Главная страница

А. Ю. Хлебосолов о контроле и оценке знаний студентов



Скачать 38.96 Kb.
НазваниеА. Ю. Хлебосолов о контроле и оценке знаний студентов
Дата15.03.2016
Размер38.96 Kb.
ТипДокументы

А. Ю. Хлебосолов
О контроле и оценке знаний студентов.

Система контроля знаний в техникумах в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток – она не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов. Ко второму курсу студенты начинают понимать, что домашние задания совсем необязательно сдавать в срок, что можно все принести и сдать в последнюю неделю. Такая «штурмовщина» не только многократно усиливает нагрузку на преподавателя и студента в конце семестра, но и имеет своим результатом непрочные знания. Об этом красноречиво свидетельствует, например, контрольные срезовые работы «остаточные знания», которые проводятся в Беседском сельскохозяйственном техникуме уже несколько лет на втором и на старших курсах. Результат: на втором курсе студенты помнят только 20 процентов материала первого курса, и еще меньше – на старших.

Пятибалльная (а в случае отсутствия экзамена, даже двухбалльная – «зачет-незачет») система недостаточна для точной оценки знаний, адекватной дифференциации и поощрения наиболее успевающих студентов. В рамках одной дисциплины доступен только один способ поощрения – зачет или экзамен – «автомат».

Кроме того, существующая система усредняет всех: и студент, сдавший все контрольные мероприятия досрочно, и студент, сдавший их лишь в зачетную неделю, формально одинаково успевают. При этом окончательная оценка по предмету (после экзамена) никак не учитывает «предысторию», содержит существенный элемент случайности.

Мною разработана система рубежного и итогового контроля знаний студентов по предметам «Информатика», «Математика и информатика», «Компьютеризация сельскохозяйственного производства», «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности». Основа системы заключается в создании учебно-методического комплекса сквозного обучения по перечисленным предметам. Согласно учебному плану темы по каждому из предметов разбиты на блоки, которые, в свою очередь разбиты на модули. Обучение ведется по классической схеме от простого к сложному. Все блоки и модули на протяжении всего периода обучения связаны между собой, т. е. они обязательно включают в себя всю сумму знаний и умений, которые должны были приобрести студенты на предыдущих занятиях. Этим достигается постоянное повторение материала и отработка навыков до автоматизма.

Для проверки знаний студентов используется рубежный и итоговый контроль. Текущий контроль отсутствует. Это приводит к увеличению ответственности каждого студента за качество рубежного контроля, т.к. при итоговом контроле обязательно учитываются оценки рубежного. Контрольные задания блоков и модулей не меняются и доводятся преподавателем до каждого студента. Таким образом, студенты уже в начале обучения имеют конкретное представление о том, что они будут знать и уметь при изучении каждого модуля или блока. Это позволяет им правильно распределить свои силы при изучении предмета и исключает ложную любознательность при практической работе с ПК.

Выполненные контрольные задания демонстрируют знания каждого студента. А для демонстрации умений и навыков в контрольные задания введен временной фактор, т.е. в зависимости от сложности на выполнение упражнения отводится строго фиксированное время от 10 до 30 минут. Этим достигается воспитание способности студентов мобилизовать свои силы, знания и умения при выполнении задания. Подсказки друг другу исключены, т.к. скорость выполнения задания учитывается при получении оценки. Студент, выполнивший задание, изолируется от группы сдающих. Это несколько снижает моторную плотность урока в виду отсутствия свободных ПК, но зато вызывает чувство гордости и удовлетворения у сдавшего задание раньше всех. В дальнейшем планируется ввести в задание еще несколько экстремальных факторов (например, громкие раздражающие звуки, вмешательство в работу гипотетических клиентов сети). Это будет воспитывать у студентов стремление к полной концентрации, использование знаний и умений при выполнении работы. К сожалению, внедрение подобных инноваций зависит от финансирования лаборатории администрацией техникума.

Рубежные задания подлежат обязательному выполнению на положительную оценку каждым студентом и являются основанием для допуска к итоговому контролю знаний. Студенты, не выполнившие задание, готовятся и отчитываются во внеурочное время.

Основная форма итогового контроля – зачет с оценкой. Он выполняется с использованием тестового контроля в электронной форме. Тесты имеют повышенную сложность со случайным выбором вопросов по всему курсу обучения. Тестовая программа написана на диалоговом языке Visual Basic for Application с запороленным доступом к алгоритму выбора вопросов, что исключает вмешательство «продвинутых студентов» в программу с целью жульничества. Оценка выставляется программой в рейтинговой форме и по пятибалльной шкале.

При рубежном и итоговом контроле знаний, основным является рейтинговый контроль (т. к. легче поддается машинной обработке), а на основе полученных баллов рассчитывается оценка по пятибалльной системе.

Известны 20-балльная и 100-балльная системы. При 20-балльной системе все контрольные работы исчисляются по шкале, а общая оценка вычисляется как средняя. При 100-балльной системе общая оценка есть простая сумма оценок за отдельные контрольные мероприятия. Я предлагаю вторую модель, хотя математически они эквивалентны.

Для удобства сравнения рейтинг рассчитывается по 100-бальной шкале. Для перевода рейтинга в четырехбалльную оценку предлагается следующая шкала: от 1 до 49 – неудовлетворительно (2); от 50 до 69 – удовлетворительно (3); от 70 до 84 - хорошо (4); от 85 до 100 – отлично (5).

Предлагаемая рейтинговая система учитывает успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную работу, более объективно и точно оценивает знания студента за счет использования дробной 100 – балльной шкалы оценок; создает основу для согласования рейтинговой и пятибалльной системы; позволяет получать подробную информацию о выполнении каждым студентом самостоятельной работы.