| №п/п
 
 | Тема урока
 
 | Повторение
 
 | Теория литературы
 
 | Словарная работа
 
 | Работа по развитию речи
 
 | Домашнее задание
 
 | 
  | 1.
 
 | Литература как искусство слова.
 
 Реальность и вымысел.
 
 | Учебный предмет «Чтение».
 
 Жанры литературы. Любимые произведения, прочитанные в начальной школе.
 
 Читательский дневник.
 
 | Литературное произведение.
 
 Бытовой рассказ.
 
 Действительность.
 
 Художественное слово.
 
 Художественный образ.
 
 Информационный ряд и эмоционально-образный ряд.
 
 | Духовное наследие.
 
 Классическая и массовая литература.
 
 Реальность и вымысел.
 
 Воспитание и развитие.
 
 | Высказывания по теме, умение построить развёрнутый ответ, обосновывать свою точку зрения, приводить примеры.
 
 | Отзыв «Книга, прочитанная летом» (читательский дневник).
 
 | 
  | 2.
 
 | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
 
 | Устное народное творчество.
 
 Коллективное творчество.
 
 | Фольклор.
 
 Фольклорист.
 
 Фольклористика.
 
 Жанры фольклора.
 
 Малые жанры фольклора.
 
 Пословица.
 
 Поговорка. Реальность. Вымысел.
 
 | Добро-зло.
 
 Зависть. Прощение. Красота. Трудолюбие. Любовь и дружба.
 
 | Смысл пословиц и поговорок; фразеологические выражения, созданные на основе пословиц и поговорок.
 
 | Мини-сочинение по пословице (в жанре сказки или рассказа);
 
 индивидуальные задания для тематического портфолио.
 
 | 
  | 3.
 
 | Малые жанры фольклора. Загадки.
 
 | Устное народное творчество.
 
 Коллективное творчество.
 
 Малые жанры фольклора.
 
 Пословица.
 
 Поговорка.
 
 | Загадка. Иносказание.
 
 | Внимание.
 
 Наблюдательность.
 
 Умение сравнивать.
 
 | Приёмы составления загадок.
 
 | Оформить книжку-малышку, сборник загадок;
 
 индивидуальные задания для тематического портфолио.
 
 | 
  | 4.
 
 | Русские народные сказки. Виды сказок. «Хрустальная гора» - волшебная сказка.
 
 | Устное народное творчество.
 
 Коллективное творчество.
 
 Жанры фольклора.
 
 | Сказка. Волшебная сказка. Сказка о животных.
 
 Бытовая сказка.
 
 | Трусость.
 
 Жадность.
 
 Смекалка.
 
 Смелость.
 
 Благодарность.
 
 | Развёрнутый ответ на вопрос «Виды сказок».
 
 Смысл сказки.
 
 Особенности волшебной сказки.
 
 Художественные средства выразительности.
 
 | стр.22, вопрос Г;
 
 индивидуальное задание: стр.22-25 прочитать, сделать презентацию (под руководством учителя).
 
 | 
  | 5.
 
 | Бытовая сказка. «Как старик домовничал».
 
 | Виды сказок, отличительные признаки сказок;
 
 как строится сказка (презентация).
 
 | Интонация в сказке;
 
 волшебство в бытовой сказке.
 
 | Неблагодарность, непонимание, мудрость
 
 | Пересказ эпизодов;
 
 составление плана;
 
 подбор пословиц, по смыслу схожих со сказкой;
 
 ответ на вопрос В2.
 
 | Пересказ эпизодов;
 
 индивидуальные задания для тематического портфолио.
 
 | 
  | 6.
 
 | Сказка о животных. «Лиса и тетерев».
 
 | Сказка о животных; особенности
 
 | Диалог.
 
 Иносказание.
 
 | Лесть.
 
 Ложь.
 
 Смекалка.
 
 Находчивость.
 
 | Пересказ сказки;
 
 чтение по ролям;
 
 смысл сказки;
 
 ответ на вопрос В3
 
 | Отработать выразительное чтение по ролям (объединиться в пары);
 
 индивидуальное задание: инсценировка сказки.
 
 | 
  | 7.
 
 | Внеклассное чтение №1
 
 Сказка «Пойди туда, не знаю куда…».
 
 | Устное народное творчество.
 
 Коллективное творчество.
 
 Жанры фольклора.
 
 Сказка, виды сказок.
 
 | Зачин, концовка.
 
 Повторы.
 
 Сказочные законы.
 
 | Добро-зло.
 
 Находчивость.
 
 | Пословицы, поговорки, загадки, употребляемые в сказках;
 
 Устойчивые речевые клише, употребляемые в зачинах, концовках сказок.
 
 | Творческая работа: сочинить сказку: вопрос В или сочинить свою сказку.
 
 | 
  | 8.
 
 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Образы героев. Сюжет.
 
 | Авторская или литературная сказка.
 
 А.С.Пушкин – писатель-сказочник, сказки Пушкина.
 
 | Сказочный приём.
 
 Эпизод. Авторская речь.
 
 Речь народных сказителей.
 
 Образ героя.
 
 Сюжет сказки.
 
 Особенности пушкинского сюжета.
 
 | Трудолюбие.
 
 Кротость.
 
 Зависть.
 
 Злоба.
 
 Красота внешняя и внутренняя.
 
 Любовь.
 
 Преданность.
 
 | Поиск описаний героев, их настроения;
 
 Рассматривание и рассказывание по иллюстрациям
 
 Сравнительный анализ – стр.57, в.В2.
 
 | Дочитать сказку; творческая работа: создать свои иллюстрации, составить викторину «Внимательный ли ты читатель?»
 
 | 
  | 9.
 
 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Нравственная проблематика.
 
 | Авторская или литературная сказка.
 
 | Сказочный приём.
 
 Эпизод.
 
 Авторская речь.
 
 Речь народных сказителей.
 
 Образ героя.
 
 Сюжет сказки.
 
 Особенности пушкинского сюжета.
 
 | Трудолюбие.
 
 Кротость.
 
 Зависть.
 
 Злоба.
 
 Красота внешняя и внутренняя.
 
 Любовь.
 
 Преданность.
 
 | Развёрнутый ответ на вопрос «Виды сказок».
 
 Смысл сказки.
 
 Особенности волшебной сказки.
 
 Художественные средства выразительности.
 
 | стр.57, в.Г – наизусть отрывок;
 
 индивидуальное задание: стр.57, в.Ж.
 
 | 
  | 10.
 
 | Е.Л. Шварц. Пьеса-сказка «Два клёна». Специфика пьесы. Образы героев. Фольклорная основа сказки.
 
 | Вспомните пьесу-сказку, прочитанную в начальной школе («Двенадцать месяцев»). Почему её называют пьесой?
 
 | Роды литературы.
 
 Пьеса.
 
 Пьеса-сказка.
 
 Писатель-драматург.
 
 Действующие лица.
 
 Ремарка.
 
 Реплика.
 
 | Непослушание.
 
 Наказание.
 
 Злоба.
 
 Зависть.
 
 Долг.
 
 Материнская любовь.
 
 Трудолюбие.
 
 Взаимовыручка.
 
 | Чтение по ролям
 
 Выборочное чтение
 
 Словесное описание героев и места действия
 
 | Дочитать,
 
 Составить пять «тонких» и три «толстых» вопроса;
 
 По желанию: творческие работы: рисунки или поделки «Герои пьесы-сказки».
 
 | 
  | 11.
 
 | Е.Л. Шварц. Пьеса-сказка «Два клёна».
 
 | стр.98, в.Б1,2,3.
 
 | Роды литературы.
 
 Пьеса.
 
 Пьеса-сказка.
 
 Писатель-драматург.
 
 Действующее лицо.
 
 Ремарка.
 
 Реплика.
 
 | Непослушание.
 
 Наказание.
 
 Насилие.
 
 Злоба.
 
 Зависть.
 
 Долг.
 
 Материнская любовь.
 
 Трудолюбие.
 
 Прощение.
 
 | Инсценировка.
 
 Пересказ и осмысление сказки о Лутонюшке;
 
 Словесное описание героев и места действия.
 
 | Наизусть монолог Бабы-Яги;
 
 Для желающих: составить синквейны.
 
 | 
  | 12.
 
 | Р.р.№1 Обучающее изложение по пьесе-сказке «Два клёна» (вопрос 3Б, стр.98. учебник часть 1)
 
 | Что такое изложение, как составить план изложения; цитирование.
 
 | Роды литературы.
 
 Пьеса.
 
 Пьеса-сказка.
 
 Писатель-драматург.
 
 Действующее лицо.
 
 Ремарка.
 
 Реплика.
 
 | Непослушание.
 
 Наказание.
 
 Насилие.
 
 Злоба.
 
 Зависть.
 
 Долг.
 
 Материнская любовь.
 
 Трудолюбие.
 
 Прощение.
 
 | Пересказ эпизодов. Составление плана, подбор фактов и написание изложения.
 
 | Читательский дневник: отзыв о сказке Шварца
 
 Индивидуальное задание: стр.99 статья учебника: пересказать.
 
 | 
  | 13.
 
 | Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Реальное и чудесное в сказке.
 
 | Кто знает о Гофмане? Реализация индивидуального задания.
 
 | Сказка.
 
 Реальное и чудесное.
 
 Сюжетные линии.
 
 | Жизнь – смерть.
 
 Зависть.
 
 Добро – Зло.
 
 Долг.
 
 Внешняя и внутренняя красота.
 
 Любовь истинная и ложная.
 
 | Сопоставительная характеристика героев – стр.133, в.Г;
 
 словесное рисование кукольной страны или стр.133, в.Ж.
 
 | Прочитать и пересказать понравившиеся эпизоды сказки о твёрдом орехе.
 
 Творческое задание для желающих: напиши письмо Мари или Фрицу, расскажи о своих впечатлениях о прочитанных страницах.
 
 | 
  | 14.
 
 | Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Значение мечты в реальной жизни.
 
 | Образы героев.
 
 Реальное и чудесное.
 
 Сюжетные линии.
 
 Сказка о твёрдом орехе, пересказ эпизодов, ответ на в.В1, стр.133.
 
 | Сказка.
 
 Реальное и чудесное.
 
 | Жизнь – смерть.
 
 Зависть.
 
 Добро – Зло.
 
 Долг.
 
 Внешняя и внутренняя красота.
 
 Любовь истинная и ложная.
 
 Мечта – фантазия.
 
 Чудо.
 
 | Устное рассуждение – стр.133, в.В3,4,5
 
 Обсуждение «кадров» рисованного фильма, подбор цитат, словесное рисование.
 
 | Письменный ответ на в.В6.
 
 Индивидуальное задание для группы учащихся: доделать рисованный фильм по сказке.
 
 | 
  | 15.
 
 | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сюжет и герои.
 
 | Новый год.
 
 Рождество.
 
 Народные традиции.
 
 | Сказочная повесть.
 
 Реальное – фантастическое; сказка – реальность.
 
 Внешний и внутренний портрет.
 
 | Любовь.
 
 Преданность.
 
 Себялюбие.
 
 Кокетство.
 
 | Объяснение непонятных слов, работа со сносками
 
 Выборочное чтение: описание природы, подчёркивание и объяснение образных слов.
 
 Составление внешнего и внутреннего портрета героев.
 
 | Читать до стр.166, отвечать на вопросы, предложенные после каждой части.
 
 | 
  | 16.
 
 | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сюжет и герои.
 
 | Проверка д/з.
 
 Пересказ понравившихся эпизодов.
 
 | Сказочная повесть.
 
 Реальное – фантастическое; сказка – реальность.
 
 Внешний и внутренний портрет.
 
 | Любовь.
 
 Преданность.
 
 Себялюбие.
 
 Кокетство.
 
 Находчивость.
 
 Мудрая хитрость.
 
 Искренность.
 
 Наивность.
 
 | Рассказывание по иллюстрациям.
 
 Ответы на вопросы.
 
 Словесное рисование.
 
 | Создать свою иллюстрацию и «защитить» её;
 
 наизусть прозу – описание ночи или «как чёрт украл месяц».
 
 | 
  | 17.
 
 | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Художественные средства. Юмор.
 
 | Чем повесть похожа на сказку? Чем отличается от неё?
 
 Как составить план текста?
 
 Что такое цитатный план?
 
 | Реальное – фантастическое.
 
 Сказка – реальность.
 
 План.
 
 Цитатный план.
 
 Синквейн.
 
 | Любовь.
 
 Преданность.
 
 Себялюбие.
 
 Кокетство.
 
 Находчивость.
 
 Мудрая хитрость.
 
 Искренность.
 
 Наивность.
 
 | Составление плана (можно цитатный).
 
 Составление синквейнов.
 
 | Творческая работа: поделки, кроссворд, викторина (на выбор учащихся).
 
 Индивидуальное задание: подготовить рассказ «Пришвин и Ярославский край».
 
 | 
  | 18.
 
 | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Специфика жанра. Образы героев.
 
 М.М. Пришвин и Ярославский край.
 
 | Родина.
 
 Отчизна.
 
 Малая родина.
 
 Писатель-земляк.
 
 Патриот гражданин.
 
 | Сказка-быль.
 
 Сказочные и реальные события.
 
 Метафора.
 
 Олицетворение.
 
 Синквейн.
 
 | Родня, сироты.
 
 Любовь к ближнему. Взаимопомощь. Взаимовыручка. Взаимопонимание. Милосердие. Страдание.
 
 Сострадание. Сочувствие.
 
 | Описание героев, приёмы создания портретов.
 
 Описание природы, художественные средства.
 
 | Читать до стр.194 (1-8 гл.).
 
 Составить пять «тонких» и три «толстых вопроса».
 
 Для желающих: составить синквейны.
 
 | 
  | 19.
 
 | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная проблематика.
 
 М.М. Пришвин и Ярославский край. Прототипы героев произведений М.М. Пришвина.
 
 | Реализация д/з.
 
 Вспомните из жизни или из литературы случаи, когда животные выручали из беды людей.
 
 | Сказка-быль.
 
 Сказочные и реальные события.
 
 | Добро, любовь, Милость. Милосердие. Справедливость.
 
 Взаимопомощь.
 
 Взаимовыручка.
 
 | Описание героев, приёмы создания портретов.
 
 Описание природы, художественные средства.
 
 | Дочитать.
 
 Ответить на вопросы: стр.205, в.В2, 3.
 
 Для желающих: составить план текста.
 
 | 
  | 20.
 
 | Р.р.№2 Подготовка к домашнему обучающему сочинению-рассуждению по сказке-были М.М. Пришвина.
 
 «Кто прав: Настя или Митраша?»
 
 | Реализация д/з.
 
 Вспомнить, что такое план текста-рассуждения. Цитирование.
 
 | План.
 
 Цитата.
 
 | Родня, сироты.
 
 Любовь к ближнему Взаимопомощь. Взаимовыручка. Взаимопонимание. Милосердие. Страдание.
 
 Сострадание. Сочувствие.
 
 Составление рядов однокоренных слов, подбор контекстуальных синонимов.
 
 | Составление устных рассказов – стр.205, в.Г (работа в группах).
 
 | Написать сочинение-рассуждение.
 
 | 
  | 21.
 
 | В.М. Гаршин. Сказка-притча «То, чего не было». Специфика жанра.
 
 | Вспомните русского писателя Вс.Гаршина? Его знаменитую сказку «Лягушка-путешественница»
 
 Типы сказок?
 
 Особенности сказок о животных?
 
 | Сказка-притча.
 
 План.
 
 Цитата.
 
 | Смысл жизни.
 
 Счастье.
 
 Быть полезным и нужным.
 
 Служить.
 
 «Моя хата с краю…».
 
 | Соотнесение пословиц и поговорок с темой сказки.
 
 Размышление на вопросы: стр.211, в.2,3,4.
 
 | Подготовиться к уроку Вн.чт.: прочитать сказку «Холодное сердце», подготовиться к выразительному чтению или к пересказу фрагмента сказки, подготовиться к викторине «Знаток сказки Гауфа».
 
 Любителям чтения: прочитать другие сказки Гауфа.
 
 | 
  | 22.
 
 | Внеклассное чтение №2 В. Гауф. Сказка «Холодное сердце».
 
 | О Гауфе. Кто такой? Что написал? Герои произведения.
 
 | Сказка-быль.
 
 Сказочные и реальные события.
 
 | Добро-зло.
 
 Смысл жизни.
 
 Счастье.
 
 Быть полезным и нужным.
 
 | 
 
 
 | Отзыв о прочитанной сказке (читательский дневник).
 
 Индивидуальное задание: сообщение, что такое анчар.
 
 | 
  | 23.
 
 | А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар». Специфика легенды. Отличие от сказки. Добро и зло в человеке и в мире.
 
 | Кто такой Пушкин? Его произведения.
 
 | Легенда.
 
 Легенда и сказка.
 
 Философская легенда.
 
 | Анчар.
 
 Добро-зло Рождение зла.
 
 Власть.
 
 Раболепие Влачился, подбор однокоренных слов.
 
 | Подбор ключевых слов, характеризующих пустыню, дерево, князя, раба. Роль этих слов.
 
 Поиск однокоренных слов, определение их роли в легенде.
 
 Размышление – стр.217, в.Б3
 
 | Выучить наизусть 1 или 2 часть, по желанию – всё.
 
 Индивидуальное задание: стр.217, в.Ж.
 
 | 
  | 24.
 
 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописная основа произведения.
 
 | Легенда.
 
 Рок.
 
 Судьба.
 
 Вещий.
 
 | Песнь.
 
 Летопись (учебник, стр.225).
 
 Историческая легенда.
 
 | Рок.
 
 Судьба.
 
 Вещий.
 
 Кудесник.
 
 Волхвы.
 
 Отроки.
 
 Внемлет.
 
 Презреть.
 
 | Поиск ответа на вопрос: что такое вещий в статье учебника на стр.229.
 
 Размышление: стр.229, в.Ж.
 
 Чтение, объяснение непонятных слов, поиск контекстуальных синонимов.
 
 Интонация.
 
 | Отработать выразительное чтение.
 
 Задание для желающих: рисунки, викторина «Знаток устаревших слов».
 
 | 
  | 25.
 
 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Вымысел и реальность. Человек и судьба.
 
 | Образ героя.
 
 Верить в судьбу или нет?
 
 | Песнь.
 
 Летопись.
 
 Историческая легенда.
 
 | Рок.
 
 Судьба.
 
 Вещий.
 
 Кудесник.
 
 | Поиск художественных средств выразительности.
 
 Работа с иллюстрациями, подбор соответствующих цитат к ним.
 
 Выборочный пересказ.
 
 | Выучить наизусть отрывок.
 
 Задание для желающих: рисунки, кроссворд «Песнь о вещем Олеге».
 
 | 
  | 26.
 
 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». Проблема жизненного выбора.
 
 | Детство поэта.
 
 Особенности стиля, тематики произведений Лермонтова.
 
 | Сказание.
 
 Иносказание.
 
 | Жизненный выбор.
 
 Гордость.
 
 Гордыня.
 
 | Работа с художественными средствами языка.
 
 Сравнительная характеристика пустыни (до и после события).
 
 | Выучить наизусть отрывок.
 
 Задание для желающих: рисунки, поделки.
 
 |