|
А. И. Герцена Реализация межпредметных связей на уроках математики И.Н.Чалбаева
(факультет математики, 2 курс магистратуры)
Научный руководитель: Е.Ю.Яшина,
доцент кафедры алгебры РГПУ им. А.И.Герцена Реализация межпредметных связей на уроках математики
В настоящее время Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения определяет следующие требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования: 1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации; 2) сформированность целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки. [3]
Таким образом, в современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Конечно, учителя математики, литературы, физики, биологии воспитывают и развивают , в первую очередь, интерес к своему предмету. Но чем многосторонне учитель подходит к решению этой сложной задачи, тем успешнее он решает проблему развития у учащихся стремления к изучению смежных предметов, овладению всей совокупности знаний. С помощью межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения проблемы, а также решения сложных проблем реальной действительности.
Одним из уровней интеграционного процесса в обучении является создание интегрированных уроков, т.е. уроков, объединяющих в себе одновременно обучение по нескольким дисциплинам при изучении одного явления, понятия или темы.
Примером одного из таких уроков может служить урок для 5 класса по теме «Арифметические действия с десятичными дробями». На данном уроке класс будет представлять собой Научно – исследовательский институт им. Дроби Десятичной. Таким образом, учащимся будет продемонстрирована на раннем этапе связь математики и химии.
К планируемым результатам будут относиться следующие положения:
предметные: обобщение знаний и умений учащихся по теме «Арифметические действия с десятичными дробями»
личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний.
На уроке класс делится на команды по 4 – 5 человек; учитель заранее выбирает главных научных руководителей в каждой команде и знакомит их с формой проведения урока. В обязанности руководителя входит правильно распределить работу в своей группе (либо каждый решает свое задание, либо все делают сообща), следить за временем, отвечать на вопросы сотрудников. Таким образом, учащиеся будут учиться планировать как индивидуальную работу, так и групповую, а также находить способы взаимодействия между одноклассниками. С заданиями для лабораторной работы можно ознакомиться в Приложении 1.
После того, как учащиеся выполнили первое задание Лабиринт, им будет продемонстрирован опыт с использованием серной кислоты (перед выполнением задания Химический анализ). Учитель химии покажет опыт с обезвоживанием сахара серной кислотой. Данный эксперимент будет интересен учащимся, поскольку будут наблюдаться яркая реакция при взаимодействии ингредиентов. Опыт покажет, что неправильный расчет количества препаратов может привести к невыполнению реакции.
В конце урока учитель награждает главных научных руководителей грамотами, а также в каждой группе выбирается лучший научный сотрудник.
Рефлексия проводится при помощи разноцветных листов. У каждой команды на столах лежит три листа: красный (осталось очень много неясного ), желтый (практически во всем разобрались), зеленый (во всем разобрались); необходимо выбрать подходящий цвет для вашей команды и написать свое отношение по поводу урока.
Можно сделать вывод, что метапредметность изучаемой дисциплины представляет собой неотъемлемую часть современного урока не зависимо от его направленности и специализации. В любом предмете, в любой теме есть такие вопросы и задачи, которые в будущем молодому поколению помогут стать более социализированными и адаптированными к повседневной жизни. [2, c.2]
Как видно, преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами. [1, c.6]
Литература:
Давыденко, Т.М. Теория и практика рефлексивного управления школой : автореф. дис. д-ра пед. наук / Т.М. Давыденко. – М., 2009. – 36 с.
Лубчук Т.В. и др. Интегрированные уроки как средство реализации синергетического подхода в обучении. Пед.науки № 5. – Ставрополь, 2012. – 8с.
https://standart.edu.ru
Приложение 1
Научно – исследовательский институт им. Дроби Десятичной
Лабораторная работа
Лабиринт. Расшифруйте код вашей лаборатории, записав десятичную дробь словами.
Код лаборатории
| Расшифровка
|
|
|
Химический анализ
Для проведения опыта необходимо использовать серную кислоту (химическая формула H2SO4 ) и азотную кислоту (химическая формула HNO3 ) .Серная кислота (1 баночка) в цене составляет 108,75 рублей , а азотная - 86,51 рублей. Сколько будет затрачено на покупку 5 банок серной кислоты и 3 банок азотной кислоты?
Лаборатория. Наведите порядок в лаборатории. Заполните таблицу.
Исходный материал
| 7,84; ; 23; 5,001; 4 ; ; 89; 0,001; 10; ; 145,00; 11; 1,2000; 54; ; ; 87; 0.
|
Натуральные числа
| Правильные дроби
| Неправильные дроби
| Десятичные дроби
| Смешанные числа
|
|
|
|
|
|
Химические опыты.
Для проведения серьезных и опасных опытов необходимо произвести некоторые вычисления.
3.1
1) 4,2 – (0,98 + 1,75)
2) (2,5 + 7,3) – 5,4
3) 16,52 – (4,9 + 10,95)
4) (12,5 – 7,25) + 0,6
5) (6,7 + 2,8) – 8,03
| 3.2
1) 0,486·15
2) 0,315·18
3) 4,5 * 16
4) 7 * 18,36
5) 394,2 : 9
| 3.3
1) 6, 24 • 10
2) 5, 387 • 100
3) 317, 6 : 100
4) 12, 5 : 10
5) 0,7 • 10
| 3.4
Сравнить:
1) 1,21 и 1,2
2)3,34 и 3,4
3) 8,6 и 8,37
4) 23,43 и 23,9
| |
|
|