Календарно-тематический план составлен в соответствии с авторской программой Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной.
           | №п/п
 
 | Тема урока
 
 | Дата
 
 | Кол-во
 
 часов
 
 | Форма урока
 
 | Содержание урока
 
 | Оборудование
 
 | Формы контроля, творческие работы
 
 | 
  | Введение 1 час
 
 Дать понятие искусства, литературы как учебного предмета, его задачи.
 
 Объяснить понятия: «художественная литература» и «бытовой, информационный рассказ»
 
 | 
  | 1.
 
 | Литература как искусство слова. Реальность и вымысел
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 беседа
 
 | Литература и жизнь. Что такое литература и чем данный предмет отличается от чтения в начальной школе? Зачем изучать литературу? Бытовой рассказ и художественная литература.
 
 Какие книги прочитали летом, какие особенно запомнились?
 
 | Выставка книг.
 
 Иллюстрации учебника.
 
 Словари.
 
 | 
 
 
 | 
  | Фольклор. 8+1Вн.чт.
 
 Вспомнить жанры фольклора; дать определение малых жанров, обозначить их особенности, привести как можно больше примеров; вспомнить виды сказок, обозначить их особенности; составить тематический сборник «Фольклор». Способствовать воспитанию любви ко всему окружающему, уважительного отношения к прошлому, истории и культуре нашей родины
 
 | 
  | 2-3.
 
 | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | традиц.
 
 комбин.
 
 | Малые жанры фольклора.
 
 Пословицы и поговорки. Роль средств худож. изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.
 
 Лексическая работа: смысл пословиц и поговорок; фразеологические выражения, созданные на основе пословиц и поговорок.
 
 | Сборники пословиц.
 
 Иллюстрации.
 
 Фразеологический словарь.
 
 | Текущий: творческая работа: составить «Устав школы» с использованием пословиц.
 
 | 
  | 4-5.
 
 | Малые жанры фольклора. Загадки.
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | традиц.
 
 комбин.
 
 | Малые жанры фольклора.
 
 Загадки. Выражение народного миропонимания.
 
 Художественные средства выразительности.
 
 | Сборники загадок.
 
 Иллюстрации.
 
 | Текущий: творческая работа: создание книжки-малышки
 
 | 
  | 6-7.
 
 | Русские народные сказки. Виды сказок. «Хрустальная гора» - волшебная сказка.
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | традиц.
 
 комбин.
 
 | Сказка как выражение миропонимания и мироотношения. Художественный мир сказок. Виды сказок. «Хрустальная гора» - волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура и герои волшебной сказки.
 
 | Сборники сказок.
 
 Иллюстрации.
 
 Фонохрестоматия.
 
 | Текущий: пересказ сказки.
 
 | 
  | 8.
 
 | Бытовая сказка. «Как старик домовничал»
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбин.
 
 | Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
 
 | Выставка книг.
 
 Иллюстрации.
 
 Фонохрестоматия.
 
 | Текущий: выразительное чтение диалога.
 
 | 
  | 9.
 
 | Сказка о животных. «Лиса и тетерев»
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбин.
 
 | Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.
 
 | Выставка книг.
 
 Иллюстрации.
 
 Фонохрестоматия.
 
 | Текущий: инсценировка сказки.
 
 | 
  | 10.
 
 | Внеклассное чтение №1
 
 Сказка «Пойди туда, не знаю куда…»
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | Вн.чт.
 
 | Урок-конкурс «Знаток русских сказок». Конкурс рисунков и викторина по изученным сказкам.
 
 Лексическая работа: пословицы, поговорки, загадки, употребляемые в сказках;
 
 Устойчивые речевые клише, употребляемые в зачинах, концовках сказок.
 
 | Выставка книг.
 
 Иллюстрации.
 
 Видеофрагменты.
 
 Фразеологический словарь.
 
 Словарь крылатых выражений.
 
 | Тематический в форме теста.
 
 Текущий: чтение по ролям.
 
 | 
  | Авторская и литературная сказка. 22+3р.р.+2Вн.чт.
 
 Отличия народной и авторской сказки, писателей-сказочников; дать понятие пьесы-сказки, сказочной повести, сказки-были.
 
 Способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника.
 
 | 
  | 11-12.
 
 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Образы героев. Сюжет.
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | традиц.
 
 комбин.
 
 | Слово о писателе. Сюжет сказки. Образы героев.
 
 Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечные ценности: добро, любовь, милость, милосердие.
 
 | Портретная галерея.
 
 Выставка книг.
 
 Иллюстрации.
 
 Толковый словарь.
 
 | Текущий: работа в группах, заполнение таблицы «Сравнительная характеристика царевны и царицы».
 
 | 
  | 13-14.
 
 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Нравственная проблематика.
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | традиц.
 
 беседа
 
 | Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Поэтическое мастерство Пушкина.
 
 Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечные ценности: добро, любовь, милость, милосердие, справедливость
 
 | Выставка книг.
 
 Иллюстрации.
 
 Фонохрестоматия.
 
 Толковый словарь.
 
 | Текущий: ответ на вопрос по содержанию произведения; выполнение задания по словарю, наизусть отрывок.
 
 | 
  | 15.
 
 | Е.Л. Шварц. Пьеса-сказка «Два клёна». Специфика пьесы. Образы героев. Фольклорная основа сказки.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | нетрадиц.
 
 с применением ИКТ
 
 | Слово о писателе. Сказка-пьеса. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Читатель и зритель.
 
 | Компьютер, Портретная галерея.
 
 | Текущий: письменная проверочная работа (ответ на вопрос: по содержанию произведения).
 
 | 
  | 16-17.
 
 | Е.Л. Шварц. Пьеса-сказка «Два клёна».
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | нетрадиц.
 
 урок-защита творческих работ
 
 | Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.
 
 | Портретная галерея.
 
 Иллюстрации.
 
 | Текущий: инсценировка фрагментов сказки, чтение наизусть монолога Бабы-Яги.
 
 | 
  | 18-19.
 
 | Р.р.№1 Обучающее изложение по пьесе-сказке «Два клёна» (вопрос 3Б, стр.98. учебник часть 1)
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | Р.р.
 
 | Классное изложение.
 
 Лексическая работа:
 
 | Портретная галерея.
 
 Иллюстрации.
 
 Учебник литературы.
 
 | Текущий: письменная работа.
 
 | 
  | 20-22..
 
 | Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Реальное и чудесное в сказке.
 
 | 
 
 
 | 3
 
 | традиц.
 
 комбин.
 
 | Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке.
 
 Лексическая работа: смысл категорий: добро – зло; жизнь – смерть; власть;
 
 Смысл слов: повелевать, удовольствие.
 
 | Компьютер, Портретная галерея.
 
 | Текущий: ответ на вопрос: по содержанию произведения.
 
 | 
  | 23-24.
 
 | Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Значение мечты в реальной жизни.
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | нетрадиц.
 
 с применением компьютера (просмотр фрагмента мультфильма)
 
 | Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.
 
 Лексическая работа: смысл категорий: мечта – фантазия; жизнь – смерть; добро – зло.
 
 | Компьютер, Портретная галерея.
 
 | Текущий: создание рисованного фильма (работа в группах).
 
 | 
  | 25.
 
 | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сюжет и герои.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбин.
 
 | Слово о писателе. Сюжет повести. Образы героев.
 
 Лексическая работа: смысл понятий: реальное – фантастическое; сказка – реальность.
 
 | Портретная галерея.
 
 Иллюстрации.
 
 Учебник литературы.
 
 | Текущий: ответ на вопрос: по содержанию произведения.
 
 | 
  | 26.
 
 | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сюжет и герои.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбин.
 
 | Фантастическая повесть. Изображение быта в повести.
 
 Лексическая работа:
 
 смысл понятий: реальное – фантастическое; сказка - реальность
 
 | Портретная галерея
 
 Иллюстрации
 
 Учебник литературы
 
 | Текущий: ответ на вопрос: по содержанию произведения, выразительное чтение по ролям.
 
 | 
  | 27-28.
 
 | Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Художественные средства. Юмор.
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | нетрадиц.
 
 с применением ИКТ
 
 видеофильм
 
 | Художественные средства в повести. Юмор. Волшебные и фольклорные основы повести.
 
 Лексическая работа:
 
 смысл понятий: реальное – фантастическое; сказка – реальность.
 
 | Компьютер, Портретная галерея.
 
 | Текущий: инсценировка, чтение наизусть.
 
 | 
  | 29-30.
 
 | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Специфика жанра. Образы героев.
 
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | нетрадиц.
 
 урок-экскурсия
 
 с применением ИКТ
 
 (виртуальная экскурсия)
 
 | Слово о писателе. Специфика сказки-были. Образы героев.
 
 Понятие краеведения.
 
 Лексическая работа: смысл слов и понятий: родина, родня, отчизна, любовь к ближнему, взаимопомощь, взаимовыручка, взаимопонимание, милосердие, страдание, сострадание, сочувствие.
 
 | Компьютер, Портретная галерея.
 
 Толковый, орфографический словари.
 
 | Текущий: пересказ любимых эпизодов.
 
 | 
  | 31-33.
 
 | М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная проблематика.
 
 Прототипы героев произведений М.М. Пришвина.
 
 | 
 
 
 | 3
 
 | традиц.
 
 комбин.
 
 с применением ИКТ
 
 видеозапись встречи с прототипами героев сказки-были
 
 | Сказочные элементы в произведении. Нравственная проблематика.
 
 Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечныеценности: добро, любовь, милость, милосердие, справедливость, патриот, гражданин.
 
 | Компьютер.
 
 Портретная галерея.
 
 Иллюстрации.
 
 Учебник литературы.
 
 | Текущий: пересказ любимых эпизодов, выразительное чтение эпизода. Творческая работа: викторина, кроссворд по произведению.
 
 | 
  | 34.
 
 | Р.р.№2 Подготовка к домашнему обучающему сочинению-рассуждению по сказке-были М.М. Пришвина.
 
 «Кто прав: Настя или Митраша?»
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | Р.р.
 
 | Обучение сочинению-рассуждению: структура, умение выбрать цитату.
 
 Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечные ценности: добро, любовь, милость, милосердие, справедливость: составление рядов однокоренных слов.
 
 | Учебник литературы.
 
 Толковый, орфографический словари.
 
 | Текущий: письменная работа.
 
 | 
  | 35.
 
 | В.М. Гаршин. Сказка-притча «То, чего не было». Специфика жанра.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбин.
 
 | Слово о писателе.
 
 Специфика сказки-притчи. Иносказательность.
 
 Лексическая работа: Смысл жизни. Счастье. Быть полезным и нужным. Служить людям
 
 «Моя хата с краю…».
 
 | Портретная галерея.
 
 Иллюстрации.
 
 Учебник литературы.
 
 | Текущий: пересказ эпизода, выразительное чтение эпизода; ответ на вопрос учителя.
 
 | 
  | 36-37.
 
 | Внеклассное чтение №2 В. Гауф. Сказка «Холодное сердце».
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | Вн.чт.
 
 с применением ИКТ
 
 | Конкурс «Знатоки сказки Гауф» (по принципу «вертушки»).
 
 Лексическая работа:
 
 добро-зло; смысл жизни; счастье; быть полезным и нужным.
 
 | Компьютер, Портретная галерея.
 
 Иллюстрации.
 
 Учебник литературы.
 
 | Текущий: пересказ эпизода, выразительное чтение эпизода; ответ на вопрос учителя; творческое задание; индивидуальное задание.
 
 Тематический: тесты в двух вариантах «Авторская сказка».
 
 | 
  | Легенда 8+1Вн.чт.
 
 Дать определение легенды; познакомить с разными видами: историческая, философская, бытовая легенда. Развивать интерес к прошлому страны, к истокам литературы. Воспитывать нравственные качества.
 
 | 
  | 38-39.
 
 | А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар». Специфика легенды. Отличие от сказки. Добро и зло в человеке и в мире.
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | традиц.
 
 комбин.
 
 | Специфика легенды. Её отличие от сказки. Стихотворение «Анчар». Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.
 
 Лексическая работа: смысл слов: анчар, добро – зло, власть, раболепие.
 
 | Портретная галерея.
 
 Иллюстрации.
 
 Учебник литературы.
 
 Толковый, словарь. Энциклопедия «Тайны живой природы» - М.: «РОСМЭН», 2000 г. – на с.38 (сведения об анчаре).
 
 | Текущий: выразительное чтение стихотворения; чтение наизусть, ответ на вопрос учителя; индивидуальное задание; выполнение задания по словарю.
 
 | 
  | 40-41.
 
 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописная основа произведения.
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Летописная основа произведения.
 
 Лексическая работа: значение слов-понятий: летопись, рок, судьба, вещий, кудесник.
 
 | Учебник литературы.
 
 Толковый, словарь.
 
 Иллюстрации.
 
 | Текущий: выразительное чтение стихотворения; ответ на вопрос учителя; индивидуальное задание (вопрос Ж, стр.229); выполнение задания по словарю
 
 | 
  | 42.
 
 | А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Вымысел и реальность. Человек и судьба.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | нетрадиц.
 
 с применением ИКТ
 
 | Легендарное и художественное. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.
 
 Викторина «Знаток устаревших слов»
 
 Лексическая работа:
 
 рок, судьба, вещий, кудесник, волхвы, отроки, внемлет, презреть
 
 | Компьютер, диск «КиМ»
 
 Аудиозапись.
 
 | Текущий: чтение по ролям, чтение наизусть, ответ на вопрос учителя; работа с иллюстрациями (вопрос Д, стр. 234).
 
 | 
  | 43.
 
 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». Проблема жизненного выбора.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.
 
 Лексическая работа: значение слов-понятий:
 
 жизненный выбор.
 
 | Портрет писателя. Учебник литературы.
 
 Иллюстрации к произведению.
 
 | Текущий: выразительное чтение стихотворения; ответ на вопрос учителя.
 
 Творческая работа: рисунки и поделки к стихотворению.
 
 | 
  | 44.
 
 | «Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей»).
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. «Основание Киева» из сказаний о князьях Олеге, Игоре и княгине Ольге.
 
 Лексическая работа:
 
 Мудрость, Честность. Междоусобица, Вражда,
 
 Ненависть.
 
 | Сборник «Повесть временных лет».
 
 Учебник литературы.
 
 Иллюстрации.
 
 | Текущий: чтение с комментариями учителя; ответ на вопрос учителя.
 
 | 
  | 45.
 
 | «Повесть временных лет» («Создание славянской азбуки»).
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Летопись как один из истоков древнерусской литературы. Основы создания азбуки, авторы славянской азбуки.
 
 Лексическая работа: мудрость, искусный философ.
 
 | Сборник «Повесть временных лет».
 
 Учебник литературы.
 
 Иллюстрации.
 
 | Текущий: чтение с комментариями учителя; ответ на вопрос учителя.
 
 | 
  | 46.
 
 | Внеклассное чтение №3. «Легенда оТомасе Лермонте».
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | Вн.чт.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | Текущий: чтение басен.
 
 | 
  | Басня. 4ч.+2Вн.чт.
 
 Обобщить сведения по теме «Басня». Дать сведения о других баснописцах. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности и развитию творческих способностей учащихся.
 
 | 
  | 47-48.
 
 | Басня. Специфика жанра. И.А.Крылов. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Слон и Моська».
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | нетрадиц.
 
 с применением ИКТ
 
 | Слово о писателе. Басни, особенности жанра. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль. Лексическая работа:
 
 лесть, подхалимство, наивность, глупость, невежда, неблагодарность, отсутствие авторитетов, бесшабашность.
 
 Анализ слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
 
 | Портрет писателя. Иллюстрации к произведению. Компьютер, диск КиМ (презентация, мультфильм).
 
 | Текущий:
 
 чтение наизусть (по выбору учащихся);
 
 ответ на вопрос учителя; чтение по ролям;
 
 инсценировка.
 
 | 
  | 49-50.
 
 | И.А.Крылов. «Демьянова уха», «Лебедь, щука и рак»
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | традиц.
 
 | И.А.Крылов. Басни «Лебедь, рак и щука», «Слон и Моська». Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.
 
 Лексическая работа:
 
 навязчивость, угодливость, дружба, несогласие, непонимание
 
 | Сборники басен. Иллюстрации к произведениям.
 
 Толковый словарь.
 
 | Текущий:
 
 чтение наизусть (по выбору учащихся);
 
 ответ на вопрос учителя; чтение по ролям;
 
 инсценировка
 
 творческая работа: рисунки, поделки «Герои басен».
 
 | 
  | 51-52.
 
 | Внеклассное чтение №4. Эзоп, Жан де Лафонтен
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | Вн.чт.
 
 с применением ИКТ
 
 | Представители басенного жанра. Обсуждение «похожих» басен.
 
 Лексическая работа: лесть, подхалимство, наивность, глупость, невежда, навязчивость, неблагодарность, отсутствие авторитетов, бесшабашность, угодливость, дружба, несогласие, непонимание.
 
 | Учебник литературы. Компьютер.
 
 Диск КиМ.
 
 Портреты баснописцев.
 
 Иллюстрации.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; чтение по ролям;
 
 индивидуальное задание: рассказ о баснописцах;
 
 устная работа: сравнение басен Крылова, Эзопа и Лафонтена.
 
 | 
  | Лирическое стихотворение. 12+1Р.р.+2Вн.чт.
 
 Дать понятие лирического произведения, стихотворения, лирического героя. Узнать новых поэтов-лириков и их стихи, приёмы создания художественных образов. Развивать эстетическое чутьё, умение увидеть прекрасное в обыденном. Воспитывать доброе отношение к окружающему, уважение к культурному наследию, прежде всего, родного края.
 
 | 
  | 53.
 
 | А.С.Пушкин «Няне», «И.И.Пущину»
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир
 
 | Мир чувств. Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств. Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения.
 
 Лексическая работа:
 
 Озарение души.
 
 Сокровенные чувства: любовь, дружба, душевная близость, признательность.
 
 | Учебник литературы.
 
 Иллюстрации к стихотворениям.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; чтение наизусть;
 
 индивидуальное задание.
 
 | 
  | 54.
 
 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Листок». Стремление человека к гармонии с миром.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | нетрадиц. (виртуальная экскурсия «По лермонтовским местам»)
 
 | Стихотворение «Листок». Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.
 
 Лексическая работа:
 
 Судьба, одиночество,
 
 отчаяние, трагизм.
 
 | Компьютер, диск.
 
 Презентация.
 
 Учебник литературы.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; исследовательская работа в группах: изобразительно-выразительные средства стихотворения.
 
 | 
  | 55.
 
 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Молитва». Стремление человека к гармонии с миром.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.
 
 Лексическая работа:
 
 душевные невзгоды, надежда, вера, исцеление.
 
 | Учебник литературы.
 
 Аудиозапись.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; выразительное чтение.
 
 | 
  | 56.
 
 | А.А.Фет. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Кот поёт, глаза прищуря…». Лирические переживания человеком мира
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Слово о поэте. Стихотворения Фета. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния.
 
 Лексическая работа:
 
 семейный покой,
 
 счастье, покой.
 
 | Портрет поэта. Учебник литературы.
 
 Аудиозапись.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; выразительное чтение;
 
 чтение наизусть.
 
 | 
  | 57.
 
 | А.А.Фет. Стихотворения «Мотылёк Мальчику».
 
 Лирические переживания человеком мира
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния.
 
 Лексическая работа:
 
 семейный покой,
 
 счастье, покой.
 
 | Учебник литературы.
 
 Аудиозапись.
 
 Учебник литературы.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; выразительное чтение.
 
 | 
  | 58.
 
 | Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды». Образы природы. Человек и природа.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | нетрадиц.
 
 с применением ИКТ
 
 | Слово о поэте. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды». Образы природы в лирическом произведении. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения.
 
 Лексическая работа:
 
 Пробуждение. Обновление. Вера в лучшее.
 
 | Компьютер, диск КиМ.
 
 Презентация о поэте.
 
 Аудиозапись.
 
 Иллюстрации.
 
 Учебник литературы.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; работа с иллюстрациями;
 
 чтение наизусть.
 
 | 
  | 59.
 
 | Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер». Образы природы. Человек и природа.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Слово о поэте. Стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер». Образы природы в лирическом произведении. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения.
 
 Лексическая работа:
 
 Восприятие человеком природы. Природный храм.
 
 | Аудиозапись.
 
 Иллюстрации.
 
 Учебник литературы.
 
 | Тематический: мини-тесты в формате ЕГЭ в шести вариантах.
 
 | 
  | 60-61.
 
 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Отображение реальной жизни в лирике.
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | нетрадиц.
 
 с применением ИКТ
 
 виртуальная экскурсия
 
 | Слово о писателе. Поэт-земляк. Стихотворение «Крестьянские дети». Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир стихотворения.
 
 Лексическая работа: крепостничество, крепостные, воля, свобода, уважение к человеку, труду.
 
 | Компьютер, диск КиМ.
 
 Презентация о поэте.
 
 Портреты поэта.
 
 Учебник литературы.
 
 Аудиозапись.
 
 Иллюстрации.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; работа с иллюстрациями;
 
 индивидуальное задание.
 
 | 
  | 62.
 
 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».
 
 Сюжетность в лирике. Поэтический мир стихотворения.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Стихотворение «Крестьянские дети». Сюжетность в лирике. Поэтический мир стихотворения.
 
 Лексическая работа: крепостничество, крепостные, воля, свобода, уважение к человеку, труду.
 
 | Учебник литературы.
 
 Иллюстрации.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; чтение наизусть.
 
 | 
  | 63.
 
 | И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Композиция. Образ природы.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.
 
 Лексическая работа: патриот, чувство родины.
 
 | Портрет поэта.
 
 Учебник литературы.
 
 Иллюстрации.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; чтение наизусть.
 
 | 
  | 64.
 
 | С.А.Есенин. Стихотворение «Берёза». Образ природы.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | нетрадиц.
 
 с применением ИКТ
 
 виртуальная экскурсия
 
 | Слово о писателе. Стихотворение «Берёза». Образ природы. Поэтический мир стихотворения
 
 Лексическая работа: самобытность, любовь к природе, родине.
 
 | Компьютер, диск КиМ.
 
 Презентация о поэте.
 
 Портреты поэта.
 
 Учебник литературы.
 
 Аудиозапись.
 
 Иллюстрации
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; чтение наизусть;
 
 индивидуальное задание.
 
 | 
  | 65.
 
 | Р.р.№3 Обучающее сочинение-анализ лирического стихотворения (по выбору учащихся)
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | Р.р.
 
 | Структура подобного сочинения, отличие от сочинения по рассказу; выбор стихотворения и поэта; самостоятельная работа.
 
 Лексическая работа:
 
 самобытность, любовь к природе, родине, патриот, чувство родины, уважение к человеку, труду, восприятие человеком природы, пробуждение, обновление, вера в лучшее, душевные невзгоды, надежда, вера, исцеление, семейный покой, счастье.
 
 | Учебник литературы.
 
 Иллюстрации.
 
 Памятки.
 
 Карточки с заданиями.
 
 | Текущий: письменная работа.
 
 | 
  | 66-67.
 
 | Внеклассное чтение: Г.Гейне. «На севере диком…».
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Разные варианты перевода стихотворения «На севере диком». Особенности поэтического восприятия
 
 Лексическая работа: трагическое, уродливое, истина, невозможность воплощения мечты.
 
 | Портрет поэта.
 
 Сборники стихов.
 
 | Работа в парах: сравнительная характеристика стихотворений;
 
 ответ на вопрос учителя;
 
 выразительное чтение.
 
 | 
  | Роман, повесть, рассказ. 20 часов+3Р+2Вн.
 
 Дать представление о различных эпических жанрах. Раскрыть понятие «образ героя». Развивать умение работать с большими текстами. Способствовать воспитанию доброго, порядочного, честного, готового прийти на помощь, любящего себя и близких человека.
 
 | 
  | 68-69.
 
 | Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X). Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд.
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II,V, X).
 
 Лексическая работа:
 
 настойчивость,
 
 нарушение сыновьего долга, наказание, стыд, раскаяние, «Виновник собственных несчастий», отчаяние, смекалка, находчивость.
 
 | Портрет поэта.
 
 Учебник литературы.
 
 Иллюстрации.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; чтение по ролям.
 
 | 
  | 70-71.
 
 | Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы XXVI, XXVII). Воля и труд.
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Роман «Робинзон Крузо». Воля и труд (главы XXVI, XXVII).
 
 Лексическая работа: смекалка, находчивость, рациональность, расчётливость, воля, труд.
 
 | Учебник литературы.
 
 Иллюстрации.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; чтение по ролям; пересказ понравившихся эпизодов; ролевая игра.
 
 | 
  | 72-73.
 
 | Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы XXVIII, XXX). Воля и труд.
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Роман «Робинзон Крузо». Воля и труд. Способы выживания человека в экстремальных условиях (главы XXVIII, XXX).
 
 Лексическая работа:
 
 смекалка, находчивость, рациональность, расчётливость, воля, труд, желание жить.
 
 | Учебник литературы.
 
 Иллюстрации.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; чтение по ролям;
 
 творческая работа: рисунки, поделки; составление кроссворда «Робинзон Крузо и Пятница» или викторины «Внимательный ли ты читатель?»
 
 | 
  | 74.
 
 | Р.р.№4. Обучающее сочинение-рассуждение. «Что помогло Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове?»
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | Р.р.
 
 | Совместное обсуждение вопроса, составление плана, подбор рабочих материалов, цитат; самостоятельная работа.
 
 Лексическая работа: смекалка, находчивость, рациональность, расчётливость, воля, труд, желание жить
 
 | Учебник литературы.
 
 Памятки.
 
 | Текущий: письменная работа.
 
 | 
  | 75.
 
 | А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа». Человек в необычной ситуации.
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Слово о писателе. Повесть «Зелёная лампа». Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
 
 Лексическая работа: жизненные невзгоды, везение, удача, ковать характер, благородство, душевная высота, бесстрашные, сильные мужчины и надёжные, искренние женщины.
 
 | Портрет поэта.
 
 Учебник литературы.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; выполнение задания по словарю; пересказ.
 
 | 
  | 76.
 
 | А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа». Проблема испытания и преодоления.
 
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Повесть «Зелёная лампа». Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
 
 Лексическая работа: жизненные невзгоды, везение, удача, ковать характер, благородство, душевная высота, бесстрашные.
 
 | Учебник литературы.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; выполнение задания по словарю; пересказ.
 
 | 
  | 77.
 
 | Р.р.№5. Обучающее сочинение-рассуждение «Что в жизни главнее: везение или упорный труд?»
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | Р.р.
 
 | Обсуждение в группах, аргументация тезиса; самостоятельная работа.
 
 Лексическая работа: жизненные невзгоды, везение, удача, ковать характер, благородство, душевная высота, бесстрашные.
 
 | 
 
 
 | Текущий: письменная работа.
 
 | 
  | 78.
 
 | А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Человек в экстремальной ситуации.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Человек в экстремальной ситуации. Образ главного героя.
 
 Лексическая работа.
 
 | Портрет писателя.
 
 Учебник литературы.
 
 Толковый словарь.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя.
 
 | 
  | 79.
 
 | А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Человек в экстремальной ситуации.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.
 
 Лексическая работа.
 
 | Учебник литературы.
 
 Толковый словарь.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов.
 
 | 
  | 80.
 
 | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Природа как тайна. Человек и природа в рассказе.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | нетрадиц.
 
 с применением ИКТ,
 
 виртуальная экскурсия
 
 | Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг».
 
 Образы главных героев.
 
 Лексическая работа.
 
 | Компьютер Презентация о писателе.
 
 Портрет писателя
 
 Учебник литературы.
 
 Иллюстрации.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя;
 
 пересказ эпизодов.
 
 | 
  | 81.
 
 | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Природа как тайна. Человек и природа в рассказе.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг». Природа как тайна. Человек и природа в рассказе.
 
 Лексическая работа.
 
 | Учебник литературы.
 
 Иллюстрации.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; составление плана рассказа;
 
 чтение по ролям.
 
 | 
  | 82.
 
 | Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога». Внутренний мир человека.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.
 
 Лексическая работа.
 
 | Портрет писателя.
 
 Учебник литературы.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; пересказ; выборочное чтение.
 
 | 
  | 83.
 
 | Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише». Человек и природа. Характер главного героя.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.
 
 Лексическая работа.
 
 | Портрет писателя.
 
 Учебник литературы.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов;
 
 выборочное чтение.
 
 | 
  | 84.
 
 | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | нетрадиц.
 
 с применением ИКТ,
 
 виртуальная экскурсия
 
 | Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Преодоление себя.
 
 Лексическая работа.
 
 | Компьютер, диск.
 
 Портрет писателя.
 
 Презентация.
 
 Фрагменты фильма.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов.
 
 | 
  | 85.
 
 | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Преодоление себя.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | нетрадиц. ролевая игра «Наши открытия»
 
 | Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации.
 
 Природа – наш друг или враг?
 
 Лексическая работа.
 
 | Карточки с заданиями
 
 Учебник литературы
 
 | Текущий:
 
 работа в группах; ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов
 
 | 
  | 86.
 
 | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Преодоление себя.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Преодоление себя.
 
 | Учебник литературы.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя;
 
 пересказ эпизодов;
 
 изготовление поделок, рисунков;
 
 составление викторин и кроссвордов.
 
 | 
  | 87.
 
 | Р.р.№6. Обучающее сочинение-описание «Главный герой в рассказе В.Астафьева»
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | Р.р.
 
 | Обдумывание темы, составление плана, подбор цитат, обучение цитированию, написание сочинения.
 
 | Кластер «Васютка».
 
 Таблицы для записи материалов к сочинению.
 
 | Текущий: письменная работа.
 
 | 
  | 88.
 
 | О Генри. Рассказ «Вождь краснокожих». Необычная ситуация. Комическое.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Слово о писателе. Необычная ситуация. Комическое.
 
 | Портрет писателя.
 
 Учебник литературы.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя;
 
 пересказ эпизодов;
 
 выразительное чтение; чтение по ролям.
 
 | 
  | 89 .
 
 | М.М.Зощенко. Рассказ из цикла «Лелька и Минька»: «Ёлка». Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и детей. Рассказы из цикла «Лелька и Митька»: «Ёлка».
 
 | Портрет писателя.
 
 Учебник литературы.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя;
 
 пересказ эпизодов;
 
 выразительное чтение; выборочное чтение.
 
 | 
  | 90.
 
 | М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Галоши и мороженое», «Золотые слова». Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 комбинир.
 
 | Столкновение мира взрослых и детей. Рассказы из цикла «Лелька и Митька»: «Золотые слова», «Галоши и мороженое».
 
 | Учебник литературы.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя;
 
 пересказ эпизодов;
 
 выразительное чтение; выборочное чтение.
 
 | 
  | 91-92..
 
 | Внеклассное чтение №6 «Мы помним»
 
 | 
 
 
 | 2
 
 | Вн.чт. с применением ИКТ
 
 урок-концерт
 
 | Произведения о Великой Отечественной войне.
 
 | Компьютер, диск.
 
 Иллюстрации. Магнитофон.
 
 Аудиозаписи стихов и песен.
 
 Фрагменты фильмов.
 
 | Текущий:
 
 Чтение наизусть стихов и прозы;
 
 Инсценирование;
 
 Развёрнутые высказывания-рассуждения
 
 | 
  | Обобщение изученного. 2 часа
 
 Обобщить знания, полученные в 5 классе.
 
 | 
  | 93.
 
 | Контрольная работа
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | традиц.
 
 | Ответы на вопросы и выполнение заданий.
 
 | Вопросы на листах.
 
 | Итоговый: письменная работа.
 
 | 
  | 94
 
 | Вн.чт №7 Читательская конференция (с приглашением родителей, классного руководителя).
 
 | 
 
 
 | 1
 
 | Вн.чт.
 
 с применением
 
 ИКТ
 
 | Итоги изучения литературы в 5 классе. Обсуждение вопросов. Ответы на вопросы анкеты.
 
 | Презентация или фильм об уроках литературы, внеклассных занятиях, поездках, экскурсиях в 5 классе.
 
 и Рисунки поделки учащихся. Тематические портфолио,
 
 творческие работы, сочинения.
 
 Выставка книг.
 
 Иллюстрации учебника.
 
 | Текущий:
 
 ответ на вопрос учителя;
 
 отзыв о любимых произведениях;
 
 выразительное и выборочное чтение, пересказ любимых эпизодов;
 
 «защита» творческих работ.
 
 |