Главная страница

Протокол№ / Н. Г. Б. екетова/ / Тимкина С. Б./ 2013 г. 2013 г



НазваниеПротокол№ / Н. Г. Б. екетова/ / Тимкина С. Б./ 2013 г. 2013 г
страница5/5
Дата27.08.2016
Размер0.88 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5

Вн.чт №7 Чит. конференция (с приглашением родителей, кл. руководителя).

Оформление:

реклама-отзыв о любимых произведениях; рисунки, аппликации, поделки; высказывания о чтении, о жизни, о героях.

Содержание занятия: чтение наизусть, по ролям, пересказы; инсценирование любимых сцен; викторина; размышление о произведениях, прочитанных в 5 классе; заполнение анкет учащимися и родителями о чтении, об уроках литературы, об учебнике.




IV. Содержание программы

(авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. прилагается)

VI. Требования к уровню подготовки пятиклассников

В основу каждого этапа (класса) программы Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. заложена определённая теоретико-литературная и методическая идея. В 5 классе – это осознание природы художественного образа. Цели и задачи формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для этого класса понятийного аппарата.

Формирование деятельностной компетенции достигается учащимися в процессе овладения определёнными умениями в ходе изучения литературы.

Следовательно, учащиеся 5 класса должны:

Знать/понимать:

  1. авторов и содержание изученных по программе литературных произведений;

  2. образную природу словесного искусства;

  3. смысл понятий, определяющих вечные ценности: стыд, совесть, добро, честь, любовь к людям, справедливость, обязанность, ответственность;

  4. смысл и значение понятийного аппарата для 5 класса: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория); смех, юмор, сатира;

  5. смысл новых понятий: «художественный образ»; «информационный ряд» и «эмоционально-образный ряд»; «тема», «идея», литературный герой, лирический герой.

Уметь:

  1. отличать бытовой рассказ от литературного повествования;

  2. применять теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста;

  3. воспринимать художественный текст;

  4. выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  5. выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

  6. владеть различными видами пересказа;

  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  8. выражать своё отношение к прочитанному.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • вести диалог;

  • правильно строить вопрос;

  • правильно строить ответ на вопрос;

  • формулировать и выражать в устной речи общечеловеческое значение вечных ценностей (на примере изученных произведений и/или на жизненных впечатлениях).

VII. Методический блок

Основной формой организации учебных занятий является урок.

Традиционная форма урока: комбинированный (опрос, объяснение нового материала, закрепление, беседа, домашнее задание); урок-беседа.

Нетрадиционные уроки:

урок-экскурсия: «В гостях у М.М. Пришвина», «По лермонтовским местам», «Спасское-Лутовиново», «Знакомьтесь: В.П. Астафьев»,

урок-концерт «Мы помним» (Вн.чт. по произведениям о Великой Отечественной войне),

инсценирование «Басни Крылова»,

урок-защита творческих работ по сказке Е.Л.Шварца «Два клёна»,

урок-конкурс «Знатоки русских сказок» (урок Вн.чт.)

Применение ИКТ:

1. Презентация «Е.Л. Шварц. «Недаром послана на землю//Ты, лёгкая душа моя…».

2. Э.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король» (мульфильм).

3. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»)

4. М.М. Пришвин . Прототипы героев произведений М.Пришвина.

5. Вн.чт. Презентация «В. Гауф – немецкий сказочник».

6. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (диск КиМ «Уроки литературы. 7-8 кл.»)

7. А.С. Пушкин. Лирика (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»). Стихи, комментарии, критика (Мультимедийная энциклопедия. «Уроки литературы. 8-11 кл..»).

8. И.А. Крылов. Басни (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»).

9. Эзоп. Лафонтен. Басни (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»).

10. М.Ю. Лермонтов. Виртуальная экскурсия «По лермонтовским местам». Лирика (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»). Стихи, комментарии, критика (Мультимедийная энциклопедия. «Уроки литературы. 8-11 кл..»).

12. Ф.И. Тютчев. Фрагменты уроков. Лирика (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»). Стихи, комментарии, критика (Мультимедийная энциклопедия. «Уроки литературы. 8-11 кл..»).

13. Презентация «Н.А. Некрасов и Ярославский край».

14. С.А. Есенин. Фрагменты уроков (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»). Видеозапись «Жизнь и творчество С.А. Есенина» (Мультимедийная энциклопедия. «Уроки литературы. 8-11 кл..»).

15. И.С. Тургенев. Виртуальная экскурсия. «Бежин луг» (диск КиМ «Уроки литературы. 7-8 кл.»).

16. В.П. Астафьев. Виртуальная экскурсия. «Васюткино озеро» (диск КиМ «Уроки литературы. 5-6 кл.»).

17. Вн.чт. «Мы помним» (фрагменты фильмов, презентация, аудиозаписи).

18. Вн.чт. Читательская конференция (фотопрезентации, фильмы о деятельности учащихся 5кл.).

Формы контроля:

Текущий: по всем темам.

Тематический: тема «Фольклор» (тестовая работа); «Авторская сказка» (тесты в двух вариантах); «Лирика» (мини-тесты в формате ЕГЭ в шести вариантах).

Итоговый: в конце учебного года работа в виде вопросов и творческих заданий по итогам изучения литературы в 5 классе.

В качестве технологии обучения используется традиционная технология – Технология комплексного использования средств обучения, поскольку в ней четко детерминированы связи между целями, содержанием, методиками и материальными условиями их реализации (если класс после программы развивающего обучения).

В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:

  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо:

1. Создание кластеров на обобщающих уроках, которые дают возможность наглядно представить образ литературного героя или какого-либо понятия. Например, кластеры «Митраша» и «Настя» как главные герои повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

2. Создание синквейнов, когда необходимо сжать полученные знания и эмоции до нескольких слов и фраз, найти самое главное и ценное. Например, Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством» - синквейны: «Вакула», «Оксана», «Ночь перед рождеством».

3. Заполнение сопоставительной таблицы, таблицы «ЗХУ» («знаю», «хочу узнать», «узнал»).

4. Приём «чтение с остановками», прогнозирование дальнейших событий через анализ заголовка и т.д.

  • компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT по некоторым темам курса («Е.Л. Шварц», «Сказка. Виды сказок», «В. Гауф – немецкий сказочник» и др.); использование CD-дисков и DWD-дисков по предмету;

  • проблемно-диалогическое обучение (постановка и разрешение проблемной ситуации; различные виды диалога).

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

  • групповая (учащиеся работают в группах, когда нужно провести какое-либо исследование по тексту, обобщить информацию, предложить идеи);

  • парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля);

  • индивидуальная (консультации);

Методы: репродуктивный, чтение литературного произведения, анализ литературного произведения, комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами, претворение литературных произведений в других видах искусства, литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников.

Исходя из целей и задач, обозначенных в «Системе формируемых умений в процессе изучения литературы» (см. Пояснительную записку программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной) одним из главных методов в работе с учениками 5 класса является метод творческого чтения. Он наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Цель и специфика этого метода заключается в следующем:

Художественное восприятие, эстетические переживания – первая и необходимая ступень в научном понимании литературы.

В процессе восприятия произведения происходит усвоение его художественных особенностей.

Необходимо помнить, что чтение художественного произведения качественно отличается от процесса чтения научного, публицистического текста, требуется: специальное внимание к слову, фразе, ритму (умение слушать и слышать – необходимое условие для умения говорить и писать выразительно); работа воображения; эмоциональный настрой.

Этот метод не сводится к буквальному пониманию слова «чтение». Он находит выражение в разных методических приёмах учителя и видах деятельности учащихся.

Этот метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа. Характерные методические приёмы:

  • выразительное чтение учителя, мастеров художественного слова;

  • обучение выразительному чтению учащихся;

  • чтение учителем художественного текста с комментарием;

  • беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;

  • постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической и т.п.);

  • творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

То есть это метод, который обеспечит достижение цели, выполнение задач, поставленных в программе для 5 класса.1

Виды учебной деятельности учащихся при использовании метода творческого чтения:

  • чтение художественных текстов дома и в классе;

  • выразительное чтение с обоснованием особенностей чтения;

  • заучивание наизусть;

  • активное слушание текста;

  • составление плана; образное воспроизведение эпизодов;

  • близкие к тексту пересказы;

  • художественное рассказывание;

  • составление сценариев;

  • иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;

  • устные и письменные самостоятельные непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле, радио- или телепостановке;

  • рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения разных жанров по картинкам, по личным впечатлениям.

Таким образом, каждый приём должен вызывать соответствующий вид учебной деятельности учащихся.

VIII. Литература

Литература для учащихся

  1. Тексты художественных произведений, обозначенные в авторской и в рабочей программе.

  2. Тексты художественных произведений для уроков внеклассного чтения, обозначенные в авторской и в рабочей программе.

  3. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. Учебник по литературе 5 класс в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2008.

  4. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. Рабочая тетрадь для учащихся в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Литература для учителя

  1. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. Литература: Программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2008.-64с.

  2. Фонохрестоматия по литературе. 5 класс. CD С1

  3. Виртуальная школа «КиМ». Уроки литературы. 5-6 уроки. CD-ROM for Windows.

  4. Виртуальная школа «КиМ». Уроки литературы. 7-8 уроки. CD-ROM for Windows.

  5. Мультимедийная энциклопедия «Русская литература. 8-11кл.»

  6. Литература. Тесты. 5 класс. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1998.

  7. Литература: 5 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. – М.: Эксмо, 2008. – 208с. – (АВС. Все уровни ЕГЭ).

  8. Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова. Литература в 5 классе. Урок за уроком. – М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. – 160с.

  9. В.Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по лит.: Учеб. пособ. по лит. для учащихся 7 кл. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 223с.

  10. И.И. Аркин. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, Учеб. лит. – 1996. – 256с.

  11. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя/Под ред. М.А. Снежневской. – М.: Мнемозина, 2000. – 238с.


РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.

( 8 уроков.)

1урок. Русский Север-сокровищница фольклора.Северные варианты русских народных сказок. «Три царства – медное, серебряное и золотое», «Соль», «Смерть петушка».

2урок. Малые формы фольклора. Северные пословицы, поговорки, частушки, загадки. Народная мудрость .Краткость и простота , меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл.

3урок. Северная сказочница , песенница М. Д. Кривополенова. Слово о М. Д. Кривополеновой. Сказки. «Череп-терем», « Горшочек лихо мыть», « Небылицы», « Вавила и скоморохи».

4 урок. С. Г. Писахов. Сказки «Не любо-не слушай», «Северно сияние», «Сахарна редька» и др.Жизнь и творчество. Близость сказок Писахова к народным. Оригинальность сюжета. Особенности языка и стиля.

5 урок. Б.В.Шергин. Жизнь и творчество. Сказки о Шише. « Шиш Московский». Фольклорная основа и художественное своеобразие.

6урок. Ф.А.Абрамов. Из рассказов Олёны Даниловны : « Про Василия Ивановича», «Несмышлёныши». Человек и природа в рассказах, ответственность человека за судьбу «тех, кого он приручил».

7урок. Ю.П.Казаков. Казаков и Север. «Никишкины тайны».Отношение автора к герою и природе Севера.

8урок. К.М. Симонов. «Сын артиллериста».История создания, жизненный материал и художественный сюжет. Смысл названия баллады.

1 Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. Литература: Программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2008.-64с. Раздел: Пояснительная записка.




1   2   3   4   5