|
Рабочая программа по предмету математика составлена на основе примерной программы по математике/ Письмо мон РФ от 07. 07 2005г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Уршельская средняя общеобразовательная школа
Принята Утверждена
на заседании МО Приказом директора школы
учителей математики №203а от 30.08.2012 г.
29 августа 2012 г.
Руководитель МО:__________Грачёва В.В. Директор школы:__________Мудрецов Ю.А.
Рабочая программа
элективного курса по математике для 11 класса Зубенко Надежды Александровны
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету математика составлена на основе примерной программы по математике/ Письмо МОН РФ от 07.07 2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования /Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и с учетом методических рекомендаций о преподавании математики в ОУ Новосибирской области, реализующих государственные образовательные стандарты первого поколения на второй и третьей ступенях общего образования/Письмо департамента образования Новосибирской области от 09.11.09 № 5983-03-05/30/
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность решать следующие задачи:
развивать представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; формировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развивать вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развивать логическое мышление и речь -умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации,
приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики(словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Цели:
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Разбивка часов курса по блокам и темам уроков по алгебре и геометрии осуществляется на основе авторских программ.
При этом преподавание предмета «Математика» в 11 классе, осуществляется в форме последовательных тематических блоков с чередованием материала по алгебре, анализу, дискретной математике, геометрии. В классных журналах для фиксации прохождения программы используется одна страница (наименование предмета «Математика») .
Реализация обучения математике осуществляется через личностно-ориентированную технологию, а в старших классах и через крупноблочное погружение в учебную информацию, где учебная деятельность, в основном, строится следующим образом: введение в тему, изложение нового материала, отработка теоретического материала, практикум по решению задач, итоговый контроль.
Рабочая программа откорректирована в связи с учебным планом по математике МОУ СОШ №9 и уровня математической подготовленности школьников. Этот курс отвечает стандартам образовательного компонента.
Общая недельная нагрузка- 5 часов. Всего-170 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Алгебра
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле1 поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Начала математического анализа
уметь
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения прикладных задач, в том числе социально-экономи-ческих и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения и исследования простейших математических моделей;
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера;
Геометрия
уметь
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Учебно-тематический план
Номер
урока
| Название темы
| Количество часов
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Первообразная и интеграл. 14 ч.
|
| 1-2
| Повторение. Производная и ее применение.
| 2
| Знать:
определение первообразной,
правила нахождения первообразных,
понятия определённый интеграл, пределы интегрирования, подынтегральная функция, переменная интегрирования, происхождение слова интеграл, геометрический и физический смысл
определённого интеграла, формулу Ньютона-Лейбница.
Уметь:
применять основные правила нахождения первообразных, находить
первообразные известных функций, вычислять определённые интегралы,
находить площади фигур, ограниченных линиями, с помощью определённого интеграла.
| 3-4
| Определение первообразной.
| 2
| 5-6
| Основное свойство первообразной. Самостоятельная работа.
| 2
| 7-8
| Три правила нахождения первообразной.
| 2
| 9
| Площадь криволинейной трапеции.
| 1
| 10-12
| Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница.
| 3
| 13
| Применение интеграла.
| 1
| 14
| Контрольная работа №1 по теме «Первообразная и интеграл»
| 1
| Метод координат в пространстве. 17 ч.
|
| 15
| Прямоугольная система координат в пространстве.
| 1
| Знать:
правила сложения, вычитания умножения вектора на число, понятия равных, коллинеарных и компланарных векторов, формулы для нахождения координат вектора
по координатам точек конца и начала вектора, координат середины отрезка, вычисления длины вектора по его кооординатам, расстояния между двумя точками;
понятие скалярного произведения векторов, две формулы для нахождения скалярного произведения векторов, основные свойства скалярного произведения
векторов.
Уметь:
решать задачи по данной теме.
| 16-17
| Координаты вектора.
| 2
| 18
| Связь между координатами вектора и координатами точек.
| 1
| 19-21
| Простейшие задачи в координатах.
| 3
| 22-24
| Скалярное произведение векторов.
| 3
| 25-26
| Угол между прямой и плоскостью. Самостоятельная работа.
| 2
| 27
| Движения. Центральная и осевая симметрия.
| 1
| 28
| Движения. Зеркальная симметрия и параллельный перенос.
| 1
| 29
| Решение задач.
| 1
| 30
| Контрольная работа №2 по теме «Метод координат в пространстве»
| 1
| 31
| Зачет по теме: «Метод координат в пространстве».
| 1
| Цилиндр, конус и шар. 18 ч.
|
| 32
| Понятие цилиндра.
| 1
| Знать:
понятия цилиндра и его элементов,
развёртки боковой поверхности цилиндра, конуса и его элементов,
развёртки боковой поверхности конуса, усечённого конуса и его элементов, сферы и шара и его элементов, уравнения поверхности, касательной плоскости к сфере, точки касания; сечения цилиндра, конуса и усечённого конуса,формулы для вычисления площади боковой и полной поверхности цилиндра; площади боковой и полной поверхности конуса, усечённого конуса, площади сферы; свойство и признак касательной плоскости к сфере; уравнение сферы.
Уметь:
решать задачи по данной теме.
| 33
| Площадь поверхности цилиндра.
| 1
| 34
| Понятие конуса.
| 1
| 35
| Решение задач.
| 1
| 36-37
| Усеченный конус.
| 2
| 38
| Решение задач.
| 1
| 39
| Цилиндр. Конус. Самостоятельная работа.
| 1
| 40
| Сфера и шар.
| 1
| 41-42
| Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости.
| 2
| 43-44
| Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
| 2
| 45-46
| Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар.
| 2
| 47
| Контрольная работа №3 по теме «Цилиндр, конус и шар»
| 1
| 48
| Анализ контрольной работы. Решение задач.
| 1
| 49
| Зачет по теме: «Цилиндр, конус и шар».
| 1
| Обобщение понятия степени. 12 ч.
|
| 50-52
| Корень n-степени и его свойства.
| 3
| Знать:
определения корня n-й степени
из числа а, арифметического корня n
-й степени из числа а; основные свойства корней n-й степени;
понятие иррационального уравнения,
способ решения иррациональных
уравнений.
Уметь:
вычислять корень n-й степени из действительного числа; решать иррациональные уравнения и неравенства.
| 53-56
| Иррациональные уравнения. Самостоятельная работа.
| 4
| 57-58
| Степень с рациональным показателем.
| 2
| 59
| Преобразование выражений.
| 1
| 60
| Решение иррациональных уравнений.
| 1
| 61
| Контрольная работа №4 по теме «Обобщение понятия степени»
| 1
| Показательная функция. 13 ч.
|
| 62-63
| Показательная функция.
| 2
|
Знать:
Понятие степени с иррациональным показателем; определение показательной функции, её свойства и график; понятие показательного уравнения, теорему о показательном уравнении, принципы решения показательных уравнений и неравенств; понятие логарифма, основное логарифмическое тождество,
Основные свойства логарифмов, формулу перехода от одного основания логарифма к другому.
Уметь:
Строить графики показательных функций, определять значение функции по значению аргумента,
Описывать по графику и по формуле
Поведение и свойства показательной функции; уметь решать простейшие показательные уравнения; уравнения, сводящиеся к этому виду; системы показательных уравнений; решать показательные неравенства и системы показательных неравенств; вычислять логарифмы, доказывать и применять свойства логарифмов.
| 64-65
| Решение показательных уравнений.
| 2
| 66
| Решение показательных систем уравнений.
| 1
| 67
| Решение показательных неравенств.
| 1
| 68-69
| Решение показательных уравнений и неравенств.
| 2
| 70-71
| Логарифмы и их свойства.
| 2
| 72
| Решение показательных уравнений и неравенств.
| 1
| 73
| Контрольная работа №5 по теме «Показательная функция»
| 1
| 74
| Анализ контрольной работы.
| 1
| Логарифмическая функция. 11 ч.
|
| 75-76
| Логарифмическая функция.
| 2
| Знать:
определение логарифмической
функции; основные свойства логарифмической функции.
Уметь:
строить график логарифмической функции; описывать по графику и по формуле поведение и свойства функции; применять функционально-графический метод при решении логарифмических уравнений и неравенств.
| 77-78
| Решение логарифмических уравнений.
| 2
| 79-80
| Решение логарифмических неравенств.
| 2
| 81
| Решение логарифмических уравнений и неравенств.
| 1
| 82
| Понятие об обратной функции.
| 1
| 83
| Логарифмическая функция.
| 1
| 84
| Контрольная работа №6 по теме «Логарифмическая функция»
| 1
| 85
| Зачет по теме: «Логарифмическая функция.»
| 1
| Объемы тел. 23 ч.
|
| 86-87
| Объем прямой призмы.
| 2
| Знать:
теоремы об объёме пирамиды и конуса; формулы объёма усечённой
пирамиды и усечённого конуса;
теорему об объёме шара; определения
шарового сегмента,шарового слоя и шарового сектора; формулы для вычисления объёмов шара и частей шара, формулу площади сферы.
Уметь:
решать задачи по данной теме.
| 88-89
| Решение задач.
| 2
| 90-91
| Объем цилиндра.
| 2
| 92
| Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла.
| 1
| 93
| Объем наклонной призмы.
| 1
| 94
| Объем пирамиды.
| 1
| 95
| Решение задач.
| 1
| 96
| Объем конуса.
| 1
| 97-98
| Решение задач.
| 2
| 99
| Контрольная работа №7 по теме «Объёмы тел»
| 1
| 100
| Объем шара, шарового сегмента.
| 1
| 101
| Объем шара. Площадь сферы.
| 1
| 102-106
| Решение задач.
| 5
| 107
| Контрольная работа № 8 по теме «Объём шара и шарового сегмента»
| 1
| 108
| Зачет по теме: «Объемы тел.»
| 1
| Производная показательной и логарифмической функций. 16 ч.
|
| 109-111
| Производная показательной функции.
| 3
| Знать: смысл и значение числа е;
свойства функции y=ех; определение натурального логарифма; свойства функции y=lnx; формулу производной показательной функции.
Уметь:
Вычислять производные показательных функций; применять производные показательных функций
при написании уравнения касательной, исследовании функции на монотонность и экстремумы, построении графиков функций, отыскании наибольших и наименьших значений функций на промежутке.
| 112-114
| Первообразная показательной функции.
| 3
| 115-117
| Производная логарифмической функции.
| 3
| 118-120
| Степенная функция.
| 3
| 121
| Контрольная работа № 9 по теме «Производная показательной и логарифмической функций»
| 1
| 122-124
| Понятие о дифференциальных уравнениях.
| 3
| Повторение. 46ч.
|
| 125-127
| Тригонометрические функции и их свойства.
| 3
| Знать:
Правила вычисления производных,
правила нахождения первообразных,формулу площади криволинейной трапеции; формулу Ньютона-Лейбница; знать свойства рациональных, степенных, показательных и логарифмических функций.
Уметь:
Находить производные функций; исследовать функции с помощью производной; решать задачи на применение производной; находить первообразные известных функций; вычислять интегралы,вычислять площади фигур,пользуясь формулой Ньютона-Лейбница,решать задачи на применение интегралов,преобразовывать тригонометрические выражения; строить графики и описывать свойства тригонометрических функций; преобразовывать выражения, содержащие радикалы и степени;
Исследовать рациональные, степенные,
Показательные и логарифмические функции, находить производные функций, применять графический метод при решении уравнений и неравенств.
| 128
| Контрольная работа №10 по теме «Тригонометрические функции»
| 1
| 129-132
| Преобразование тригонометрических выражений.
| 4
| 133
| Контрольная работа № 11 по теме «Преобразование тригонометрических выражений»
| 1
| 134-137
| Решение тригонометрических уравнений.
| 4
| 138-139
| Решение тригонометрических неравенств.
| 2
| 140
| Контрольная работа № 12 по теме «Решение тригонометрических уравнений и неравенств»
| 1
| 141
| Правила вычисления производной.
| 1
| 142
| Производная сложной функции.
| 1
| 143
| Производная тригонометрических функций.
| 1
| 144
| Касательная к графику функции.
| 1
| 145-146
| Производная и ее применение.
| 2
| 147-148
| Задачи на проценты.
| 2
| 149-150
| Задачи на движение.
| 2
| 151
| Задачи на совместную работу.
| 1
| 152
| Контрольная работа №13 по теме «Производная и её применение»
| 1
| 153
| Функции и их графики. Квадратичная функция.
| 1
| 154
| Показательная функция.
| 1
| 155
| Логарифмическая функция.
| 1
| 156-157
| Многогранники. Решение задач.
| 2
| 158-160
| Тела вращения. Решение задач.
| 3
| 161
| Контрольная работа № 14 по теме «Многогранники и тела вращения»
| 1
| 162
| Производная и первообразная показательной функции.
| 1
| 163-164
| Производная логарифмической функции.
| 2
| 165-166
| Степенная функция.
| 2
| 167
| Контрольная работа № 15 по теме «Степенная функция»
| 1
| 168
| Решение задач.
| 1
| 169
| Итоговая контрольная работа.
| 1
| 170
| Анализ итоговой контрольной работы.
| 1
|
Содержание программы учебного курса 11 класс.
5 часов в неделю, всего-170 часов.
АЛГЕБРА.
Повторение (2 часов)
Первообразная и интеграл (12 час).
Первообразная. Первообразные степенной функции с целым показателем ( n не равно -1), синуса и косинуса. Простейшие правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Применение интеграла к вычислению площадей и объемов.
Основная цель-ознакомить с интегрированием как операцией, обратной дифференцированию; показать применение интеграла к решению геометрических задач.
ГЕОМЕТРИЯ.
Метод координат в пространстве (17 часов).
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия.
Основная цель - сформировать умения учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
АЛГЕБРА.
Обобщение понятия степени (12 часов).
Корень степени n>1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем. Решение иррациональных уравнений.
Основная цель – выработать умения применять свойства степеней в вычислениях и преобразованиях; ввести понятие иррациональных уравнений и способов их решений.
ГЕОМЕТРИЯ.
Цилиндр. Конус. Шар (18 часов).
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре.
АЛГЕБРА.
Показательная и логарифмическая функции( 24 часа).
Производная показательной и логарифмической функции (16 часов).
Понятие степени с иррациональным показателем. Решение иррациональных уравнений.
Показательная функция, ее свойства и график. Тождественные преобразования показательных уравнений, неравенств и систем.
Логарифм числа. Основные свойства логарифмов. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Решение логарифмических уравнений и неравенств.
Производная показательной функции. Число е и натуральный логарифм. Производная степенной функции.
Основная цель –привести в систему и обобщить сведения о степенях; ознакомить с показательной, логарифмической и степенной функциями и их свойствами; научить решать несложные показательные, логарифмические и иррациональные уравнения , их системы.
ГЕОМЕТРИЯ.
Объемы тел (23 час).
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель – ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
ГЕОМЕТРИЯ.
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии
АЛГЕБРА.
Итоговое повторение.
Всего: 46 часов
Средства контроля
Переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы. Контрольные работы взяты из учебно-методического обеспечения.
Учебно-методическое обеспечение учебник «Алгебра и начала анализа 10-11 класс» под редакцией А.Н.Колмогорова (базовый уровень)
учебник «Геометрия 10-11 класс» авт. Л.С.Атанасян( базовый уровень)
Ю.П.Дудницын,В.Л.Кронгауз. Контрольные работы по алгебре и началам анализа 11 класс.-М:Изд-во «Экзамен»,2008г.
Ю.А.Глазков, И.К.Варшавский. Тесты по алгебре и началам анализа 11 класс.-М:Изд-во «Экзамен»,2010г.
Геометрия.Дидактические материалы для 11 класса/Б.Г.Зив-10-е изд.-М:Просвещение,2008г.
Алгебра и начала анализа 11 класс. Поурочные планы. Составители:Т.Л.Афанасьева,Л.А.Тапилина. Изд-во «Учитель».
7) тестовые задания по математике для учащихся 10-11 классов ( из опыта работы учителя СШ №19 г. Владимира Н.А. Глух.
|
|
|