Главная страница

«Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»



Скачать 37.96 Kb.
Название«Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Дата09.03.2016
Размер37.96 Kb.
ТипУрок

Русский язык, 5 класс.


Урок р/р Тема: « Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана

« Золотая осень».

Цель: обучающая: совершенствовать умение учащихся описывать произведение пейзажной живописи;

развивающая: формирование и развитие компетенций учеников: общекультурной, учебно-познавательной, информационной, личностного самосовершенствования;

воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, изобразительному искусству, любовь к Родине.

Основные понятия: пейзаж

колорит

теплые цвета

холодные цвета

тема

идея

Эпиграф: «В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет.» (К.Паустовский.)

Ход урока.

1. Орг. момент. Подготовка к восприятию темы. Слово учителя:

- У А.С.Пушкина есть стихотворение, в котором он говорит о том, какие чувства и мысли вызывают у него времена года: …… Я не люблю весны;

Скучна мне оттепель: вонь, грязь - весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимою я более доволен, люблю её снега……

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это, наконец, и жителю берлоги, медведю, надоест…

Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…

Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…

Красою тихою, блистающей смиренно……

Из годовых времен я рад лишь ей одной, в ней много доброго……

И с каждой осенью я расцветаю вновь;……

Легко и радостно играет в сердце кровь, я снова счастлив, молод, я снова жизни полон……

- Из этого отрывка становится понятно, что любимым временем года у Пушкина была осень, и поэт во многих стихотворениях воспел красоту этого времени года.

- А какие вы знаете стихотворения или отрывки из стихотворений, воспевающих это время года?

- Не только поэты, но и художники на своих полотнах запечатлели красоту осени. Одним из таких художников является Исаак Ильич Левитан.

- Когда вы слышите слово «осень», какой эпитет ,подчеркивающий красоту этого времени года, вспоминается сразу?

- Вот и у Левитана есть картина «Золотая осень».

- И тема урока: «Подготовка к сочинению по картине Левитана «Золотая осень».

- Цель урока: учиться видеть прекрасное в живописи и выражать свои эмоции в словах.

- Основные понятия, над усвоением которых будем работать: пейзаж, колорит, теплые цвета, холодные цвета, тема, идея.

- Эпиграфом к уроку является высказывание К.Паустовского: «В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет».

- Как вы понимаете слова Паустовского?

- Откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф.

2. Из .нового.

- Слово о художнике .

1. – И сейчас мы послушаем сообщение о художнике.

2. – У Левитана несколько картин, воспевающих красоту осени. И об этом –следующее сообщение.

3. – Почему Левитана называют пейзажистом?

- Что значит пейзаж?

- Для чего художники пишут пейзажи?

3. Закрепление.

Описание картины «Золотая осень».

1. – Почему картина так называется?

- На стр. 15 учебника даны высказывания русских писателей и поэтов. Давайте их прочитаем.

- А теперь ещё раз объясните ,почему картина называется «Золотая осень», но для ответа используйте СС из прочитанных высказываний.

- Рассмотрите общий план картины. Что изображено?

- А в наших местах встречаются подобные пейзажи?

- Доказательством тому ,что вы сказали ,является стихотворение, которое написала ваша одноклассница, Пьянова И.

- Что изображено на заднем плане?

2. Описание деталей картины.

- Рассмотрите и опишите реку, изображенную на картине: воду, берега, прибрежные кусты.

- Как изображено осеннее небо?

- Опишите левый берег реки: березки и осинки, тени стволов, груды опавших листьев.

- Опишите березу, ивы, березовую рощу, всходы озимых на заднем плане.

Составление плана сочинения.

- Из каких частей состоит сочинение?

- Как в плане сформулировать вступление?

- Запишите первый пункт плана.

- О чем можно будет сказать в этой части сочинения?

- Как озаглавить основную часть?

- Какие подпункты?

- О чем скажете?

- Запишите СС: речка с пологими берегами; холодный цвет неподвижной воды; теплое золото листвы берез; побуревшая трава; панорама озимых полей.

- 2- й подпункт.

- О чем скажете?

- Запишите СС: листва золотом горит на солнце, золотые груды опавших листьев, ворохи рыжей листвы.

- 3 -й подпункт.

- Какие эпитеты можно использовать из словаря эпитетов при описании реки? Неба?

- Что можно сказать в этой части сочинения?

Запишите СС: отражения в реке, тающее в небесной лазури облачко.

- 4- й подпункт.

- О чем скажете?

- Запишите СС: нарядная береза в пышном осеннем убранстве; ивы, неподвластные осеннему увяданию; озимые поля; ярко – зеленым пятном.

- 5 -й пункт.

- Что такое колорит? Какие цвета называются теплыми? Холодными?

- Так какие краски использует художник?

- Что можно сказать в этой части сочинения?

- Запишите СС: полон света; теплые светлые, жизнерадостные тона; праздник красок; золотое сияние ясного солнечного дня.

- О чем скажете в заключении?

- О чем скажете в этой части сочинения, станет ясно после работы с упр. 598.

- Выразительно прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подумайте, как можно озаглавить?

- А что такое тема? идея?

( Т: «Сила художника»

Идея : «Сила Левитана»

Заголовок : «Сила художника».)

- Так о чем можно будет сказать в заключительной части? Для ответа используйте слова, СС и предложения из упр. 598.

4. Итог.

- Чему научились за урок?

-Что понравилось?

– Что вызвало затруднения?

- Д/з : написать сочинение на черновике.

- Оценки