|
Протокол № от 20 г Руководитель омо согласовано: На мс Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лосевская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрено:
на заседании ОМО учителей математики и физики
Протокол № __ от «__» ________ 20__г
Руководитель ОМО ______________
| Согласовано:
На МС, руководитель
_____ _________________
«___» _________ 20__г
| Утверждаю:
Директор школы:
_____ ________________
«___» ____________ 20__г
|
ОМО учителей математики и физики РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
3 ступень обучения 11 класс Срок реализации программы: 20__ – 20__ учебный год
Составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике для 10 - 11 классов и государственного образовательного стандарта Программу составил учитель физики Запорожцева Ольга Ивановна, первая квалификационная категория
с. Лосево
20__ г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования для 10 – 11 классов и государственного образовательного стандарта, авторской программы Л. Э. Генденштейна, Ю. И. Дика, Л. А. Кирика.
Преподавание ведется по учебнику: Л. Э. Генденштейна, Ю. И. Дика, Л. А. Кирика. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 68 ч (из расчёта 2 часа в неделю).
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий.
При преподавании используются:
· Классно - урочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Решение экспериментальных задач.
Преимущественной целью обучения физике является формирование у учащихся физической картины мира в результате структурирования научной информации об окружающей среде. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа для базового уровня.
Современное обучение рассматривается не только как процесс овладения определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Цели изучения курса – выработка компетенций:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество. Нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к сомообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору .анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности. В курс физики 11 класса входят следующие разделы:
1. Электродинамика
2. Квантовая физика и элементы астрофизики
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 11 класса входят: закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, законы постоянного тока, электрическое и магнитное поля. ЭМИ, фотоэффект, колебания и волны, законы распространения света, атом и атомное ядро, ядерные силы, а также элементы астрофизики.
В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г. Ома, Э. Х. Ленца, Д. П. Джоуля, Х. К. Эрстеда, А. М. Ампера, М. Фарадея, Г. Герца, П. Н. Лебедева, А. С. Попова, И. Ньютона, Х. Гюйгенса, Т. Юнга, М. Планка, А. Г. Столетова, Н. Бора, М. и П. Кюри, А. Эйнштейна, И. В. Курчатова, Э. Хаббла.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению. Цели обучения физике в курсе 11 класса:
освоение знаний о законах постоянного тока, магнитных взаимодействиях, электромагнитном поле, природе света и линзах, квантах и атомах, атомном ядре, а также о строении и эволюции вселенной и величинах их характеризующих; законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания для объяснения разнообразных механических и тепловых явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации; выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и др творческих работ;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.
Модификация программы состоит в переименовании некоторых тем с целью сокращения их названия, а также в вынесении 6 часов лабораторных работ на лабораторный практикум в конце изучения курса физики 11 класса (л/р разработаны учителем физики, согласно требованиям примерной программы и наличия лабораторного оборудования).
Содержание образования
Электродинамика (39 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения.
Законы распространения света. Оптические приборы.
Демонстрации:
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Электроизмерительные приборы.
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция света.
Дифракция света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы
Лабораторные работы:
Проверка правила Ленца
Изучение явления ЭМИ
Определение показателя преломления стекла
Наблюдение интерференции и дифракции
Квантовая физика и элементы астрофизики (20 ч)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Демонстрации:
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения.
Лазер.
Счетчик ионизирующих частиц.
Лабораторные работы:
Изучение треков элементарных частиц по фотографии
Учебно – тематический план
2 часа в неделю, всего - 68 ч.,
Количество: К/Р: 6 Л/Р: 5
Сроки (примерн)
| Тема
| Кол-во часов
| Кол-во л/р
| Кол-во к/р
|
| Повторение за курс 10 класса
| 4
|
| 1
|
| Электродинамика
| 39
|
| 3
|
| Квантовая физика и элементы астрофизики
| 20
|
| 2
|
| Лабораторный практикум
| 5
| 5
|
|
| Итого
| 68
| 5
| 6
| |
|
|