|
Вн.чт №7 Чит. конференция (с приглашением родителей, кл. руководителя). Оформление:
реклама-отзыв о любимых произведениях; рисунки, аппликации, поделки; высказывания о чтении, о жизни, о героях.
Содержание занятия: чтение наизусть, по ролям, пересказы; инсценирование любимых сцен; викторина; размышление о произведениях, прочитанных в 5 классе; заполнение анкет учащимися и родителями о чтении, об уроках литературы, об учебнике.
|
IV. Содержание программы
(авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. прилагается)
VI. Требования к уровню подготовки пятиклассников
В основу каждого этапа (класса) программы Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. заложена определённая теоретико-литературная и методическая идея. В 5 классе – это осознание природы художественного образа. Цели и задачи формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для этого класса понятийного аппарата.
Формирование деятельностной компетенции достигается учащимися в процессе овладения определёнными умениями в ходе изучения литературы.
Следовательно, учащиеся 5 класса должны:
Знать/понимать:
авторов и содержание изученных по программе литературных произведений;
образную природу словесного искусства;
смысл понятий, определяющих вечные ценности: стыд, совесть, добро, честь, любовь к людям, справедливость, обязанность, ответственность;
смысл и значение понятийного аппарата для 5 класса: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория); смех, юмор, сатира;
смысл новых понятий: «художественный образ»; «информационный ряд» и «эмоционально-образный ряд»; «тема», «идея», литературный герой, лирический герой.
Уметь:
отличать бытовой рассказ от литературного повествования;
применять теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста;
воспринимать художественный текст;
выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
выражать своё отношение к прочитанному.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
вести диалог;
правильно строить вопрос;
правильно строить ответ на вопрос;
формулировать и выражать в устной речи общечеловеческое значение вечных ценностей (на примере изученных произведений и/или на жизненных впечатлениях).
VII. Методический блок
Основной формой организации учебных занятий является урок.
Традиционная форма урока: комбинированный (опрос, объяснение нового материала, закрепление, беседа, домашнее задание); урок-беседа.
Нетрадиционные уроки:
урок-экскурсия: «В гостях у М.М. Пришвина», «По лермонтовским местам», «Спасское-Лутовиново», «Знакомьтесь: В.П. Астафьев»,
урок-концерт «Мы помним» (Вн.чт. по произведениям о Великой Отечественной войне),
инсценирование «Басни Крылова»,
урок-защита творческих работ по сказке Е.Л.Шварца «Два клёна»,
урок-конкурс «Знатоки русских сказок» (урок Вн.чт.)
Применение ИКТ:
1. Презентация «Е.Л. Шварц. «Недаром послана на землю//Ты, лёгкая душа моя…».
2. Э.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король» (мульфильм).
3. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»)
4. М.М. Пришвин . Прототипы героев произведений М.Пришвина.
5. Вн.чт. Презентация «В. Гауф – немецкий сказочник».
6. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (диск КиМ «Уроки литературы. 7-8 кл.»)
7. А.С. Пушкин. Лирика (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»). Стихи, комментарии, критика (Мультимедийная энциклопедия. «Уроки литературы. 8-11 кл..»).
8. И.А. Крылов. Басни (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»).
9. Эзоп. Лафонтен. Басни (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»).
10. М.Ю. Лермонтов. Виртуальная экскурсия «По лермонтовским местам». Лирика (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»). Стихи, комментарии, критика (Мультимедийная энциклопедия. «Уроки литературы. 8-11 кл..»).
12. Ф.И. Тютчев. Фрагменты уроков. Лирика (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»). Стихи, комментарии, критика (Мультимедийная энциклопедия. «Уроки литературы. 8-11 кл..»).
13. Презентация «Н.А. Некрасов и Ярославский край».
14. С.А. Есенин. Фрагменты уроков (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»). Видеозапись «Жизнь и творчество С.А. Есенина» (Мультимедийная энциклопедия. «Уроки литературы. 8-11 кл..»).
15. И.С. Тургенев. Виртуальная экскурсия. «Бежин луг» (диск КиМ «Уроки литературы. 7-8 кл.»).
16. В.П. Астафьев. Виртуальная экскурсия. «Васюткино озеро» (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»).
17. Вн.чт. «Мы помним» (фрагменты фильмов, презентация, аудиозаписи).
18. Вн.чт. Читательская конференция (фотопрезентации, фильмы о деятельности учащихся 5кл.).
Формы контроля:
Текущий: по всем темам.
Тематический: тема «Фольклор» (тестовая работа); «Авторская сказка» (тесты в двух вариантах); «Лирика» (мини-тесты в формате ЕГЭ в шести вариантах).
Итоговый: в конце учебного года работа в виде вопросов и творческих заданий по итогам изучения литературы в 5 классе.
В качестве технологии обучения используется традиционная технология – Технология комплексного использования средств обучения, поскольку в ней четко детерминированы связи между целями, содержанием, методиками и материальными условиями их реализации (если класс после программы развивающего обучения).
В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:
технологии развития критического мышления через чтение и письмо:
1. Создание кластеров на обобщающих уроках, которые дают возможность наглядно представить образ литературного героя или какого-либо понятия. Например, кластеры «Митраша» и «Настя» как главные герои повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
2. Создание синквейнов, когда необходимо сжать полученные знания и эмоции до нескольких слов и фраз, найти самое главное и ценное. Например, Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством» - синквейны: «Вакула», «Оксана», «Ночь перед рождеством».
3. Заполнение сопоставительной таблицы, таблицы «ЗХУ» («знаю», «хочу узнать», «узнал»).
4. Приём «чтение с остановками», прогнозирование дальнейших событий через анализ заголовка и т.д.
компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT по некоторым темам курса («Е.Л. Шварц», «Сказка. Виды сказок», «В. Гауф – немецкий сказочник» и др.); использование CD-дисков и DWD-дисков по предмету;
проблемно-диалогическое обучение (постановка и разрешение проблемной ситуации; различные виды диалога).
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
групповая (учащиеся работают в группах, когда нужно провести какое-либо исследование по тексту, обобщить информацию, предложить идеи);
парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля);
индивидуальная (консультации);
Методы: репродуктивный, чтение литературного произведения, анализ литературного произведения, комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами, претворение литературных произведений в других видах искусства, литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников.
Исходя из целей и задач, обозначенных в «Системе формируемых умений в процессе изучения литературы» (см. Пояснительную записку программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной) одним из главных методов в работе с учениками 5 класса является метод творческого чтения. Он наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Цель и специфика этого метода заключается в следующем: Художественное восприятие, эстетические переживания – первая и необходимая ступень в научном понимании литературы.
В процессе восприятия произведения происходит усвоение его художественных особенностей.
Необходимо помнить, что чтение художественного произведения качественно отличается от процесса чтения научного, публицистического текста, требуется: специальное внимание к слову, фразе, ритму (умение слушать и слышать – необходимое условие для умения говорить и писать выразительно); работа воображения; эмоциональный настрой.
Этот метод не сводится к буквальному пониманию слова «чтение». Он находит выражение в разных методических приёмах учителя и видах деятельности учащихся.
Этот метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа. Характерные методические приёмы:
выразительное чтение учителя, мастеров художественного слова;
обучение выразительному чтению учащихся;
чтение учителем художественного текста с комментарием;
беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;
постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической и т.п.);
творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.
То есть это метод, который обеспечит достижение цели, выполнение задач, поставленных в программе для 5 класса.1
Виды учебной деятельности учащихся при использовании метода творческого чтения:
чтение художественных текстов дома и в классе;
выразительное чтение с обоснованием особенностей чтения;
заучивание наизусть;
активное слушание текста;
составление плана; образное воспроизведение эпизодов;
близкие к тексту пересказы;
художественное рассказывание;
составление сценариев;
иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;
устные и письменные самостоятельные непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле, радио- или телепостановке;
рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения разных жанров по картинкам, по личным впечатлениям.
Таким образом, каждый приём должен вызывать соответствующий вид учебной деятельности учащихся.
VIII. Литература
Литература для учащихся
Тексты художественных произведений, обозначенные в авторской и в рабочей программе.
Тексты художественных произведений для уроков внеклассного чтения, обозначенные в авторской и в рабочей программе.
Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. Учебник по литературе 5 класс в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. Рабочая тетрадь для учащихся в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Литература для учителя
Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. Литература: Программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2008.-64с.
Фонохрестоматия по литературе. 5 класс. CD С1
Виртуальная школа «КиМ». Уроки литературы. 5-6 уроки. CD-ROM for Windows.
Виртуальная школа «КиМ». Уроки литературы. 7-8 уроки. CD-ROM for Windows.
Мультимедийная энциклопедия «Русская литература. 8-11кл.»
Литература. Тесты. 5 класс. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1998.
Литература: 5 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. – М.: Эксмо, 2008. – 208с. – (АВС. Все уровни ЕГЭ).
Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова. Литература в 5 классе. Урок за уроком. – М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. – 160с.
В.Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по лит.: Учеб. пособ. по лит. для учащихся 7 кл. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 223с.
И.И. Аркин. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, Учеб. лит. – 1996. – 256с.
Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя/Под ред. М.А. Снежневской. – М.: Мнемозина, 2000. – 238с.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.
( 8 уроков.)
1урок. Русский Север-сокровищница фольклора.Северные варианты русских народных сказок. «Три царства – медное, серебряное и золотое», «Соль», «Смерть петушка».
2урок. Малые формы фольклора. Северные пословицы, поговорки, частушки, загадки. Народная мудрость .Краткость и простота , меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл.
3урок. Северная сказочница , песенница М. Д. Кривополенова. Слово о М. Д. Кривополеновой. Сказки. «Череп-терем», « Горшочек лихо мыть», « Небылицы», « Вавила и скоморохи».
4 урок. С. Г. Писахов. Сказки «Не любо-не слушай», «Северно сияние», «Сахарна редька» и др.Жизнь и творчество. Близость сказок Писахова к народным. Оригинальность сюжета. Особенности языка и стиля.
5 урок. Б.В.Шергин. Жизнь и творчество. Сказки о Шише. « Шиш Московский». Фольклорная основа и художественное своеобразие.
6урок. Ф.А.Абрамов. Из рассказов Олёны Даниловны : « Про Василия Ивановича», «Несмышлёныши». Человек и природа в рассказах, ответственность человека за судьбу «тех, кого он приручил».
7урок. Ю.П.Казаков. Казаков и Север. «Никишкины тайны».Отношение автора к герою и природе Севера.
8урок. К.М. Симонов. «Сын артиллериста».История создания, жизненный материал и художественный сюжет. Смысл названия баллады.
|
|
|