решайкин, консультанты у каждой команды (учащиеся 5-го класса)

Ход мероприятия:

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необыкновенное занятие! Чтобы нам было интересней, мы разделимся с вами на 3 команды.

II. Проблемный вопрос

Учитель: Ребята, мы с вами находимся в библиотеке, перед Вами выставка детских книг, а на экране Вы видите числа. (Слайд 2) Скажите, что может связывать математику и литературу? (Ответы детей. Ответы могут быть как правильными, так и нет. Главное, чтобы они были.)

Сегодня мы с вами попробуем установить связь между математикой и литературой поучаствовав в викторине. А помогут нам представители двух этих царств: Читайкина и Решайкин. Они и будут нашими судьями. (Слайд 3 – название мероприятия)

Ч. и Р. читают стихотворение:

Математика и литература –
Две ветви человеческой культуры,
Две книги из одной библиотеки,
Две песни из единой фонотеки.
Такие  разные, как буква и число,
Неразделимые, как лодка и весло.
Что их роднит, объединяет в вечность?
Великой мысли дух и бесконечность!
Что есть число: основа жизни нашей!
А слово делает её уютней, краше!
Число расставит, наведёт порядок,
А слово раздаёт награды и наряды.
Число направит жизнь в логическое русло,
Без слова в этой жизни будет грустно!
Числу присущи нормы и задачи,
От слова ждём добра, успеха и удачи.
Так что важней, что есть первооснова?
Как в жизни нашей каждый день единствен,
Великолепен, положителен, таинствен.
Так слово и число едины в мирозданье,
Два величайших человеческих создания!
III. Викторина.

Учитель: Нам с вами предстоит увлекательное путешествие в мир литературы и математики. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Итак, начнем! Первый конкурс «Загадки».(Слайд 4)

1. Разминка «ЗАГАДКИ»

1 команда

2 команда

3 команда

Цифра с виду как игрушка -

Неваляшка-погремушка.

Не удариться ей о земь.

Всем понятно - это...

(ВОСЕМЬ)

Эта цифра просто чудо.

У нее родня повсюду.

Даже в алфавите есть

У нее сестра-близнец.

(ТРОЙКА)

Смотрит мама с нетерпеньем

На страницы дневника.

Ждет заветную оценку

У сынка-озорника.

Но опять одни четверки.

Нет красавицы...

(ПЯТЕРКИ)

У кого одна нога, да и та без башмака?

(ГРИБ)

Это конь не ест овса. Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем (ВЕЛОСИПЕД)

На 4 ногах стою, ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать (СТУЛ)

Братьев этих ровно 7. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний – появляется передний

(ДНИ НЕДЕЛИ)

Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и 8 ног, вот и весь я - …. (ОСЬМИНОГ)

Проживают в умной книжке хитроумные братишки. 10 их, но братья эти сосчитают все на свете

(ЦИФРЫ)

2. «Бой на Калиновом мосту». Сражение со Змеем Горынычем (Слайд 5)

Учитель: Змей Горыныч огнём дышит, каждая голова своё задание задаёт, очень трудное. Достал Иван-Царевич меч-кладенец и отправился на бой. А мы возьмём цветные карточки и карандаши. Каждой команде задание от головы: вставьте в пословицы и поговорки, пропущенные числа


1 команда

2 команда

3 команда

1. … раз отмерь - … отрежь. (7,1)

2. Не имей … рублей, а имей … друзей. (100)

3. … в поле не воин. (1)

1. … голова хорошо, а … лучше. (1,2)

2. Обещанного … года ждут. (3)

3. … за всех и все за … (1,1)

1. … сапога - пара. (2)

2. Знать, как свои … пальцев. (5)

3. … выстрелом убить … зайцев. (1,2)

Вывод: Мы увидели употребление чисел в малых жанрах фольклора.

3. Задание: «Магические числа». (Слайд 6)

Учитель: Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей). Сказка - это чудо! Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. Сказки сочиняли и сочиняют народы и писатели всех стран. Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы еще раз вспомним любимые ваши сказки и немного посчитаем.

Р.: В незапамятные времена, научившись считать, люди познали – число. Они поняли, что числа сопровождают человека от самого рождения и до его смерти. Вглядываясь в сочетания чисел, они с изумлением увидели, что числа имеют какую-то самостоятельную, удивительную и полную тайны жизнь. Такие числа они назвали – магическими.

Ч.: С такими числами сталкивались Вы все. Это числа; 3, 7, 12. Эти числа очень часто встречаются в сказках, легендах, пословицах и поговорках, в календарях и на циферблатах: Святая Троица, три желания, семь дней недели, «Семеро козлят», 12 месяцев и часов.

Учитель: Вспомните и запишите названия сказок, в которых есть эти числа.

(За каждую сказку даётся -1 балл, время выполнения задания – 3 минуты)
Варианты ответов:

3

7

12

«Маша и 3 медведя»

«3 поросенка»

«3 орешка для золушки»
«3 толстяка»
«Дровосек и его 3 дочки»
«Чёрт с 3 -мя золотыми волосками»

«3 калача и одна баранка»

«3 брата- 3 Ивана» «3 апельсина»

«3 брата» «3 счастливца»

«7 храбрецов»

«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»
«Волк и 7-ро козлят»
«7 Симеонов»
«Принц за 7 -ю морями»
«Белоснежка и 7 гномов»
«Цветик-семицветик»


«12 Месяцев»

Учитель: Как Вы уже убедились, число «3» - самое распространенное!

4. Число «3». (Слайд 7)

Р.: Тройка - первое в магическом ряду число. Время и пространство принято делить на три: на прошлое, настоящее и будущее, пространство - на длину, ширину и высоту.

Ч.: Тройку любят многие народы, а русские особенно, именно поэтому так часто это число встречается в русских народных сказках.

Учитель: На столе у Вас лежат тексты сказок «Сивка-Бурка», «О царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде». Посчитайте, сколько раз число «3» встречается в этих сказках. (Слайд 8)

(Время выполнения – 5 минут. За каждое найденное число «3» команде присуждается – 1 балл)

1 команда

2 команда

3 команда

«Жил-был старик, и было у него три сына.

На третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.

«...свистни три раза молодецким посвистом... я тут и буду».

Три дня выезжали братья и Иванушка на Сивке-бурке в город посмотреть на Елену Прекрасную.

Не допрыгнул до царевны три бревна.

С третьей попытки Иванушка снял перстень с руки Елены Прекрасной.

«Через три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир.

Ответ: 7 раз

“Три девицы под окном пряли поздно вечерком…”

Слова третьей девицы понравились царю.

И царевичу потом

Молвит русским языком:

«Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня…»

На острове у него появляется три чуда: белка, царевна Лебедь и тридцать три богатыря.

Три раза приплывает в царство Гвидона корабль с купцами.

Обернувшись насекомым (мушкой, комаром, шмелём), Гвидон трижды посещает царство Салтана.
Превратившись в насекомых, князь Гвидон три раза наказывает своих обидчиц: ткачиху, повариху и Бабариху.

Ответ: 8 раз

Балда соглашается  работать  всего за 3 щелка.

Поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года».

Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал.

Со страхом ждёт своей расплаты поп. С каждым щелчком (3 раза) сила щелчка растёт.

«С первого щелчка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелчка Лишился он языка, А с третьего щелчка Вышибло ум у старика.»

Ответ: 5 раз

Вывод: И в сказках мы встречаем числа.

Р. И Ч. читают стихотворение:

Цифра три невелика,

Но везде она нужна.

В светофоре три огня,

И в упряжке три коня.

В сказках есть три толстяка, три девицы

И три дня скакал Иван

По лесам и по полям.

В тридесятом государстве

Он царевну отыскал.

На картине Васнецова

Трех богатырей мы видим снова.

И в пословицах, загадках

Цифра три звучит в отгадках.

Только в школе не всегда

И не всем она нужна.

Мы хотим оценку “пять”

Вместо тройки получать.
Физкультминутка.
5. Сказочные задачки. (Слайд 9)

Р. читает стихотворение:

Я чуть не плакал. Не было удачи!
Задача не решалась – хоть убей.
Условье было трудным у задачи,
Дано:
«Летела стая лебедей…»
Я, щеку грустно подперев рукою,
Делил, слагал – не шли дела на лад!
Но, лишь глаза усталые закрою,
Я видел ясно: 
Вот они летят… 
Учитель: Оказывается, в литературных произведениях есть математические задачи. Давайте попробуем их решить.

1) Три богатыря земли русской, трехглавый дракон, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. А где оно, тридевятое царство, тридесятое государство? Вспомните таблицу умножения и скажите ответ. (1 мин) (Слайд 10)

Оказывается, рядом, потому что 3 х 9 = 27, 27 дней – это как раз лунный месяц – время обращения Луны вокруг Земли. Идем дальше: 3 х 10 = 30, а это период между двумя новолуниями. Вот вам и указание на то, где находится “Тридевятое царство, Тридесятое государство” – на расстоянии, равном месяцу пути. А сколько это в километрах? Попробуйте решить. Мы знаем, что за один час человек проходит 6 км. Сколько км он пройдет за один день, если на отдых тратит 12 часов? (24-12=12, 12 часов будем в пути; 12*6= 72, 72 км пройдем за один день)

Сколько же км до тридевятого царства, тридесятого государства, если в месяце в среднем 30 дней? (30*72=2160 км)

Учитель: По вере древних славян, если долго идти в одну сторону (тут мнения расходились 3, 9 или 12 дней) земля кончается и можно попасть на тот свет. Тридевять это 3*9=27. Дневной переход примерно 40км. 40*3=120. Значит одна "земля" 120 км. 120*27=3240км. Так что можно считать, что "тридевять земель" это 3240км.

Давайте посмотрим на карте, что же сейчас находится на таком расстоянии от центра Древней Руси, где создавались прекрасные народные сказки. (Слайд 11) Пустыня Каракумы и Рим

2) А теперь задание для каждой команды (5 минут) (Слайд 12)

1 команда

2 команда

3 команда

В русской народной сказке "Хрустальная гора" Иван-царевич сражался по очереди с тремя змеями. У первого из них было в 2 раза меньше голов, чем у второго, а у второго – в 2 раза меньше, чем у третьего. Общее число голов у змеев – 21. Сколько голов было у каждого змея до встречи с Иваном-царевичем?

(Дополнение: когда Иван-царевич поборол первую и вторую змею на земле лежало 9 голов. А когда поборол вторую и третью у его ног было 18 голов)

Ответ: 3,6,12

Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.

(Данное задание дается для более слабой команды/или команды 1-го класса)

Ответ: 99

Сколько голов у каждого чуда-юда из русской народной сказки "Иван – коровий сын", если известно, что у второго чуда-юда на три головы больше, чем у первого, а у третьего – на 3 больше, чем у второго, причём всего голов было – 27?

(Дополнение: когда первое и второе чудо-юдо находились вместе, то у них было 15 голов. А когда вместе были первое и второе у них была 21 голова)

Ответ: 6,9,12


3) «У меня зазвонил телефон…» (Слайд 13)

— У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

...А потом позвонил Крокодил...

...А потом позвонили Зайчатки...

...А потом позвонили Мартышки...

...А потом позвонил Медведь...

...А потом позвонили Цапли...

Итак, у Слона, Крокодила, Зайчаток, Мартышек, Медведя, Цапель и у меня установлены телефоны. Каждые два телефонных аппарата соединены проводом. Как сосчитать, сколько для этого понадобилось проводов?

Используйте для решения карточки.

Проверим…21 провод (Слайд 14)
4) В заключение – не задача, а малоизвестный шутливый рассказ А.П. Чехова «Урок арифметики».  (Слайд 15)
Ч. читает рассказ, а Р. записывает решение на доске:
В сельской школе заболел учитель, и вместо него на урок арифметики пришел местный священник.
— Сегодня, дети – сказал он, — мы с вами займемся умножением и делением. Возьмем, например, 40 и разделим на 8.
Батюшка написал на доске 40, провел вертикальную черту, горизонтальную, и задумался и сказал: «3». И еще подумал и сказал: «Мало». Он зачеркнул цифру 3 и написал 4. «Теперь достаточно, — сказал священник. – Умножаем 4 на 8, получаем 32. Вычитаем из 40 32 и получаем 8. Делим 8 на 8, получаем 1. Итого 41». Батюшка долго смотрел на доску и говорил: « Странно». Про себя он думал: делили 40 на 8, а получили 41. Вдруг его осенило.
— Каждое действие деление можно проверить умножением. Возьмем 41 и умножим на 8. Батюшка выполнил действие на доске и получил 40. Он долго смотрел на доску и говорил: «Странно». Но последние его слова были: «Странно, но верно!»


- Правильно ли решал пример батюшка? Какой правильный ответ? (5! Надо знать таблицу умножения!).

IV. Экскурсия по библиотеке. (Слайд 16)

Учитель: А теперь Ч. и Р. расскажут Вам в каких книгах можно найти числа и математические задачи.

Ч.: В некоторых художественных произведениях встречаются математические задачи. Эти задачи ставят перед читателями авторы некоторых романов, повестей, рассказов, как правило, между делом, зачастую сами не обращая на это внимания.

Р.: А сами авторы часто рассматривают математическую задачу как деталь, фон, эпизод своего повествования. Но были писатели, которые серьезно интересовались математикой и придумали немало интересных задач.

Ч.: Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» кн. 2, гл. « Задача с путешественниками». Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид», в рассказе « Репетитор» А.П. Чехова, А.С. Пушкин «Евгений Онегин», в романе А.Дюма «Три мушкетера».

Р.: В романе Жюля Верна «Таинственный остров», Л.Н.Толстой «Азбука», в которой есть раздел «Арифметика», Томас Майн Рид роман «Морской волчонок», «Трудная задача» С. А. Рачинского.

Ч.: Джек Лондон «Маленькая хозяйка большого дома», Д.И.Фонвизин "Недоросль", Л. Кэрролл "Алиса в Стране чудес", Г.Остер «Зарядка для хвоста».

Р.: Г.-Х. Андерсен « Снежная королева», Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера по многим отдаленным странам» и многие другие…

Ч.: А мне бы очень хотелось, чтобы Вы к следующему занятию прочитали «Зарядку для хвоста» Григория Остера, нашли и решили его задачу. Решайкин Вам поможет в этом.

IV. Рефлексия.

Учитель: Вот и закончилось наше необычное занятие. Сегодня мы многое вспомнили и узнали, что математика и литература могут жить вместе и даже дружить.

- Скажите, а Вам было интересно на нашем занятии? Если «ДА» - поднимите солнышко, если «НЕТ» - облачко, а если «СКОРЕЕ ДА» - оба значка.

V. Подведение итогов.

Подсчет баллов, подведение итогов, награждение лучшей команды.

Используемые ресурсы и литература:

  1. Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

  2. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

  3. А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

  4. Русская народная сказка "Хрустальная гора"

  5. Былина «Илья Муромец»

  6. Русская народная сказка "Иван – коровий сын"

  7. К.И.Чуковский «Телефон»

  8. А.П. Чехов «Урок арифметики»

  9. https://suhin.narod.ru/mat2.htm

  10. https://mccme.ru/free-books/pdf/kozlova.pdf

  11. https://sunapse.ru/rushistory/Map_2.html

  12. https://nsportal.ru/ap/drugoe/library/sbornik-zadach-po-matematike-v-gostyakh-u-skazki-0

  13. https://nsc.1september.ru/2002/05/2.htm

  14. https://dagdiplom.ru/catalog/6/3202/

  15. https://livelyday.ru/lively/dlya-shkolnikov/viktorina-po-skazkam-a-s-pushkina

  16. https://solnet.ee/sol/002/z_047.html

  17. https://nsportal.ru/ap/drugoe/library/matematika-v-literaturnykh-proizvedeniyakh
    https://festival.1september.ru/articles/210103/

  18. https://google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=91&ved=0CDAQFjAAOFo&url=http%3A%2F%2Fwww.prodlenka.org%2Findex.php%3Foption%3Dcom_mtree%26task%3Datt_download%26link_id%3D4809%26cf_id%3D24&ei=kZ1QUfDIBIrj4QSG1YDoBQ&usg=AFQjCNHQSSMJJP8DHMO1ECBQyra_LshwBw&sig2=MmE0Px3YC4di-jOXjVUdiw&bvm=bv.44158598,d.bGE&cad=rjt

  19. https://terrakid.ru/nash-blog/a-vy-znaete-chto/458-mery-dliny-vstrechayushchiesya-v-russkikh-narodnykh-skazkakh-i-bylinakh

  20. https://nsportal.ru/ap/drugoe/library/matematika-v-skazkakh

  21. https://nkj.ru/archive/articles/11814/

  22. https://fizkultira.ucoz.com/load/10-1-0-220

Приложение 1.

1313234805_b9d0bad17cfa.jpg

1. … раз отмерь - … отрежь.

2. Не имей … рублей, а имей … друзей.

3. … в поле не воин.

1. … голова хорошо, а … лучше.

2. Обещанного … года ждут.

3. … за всех и все за …

1. … сапога - пара.

2. Знать, как свои … пальцев.

3. … выстрелом убить … зайцев.


Приложение 2.

«Жил-был старик, и было у него три сына.

На третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.

«...свистни три раза молодецким посвистом... я тут и буду».

Три дня выезжали братья и Иванушка на Сивке-бурке в город посмотреть на Елену Прекрасную.

Не допрыгнул до царевны три бревна.

С третьей попытки Иванушка снял перстень с руки Елены Прекрасной.

«Через три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир.

“Три девицы под окном пряли поздно вечерком…”

Слова третьей девицы понравились царю.

И царевичу потом

Молвит русским языком:

«Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня…»

На острове у него появляется три чуда: белка, царевна Лебедь и тридцать три богатыря.

Три раза приплывает в царство Гвидона корабль с купцами.

Обернувшись насекомым (мушкой, комаром, шмелём), Гвидон трижды посещает царство Салтана.
Превратившись в насекомых, князь Гвидон три раза наказывает своих обидчиц: ткачиху, повариху и Бабариху.

Балда соглашается  работать  всего за 3 щелка.

Поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года».

Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал.

Со страхом ждёт своей расплаты поп. С каждым щелчком( 3 раза) сила щелчка растёт.

«С первого щелчка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелчка

Лишился он языка,

А с третьего щелчка

Вышибло ум у старика.»


Приложение 3.
В русской народной сказке "Хрустальная гора" Иван-царевич сражался по очереди с тремя змеями. У первого из них было в 2 раза меньше голов, чем у второго, а у второго – в 2 раза меньше, чем у третьего. Общее число голов у змеев – 21. Сколько голов было у каждого змея до встречи с Иваном-царевичем? (Дополнение: когда Иван-царевич поборол первую и вторую змею на земле лежало голов. А когда поборол вторую и третью у его ног было голов)

Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.

Сколько голов у каждого чуда-юда из русской народной сказки "Иван – коровий сын", если известно, что у второго чуда-юда на три головы больше, чем у первого, а у третьего – на 3 больше, чем у второго, причём всего голов было – 27? (Дополнение: когда первое и второе чудо-юдо находились вместе, то у них было голов. А когда вместе были первое и второе у них было голов)

Приложение 4.

0007-022-katitsja-kolobok-katitsja-a-navstrechu-emu-medved.png 856780.5.3.jpg images (1).jpg

images11.jpg monkeytales_top_banner.jpg zc22.jpg