|
Урока математики в 5 классе по теме Десятичная запись дробных чисел Дронова Ирина Александровна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме Десятичная запись дробных чисел
Дронова Ирина Александровна учитель математики г.Губкин, 2013 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичную дробь.
Цели ученика: освоение понятия «десятичная дробь», освоения алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичную дробь; развитие умения применять полученные знания для решения задач и упражнений.
Задачи:
Содействовать формированию УУД:
Личностных: способствовать формированию полноценного восприятия изучаемого материала, положительного отношения к школе, к изучению математики, уважение к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательное отношение к ним; воспитывать доброту, отзывчивость, стремление прийти на помощь в трудную минуту.
Регулятивных: учить в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы.
Познавательных: развивать способность к познанию, формировать понятие «десятичная дробь»; организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «десятичная дробь», алгоритма записи десятичных дробей Проверять, исправлять действия в предлагаемых заданиях, работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность.
Коммуникативных: учить детей работать группами, индивидуально; воспринимать мнение других учащихся, понимать необходимость использования правил вежливости, уметь контролировать свои действия в классе.
Планируемые результаты:
Предметные: знать правило записи и чтения десятичных дробей, уметь правильно записывать и читать десятичные дроби, применять вычислительные навыки при решении математических заданий.
Метапредметные: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Личностные: умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, инициатива, находчивость, активность при решении математических заданий.
Оборудование: учебник «Математика 5» , индивидуальные задания, раздаточный материал для групповой работы, мультимедийный проектор, экран.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: изучение нового материала
Форма обучения: индивидуальная, групповая, парная
Дидактическое обеспечение урока: индивидуальные задания(приложения 1-9), презентация PowerPoint “Десятичные дроби”
Девиз урока: Недостаточно только получить знания, надо найти им применение.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ХОД УРОКА
№ п/п
| Этап урока
| УУД
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.
| Организационный момент. Включение в деловой ритм. Психологический настрой на урок.
| Р. Обеспечение организации учебной деятельности.
Л.Вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам.
| Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проводит эмоциональный настрой на урок.
Здравствуйте, ребята!
Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, подарите улыбку своему соседу по парте, поделитесь с ним хорошим настроением. Прошу занять свои места. Слушайте меня внимательно, На вопросы отвечайте, Всё, ребята, подмечайте, Ничего не забывайте, Меня, прошу, не подкачайте.
У вас на партах лежат листки успешности (Приложение 1), вы будете с ними работать на протяжении всего урока.
Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём с повторения.
| Приветствуют учителя,
проверяют готовность к уроку,
эмоциональный настрой на урок
| 2.
| Устный счёт
| П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Р.-планирование, определение последовательности действий
Л. самоопределение
| Предлагает учащимся задание для устного счета (Приложение 2)
Задание 1. Выполните вычисления и выберите ответы из конверта. Слайд2
Задание 2. Расположите полученные ответы в порядке возрастания.
Задание 3. Переверните карточки с ответами и прочитайте полученные слова Слайд3.
| Выполняют устно вычисления, выстраивают ответы в порядке возрастания, проверяют правильность с помощью полученных слов. Слайд3
| 3.
| Изучение нового материала.
| К. Осознанно использовать речевые средства, сотрудничество, создавать устный текст, алгоритм
П. выделение необходимой информации, перевод одной единицы измерения в другую, построение логической цепи рассуждений, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Р.- : целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование, определение последовательности действий, оценивание способов достижения цели
Л. самоопределение
| Учитель задает вопросы.
Что эти слова означают (Московский Кремль, Спасская башня с курантами, Царь-пушка, и т.д.) ?
Слайд 6 Учитель предлагает вниманию детей две башни. -Может вы их узнали?
-Сделайте предположение почему падает Пизанская башня?
Слайд7
- Скажите какова протяженность стен современного Кремля? (2км 235м).
- Чему равна высота Спасской башни? (71м).
-Какой геометрической фигурой является Спасская башня в плане? (квадратом со стороной 14м 20см).
-Каков диаметр современных курантов на Спасской башне? (6м 12см).
-Какова длина часовой и минутной стрелки Кремлевских курантов? 328см, а минутная
стрелка на 31см длиннее.
Высота цифр на циферблате курантов составляет 72см.
Задание. Выпишите и выразите данные величины в метрах или километрах. (Приложение 3)
Что для этого нужно знать?
Сколько метров в километре?
Сколько сантиметров в метре?
Какую часть километра составляет метр?
Какую часть метра составляет сантиметр?
2км 235м = 2------ км 71м = ----- км
14м 20см =14---- м 72см = ---- м
321см = 3---- м 359см =3 ---- м -Какую особенность вы заметили в сегодняшних числах? -Перед нами какие числа?
-Значит сегодня будем изучать именно такие дроби?
-Все эти знаменатели на какое число делятся?
Значит название таких дробей связано с этим словом
Слайд 9-Давайте откроем тетради, запишем число, классную работу, тему.
Чему должны сегодня мы научиться? (научиться писать, читать дроби)
Такие числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т. д. условились записывать без знаменателя.
Составим алгоритм десятичной записи дробных чисел (Приложение 4 прикрепляется на доске и весит на протяжении всего урока, как подсказка):
Слайд 10 1.Записываем целую часть числа и ставим запятую
Слайд 11 2.После запятой дробная часть должна иметь столько цифр, сколько нулей в знаменателе дробной части
Слайд 12 3. Отсутствующий разряд в числителе заменяем нулем.
Так как эти числа равны, то десятичную дробь читают аналогично.
| Ученики отвечают.
(ответы: Москва, Памятники истории, памятники строительного искусства) Некоторые ученики выступают с подготовленными краткими сообщениями.
Слайд 4 Москва́-Историческая столица Великого княжества Московского, Русского царства, Российской империи (в1728—1730 годах), Советской России и СССР, столица Российской Федерации. Москва носит почетное звание города-Героя.
Слайд 5 Кремль- замечательный памятник истории и архитектуры - давно уже стал символом не только Москвы, но и всей России. Каждое сооружение Кремля- страница истории города. На территории Кремля раскинулись просторные площади и уютные скверы, парадные дворцы и златоглавые храмы. Сегодня здесь все поистине дышит историей - старинные пушки и колокола, древние соборы, сохранившие в памяти столько событий, столько имен...Некоторым строениям уже несколько веков, все они радуют нас своей красотой до сих пор и вызывают гордость за нашу Родину. -Колокольня Ивана Великого и Пизанская башня
Некоторые ученики выступают с подготовленными краткими сообщениями.
Колокольня Ивана Великого строилась под руководством архитектора Бона Фрязина высотой 81 м. Колокольня справедливо считается одной из величайших архитектурных построек.
Пизанская башня – это одна из основных достопримечательностей Италии. Башня достигает высоты 54,5 метра, что равняется высоте 15-этажного здания
Предполагаемые ответы(Для любого строительства необходимы точные математические расчеты в проектировании зданий) Выбирают информацию из предложенного слайда и отвечают на вопросы
Учащиеся отвечают на вопросы , выписывают данные величины и переводят их в метры или километры Слайд 8 Учащиеся проверяют себя.
Учащиеся замечают особенность данных дробей и формулируют тему и цели урока
-дроби, со знаменателями 10,100,1000
-10 - десятичные дроби
-Научиться писать, читать дроби
| 4
| Первичное закрепление.
| П. структурирование знаний; построение логической цепи рассуждений.
К. учебное сотрудничество.
Л. самоопределение
| Работа с учебником коллективно и в парах
-Что нужно сделать?
-Первую строчку читаем хором.
-(Теперь работаем в парах) Вторую строчку 1 ученик читает, третью строчку – второй ученик читает.
-В листке успешности отметьте свои результаты.
Теперь выполним №1166
-Прочитайте задание и скажите, что надо сделать?
Что нам поможет выполнить это задание?
Теперь вернемся к нашим индивидуальным карточкам, скажите теперь мы можем по-другому записать смешанные числа, которые у вас получились?
Слайд 13 Давайте выполним и проверим себя (Не забывайте помечать о своих достижениях в листах успешности)
| Открывают учебник на стр. 181, №1145, выполняют задание хором, в парах -Прочитать десятичные дроби
Определяют уровень своих достижений и отмечают в листах успешности
-Записать в виде десятичной дроби
-Алгоритм
-Да, используя алгоритм
Выполняют задания в карточках и отмечают о своих достижениях в листах успешности
| 5
| Физкультминутка
|
| Слайд 14 Выполняет упражнения вместе с детьми
| Выполняют упражнения
| 6.
| Практическое применение учащимися знаний
| П. самостоятельное выделение цели, решение проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Р. Планирование способов взаимодействия; К. Осознанно использовать речевые средства.
Л. самоопределение
| Ставит перед учащимися задачу и предлагает самостоятельно ее решить.
1.
-С какими дробями мы сегодня познакомились?
-А где в жизни вам могут пригодиться эти знания?
-Вот задача из жизни
Необходимо разбить садовый участок, для этого, каждому ученику надо решить по одному примеру, полученный результат найти по периметру класса. Обратите внимание ответ написан десятичной дробью. Из полученных отрезков составить участок.
(Приложение 5)
Слайд 15 -Скажите какой формы получился участок?
- Теперь этот участок нам надо огородить бордюрной плиткой. Что нам надо знать для решения этой задачи?
-Как посчитать Периметр?
-Складывать десятичные дроби мы не умеем, как можно посчитать?
Приложение 7
Проведите исследование и скажите хватит ли 3-х упаковок по 43 штуки бордюрной плитки в каждой. Каждая плитка длиной 2 м. Если не хвати, то сколько штук бордюрной плитки надо докупить?
2
Командная игра «Убери лишнее» (Приложение 8)
Учитель организует самостоятельную работу учащихся
| -Десятичными ответы учеников
Каждый ученик решает свой пример (сами в группах распределяют), ответ находит на стене по периметру класса, срывает его и несет в группу. (Приложение 6)
-Четырехугольник
-Периметр участка, длину бордюра
-Сложить длины всех сторон Предлагает план решения задачи:
Переведем их в числа смешанного вида.
Найдем периметр.
3. Ответ опять запишем десятичной дробью.
Опираясь на маршрутный лист учащиеся самостоятельно выполняют задание в группе и отмечают о своих достижениях в листах успешности
На столах стоят ноутбуки, учащиеся в группах убирают дроби, которые нельзя записать десятичной дробью, после выполнения задания проверяют, исправляют ошибки и делают пометку в лисах успешности
.
| 7
| Математический диктант
| П. отработка вычисления алгоритма записи десятичных чисел Р.контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Л. самоопределение
| Диктует дроби учащимся.
Три целых семь десятых
Две целых пятнадцать сотых
Шесть целых пять сотых
Восемь десятых
Одна целая три тысячны
| Ученики работают самостоятельно в тетрадях
Слайд 16 Сверяются с ответами на слайде и делают пометку в лисах успешности проверьте себя.
| 8
| Информация о домашнем задании
|
| Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Рабочая тетрадь с. 56 №4, №7, №9
| Записывают домашнее задание
| 9.
| Итогово-оценочный этап
| Р. оценивать степень и способы достижения цели, развитие адекватной самооценки. К. Излагать свое мнение с возможной полнотой и точностью
| Предлагает проанализировать и оценить учащимся свои знания и отменить их на доске. После этого выставляет отметки учащимся.
Давайте сейчас вместе построим наш дом успеха и посмотрим будет ли он крепким. (Приложение 9) Для этого, те, у кого сегодня все получилось, у кого не возникло никаких затруднений, возьмите красный кирпичик, кто немного сомневался и у кого были недочеты незначительные, те возьмите желтый кирпичик, ну а кто чувствует, что тема для него была сложной и если что-то не получилось, возьмите белый кирпичик. Чтобы наш дом был крепкий, нужно заложить крепкий фундамент, поэтому, я приглашу к доске прикрепить красные кирпичики, теперь подойдите те у кого желтые кирпичики, и в конце прикрепим белые кирпичики. Теперь наш дом крепкий, устойчивый и не будет заваливаться, как Пизанская башня, так как у нас много красных крепких кирпичиков, На следующих уроках мы разберемся с нашими недочетами.
Вы все молодцы!
Вы все удальцы!
И пусть на года
Любимой всегда
Для вас математика будет!
Урок окончен.
Слайд 17
| Определяют уровень достижений своих результатов и наглядно изображают его на доске
| |
|
|