Главная страница

Протокол№ / Н. Г. Б. екетова/ / Тимкина С. Б./ 2013 г. 2013 г



НазваниеПротокол№ / Н. Г. Б. екетова/ / Тимкина С. Б./ 2013 г. 2013 г
страница1/5
Дата27.08.2016
Размер0.88 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5

МБОУ «Общеобразовательная Березниковская средняя школа»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

На заседанииШМО заместитель директорМБОУ «ОБСШ»

директора поУРВ

Учителей-----------

------------------------ ------------------------ ---------------------------

Протокол№-------- / Н. Г.Б.екетова/ / Тимкина С.Б./

«-----«------2013 г.

« «------2013 г.

РуководительШМО

----------------------


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ5 КЛАССОВ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Учитель Антонова Татьяна Викторовна.
2013 Г.

I. Пояснительная записка.

Программа начальной школы дает возможность заниматься по программе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной.

В соответствии с целями и задачами литературного образования, обозначенными в государственном образовательном стандарте по литературе, концепцией авторской программы по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной, требованиями к уровню подготовки обучающихся 5 класса и характеристикой класса как читателей, изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Создать условия для формирования, сохранения, укрепления и развития духовно-нравственных качеств личности ребенка.

  • Создать условия для развития речи учащихся.

  • Научить учеников видеть в художественном тексте ключевые образы и воспринимать их эмоциональное значение.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • Обращаясь к текстам художественных произведений, предложенных авторской программой, продолжить работу над смыслом понятий, определяющих вечные ценности: стыд, совесть, добро, честь, любовь к людям, справедливость, обязанность, ответственность.

  • Довести до понимания пятиклассников отличие бытового рассказа от литературного повествования, для этого раскрыть смысл новых понятий: «художественный образ»; «информационный ряд» и «эмоционально-образный ряд»; «тема», «идея».

Начать работу по формированию круга читательских умений на основе овладения теоретическими знаниями, а именно: определить и отработать понятия, которые, по замыслу авторов программы, являются конкретным инструментом аналитического познания текста: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория); ввести их в активную речевую практику учащихся.

  • Учить читать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному; выделять смысловые части текста, составлять план прочитанного; пересказывать эпизод, фрагмент текста.

  • Учить художественному рассказыванию текста.

  • Закреплять умение и навык чтения наизусть.

  • Закреплять умение и навык ответа на вопросы аналитического характера.

  • Продолжить работу по иллюстрированию художественного произведения.

  • Особое внимание уделить технике чтения учеников.


По замыслу авторов программы предполагается компетентностный подход к обучению, позволяющий сформировать познавательную и деятельностную компетенции.

Весь курс литературы 5 класса строится в авторской программе по принципу от вымысла к реальности. По этому же принципу подобраны художественные произведения в каждом разделе. Учащимся 5 класса под силу проследить и понять этот принцип при изучении предложенных авторской программой произведений.

Основанием для составления рабочей программы служат нормативно-правовые, методические документы, регламентирующие деятельность учителя литературы на федеральном и региональном уровнях:

  • Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 0903.2004 г. № 1312);

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом МО РФ от 05.03.04 г. №1089;

  • стандарт основного общего образования по литературе;

  • примерная программа основного общего образования по литературе;

  • методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • учебно-методический комплект по литературе авторов Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.;

  • федеральный перечень рекомендованных (допущенных) учебников на 2013-2014учебный го

Рабочая программа рассчитана на 102 часа(по условиям БУПа и авторской программы – 70 часов).

В данной рабочей программе на аудиторные часы отведено 69 часов , на проведение уроков развития речи8 часов и внеклассного чтения – 12 часов. В конце учебного года проводится итоговый урок по проверке знаний учащихся (контрольная работа). Региональный компонент – 8 часов.

Отметим отличия рабочей учебной программе от авторской:

Авторский вариант распределения часов

Вариант учителя

Аудиторные занятия – 50 часов.

Аудиторные занятия – 69 часов.

Аудиторные сочинения – 6 часов.

Аудиторные сочинения – 8 часов.

Внеклассное чтение – 6 часов.

Внеклассное чтение – 12часов.

Обобщение изученного – 2 часа.

Обобщение изученного – 3 часа.

-

Итоговый контроль – 1 час (учтён в обобщении)

-

Региональный компонент- 8 часов.

Резерв – 6 часов.

Резерв – 1час.

Всего 70 часов

Всего 102 часа.


Авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. не дает обязательного перечня произведений для заучивания наизусть. Поэтому, не входя в противоречие с авторской концепцией, произведения для заучивания наизусть определены в соответствии с методическими рекомендациями: «На протяжении каждого учебного года должно быть выучено минимально 15 стихотворений, отрывков из прозаических произведений. Дополнение списка произведений для заучивания наизусть и определение жанра произведения учитель осуществляет самостоятельно согласно авторской программе.»

Отрывок произведения (поэтический 5-11 классы) должен представлять законченный смысловой текст, равный не менее 30 строк; прозаический текст – 10-15 строк (5-8 классы), 15-20 строк (9-11 классы). Тексты для заучивания наизусть из драматического произведения определятся формой монолога.

В списке подчеркнуты произведения, входящие в кодификатор элементов содержания по литературе, предлагаемых в качестве контрольных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников. Следовательно, на данных произведениях необходимо акцентировать внимание ученика и учителя».

5 класс: 12поэт.+2пр.+1драм.

  1. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).

  2. А.С. Пушкин «Анчар» (отрывок или всё: по возможности ученика).

  3. А.С. Пушкин «Няне».

  4. А.С. Пушкин «И.И. Пущину».

  5. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).

  6. Е.Л. Шварц «Два клёна».

  7. И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок» (или «Демьянова уха», или «Волк на псарне», или «Свинья под дубом» по выбору ученика»).

  8. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы».

  9. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).

  10. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды» (по выбору ученика»).

  11. А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…».

  12. И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…».

  13. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (отрывок).

  14. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» (отрывок).

  15. С.А. Есенин «Берёза».

Авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. четко определяет уроки внеклассного чтения.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Согласно рекомендациям Примерной программы основного общего образования по литературе и методическому письму о преподавании предмета количество аудиторных сочинений в 5 классе равно 3, домашних равно 1. Авторы программы Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. не указывают, какие художественные произведения выносятся на уроки развития речи, следовательно, учитель сам определяет их, исходя из своего понимания, интересов учеников класса. Поэтому на уроки развития речи спланированы следующие произведения:

Р.р.№ 1. Классное обучающее изложение по пьесе-сказке Е.Л. Шварца «Два клёна» (вопрос 3Б, стр.98, учебник часть 1).

Р.р.№ 2. Подготовка к домашнему обучающему сочинению-рассуждению по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». «Кто прав: Настя или Митраша?».

Р.р.№ 3. Классное обучающее сочинение-анализ лирического стихотворения (по выбору учащихся).

Р.р.№ 4. Классное обучающее сочинение-рассуждение. «Что помогло Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове?».

Р.р.№ 5. Классное обучающее сочинение-рассуждение «Что в жизни главнее: везение или упорный труд?» (по рассказу А. Грина «Зелёная лампа»).

Р.р.№ 6. Классное обучающее сочинение-описание «Главный герой в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Кроме сочинений, спланированы следующие виды творческих работ в 5 классе:

- сочини сказку при изучении раздела «Авторская сказка», рассказ при изучении темы «Пословицы», басню при изучении раздела «Басня»;

- «защити» свой рисунок, поделку, альбом при изучении раздела «Басни», «Фольклор», при изучении пьесы-сказки «Е.Л. Шварца «Два клёна»», сказки Э.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», романа Д.Дефо «Робинзон Крузо» и др.;

- представь, что ты – психолог…, эколог…, турист… и т.д., проведи исследование, дай советы, научи… при изучении глав романа Д.Дефо «Робинзон Крузо», повести М.Пришвина «Кладовая солнца», рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро» и др.;

- напиши письмо от лица литературного героя или литературному герою (оцени поступок, посоветуй, поддержи…) при изучении глав романа Д.Дефо «Робинзон Крузо», рассказа А.Грина «Зелёная лампа», рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро» и др.;

- составь викторину, кроссворд (по теме, по всему тексту, по главам. Например, «Главные герои сказки Э.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», «Внимательный ли ты читатель?» по повести В.П. Астафьева «Васюткино озеро», «Знаешь ли ты пословицы и поговорки?» (викторина по теме «Малые жанры фольклора»), «Волшебные предметы» (при изучении разделов «Русские народные и авторские сказки») и др.;

- составь синквейн при изучении повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца» и др.;

- расскажи о писателе, поэте, используя статью учебника и дополнительную литературу при знакомстве учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М.М. Пришвина, при изучении темы «Басня» (рассказы о баснописцах) и др.;

- выполни мини-проект при изучении раздела «Фольклор», «Авторская сказка»;

- оформи сборник, книжку-малышку загадок, пословиц, потешек при изучении темы «Малые жанры фольклора».

II. Учебно-тематический план


п/п

Раздел, тема

Всего часов

Из них

Форма контроля










Трад.

Нетрад.

Р.р.

Вн.чт.




1.

Введение. Литература как искусство слова

1

1










Входной (за курс начальной школы)




Фольклор

8

5







1

Текущий Тематический в форме теста




Авторская и литературная сказка

22

6

6

3

2

Текущий

Тематический в форме теста




Легенда

8

5

1




1

Текущий




Басня

4

1

1

1

2

Текущий




Лирическое стихотворение

12

8

3

1

2

Текущий

Тематический в форме теста




Роман, повесть, рассказ

20

14

3

3

2

Текущий




Обобщение изученного

2

1







2

Итоговый































102

88

14

8

12



  1   2   3   4   5