|
Примерная схема полного анализа урока по математике I. Анализ цели урока Примерная схема полного анализа урока по математике
I. Анализ цели урока.
1.Правильность и обоснованность цели урока с учетом:
а) программных требований;
б) содержания материала;
в) необходимого уровня знаний и умений учащихся;
г) места урока в системе уроков по данной теме;
д) подготовленности класса;
е) возможности самого учителя;
ж) прогнозов на конечный результат обучения.
2.Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.
3.Степень достижения поставленной цели.
2. Анализ структуры и организации урока.
1.Соответствие структуры урока его цели и типу.
2.Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
3.Целесообразность распределения времени по этапам урока.
4.Рациональность использования оборудования кабинета.
5.Научная организация труда учителя и учащихся.
6.Организация начала и конца урока.
7.Оптимальный темп ведения урока.
8.Наличие плана и степень его выполнения
3. Анализ содержания урока.
1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
2.Логичность изложения.
3.Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения ма-териала учителем уровню понимания содержания учениками).
4.Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения в учебнике).
5.Выделение ведущих идей по данной теме.
6.Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направлен-ность материала.
7.Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
8.Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами са¬мого материала урока.
4. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).
1.Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с уче-том:
а) темы урока;
б) цели урока;
в) возможностей класса;
г) возможностей самого учителя;
д) учебно-материальной базы.
2.Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
3.Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли дан¬ные понятия для учащихся действительно новыми).
4.Актуализация опорных знаний (как учитель работает с разнообраз¬ными точками зрения по теме урока).
5.Качественное освоение нового материала (как определяется учите¬лем качество освоения).
6.Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, лич-ностных особенностей учащихся).
7.Организация учителем самостоятельной работы учащихся (харак-тер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к за-даниям, инструктаж и пр.).
8.Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональ-ность изложения, точность использования специальной термино-логии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.
5. Анализ работы учащихся на уроке.
1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
2.Интерес к теме или к уроку.
3.Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.
4.Выполнение учащимися единых требований (есть ли требована учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
5.Наличие навыков самоконтроля.
6.Качество знаний, умений учащихся (глубина, осознанность знаний,
умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).
7.Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
8.Культура межличностных отношений. Реакция на оценку учителя.
6. Анализ домашнего задания.
1.Методы и приемы проверки домашнего задания.
2.Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осоз¬нание этих целей учащимися. 3.Объем домашнего задания (чем определяется).
3.Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закреп-ляющий, развивающий, дифференцированный).
4.Посильность домашнего задания для всех учащихся.
5.Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
6.Методика задания на дом, инструктаж.
7.Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?».
7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.
1.Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).
2.Соответствие мебели возрасту учащихся.
3.Уровень освещенности, чистота помещения.
4.Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.
5.Приемы и методы работы над осанкой учащихся.
6.Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга).
7.Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).
8.Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.
8.Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования).
1.Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в хо¬де его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).
2.Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.
3.Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урок; способствовала развитию всех видов памяти (механически смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной организация основных процессов памяти - восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.
4.Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизации систематизация, абстрагирование; создание условий для развита творческого мышления.
5.Развитие воображения учащихся через образную подачу материал;
6.Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
7.Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения
8.Способствовал ли урок общему развитию личности школьника детского коллектива в целом.
9.Знание учителем возрастной психологии, психологический контакт с классом; педагогический такт учителя. |
|
|