|
27.
| «Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей»).
| Старые книги.
Элита.
| «Повесть временных лет».
Летопись.
| Мудрость.
Честность.
Междоусобица
Вражда.
Ненависть.
| Работа с устаревшими словами.
| Чтение и ответы на вопросы: Б1, стр.223 и Б, стр.224.
Для желающих: найти в сборнике «Повесть временных лет» любую летопись и пересказать её.
|
28.
| «Повесть временных лет» («Создание славянской азбуки»).
| «Повесть временных лет».
Летопись.
|
| Искусный философ.
Мудрость.
| Работа с устаревшими словами.
| Найти и прочитать легенду о Томасе Лермонте.
|
29.
| Внеклассное чтение №3. «Легенда о Томасе Лермонте».
| Легенда М.Ю.Лермонтов.
|
|
| Выборочное рассказывание.
Описание героя.
| Спросить у родителей о семейной легенде или найти любую другую легенду.
|
30.
| Басня. Специфика жанра. И.А.Крылов. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Слон и Моська».
| Что такое басня.
Специфика басни
Отличие от сказки «Лиса и тетерев»
Какие басни знаете?
| Басня.
Баснописец.
Мораль.
Иносказание (аллегория)
«Эзопов язык»
(иносказательная речь).
Комическая ситуация.
Сатирический смех.
Сатира.
| «Ворона и лисица»:
Лесть. Подхалимство. Наивность. Глупость.
Анализ слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Свинья под дубом»:
Невежда. Неблагодарность.
«Слон и Моська»:
отсутствие авторитетов, бесшабашность.
| Поиск ответов на вопросы в тексте статьи на стр.6-7, выборочное чтение.
Характеристика героев.
Выразительное чтение басен, чтение по ролям.
Интонация, ритм, мелодия басенной речи.
Артистизм.
| Наизусть любую басню.
Для желающих: рисунок, или кроссворд, или викторина по басням.
|
31.
| И.А.Крылов. «Демьянова уха», «Лебедь, щука и рак».
| Что такое басня.
Специфика басни.
| Басня.
Мораль.
Иносказание (аллегория).
«Эзопов язык»
(иносказательная речь).
Комическая ситуация.
Сатирический смех.
Сатира.
| «Демьянова уха»:
Навязчивость. Угодливость. «Лебедь, щука и рак»:
Дружба. Несогласие.
Непонимание.
| Характеристика героев, в.В3.
Выразительное чтение басен, чтение по ролям.
Интонация, ритм, мелодия басенной речи.
Артистизм.
Отгадывание кроссворда.
Инсценировка.
| Наизусть любую басню.
Для желающих: рисунок, или кроссворд, или викторина по басням.
Индивидуальные задания: рассказ о Эзопе и Лафонтене.
|
32.
| Внеклассное чтение №4. Эзоп, Жан де Лафонтен.
| Басня.
Мораль.
Иносказание (аллегория) «Эзопов язык» (иносказательная речь).
Комическая ситуация.
Сатирический смех.
Сатира.
| Басня.
Мораль.
Иносказание (аллегория).
«Эзопов язык»
(иносказательная речь).
Комическая ситуация.
Сатирический смех.
Сатира.
| Лесть.
Подхалимство.
Наивность.
Глупость.
Невежда.
Неблагодарность.
Навязчивость.
Угодливость.
Отсутствие авторитетов.
Бесшабашность.
Наивность.
| Индивидуальные выступления.
Чтение басен по ролям.
Сравнение басен, героев.
| Стр.19, в.А4 или 5 – составить рассказы, вспомнить эпизоды.
Для желающих: сочинить басню.
|
33.
| А.С.Пушкин «Няне», «И.И.Пущину».
| А.С.Пушкин, детство поэта, лицейские годы.
| Стихотворение как жанр литературы.
Лирическое стихотворение.
Послание (жизненная основа).
Ритм, рифма.
Лирический герой.
Тема, идея.
| Озарение души.
Сокровенные чувства: любовь, дружба, душевная близость, признательность.
| Размышление – стр.20.
Чтение стихотворений.
Объяснение непонятных слов.
Интонирование.
Художественные средства языка.
Рассматривание иллюстраций.
| Выразительное чтение (памятка на стр.252).
По желанию: выучить наизусть одно (оба стихотв-я – наизусть к зачёту).
Опережающее задание: поиск иллюстраций к стихотворениям; создание своих рисунков, аппликаций; опорные схемы, алгоритмы (с помощью учителя); викторины, кроссворды (для сборника по теме «Фольклор»).
|
34.
| М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Листок». Стремление человека к гармонии с миром.
| М.Ю.Лермонтов, трудное детство, распри взрослых, болезненность.
| Аллегория.
Диалог.
Олицетворение.
Тема, идея.
| Судьба. Одиночество.
Отчаяние. Трагизм.
| Отработка выразительного чтения.
Выборочное чтение статьи учебника на стр.27.
Средства художественной выразительности.
Работа с иллюстрациями
|
|
35.
| М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Молитва». Стремление человека к гармонии с миром.
| Особенности стиля и языковых средств стихотворения Лермонтова.
| Молитва.
Тема, идея.
| Душевные невзгоды.
Надежда.
Вера.
Исцеление.
| Отработка выразительного чтения, интонация.
Выборочное чтение статьи учебника на стр.28.
Средства художественной выразительности.
Работа с иллюстрациями.
| Выразительное чтение (памятка на стр.252).
|
36.
| А.А.Фет. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Кот поёт, глаза прищуря…». Лирические переживания человеком мира.
| Лирическое стихотворение.
Ритм, рифма.
Лирический герой.
| Лирик.
Философ.
Поэтический мир.
Творчество.
Эпитеты.
Олицетворение.
Тема, идея.
| Семейный покой.
Счастье, покой.
| Отработка выразительного чтения, интонация.
Средства художественной выразительности.
Работа с иллюстрацией.
| Выразительное чтение (памятка на стр.252).
Для желающих: наизусть одно из стихотворений.
|
37.
| А.А.Фет. Стихотворения «Мотылёк Мальчику».
Лирические переживания человеком мира.
| Лирическое стихотворение.
Ритм, рифма.
Лирический герой.
| Лирик.
Философ.
Поэтический мир.
Творчество.
Эпитеты.
Олицетворение.
Тема, идея.
| Семейный покой.
Счастье, покой
| Отработка выразительного чтения, интонация.
Средства художественной выразительности.
| Выразительное чтение (памятка на стр.252).
|
38.
| Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды». Образы природы. Человек и природа.
| Лирическое стихотворение.
Философия стихотворения.
Ритм, рифма.
Лирический герой.
| Лирик.
Философ.
Поэтический мир.
Творчество.
Эпитеты.
Олицетворение.
Метафора.
Сравнение.
Эпитеты.
Тема, идея.
| Пробуждение.
Обновление.
Вера в лучшее.
Семейный покой.
Счастье, покой.
| Отработка выразительного чтения, интонация.
Средства художественной выразительности.
Работа с иллюстрацией.
Слушание и обсуждение различных аудиозаписей.
| Наизусть одно из стихотворений.
Для желающих: оба стихотворения.
|
39.
| Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер». Образы природы. Человек и природа.
| Философия стихотворения.
| Лирик.
Философ.
Поэтический мир.
Творчество.
Тема, идея.
| Восприятие человеком природы.
Природный храм.
| Отработка выразительного чтения, интонация.
Средства художественной выразительности.
Работа с иллюстрацией.
| Выразительное чтение (памятка на стр.252).
Для желающих: стр.42, в.Д.
|
40.
| Н.А.Некрасов. Некрасов и Ярославский край. Стихотворение «Крестьянские дети». Отображение реальной жизни в лирике.
| Поэт, гражданин.
Поэт-земляк.
Патриот.
| Гражданская лирика.
Сравнение.
Противопоставление.
Реальность в лирике.
Авторская позиция.
| Крепостничество.
Крепостные.
Воля.
Свобода.
Уважение к человеку, труду.
Восприятие человеком природы.
Природный храм
| Отработка выразительного чтения, интонация.
Средства художественной выразительности.
Создание образов.
Работа с иллюстрациями
| Дочитать, ответить на в.В1, 3,4.
Выразительное чтение эпизода.
|
41.
| Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».
Сюжетность в лирике. Поэтический мир стихотворения.
| Поэт, гражданин.
Поэт-земляк.
Патриот.
| Гражданская лирика.
Сравнение.
Противопоставление.
Сюжетность в лирике.
Авторская речь.
Тема, идея.
| Крепостничество.
Крепостные.
Воля.
Свобода.
Уважение к человеку, труду.
Патриот.
Чувство род.
| Отработка выразительного чтения, интонация.
Средства художественной выразительности.
Создание образов.
Работа с иллюстрациями.
| Наизусть «Однажды в студёную…».
|
42.
| И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Композиция. Образ природы.
| Вспомни, кто из известных тебе людей сочинял стихи в детстве?
| Эпитеты.
Тема, идея.
| Патриот.
Чувство родины.
| Умение увидеть две части в стихотворении. Почему две части?
Средства описания оленя.
Эмоциональность.
| Наизусть стихотворение.
Индивидуальное задание: рассказ о Есенине.
|
43.
| С.А.Есенин. Стихотворение «Берёза». Образ природы.
| Кто такой Есенин?
| Олицетворение.
Эпитеты.
Сравнения.
Повторы.
Тема, идея.
| Самобытность.
Любовь к природе, родине.
| Отработка выразительного чтения, интонация.
Средства художественной выразительности.
Создание образов.
Словесное рисование.
| Наизусть стихотворение. «Защита» материалов для тематического сборника «Фольклор».
|
44.
| Р.р.№3 Обучающее сочинение-анализ лирического стихотворения (по выбору учащихся).
| Сочинение, виды.
Анализ стихотворения.
План, рабочие материалы, цитаты.
| Анализ стихотворения.
Тема, идея.
| Самобытность.
Любовь к природе, родине.
Патриот.
Чувство родины.
Уважение к человеку, труду.
Восприятие человеком природы.
Природный храм.
Пробуждение.
Обновление.
Вера в лучшее.
Душевные невзгоды.
Надежда.
Вера.
Исцеление.
Семейный покой.
Счастье, покой.
| Размышления.
Проговаривание.
Ответы на вопросы.
Выборочное чтение.
Цитирование.
| Дописать сочинение.
|
45.
| Внеклассное чтение: Г.Гейне. «На севере диком…».
| Вспомнить стихотворение М.Лермонтова «На севере диком…»
| Контраст.
Ирония.
Аллегория.
Сравнения.
Эпитеты.
| Трагическое.
Уродливое.
Истина.
Невозможность воплощения мечты.
| Сравнение разных вариантов перевода.
Обосновать свою точку зрения.
Рассматривание иллюстрации.
| Читать «Робинзон Крузо» - стр.68-78; составить вопросы по содержанию.
|
46
| Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X). Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд.
| Роды и жанры литературы.
Эпические произведения, их признаки, в.Б1, стр.67.
Детские мечты.
«Свой» необитаемый остров» Д.Дефо.
| Роман, повесть, рассказ.
Приключенческий роман.
Личный дневник.
| Настойчивость.
Нарушение сыновьего долга.
Наказание.
Стыд.
Раскаяние.
«Виновник собственных несчастий».
Отчаяние.
Смекалка.
Находчивость.
| Обсуждение прочитанных глав, ответы на вопросы.
Выборочное чтение.
Характеристика главного героя.
| Читать главы XXI, XXVI, XXVII.
Найти в тексте способы выживания в экстремальной ситуации, сделайте «открытия» вместе с Робинзоном.
Для желающих: пересказ эпизода о спасении Пятницы.
|
47.
| Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы XXI, XXVI, XXVII). Воля и труд.
| Приключенческий роман.
Кто герои.
Что узнали.
Реализация д/з.
|
| Смекалка.
Находчивость.
Рациональность.
Расчётливость.
Воля.
Труд.
| Выборочное чтение.
Ответы на вопросы.
Описание состояния, психологические детали.
| Читать главы XXVIII, XXX.
Творческое задание: напиши письмо Робинзону на необитаемый остров.
|
48.
| Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы XXVIII, XXX). Воля и труд.
| Приключенческий роман.
Кто герои.
Что узнали.
Реализация д/з.
|
| Смекалка.
Находчивость.
Рациональность.
Расчётливость.
Воля.
Труд.
Желание жить.
| Выборочное чтение.
Ответы на вопросы.
Описание состояния, психологические детали.
| Письменный ответ на в.В3, стр.112 или в.Ж.
|
49.
| Р.р.№4. Обучающее сочинение-рассуждение. «Что помогло Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове?»
| Сочинение-рассуждение.
План.
Рабочие материалы.
Цитаты.
|
| Смекалка.
Находчивость.
Рациональность.
Расчётливость.
Воля.
Труд.
Желание жить.
| Обсуждение темы, идеи.
| Вспомните экстремальный случай, произошедший с вами или вашими знакомыми, расскажите о нём. Что помогло выйти из этой ситуации?
|
50.
| А.С. Грин. Повесть «Зелёная лампа». Человек в необычной ситуации.
| Что значит необычная ситуация? Какие способы знаете, чтобы выйти из подобных ситуаций?
А.Грин. Трудная жизнь. Мечты, вера в лучшее.
| Эпические жанры.
Повесть.
| Жизненные невзгоды.
Ковать характер.
Благородство.
Душевная высота.
Бесстрашные, сильные мужчины и надёжные, искренние женщины.
| Чтение 1 части, обсуждение, ответы на вопросы, подбор заголовка.
Описание поведения, душевного состояния героя.
| Прочитать 2 часть, озаглавить.
Письменно ответить на вопрос В4 или В5.
Творческое задание для желающих: напиши письмо своим одноклассникам от лица главного героя.
|
51.
| А.С. Грин. Повесть «Зелёная лампа». Проблема испытания и преодоления.
| Обсуждение письменных домашних работ.
| Эпические жанры.
Повесть.
| Жизненные невзгоды.
Везение, удача.
Ковать характер.
Благородство.
Душевная высота.
Бесстрашные, сильные мужчины и надёжные, искренние женщины
| Размышление над жизненными уроками повести.
Что изменяет нас, нашу жизнь?
| Подумать над вопросом: «Что в жизни главнее: везение или упорный труд?».
Подобрать цитаты для аргументов.
|
52.
| Р.р.№5. Обучающее сочинение-рассуждение «Что в жизни главнее: везение или упорный труд?»
| Сочинение-рассуждение.
План.
Рабочие материалы.
Цитаты.
| Эпические жанры.
Повесть.
Образ героя.
| Жизненные невзгоды.
Везение, удача.
Ковать характер.
Благородство.
Душевная высота.
Бесстрашные, сильные мужчины и надёжные, искренние женщины.
| Письменная работа
| Статья учебника – стр.120-121, выписать слова и выражения, чтобы ответить на вопрос: Каким вы представили себе А.Платонова?
|
53.
| А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Человек в экстремальной ситуации.
| Эпические жанры.
Рассказ.
Экстремальная ситуация.
| Пейзаж.
Портрет.
Психологическая деталь.
| Жизненные испытания.
Упорство.
Любимая работа.
| Подбор заголовков к частям рассказа.
Сжатый пересказ событий.
Выборочное чтение: описание природы, людей, описание действий людей Характеристика героев.
| Прочитать 3-4 главы, озаглавить.
Ответить на в.В2.
|
54.
| А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Человек в экстремальной ситуации.
| Эпические жанры.
Рассказ.
Экстремальная ситуация.
Особенности платоновского стиля.
| Пейзаж.
Портрет.
Психологическая деталь.
| Жизненные испытания.
Упорство.
Любимая работа.
Умение понять, почувствовать другого, помочь во что бы то ни стало.
| Сжатый пересказ событий.
Выборочное чтение: описание природы, людей, описание действий людей Характеристика героев.
| Письменный ответ на вопрос: стр.136, в.1 или в.2.
|
55.
| И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Природа как тайна. Человек и природа в рассказе.
| Тургенев, тургеневские места
Ответ на в.А, стр.137.
| Рассказ.
Предания, поверья.
| Русская деревенская жизнь.
Умение всматриваться в незнакомую жизнь.
Умение видеть в обычных людях сильные характеры.
Любовь.
Творчество.
Вдохновение.
| Выборочное чтение статьи на стр.137-138: что такое «Записки охотника», образ рассказчика.
Чтение по ролям.
Словесное рисование картин природы, образы и характеры мальчиков.
| Дочитать до конца со стр.155 (от слов «Страшный, резкий крик..»).
Доделать план рассказа.
Для желающих: наизусть проза – описание ночи (стр.155: «Торжественно и царственно стояла ночь…»).
|
56.
| И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Природа как тайна. Человек и природа в рассказе.
| Реализация д/з.
| Рассказ.
Предания, поверья.
Образы героев.
Состояние героев.
Описание.
Эпитеты.
Сравнения.
План рассказа.
| Русская деревенская жизнь.
Умение всматриваться в незнакомую жизнь.
Умение видеть в обычных людях сильные характеры.
Любовь.
Творчество.
Вдохновение.
| Чтение по ролям.
Словесное рисование картин природы, образы и характеры мальчиков.
Рассматривание иллюстраций.
| Письменный ответ: в.Б5, стр.161.
Для желающих: в.В1,2.
|
57.
| Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога». Внутренний мир человека.
| Вспомни рассказы Тургенева, Гаршина, Чехова. Сравни их темы, героев, авторскую позицию. Скажи, чем похожи произведения.
| Рассказ-фантазия.
| Глубокий таинственный внутренний мир.
| Чтение с комментариями.
Описание природы.
Состояние девочки.
| Дочитать, ответить на в.2,3 стр.172.
Для желающих: составить 2-5 «тонких» и «толстых» вопроса по рассказу.
|
58.
| Дж. Лондон. Повесть «Сказание о Кише». Человек и природа. Характер главного героя.
| Повесть.
Сказание.
|
| Сильная личность,
ищущая своё место в жизни.
Твёрдость воли.
Бесстрашие.
Вера в справедливость.
| Размышление: в.1, стр.173.
Выборочное чтение и пересказ эпизодов при ответах на в.Б1, В1,2.
| Ответить на в.2, стр.183.
|
59.
| В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации.
| Вспомни, кто из писателей создавал свои произведения по детским воспоминаниям.
В.П.Астафьев. ответ на в.2, стр.184.
| Рассказ.
Пейзаж.
Портрет, психологическая и бытовая деталь.
| Наблюдательность.
Трудолюбие, привычка к труду.
Внимание и уважение к старшим, их советам.
| Размышление: в.А, стр.185.
Образ героя.
| Дочитать до стр.200, найти описание тайги, описание действий мальчика.
Для желающих: представить описание и рисунки рыб; наизусть описание тайги.
|
60.
| В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Преодоление себя.
| Реализация д/з.
| Рассказ.
Пейзаж.
Портрет, психологическая и бытовая деталь.
| Наблюдательность.
Трудолюбие, привычка к труду.
Внимание и уважение к старшим, их советам.
Умение не падать духом, всё просчитать, вспомнить, чему учили взрослые.
| Работа в группах. Умение обобщить информацию, цитировать текст.
| Дочитать, ответы на в.Б2,3.
Для желающих: рисунки, викторина, кроссворд; напиши письмо Васютке, поддержи его в трудную ситуацию, похвали его за…
|
61
| В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Преодоление себя.
| Реализация д/з Экстремальная ситуация,
| Пейзаж.
Портрет, психологическая и бытовая деталь.
| Нарушение правил, ошибка, наказание, преодоление себя.
| Выборочное чтение, ответы на вопросы.
Сравнение двух произведений и героев – стр.212, в.В1.
| Сделать кластер «Васютка»
Подобрать цитаты из рассказа, характеризующие мальчика.
|
62.
| Р.р.№6. Обучающее сочинение-описание «Главный герой в рассказе В.П. Астафьева».
| Сочинение-описание.
Особенности этого вида работы.
Из чего состоит характеристика героя.
| Внешний и внутренний портрет.
Речевая характеристика
Поступки.
Отношение к другим.
Отношение к нему.
Жизненные правила.
| Наблюдательность.
Трудолюбие, привычка к труду.
Внимание и уважение к старшим, их советам.
Умение не падать духом, всё просчитать, вспомнить, чему учили взрослые.
Преодоление себя.
| Письменная работа.
| Дописать сочинение
Опережающее задание: подготовка к уроку Вн.чт. (раздать задания) и читательской конференции (задания повесить на стенд).
|
63.
| О Генри. Рассказ «Вождь краснокожих». Необычная ситуация. Комическое.
| Необычная ситуация.
О Генри.
| Комическое.
Приёмы комического.
| Зло.
Расплата.
| Чтение с комментариями.
Ответы на вопросы
| Дочитать, ответы на вопросы: В.1,2,3.
Для желающих: пересказ понравившихся эпизодов.
|
64.
| М.М. Зощенко. Рассказ из цикла «Лелька и Минька»: «Ёлка». Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
| Октябрьская революция.
Гражданская война.
М.Зощенко.
| Смех, сатира.
| Честное и справедливое отношение к людям.
Мир взрослых и мир людей.
| Размышление: что в рассказе смешно, а что грустно.
| Читать «Галоши и мороженое», ответить на в.В1,2,3,4.
|
65.
| М.М. Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Галоши и мороженое», «Золотые слова». Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
| Особенности прозы Зощенко.
Обсуждение рассказа «Галоши и мороженое».
| Смех, сатира.
| Честное и справедливое отношение к людям.
Мир взрослых и мир людей.
| Ответы на вопросы по содержанию.
Размышление: стр.245, в.1.
Формулирование общепринятых законов общения.
| Чтение наизусть стихов и прозы о войне;
инсценирование фрагментов из рассказов;
чтение по ролям;
творческая письменная работа «Война и моя семья».
|
66.
| Внеклассное чтение №6 «Мы помним».
| Великая отечественная война. Почему вспоминаем до сих пор?
|
| Любовь к Родине, милосердие, взаимопомощь, товарищество; зло, жестокость, ненависть.
| Выразительное чтение, чтение по ролям, чтение наизусть, развёрнутые высказывания-рассуждения.
| Подготовиться к контрольной работе: повторить термины, вспомнить произведения, авторов, жанры.
|
67.
| Итоговая контрольная работа
|
|
|
|
| Подготовиться к конференции: подготовить рекламу-отзыв о любимом произведении, прочитанном в 5 классе; подготовить рисунки, аппликации, поделки, посвящённые любимым героям и любимым эпизодам; выучить (повторить) строчки любимых произведений; пригласить родителей на конференцию.
|
68.
| |