№п/п
| Тема урока
| Повторение
| Теория литературы
| Словарная работа
| Работа по развитию речи
| Домашнее задание
|
1.
| Литература как искусство слова.
Реальность и вымысел.
| Учебный предмет «Чтение».
Жанры литературы. Любимые произведения, прочитанные в начальной школе.
Читательский дневник.
| Литературное произведение.
Бытовой рассказ.
Действительность.
Художественное слово.
Художественный образ.
Информационный ряд и эмоционально-образный ряд.
| Духовное наследие.
Классическая и массовая литература.
Реальность и вымысел.
Воспитание и развитие.
| Высказывания по теме, умение построить развёрнутый ответ, обосновывать свою точку зрения, приводить примеры.
| Отзыв «Книга, прочитанная летом» (читательский дневник).
|
2.
| Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
| Устное народное творчество.
Коллективное творчество.
| Фольклор.
Фольклорист.
Фольклористика.
Жанры фольклора.
Малые жанры фольклора.
Пословица.
Поговорка. Реальность. Вымысел.
| Добро-зло.
Зависть. Прощение. Красота. Трудолюбие. Любовь и дружба.
| Смысл пословиц и поговорок; фразеологические выражения, созданные на основе пословиц и поговорок.
| Мини-сочинение по пословице (в жанре сказки или рассказа);
индивидуальные задания для тематического портфолио.
|
3.
| Малые жанры фольклора. Загадки.
| Устное народное творчество.
Коллективное творчество.
Малые жанры фольклора.
Пословица.
Поговорка.
| Загадка. Иносказание.
| Внимание.
Наблюдательность.
Умение сравнивать.
| Приёмы составления загадок.
| Оформить книжку-малышку, сборник загадок;
индивидуальные задания для тематического портфолио.
|
4.
| Русские народные сказки. Виды сказок. «Хрустальная гора» - волшебная сказка.
| Устное народное творчество.
Коллективное творчество.
Жанры фольклора.
| Сказка. Волшебная сказка. Сказка о животных.
Бытовая сказка.
| Трусость.
Жадность.
Смекалка.
Смелость.
Благодарность.
| Развёрнутый ответ на вопрос «Виды сказок».
Смысл сказки.
Особенности волшебной сказки.
Художественные средства выразительности.
| стр.22, вопрос Г;
индивидуальное задание: стр.22-25 прочитать, сделать презентацию (под руководством учителя).
|
5.
| Бытовая сказка. «Как старик домовничал».
| Виды сказок, отличительные признаки сказок;
как строится сказка (презентация).
| Интонация в сказке;
волшебство в бытовой сказке.
| Неблагодарность, непонимание, мудрость
| Пересказ эпизодов;
составление плана;
подбор пословиц, по смыслу схожих со сказкой;
ответ на вопрос В2.
| Пересказ эпизодов;
индивидуальные задания для тематического портфолио.
|
6.
| Сказка о животных. «Лиса и тетерев».
| Сказка о животных; особенности
| Диалог.
Иносказание.
| Лесть.
Ложь.
Смекалка.
Находчивость.
| Пересказ сказки;
чтение по ролям;
смысл сказки;
ответ на вопрос В3
| Отработать выразительное чтение по ролям (объединиться в пары);
индивидуальное задание: инсценировка сказки.
|
7.
| Внеклассное чтение №1
Сказка «Пойди туда, не знаю куда…».
| Устное народное творчество.
Коллективное творчество.
Жанры фольклора.
Сказка, виды сказок.
| Зачин, концовка.
Повторы.
Сказочные законы.
| Добро-зло.
Находчивость.
| Пословицы, поговорки, загадки, употребляемые в сказках;
Устойчивые речевые клише, употребляемые в зачинах, концовках сказок.
| Творческая работа: сочинить сказку: вопрос В или сочинить свою сказку.
|
8.
| А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Образы героев. Сюжет.
| Авторская или литературная сказка.
А.С.Пушкин – писатель-сказочник, сказки Пушкина.
| Сказочный приём.
Эпизод. Авторская речь.
Речь народных сказителей.
Образ героя.
Сюжет сказки.
Особенности пушкинского сюжета.
| Трудолюбие.
Кротость.
Зависть.
Злоба.
Красота внешняя и внутренняя.
Любовь.
Преданность.
| Поиск описаний героев, их настроения;
Рассматривание и рассказывание по иллюстрациям
Сравнительный анализ – стр.57, в.В2.
| Дочитать сказку; творческая работа: создать свои иллюстрации, составить викторину «Внимательный ли ты читатель?»
|
9.
| А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Нравственная проблематика.
| Авторская или литературная сказка.
| Сказочный приём.
Эпизод.
Авторская речь.
Речь народных сказителей.
Образ героя.
Сюжет сказки.
Особенности пушкинского сюжета.
| Трудолюбие.
Кротость.
Зависть.
Злоба.
Красота внешняя и внутренняя.
Любовь.
Преданность.
| Развёрнутый ответ на вопрос «Виды сказок».
Смысл сказки.
Особенности волшебной сказки.
Художественные средства выразительности.
| стр.57, в.Г – наизусть отрывок;
индивидуальное задание: стр.57, в.Ж.
|
10.
| Е.Л. Шварц. Пьеса-сказка «Два клёна». Специфика пьесы. Образы героев. Фольклорная основа сказки.
| Вспомните пьесу-сказку, прочитанную в начальной школе («Двенадцать месяцев»). Почему её называют пьесой?
| Роды литературы.
Пьеса.
Пьеса-сказка.
Писатель-драматург.
Действующие лица.
Ремарка.
Реплика.
| Непослушание.
Наказание.
Злоба.
Зависть.
Долг.
Материнская любовь.
Трудолюбие.
Взаимовыручка.
| Чтение по ролям
Выборочное чтение
Словесное описание героев и места действия
| Дочитать,
Составить пять «тонких» и три «толстых» вопроса;
По желанию: творческие работы: рисунки или поделки «Герои пьесы-сказки».
|
11.
| Е.Л. Шварц. Пьеса-сказка «Два клёна».
| стр.98, в.Б1,2,3.
| Роды литературы.
Пьеса.
Пьеса-сказка.
Писатель-драматург.
Действующее лицо.
Ремарка.
Реплика.
| Непослушание.
Наказание.
Насилие.
Злоба.
Зависть.
Долг.
Материнская любовь.
Трудолюбие.
Прощение.
| Инсценировка.
Пересказ и осмысление сказки о Лутонюшке;
Словесное описание героев и места действия.
| Наизусть монолог Бабы-Яги;
Для желающих: составить синквейны.
|
12.
| Р.р.№1 Обучающее изложение по пьесе-сказке «Два клёна» (вопрос 3Б, стр.98. учебник часть 1)
| Что такое изложение, как составить план изложения; цитирование.
| Роды литературы.
Пьеса.
Пьеса-сказка.
Писатель-драматург.
Действующее лицо.
Ремарка.
Реплика.
| Непослушание.
Наказание.
Насилие.
Злоба.
Зависть.
Долг.
Материнская любовь.
Трудолюбие.
Прощение.
| Пересказ эпизодов. Составление плана, подбор фактов и написание изложения.
| Читательский дневник: отзыв о сказке Шварца
Индивидуальное задание: стр.99 статья учебника: пересказать.
|
13.
| Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Реальное и чудесное в сказке.
| Кто знает о Гофмане? Реализация индивидуального задания.
| Сказка.
Реальное и чудесное.
Сюжетные линии.
| Жизнь – смерть.
Зависть.
Добро – Зло.
Долг.
Внешняя и внутренняя красота.
Любовь истинная и ложная.
| Сопоставительная характеристика героев – стр.133, в.Г;
словесное рисование кукольной страны или стр.133, в.Ж.
| Прочитать и пересказать понравившиеся эпизоды сказки о твёрдом орехе.
Творческое задание для желающих: напиши письмо Мари или Фрицу, расскажи о своих впечатлениях о прочитанных страницах.
|
14.
| Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Значение мечты в реальной жизни.
| Образы героев.
Реальное и чудесное.
Сюжетные линии.
Сказка о твёрдом орехе, пересказ эпизодов, ответ на в.В1, стр.133.
| Сказка.
Реальное и чудесное.
| Жизнь – смерть.
Зависть.
Добро – Зло.
Долг.
Внешняя и внутренняя красота.
Любовь истинная и ложная.
Мечта – фантазия.
Чудо.
| Устное рассуждение – стр.133, в.В3,4,5
Обсуждение «кадров» рисованного фильма, подбор цитат, словесное рисование.
| Письменный ответ на в.В6.
Индивидуальное задание для группы учащихся: доделать рисованный фильм по сказке.
|
15.
| Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сюжет и герои.
| Новый год.
Рождество.
Народные традиции.
| Сказочная повесть.
Реальное – фантастическое; сказка – реальность.
Внешний и внутренний портрет.
| Любовь.
Преданность.
Себялюбие.
Кокетство.
| Объяснение непонятных слов, работа со сносками
Выборочное чтение: описание природы, подчёркивание и объяснение образных слов.
Составление внешнего и внутреннего портрета героев.
| Читать до стр.166, отвечать на вопросы, предложенные после каждой части.
|
16.
| Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сюжет и герои.
| Проверка д/з.
Пересказ понравившихся эпизодов.
| Сказочная повесть.
Реальное – фантастическое; сказка – реальность.
Внешний и внутренний портрет.
| Любовь.
Преданность.
Себялюбие.
Кокетство.
Находчивость.
Мудрая хитрость.
Искренность.
Наивность.
| Рассказывание по иллюстрациям.
Ответы на вопросы.
Словесное рисование.
| Создать свою иллюстрацию и «защитить» её;
наизусть прозу – описание ночи или «как чёрт украл месяц».
|
17.
| Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Художественные средства. Юмор.
| Чем повесть похожа на сказку? Чем отличается от неё?
Как составить план текста?
Что такое цитатный план?
| Реальное – фантастическое.
Сказка – реальность.
План.
Цитатный план.
Синквейн.
| Любовь.
Преданность.
Себялюбие.
Кокетство.
Находчивость.
Мудрая хитрость.
Искренность.
Наивность.
| Составление плана (можно цитатный).
Составление синквейнов.
| Творческая работа: поделки, кроссворд, викторина (на выбор учащихся).
Индивидуальное задание: подготовить рассказ «Пришвин и Ярославский край».
|
18.
| М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Специфика жанра. Образы героев.
М.М. Пришвин и Ярославский край.
| Родина.
Отчизна.
Малая родина.
Писатель-земляк.
Патриот гражданин.
| Сказка-быль.
Сказочные и реальные события.
Метафора.
Олицетворение.
Синквейн.
| Родня, сироты.
Любовь к ближнему. Взаимопомощь. Взаимовыручка. Взаимопонимание. Милосердие. Страдание.
Сострадание. Сочувствие.
| Описание героев, приёмы создания портретов.
Описание природы, художественные средства.
| Читать до стр.194 (1-8 гл.).
Составить пять «тонких» и три «толстых вопроса».
Для желающих: составить синквейны.
|
19.
| М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная проблематика.
М.М. Пришвин и Ярославский край. Прототипы героев произведений М.М. Пришвина.
| Реализация д/з.
Вспомните из жизни или из литературы случаи, когда животные выручали из беды людей.
| Сказка-быль.
Сказочные и реальные события.
| Добро, любовь, Милость. Милосердие. Справедливость.
Взаимопомощь.
Взаимовыручка.
| Описание героев, приёмы создания портретов.
Описание природы, художественные средства.
| Дочитать.
Ответить на вопросы: стр.205, в.В2, 3.
Для желающих: составить план текста.
|
20.
| Р.р.№2 Подготовка к домашнему обучающему сочинению-рассуждению по сказке-были М.М. Пришвина.
«Кто прав: Настя или Митраша?»
| Реализация д/з.
Вспомнить, что такое план текста-рассуждения. Цитирование.
| План.
Цитата.
| Родня, сироты.
Любовь к ближнему Взаимопомощь. Взаимовыручка. Взаимопонимание. Милосердие. Страдание.
Сострадание. Сочувствие.
Составление рядов однокоренных слов, подбор контекстуальных синонимов.
| Составление устных рассказов – стр.205, в.Г (работа в группах).
| Написать сочинение-рассуждение.
|
21.
| В.М. Гаршин. Сказка-притча «То, чего не было». Специфика жанра.
| Вспомните русского писателя Вс.Гаршина? Его знаменитую сказку «Лягушка-путешественница»
Типы сказок?
Особенности сказок о животных?
| Сказка-притча.
План.
Цитата.
| Смысл жизни.
Счастье.
Быть полезным и нужным.
Служить.
«Моя хата с краю…».
| Соотнесение пословиц и поговорок с темой сказки.
Размышление на вопросы: стр.211, в.2,3,4.
| Подготовиться к уроку Вн.чт.: прочитать сказку «Холодное сердце», подготовиться к выразительному чтению или к пересказу фрагмента сказки, подготовиться к викторине «Знаток сказки Гауфа».
Любителям чтения: прочитать другие сказки Гауфа.
|
22.
| Внеклассное чтение №2 В. Гауф. Сказка «Холодное сердце».
| О Гауфе. Кто такой? Что написал? Герои произведения.
| Сказка-быль.
Сказочные и реальные события.
| Добро-зло.
Смысл жизни.
Счастье.
Быть полезным и нужным.
|
| Отзыв о прочитанной сказке (читательский дневник).
Индивидуальное задание: сообщение, что такое анчар.
|
23.
| А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар». Специфика легенды. Отличие от сказки. Добро и зло в человеке и в мире.
| Кто такой Пушкин? Его произведения.
| Легенда.
Легенда и сказка.
Философская легенда.
| Анчар.
Добро-зло Рождение зла.
Власть.
Раболепие Влачился, подбор однокоренных слов.
| Подбор ключевых слов, характеризующих пустыню, дерево, князя, раба. Роль этих слов.
Поиск однокоренных слов, определение их роли в легенде.
Размышление – стр.217, в.Б3
| Выучить наизусть 1 или 2 часть, по желанию – всё.
Индивидуальное задание: стр.217, в.Ж.
|
24.
| А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописная основа произведения.
| Легенда.
Рок.
Судьба.
Вещий.
| Песнь.
Летопись (учебник, стр.225).
Историческая легенда.
| Рок.
Судьба.
Вещий.
Кудесник.
Волхвы.
Отроки.
Внемлет.
Презреть.
| Поиск ответа на вопрос: что такое вещий в статье учебника на стр.229.
Размышление: стр.229, в.Ж.
Чтение, объяснение непонятных слов, поиск контекстуальных синонимов.
Интонация.
| Отработать выразительное чтение.
Задание для желающих: рисунки, викторина «Знаток устаревших слов».
|
25.
| А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Вымысел и реальность. Человек и судьба.
| Образ героя.
Верить в судьбу или нет?
| Песнь.
Летопись.
Историческая легенда.
| Рок.
Судьба.
Вещий.
Кудесник.
| Поиск художественных средств выразительности.
Работа с иллюстрациями, подбор соответствующих цитат к ним.
Выборочный пересказ.
| Выучить наизусть отрывок.
Задание для желающих: рисунки, кроссворд «Песнь о вещем Олеге».
|
26.
| М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». Проблема жизненного выбора.
| Детство поэта.
Особенности стиля, тематики произведений Лермонтова.
| Сказание.
Иносказание.
| Жизненный выбор.
Гордость.
Гордыня.
| Работа с художественными средствами языка.
Сравнительная характеристика пустыни (до и после события).
| Выучить наизусть отрывок.
Задание для желающих: рисунки, поделки.
|