|
«Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень» Русский язык, 5 класс. Урок р/р Тема: « Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана
« Золотая осень».
Цель: обучающая: совершенствовать умение учащихся описывать произведение пейзажной живописи;
развивающая: формирование и развитие компетенций учеников: общекультурной, учебно-познавательной, информационной, личностного самосовершенствования;
воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, изобразительному искусству, любовь к Родине.
Основные понятия: пейзаж
колорит
теплые цвета
холодные цвета
тема
идея
Эпиграф: «В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет.» (К.Паустовский.)
Ход урока.
1. Орг. момент. Подготовка к восприятию темы. Слово учителя:
- У А.С.Пушкина есть стихотворение, в котором он говорит о том, какие чувства и мысли вызывают у него времена года: …… Я не люблю весны;
Скучна мне оттепель: вонь, грязь - весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимою я более доволен, люблю её снега……
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это, наконец, и жителю берлоги, медведю, надоест…
Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…
Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…
Красою тихою, блистающей смиренно……
Из годовых времен я рад лишь ей одной, в ней много доброго……
И с каждой осенью я расцветаю вновь;……
Легко и радостно играет в сердце кровь, я снова счастлив, молод, я снова жизни полон……
- Из этого отрывка становится понятно, что любимым временем года у Пушкина была осень, и поэт во многих стихотворениях воспел красоту этого времени года.
- А какие вы знаете стихотворения или отрывки из стихотворений, воспевающих это время года?
- Не только поэты, но и художники на своих полотнах запечатлели красоту осени. Одним из таких художников является Исаак Ильич Левитан.
- Когда вы слышите слово «осень», какой эпитет ,подчеркивающий красоту этого времени года, вспоминается сразу?
- Вот и у Левитана есть картина «Золотая осень».
- И тема урока: «Подготовка к сочинению по картине Левитана «Золотая осень».
- Цель урока: учиться видеть прекрасное в живописи и выражать свои эмоции в словах.
- Основные понятия, над усвоением которых будем работать: пейзаж, колорит, теплые цвета, холодные цвета, тема, идея.
- Эпиграфом к уроку является высказывание К.Паустовского: «В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет».
- Как вы понимаете слова Паустовского?
- Откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф.
2. Из .нового.
- Слово о художнике .
1. – И сейчас мы послушаем сообщение о художнике.
2. – У Левитана несколько картин, воспевающих красоту осени. И об этом –следующее сообщение.
3. – Почему Левитана называют пейзажистом?
- Что значит пейзаж?
- Для чего художники пишут пейзажи?
3. Закрепление.
Описание картины «Золотая осень».
1. – Почему картина так называется?
- На стр. 15 учебника даны высказывания русских писателей и поэтов. Давайте их прочитаем.
- А теперь ещё раз объясните ,почему картина называется «Золотая осень», но для ответа используйте СС из прочитанных высказываний.
- Рассмотрите общий план картины. Что изображено?
- А в наших местах встречаются подобные пейзажи?
- Доказательством тому ,что вы сказали ,является стихотворение, которое написала ваша одноклассница, Пьянова И.
- Что изображено на заднем плане?
2. Описание деталей картины.
- Рассмотрите и опишите реку, изображенную на картине: воду, берега, прибрежные кусты.
- Как изображено осеннее небо?
- Опишите левый берег реки: березки и осинки, тени стволов, груды опавших листьев.
- Опишите березу, ивы, березовую рощу, всходы озимых на заднем плане.
Составление плана сочинения.
- Из каких частей состоит сочинение?
- Как в плане сформулировать вступление?
- Запишите первый пункт плана.
- О чем можно будет сказать в этой части сочинения?
- Как озаглавить основную часть?
- Какие подпункты?
- О чем скажете?
- Запишите СС: речка с пологими берегами; холодный цвет неподвижной воды; теплое золото листвы берез; побуревшая трава; панорама озимых полей.
- 2- й подпункт.
- О чем скажете?
- Запишите СС: листва золотом горит на солнце, золотые груды опавших листьев, ворохи рыжей листвы.
- 3 -й подпункт.
- Какие эпитеты можно использовать из словаря эпитетов при описании реки? Неба?
- Что можно сказать в этой части сочинения?
Запишите СС: отражения в реке, тающее в небесной лазури облачко.
- 4- й подпункт.
- О чем скажете?
- Запишите СС: нарядная береза в пышном осеннем убранстве; ивы, неподвластные осеннему увяданию; озимые поля; ярко – зеленым пятном.
- 5 -й пункт.
- Что такое колорит? Какие цвета называются теплыми? Холодными?
- Так какие краски использует художник?
- Что можно сказать в этой части сочинения?
- Запишите СС: полон света; теплые светлые, жизнерадостные тона; праздник красок; золотое сияние ясного солнечного дня.
- О чем скажете в заключении?
- О чем скажете в этой части сочинения, станет ясно после работы с упр. 598.
- Выразительно прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подумайте, как можно озаглавить?
- А что такое тема? идея?
( Т: «Сила художника»
Идея : «Сила Левитана»
Заголовок : «Сила художника».)
- Так о чем можно будет сказать в заключительной части? Для ответа используйте слова, СС и предложения из упр. 598.
4. Итог.
- Чему научились за урок?
-Что понравилось?
– Что вызвало затруднения?
- Д/з : написать сочинение на черновике.
- Оценки |
|
|