Главная страница

А. И. Герцена Реализация межпредметных связей на уроках математики



НазваниеА. И. Герцена Реализация межпредметных связей на уроках математики
Дата06.03.2016
Размер57.9 Kb.
ТипДокументы

И.Н.Чалбаева

(факультет математики, 2 курс магистратуры)

Научный руководитель: Е.Ю.Яшина,

доцент кафедры алгебры РГПУ им. А.И.Герцена
Реализация межпредметных связей на уроках математики

В настоящее время Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения определяет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования: 1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации; 2) сформированность целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки. [3]

Таким образом, в современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Конечно, учителя математики, литературы, физики, биологии воспитывают и развивают , в первую очередь, интерес к своему предмету. Но чем многосторонне учитель подходит к решению этой сложной задачи, тем успешнее он решает проблему развития у учащихся стремления к изучению смежных предметов, овладению всей совокупности знаний. С помощью межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения проблемы, а также решения сложных проблем реальной действительности.

Одним из уровней интеграционного процесса в обучении является создание интегрированных уроков, т.е. уроков, объединяющих в себе одновременно обучение по нескольким дисциплинам при изучении одного явления, понятия или темы.

Примером одного из таких уроков может служить урок для 5 класса по теме «Арифметические действия с десятичными дробями». На данном уроке класс будет представлять собой Научно – исследовательский институт им. Дроби Десятичной. Таким образом, учащимся будет продемонстрирована на раннем этапе связь математики и химии.

К планируемым результатам будут относиться следующие положения:

  • предметные: обобщение знаний и умений учащихся по теме «Арифметические действия с десятичными дробями»

  • УУД

личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний.

На уроке класс делится на команды по 4 – 5 человек; учитель заранее выбирает главных научных руководителей в каждой команде и знакомит их с формой проведения урока. В обязанности руководителя входит правильно распределить работу в своей группе (либо каждый решает свое задание, либо все делают сообща), следить за временем, отвечать на вопросы сотрудников. Таким образом, учащиеся будут учиться планировать как индивидуальную работу, так и групповую, а также находить способы взаимодействия между одноклассниками. С заданиями для лабораторной работы можно ознакомиться в Приложении 1.

После того, как учащиеся выполнили первое задание Лабиринт, им будет продемонстрирован опыт с использованием серной кислоты (перед выполнением задания Химический анализ). Учитель химии покажет опыт с обезвоживанием сахара серной кислотой. Данный эксперимент будет интересен учащимся, поскольку будут наблюдаться яркая реакция при взаимодействии ингредиентов. Опыт покажет, что неправильный расчет количества препаратов может привести к невыполнению реакции.

В конце урока учитель награждает главных научных руководителей грамотами, а также в каждой группе выбирается лучший научный сотрудник.

Рефлексия проводится при помощи разноцветных листов. У каждой команды на столах лежит три листа: красный (осталось очень много неясного ), желтый (практически во всем разобрались), зеленый (во всем разобрались); необходимо выбрать подходящий цвет для вашей команды и написать свое отношение по поводу урока.

Можно сделать вывод, что метапредметность изучаемой дисциплины представляет собой неотъемлемую часть современного урока не зависимо от его направленности и специализации. В любом предмете, в любой теме есть такие вопросы и задачи, которые в будущем молодому поколению помогут стать более социализированными и адаптированными к повседневной жизни. [2, c.2]

Как видно, преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами. [1, c.6]

Литература:

  1. Давыденко, Т.М. Теория и практика рефлексивного управления школой : автореф. дис. д-ра пед. наук / Т.М. Давыденко. – М., 2009. – 36 с.

  2. Лубчук Т.В. и др. Интегрированные уроки как средство реализации синергетического подхода в обучении. Пед.науки № 5. – Ставрополь, 2012. – 8с.

  3. https://standart.edu.ru


Приложение 1

Научно – исследовательский институт им. Дроби Десятичной

Лабораторная работа

  1. Лабиринт. Расшифруйте код вашей лаборатории, записав десятичную дробь словами.

Код лаборатории

Расшифровка









  1. Химический анализ

Для проведения опыта необходимо использовать серную кислоту (химическая формула H2SO4 ) и азотную кислоту (химическая формула HNO3 ) .Серная кислота (1 баночка) в цене составляет 108,75 рублей , а азотная - 86,51 рублей. Сколько будет затрачено на покупку 5 банок серной кислоты и 3 банок азотной кислоты?

  1. Лаборатория. Наведите порядок в лаборатории. Заполните таблицу.

Исходный материал

7,84; ; 23; 5,001; 4 ; ; 89; 0,001; 10; ; 145,00; 11; 1,2000; 54; ; ; 87; 0.



Натуральные числа

Правильные дроби

Неправильные дроби

Десятичные дроби

Смешанные числа


















  1. Химические опыты.

Для проведения серьезных и опасных опытов необходимо произвести некоторые вычисления.

3.1

1) 4,2 – (0,98 + 1,75)

2) (2,5 + 7,3) – 5,4

3) 16,52 – (4,9 + 10,95)

4) (12,5 – 7,25) + 0,6

5) (6,7 + 2,8) – 8,03

3.2

1) 0,486·15

2) 0,315·18

3) 4,5 * 16

4) 7 * 18,36

5) 394,2 : 9

3.3

1) 6, 24 • 10

2) 5, 387 • 100

3) 317, 6 : 100

4) 12, 5 : 10

5) 0,7 • 10

3.4

Сравнить:

1) 1,21 и 1,2

2)3,34 и 3,4

3) 8,6 и 8,37

4) 23,43 и 23,9