|
Протокол №5 от « 2013г. 2013г. 2013г
| «Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено
Директор ГБОУ СОШ №622 ЗУВР ГБОУ СОШ №622 на заседании МО
___________М.И.Шарибджанов _______М.В.Мартьянова Протокол №5 от
« «____»_______________2013г. «_____»___________2013г. «_____»__________2013г.
|
|
Поурочное планирование
по математике
класс 6б
Учитель Бобовникова О.Г. Количество часов в год 170. Плановых контрольных работ 15
Учебник «Математика – 6»
Авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса математики для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике и программы курса математики для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений автора В.И.Жохова (2011 года).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. Программа рассчитана на 170 часов, по 5 часов в неделю.
Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. Курс строится на индуктивной основе с привлечением дедуктивных рассуждений. Учебный процесс ориентирован на: рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач; сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения; оптимизированное применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов; использование современных технических средств обучения.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос.
Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2010.
2. Жохов В.И. Преподавание математики в 5 – 6 классах: методическое пособие. – М.: Мнемозина, 2008.
3. Жохов В.И. Математика. 6 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. – М.: Мнемозина, 2010.
4. Жохов В.И. Математика. 6 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений / В.И. Жохов, А.А. Терехова. – М.: Мнемозина, 2010.
Цели программы обучения: систематическое развитие понятия числа; выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Задачи программы обучения:
– овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
– интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
– формирование представлений о математических идеях и методах;
– формирование преставлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Арифметика
Числа и вычисления.
Делители и кратные числа. Признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители. Общее кратное. Нахождение НОД и НОК.
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части числа и числа по его части.
Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции.
Решение текстовых задач арифметическими приемами.
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа. Целые числа. Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами, свойства арифметических действий.
Рациональные числа. Применение свойств арифметических действий для рационализации вычислений.
Прикидка результатов вычислений.
Этапы развития представлений о числе. Элементы алгебры
Алгебраические выражения. Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения. Простейшие преобразования выражений, раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.
Уравнения и неравенства. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Примеры решения текстовых задач методом составления уравнений (алгебраическим способом).
Числовые неравенства.
Числовые функции. Таблицы и диаграммы. Графики реальных процессов.
Координаты. Изображение чисел точками на координатнойпрямой. Координата точки. Геометрический смысл модуля числа. Прямоугольная система координат.Абсцисса и ордината точки. Элементы геометрии
Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах.
Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые.Многоугольники. Правильные многоугольники. Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Площадь круга. Элементы комбинаторики
Множество. Элемент множества, подмножество. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
Числа и вычисления
В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:
– правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, положительное, отрицательное; переходить от одной формы записи к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты – в виде десятичной или обыкновенной дроби);
– производить в уме арифметические действия в пределах сложности примеров на сложение и вычитание двузначных чисел, умножение и деление нацело двузначного числа на однозначное;
– выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями (включая обращение смешанного числа в обыкновенную дробь, нахождение общего знаменателя дробей, сокращение дробей и представление их в виде смешанных чисел);
– выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;
– сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
– составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;
– округлять натуральные числа и десятичные дроби, производить прикидку результата вычислений.
Выражения и их преобразования
В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:
– правильно употреблять термины «выражение», «числовое выражение», «буквенное выражение», «значение выражения», понимать их использование в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «найти значение выражения», «разложить на множители»;
– составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;
– находить значение степени с натуральным показателем.
Уравнения и неравенства
В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:
– понимать, что уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач по математике, смежных областей знаний, практики;
– правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задания «решить уравнение»;
– читать числовые неравенства (в том числе и двойные);
– решать линейные уравнения с одной переменной;
– составлять линейные уравнения по условиям текстовых задач.
Функции
В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:
–познакомиться с примерами зависимостей между реальными величинами (прямая и обратная пропорциональности, линейная функция);
– познакомиться с координатной плоскостью, знать порядок записи координат точек плоскости и их названий, уметь построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
– находить в простейших случаях значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
– интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
В результате изучения курса математики учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими минимум:
– распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, прямые, лучи, углы, многоугольники, окружности, круги); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
– владеть практическими навыками использования геометрических инструментов (линейки, угольника, транспортира, циркуля) для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
– решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя свойства фигур и формулы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
(5 ч в неделю, всего 170 ч)
1. Делимость чисел(20 ч)
Делители и кратные натурального числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на множители.
Основная цель: завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
Знать и понимать:
делители и кратные числа;
признаки делимости на 2,3,5,10;
простые и составные числа;
разложение числа на простые множители;
наибольший общий делитель;
наименьшее общее кратное.
Уметь:
находить делители и кратные числа;
находить наибольший общий делитель двух или трех чисел;
находить наименьшее общее кратное двух или трех чисел;
раскладывать число на простые множители;
проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями(22 ч)
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с произвольными знаменателями. Решение текстовых задач.
Основная цель: выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Знать и понимать:
обыкновенные дроби;
сократимая дробь;
несократимая дробь;
основное свойство дроби;
сокращение дробей;
сравнение дробей;
сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Уметь:
сокращать дроби;
приводить дроби к общему знаменателю;
складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями;
сравнивать дроби, упорядочивать наборы дробей.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей(31 ч)
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель: выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
Знать и понимать:
правило умножение дробей;
нахождение части числа;
распределительное свойство умножения.
Уметь:
умножать обыкновенные дроби;
находить дробь от числа.
4. Отношения и пропорции(18 ч)
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель: сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
Знать и понимать:
отношения;
пропорции;
основное свойство пропорции;
пропорциональные и обратно пропорциональные величины;
понятие о прямой и обратной пропорциональности величин, практическую значимость этих понятий.
Уметь:
решать задачи с помощью пропорций на прямую и обратную пропорциональные зависимости.
5. Положительные и отрицательные числа(13 ч)
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Понятие о рациональном числе. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Основная цель: расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Знать и понимать:
противоположные числа;
координаты на прямой;
модуль числа и его геометрический смысл;
целые числа.
Уметь: 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел(11 ч)
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель: выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин. Сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек координатной прямой. При изучении данной темы отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
Знать и понимать:
правило сложения отрицательных чисел;
правило сложения двух чисел с разными знаками;
вычитание рациональных чисел;
сложение чисел с помощью координатной прямой.
Уметь:
складывать числа с помощью координатной прямой;
складывать и вычитать рациональные числа.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел(12 ч)
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель: выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Знать и понимать:
понятие рациональных чисел;
правило умножения отрицательных чисел;
правило умножения чисел с разными знаками.
Уметь:
переводить обыкновенную дробь в десятичную;
выполнять умножение и деление рациональных чисел.
8. Решение уравнений(15 ч)
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель: подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Знать и понимать:
подобные слагаемые;
коэффициент выражения;
правила раскрытия скобок.
Уметь:
преобразовывать рациональные выражения путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых
9. Координаты на плоскости(13 ч)
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного угольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель: познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Знать и понимать:
перпендикулярные прямые;
параллельные прямые;
координатная плоскость;
координаты точки;
столбчатая диаграмма;
график зависимости.
Уметь:
изображать координатную плоскость;
строить точку по заданным координатам;
находить координаты изображенной в координатной плоскости точки;
строить столбчатые диаграммы;
находить значения величин по графикам зависимостей.
10. Повторение. Решение задач (13 ч)
Делимость чисел. Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. Отношения пропорции. Действия с рациональными числами. Решение уравнений. Координаты на плоскости.
Знать и понимать:
основные математические понятия, термины, формулы, свойства, способы решения уравнений и задач, преобразования выражений, изучаемых в курсе математики 6 класса
Уметь:
применять теорию, изученную в курсе математики 6 класса на практике.
Примерное поурочное планирование учебного материала по математике в 6 классе
по Виленкину Н. Я.
(5 уроков в неделю, всего 170 уроков)
№
| Содержание учебного материала
| Количество часов
| Сроки изучения
| Делимость чисел
| 20
|
|
| Делители и кратные
| 3
| 2.09-4.09
|
| Признаки делимости на 10, 5, 2
| 3
| 5.09-9.09
|
| Признаки делимости на 9, 3
| 2
| 10.09-11.09
|
| Простые и составные числа
| 2
| 12.09-13.09
|
| Разложение на простые множители
| 2
| 16.09-17.09
|
| НОД. Взаимно простые числа.
| 3
| 18.09-20.09
|
| НОК.
| 4
| 23.09-26.09
|
| Контрольная работа №1
| 1
| 27.09
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 22
|
|
| Основное свойство дроби
| 2
| 20.09-1.10
|
| Сокращение дробей
| 3
| 2.10-4.10
|
| Приведение дробей к общему знаменателю
| 3
| 7.10-9.10
|
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| 6
| 10.10-17.10
|
| Контрольная работа №2
| 1
| 18.10
|
| Сложение и вычитание смешанных чисел
| 6
| 21.10-28.10
|
| Контрольная работа №3
| 1
| 29.10
| Умножение и деление обыкновенных дробей
| 31
|
|
| Умножение дробей
| 3
| 30.10-01.11
|
| Нахождение дроби от числа
| 3
| 11.11-13.11
|
| Применение распределительного свойства умножения
| 4
| 14.11-19.11
|
| Контрольная работа №4
| 1
| 20.11
|
| Обобщающий урок по теме « Умножение дробей»
| 1
| 21.11
|
| Взаимно обратные числа
| 2
| 22.11-25.11
|
| Деление
| 5
| 26.11-02.12
|
| Контрольная работа №5
| 1
| 03.12
|
| Нахождение числа по его дроби
| 5
| 04.12-10.12
|
| Дробные выражения
| 3
| 11.12-13.12
|
| Контрольная работа №6
| 1
| 16.12
| Отношения и пропорции
| 18
|
|
| Отношения
| 3
| 18.12-20.12
| 27.
| Пропорции
| 4
| 23.12-26.12
| 28.
| Прямая и обратная пропорциональные зависимости
| 3
| 27.12-14.01
| 29.
| Контрольная работа №7
| 1
| 15.01
| 30.
| Масштаб
| 2
| 16.01-17.01
| 31.
| Длина окружности и площадь круга
| 2
| 20.01-21.01
| 32.
| Шар
| 2
| 22.01-23.01
| 33.
| Контрольная работа №8
| 1
| 24.01
| Положительные и отрицательные числа
| 13
|
| 34.
| Координаты на прямой
| 3
| 27.01-29.01
| 35.
| Противоположные числа
| 2
| 30.01-31.01
| 36.
| Модуль числа
| 2
| 03.02-04.02
| 37.
| Сравнение чисел
| 3
| 05.02-07.02
| 38.
| Изменение величин
| 2
| 10.02-11.02
| 39.
| Контрольная работа №9
| 1
| 12.02
| Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
| 11
|
| 40.
| Сложение чисел с помощью координатной прямой
| 2
| 13.02-14.02
| 41.
| Сложение отрицательных чисел
| 2
| 17.02-18.02
| 42.
| Сложение чисел с разными знаками
| 3
| 19.02-21.02
| 43.
| Вычитание
| 3
| 24.02-26.02
| 44.
| Контрольная работа №10
| 1
| 27.02
| Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
| 12
|
| 45.
| Умножение
| 3
| 28.02-04.03
| 46.
| Деление
| 3
| 05.03-07.03
| 47.
| Рациональные числа
| 2
| 10.03-11.03
| 48.
| Свойства действий с рациональными числами
| 3
| 12.03-14.03
| 49.
| Контрольная работа №11
| 1
| 17.03
| Решение уравнений
| 15
|
| 50.
| Раскрытие скобок
| 4
| 18.03-21.03
| 51.
| Коэффициент
| 2
| 31.03-01.04
| 52.
| Подобные слагаемые
| 3
| 02.04-04.04
| 53.
| Контрольная работа №12
| 1
| 07.04
| 54.
| Решение уравнений
| 4
| 08.04-11.04
| 55.
| Контрольная работа №13
| 1
| 14.04
| Координаты на плоскости
| 13
|
| 56.
| Перпендикулярные прямые
| 2
| 15.04-16.04
| 57.
| Параллельные прямые
| 2
| 17.04-18.04
| 58.
| Координатная плоскость
| 3
| 21.04-23.04
| 59.
| Столбчатые диаграммы
| 2
| 24.04-25.04
| 60.
| Графики
| 3
| 28.04-30.04
| 61.
| Контрольная работа №14
| 1
| 5.04
| Повторение
| 13
|
| 62.
| Итоговая контрольная работа №15
| 1
| 6.04
| Повторение
| 12
|
| |
|
|