|
Протокол №1 от 27. 08. 2015 г. «Утверждаю» Директор мбоу «Каралатская сош» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каралатская средняя общеобразовательная школа»
«Принято»
Педагогическим советом,
протокол №1 от 27.08.2015 г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «Каралатская СОШ»
___________________Д.Н. Фидуров
Приказ № 152 от 27.08.2015г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Математика
Класс : 2
УМК: «Начальная школа 21 века»
Учитель: Киреева Татьяна Витальевна
Учебный год: 2015-2016
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана рабочая программа по математике:
- Конституция Российской Федерации
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- приказ Минобрнауки от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного и среднего общего образования» (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён и введён в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785)» ( с изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. №253;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 №253";
- приказ Минобрнауки РФ от 29 апреля 2015 г.№450 «О Порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 3 марта 2011 г. № 19993) (далее –СанПин2.4.2.2821-10);
- примерная образовательная программа начального общего образования
https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/poop_noo_reestr.docx
- Авторская программа В.Н.Рудницкой. Математика Класс:1–4 классы /.М: Вентана-Граф, 2012.
В процессе разработки учебной рабочей программы в вышеуказанную авторскую программу по математике В.Н.Рудницкой изменения не внесены.
Обучение математике направлено на достижение следующих целей:
-создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;
- обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.
Реализация в процессе обучения первой цели связана прежде всего с организацией работы по развитию мышления ребенка, формированием его творческой деятельности.
В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели — подготовка к дальнейшему обучению — не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
Общая характеристика учебного предмета
Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой их этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается всё содержание образования. Особенностью структурирования программы является раннее ознакомление учащихся с общими способами выполнения арифметических действий. Устные вычисления ограничены лишь простыми случаями сложения, вычитания, умножения и деления.
Во втором классе начинается обучение письменным приёмам сложения и вычитания. Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продолжительных интервалов времени. В соответствии с программой учащиеся овладевают многими важными логико-математическими понятиями . они знакомятся с математическими высказываниями, с логическими связками –и, -или, -если, -неверно, что ; со смыслом логических слов: -каждый, -любой, -кроме, -какой-нибудь, составляющих основу логической формы предложения.
Важной составляющей линии логического развития ребёнка является обучение его действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания. В программе чётко просматривается линия развития геометрических представлений учащихся. Большое внимание уделяется взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию графических умений- построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению практических задач.
При выборе методов изложения программного материала приоритет отдаётся дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.
Учебно- методический комплект:
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: учебник для 2 кл. в 2 частях – М.: Вента-Граф, 2011.
Рудницкая В. Н. Рабочие тетради «Математика» № 1, 2. 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Е.Э Кочурова, В.Н.Рудницкая, О.А Рыдзе Математика. Методические комментарии - М.: Вентана-Граф, 2011
Электронный образовательный ресурс 2 класс Математика - М.: Вентана-Граф, 2012
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Математика» во 2 классе отводится 136 часов в год по 4 часа в неделю.
В том числе:
Формы и средства контроля:
Основными формами и средствами входного, текущего, и итогового контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы, проверочные работы, контрольные работы, тестовые задания, устный опрос.
Особенности организации контроля по математике. Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
Формы и методы преподавания:
При реализации данной рабочей программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок.
При обучении учащихся по данной рабочей программе используются следующие общие формы обучения:
индивидуальная (консультации);
групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля). 4.Описание ценностных ориентиров учебного предмета в учебном плане Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника. Содержание курса направлено прежде всего на интеллектуальное развитие младших школьников. Данный курс создаёт благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной рактике.
Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей.
Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других предметов. 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Содержание программы ориентировано на достижение второклассниками трёх групп результатов образования:
Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
6. Содержание учебного предмета
Элементы арифметики.
Сложение и вычитание в пределах 100 (28 ч)
Чтение и запись двузначных чисел цифрами.
Числовой луч. Сравнение чисел с использованием числового луча.
Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел (двузначных и однозначных чисел) с помощью цветных палочек Кюизенера.
Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел, в том числе с применением микрокалькулятора.
Таблица умножения однозначных чисел (60ч)
Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.
Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей данного числа.
Умножение и деление с 0 и 1. Свойство умножения: умножать числа можно в любом порядке.
Отношения «меньше в ...» и «больше в ...». Решение задач на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.
Выражения (11ч)
Названия компонентов действий сложения, вычитания,
умножения и деления.
Числовое выражение и его значение. Числовые выражения, содержащие скобки. Нахождение значений числовых выражений. Составление числовых выражений.
Величины (16ч)
Единица длины метр и ее обозначение: м. Соотношения между единицами длины (1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм). Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень) и массы (пуд).
Периметр многоугольника и его вычисление. Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Практические способы нахождения площадей фигур. Единицы площади: квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный метр и их обозначения (дм2, см2, м2).
Геометрические понятия (21ч)
Луч, его изображение и обозначение. Принадлежность точки лучу.
Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков.
Многоугольник и его элементы: вершины, стороны, углы. Окружность; радиус и центр окружности. Построение окружности с помощью циркуля. Взаимное расположение фигур на плоскости.
Угол. Прямой и непрямой углы.
Прямоугольник (квадрат). Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника.
Практические работы. Определение вида угла (прямой, непрямой), нахождение прямоугольника среди данных четырехугольников с помощью модели прямого угла
Резервные часы (10 ч.) распределены следующим образом: 1 полугодие: 2 полугодие:
Урок № 12-1 ч. Урок № 9-1 ч. Урок № 27-1 ч. Урок № 25-1 ч. Урок №35-1 ч. Урок № 37-1 ч. Урок № 44 -1 ч. Урок № 55 -1 ч. Урок № 60 1 ч. Урок № 68 1 ч.
7. Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся № п/п
| Раздел, количество часов
| Тема
| Виды деятельности обучающихся
| 1.
| Элементы арифметики-65 ч.
| Сложение и вычитание в пределах 100. Чтение и запись двузначных чисел цифрами. Числовой луч. Сравнение чисел с использованием числового луча. Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел. Таблица умножения однозначных чисел. Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления. Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей данного числа. Умножение и деление с 0 и 1. Свойство умножения. Решение задач на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.
| Называть натуральные числа в прямом и обратном порядке; число, большее или меньшее данного в несколько раз; одну или несколько долей данного числа; компоненты арифметических действий.
Сравнивать числа в пределах 100.
Читать числа в пределах 100.
Воспроизводить результаты табличных случаев.
Приводить примеры однозначных и двузначных чисел.
Упорядочивать числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения.
| 2.
| Выражения-16 ч.
| Названия компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления. Числовое выражение и его значение. Числовые выражения, содержащие скобки. Нахождение значений числовых выражений. Составление числовых выражений.
| Называть компоненты арифметических действий. Различать компоненты арифметических действий; числовое выражение и его значение.
Приводить примеры числовых выражений.
Характеризовать числовое выражение (название, как составлено).
Вычислять значения простых и составных числовых выражений.
Составлять несложные числовые выражения.
| 4.
| Величины -23 ч.
| Единица длины метр и её обозначение. Соотношения между единицами длины. Периметр многоугольника и его вычисление. Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата). Практические способы нахождения площадей фигур. Единицы площади и их обозначения.
| Читать соотношения между единицами длины.
Вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
| 5.
| Геометрические понятия-21 ч.
| Луч, его изображение и обозначение. Принадлежность точки лучу. Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков. Многоугольник и его элементы. Окружность, радиус и центр окружности. Построение окружности с помощью циркуля. Угол. Прямой и непрямой углы. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Определение вида угла. Нахождение прямоугольника среди данных четырёхугольников с помощью модели прямого угла.
| Называть геометрическую фигуру.
Сравнивать длины отрезков.
Различать прямые и непрямые углы.
Распознавать геометрические фигуры.
Характеризовать многоугольник.
Классифицировать углы прямые и непрямые.
Строить окружность с помощью циркуля.
Называть вершины и стороны угла; элементы многоугольника; центр и радиус окружности.
Читать обозначения луча, угла, многоугольника.
Различать луч и отрезок.
Характеризовать расположение чисел на числовом луче; взаимное расположение фигур на плоскости.
| Итого-136 ч.
|
|
| |
|
|