МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
(оценка продуктивности программы)
С позиций:
специалист – учитель – эссе, анкета-опросник.
родитель - опросник, анкета, дневник наблюдений
дети - тест, наблюдение, диалог. Отслеживание результативности прохождения программы проводится с позиций педагога, родителя, воспитателя.
Педагог проводит первичное и итоговое обследование обучающегося с помощью диагностического инструментария, методом наблюдения и тестирования (методика М.М. Безруких, представленная в Приложениях №2-№4)) . Анализирует полученные данные. Так же фиксирует свое внимание на отношение обучающегося к предложенным заданиям, способам достижения поставленной цели, результатам , какой вид помощи принимает и использует ребенок.
Программа занятий с детьми реализуется в тесном контакте с родителями детей или их законными представителями. В начале и в конце учебного года педагог проводит анкетирование или опрос родителей (см Приложение № 5 и №6). Сбор анамнестических данных позволяет педагогу расширить сведения о раннем развитии ребенка и о личных особенностях обучающегося, проявляющихся вне учебного заведения. Родители (законные представители) регулярно сообщают педагогу свои наблюдения о достижениях ребенка в учебной, эмоциональной и познавательной сфере. Также родителям предлагается вести дневник наблюдения за ребенком, где отмечаются его достижения и успехи.
Педагог общеобразовательного учреждения (учитель) в начале обучения передает логопеду информацию (в виде эссе или анкеты-опросника. Представленной в Приложении №7) о сложностях и особенностях ребенка в рамках школьного учреждения. В конце обучения предлагается сообщить о достижениях и оставшихся затруднениях в формировании навыка письма в виде эссе или опросника.
При необходимости логопед может провести консультацию (лекцию) по профилактике оптической дисграфии на уроках (см. Приложение №8).
Отслеживание результатов коррекционного обучения осуществляется путем сравнения данных первичной диагностики с данными итоговой диагностики, а так же с данными заполненных родителями и педагогом общеобразовательной школы.
Необходимые для данного процесса анкеты, являются неотъемлемой частью программы и приведены в Приложении. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое оснащение: кабинет специалиста, компьютер (планшет), магнитофон, доска ученическая, настольная лампа, ковер, тетради, цветные ручки, простые карандаши, ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев, стол учительский с тумбой, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования, настенные доски для вывешивания иллюстративного мате риала, подставка для книг, держатели для схем и таблиц, Учебно-методическое обеспечение:
- Методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и индивидуальных рабочих альбомов, автора Мазановой Е.В;
- Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников. – М.: МГПИ, 2007.
- Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь.М.: Эксмо, 2009.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М., 2001
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003
- Г.Г. Мисаренко
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – М., 1997
- учебные пособия;
- документация: нормативно-правовая, документация специалиста (планирование работы на год, рабочая программа, журнал учета рабочего времени, табель учета посещаемости детей). Дидактический материал и наглядные пособия: диски с музыкой, буквы русского алфавита, таблицы букв, модели слов, рабочая тетрадь №1, 2 (автор Е.В. Мазанова), Карточки для индивидуальной работы «Нотки», кроссворды, сюжетные картинки к сказкам; демонстрационные картинки с изображением героев сказок «Лиса и Журавль», «Емеля», «Царевна-лягушка», Золушки, Лесовичка, Леопольда, «Три медведя» (силуэтные изображения),Знайки, Златовласки, Зевса, картинки с изображением людей различных профессий; пособие «Угадай пословицу», ребусы, изографы, таблица цветов, карточки с печатными и рукописными буквами, карточки с элементами рукописных букв, слоговая демонстрационная таблица для чтения, карточки со слогами, карточки с контурными изображениями, картинки со стилизованными буквами, картинки с изображением: щенка, мышонка, мышат, гнома, кота, лягушонка, мальчика, девочки, два дома, болото, бумаги, тетради, жёлудей, клумбы, грибов, собаки, цыпленка, ящерицы, карточки в виде шариков со схемами слогов, изображение «плана местности», пособие «Ветерок», пособие «Мостики», картинки с точечными изображениями, разрезные картинки (мышата), веревочки, шнурочки, раздаточные карточки – «мышеловки», пособие «Зазеркалье», предметные картинки, пособия «Чайнворд», Нос», пособие «Загадочный ящик», палочки, красные кружки, синие кружки, карандаши цветные, стрелки синего, черного и красного цвета, карточки в виде силуэтного изображения лебедей, карточки овальной формы в виде озёр, карточки с вопросами какой? какая? какие? какое?, мешочки (2 шт.) с гласными буквами, наборы для составления букв из элементов, схемы для образования слов, пособие «Цветы», индивидуальные таблицы «Ящики», листы картона 15x15, пшено, салфетки,образцы картинок для выкладывания, карточки со словами: «всемогущий», «бедная», «умный», «добродушный», «прекрасная», тексты загадок.
Работа с родителями
проведение консультаций;
использование современных технологий (интернет, эл. почта, скайп) для информирования;
анкетирование родителей;
проведение открытых занятий;
проведение родительских собраний на актуальные темы.
СПИСОК ЛИТРАТУРЫ Для специалиста:
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. - М.: ВЛАДОС, 2000.
Барт К. Трудности в обучении. Ранее предупреждение. – М.: Академия, 2006
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. – М.:Эксмо, 2009.
Безруких М.М., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Психофизиология ребенка. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК»,2005.Фактория, 2006.
Безруких М.М. Обучение письму. – Екатеринбург: Рама-Паблишн, 2009.
Безруких М.М. Ступеньки к школе: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.
Безруких М.М., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А. Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников. – М.: МГПИ, 2007.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука для подготовки к школе: 4 рабочие тетради + 32 книжки «Маленькойэнциклопедии». – М.: Ювента, 2001.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Тренируем пальчики, Учимся рисовать фигуры, Учимся находить одинаковые фигуры, Учимся рассказывать по картинкам, Азбука письма: Развивающие тетради.
Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб.: КАРО, 2008.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982 – 1985
Дети с проблемами в развитии / под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Академкнига, 2002.
Закожурникова М.Л. Синтаксис письменной речи учащихся нач.классов.- В кн: Речевое развитие младших школьников/под ред.Рождественского Н.С.-М.,1970.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М., 2001
Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма // Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. - М., 1961
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. -М.,1975
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: ГНОМиД, 2006.
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/ Е.В. Мазанова. –2-е изд., испр. - М.: Издательство «Гнои и Д», 2008 г.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – С-Пб., 1995.
Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – М., 1997
Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под. ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.
Для родителей:
Журнал «Здоровье школьника» - журнал для родителей, ориентированный на возрастную категорию детей от 6 до 17 лет. Самая современная и полезная информация по всем вопросам, касающимся развития, питания, обучения детей. Советы и консультации психологов, врачей, педагогов; интерактивная связь с читателями.
Журнал "Первоклассные родители" - это постоянно действующая площадка для диалога между Департаментом образования города Москвы среди родителей, помочь им сориентироваться в школьной программе, предоставив для этого максимум информации, а также грамотно подготовить ребенка к обучению в средней и старшей школе.
Журнал "Первоклашка " - очень полезное пособие, нужное ученикам всех классов начальной школы. Игровые русский язык, математика, логика. Литература, история, этика, сказки. Конкурсы детских рисунков, стихов, рассказов, юмора и мн. др.
Елена Первушина. Выжить в начальной школе. Как? Книга для умных родителей + CD Электронная энциклопедия "Про все на свете"
Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь
Кулагина И. Ю.Младшие школьники: Особенности развития
Чистякова О.В. Памятки для родителей младших школьников
Фабер Адель, Мазлиш Элейн « Как говорить с детьми, чтобы они учились»
Интернет-ресурсы:
1. www.prezentazia.ru (27.10.12, 20.03.13)
2. www.prezentazia.org
3. https://deti.spb.ru – Региональный сайт детских библиотек.
4. https://detskiy-mir.net/rating.php - Детский мир. Каталог детских ресурсов. Все сайты детской тематики.
5. https://kidsbook.narod.ru – Kidsbook: библиотека детской литературы.
6. https://nsportal.ru (15.03.13)
7. https://develop-kinder.com
Приложение № 1
Характеристика интернет-ресурсов
| Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов
|
| Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября»
|
| Электронная версия газеты, рубрики – новости, представлены материалы к уроку по предметам начальной школы, контрольные работы и многое другое
|
| Сайт Занкова, представлены статьи и научные работы по системе Занкова
|
| Сайт Межшкольного Ресурсного Центра , создан для поддержки деятельности учителей в сфере информационно-компьютерных технологий. Любой учитель, заглянувший на сайт, обязательно должен заглянуть в методическую копилку, где доступно для скачивания все, что нужно педагогу для работы : календарные и поурочные планы, дидактика, тесты, сценарии, олимпиадный и экзаменационный материал
|
| Детские электронные книги и презентации. Здесь можно найти адреса сайтов с презентациями к урокам
|
| В фотогалерее лежат иллюстрации к урокам для начальной школы, в кинозале – коллекция образовательных мультиков и слайд-шоу, в библиотеке собрано более 500 ссылок на разработки уроков для начальной школы, статьи, полезные сайты
|
| Журнал «Начальная школа». Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ
|
| Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы
|
| Сайт «Старые добрые сказки»
|
| Азбука в картинках и стихах для учеников 1-го класса
|
| Cайт «Страна Мастеров» объединяет учителей и учащихся, родителей и детей, состоявшихся мастеров и новичков. Тематика сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда. Наша цель: развитие творческих способностей. Материалы к урокам труда
|
| Cайт сети творческих учителей, создан для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий. Здесь Вы найдете всевозможные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе. Сообщество учителей начальной школы - «ИКТ в начальной школе»
|
| Образовательные ресурсы по предметам
|
| На сайте расположено большое количество фотографий флоры и фауны
|
| Cвободная энциклопедия Википедия
| Толковый словарь В. Даля ON-LINE
| Толковый словарь Даля
|
| Информационные технологии в образовании, раздел «Информатика малышам», уроки информатики в начальной школе
|
|
| Интернет ресурсы для детей
| Детский журнал «Костер». Журнал веселых и любознательных. Здесь вы найдете сказки, приключения, фантастику для детей, школьников, подростков, молодежи и родителей. Анекдоты, истории, детские стихи, веселые рассказы, пародии, приколы, картинки
|
| Ребятам о котятах. Здесь вы найдете самые интересные "кошачьи" материалы из книг и из Интернета: сказки, стихи, игры, картинки и многое другое
|
| Детский портал «Солнышко». Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт, служба рассылки виртуальных открыток.
|
| На сайте Вы найдете смешные детские песенки, старые добрые сказки, потешки и прибаутки, загадки, скороговорки, колыбельные
|
| . Здесь можно учиться, играть и веселиться, смотреть мультфильмы, разгадывать загадки и ребусы. В Теремке каждый найдет для себя что-то интересное
|
| Каталог детских ресурсов
|
Приложение №2 Диагностика навыка письма и чтения по М.М. Безруких
Предлагаемая методика оценки сформированности навыков письма у школьников 1-х классов может быть альтернативной при оценке соответствующих навыков. На практике часто требуется не только количественно (с помощью отметки) оценить навыки письма, но и выявить причины возникающих трудностей как на начальном этапе их формирования (у учащихся 1-х классов), так и на завершающем (у учащихся 4-х классов). Выявление причин трудностей навыков письма позволяет правильно по-
строить не только коррекционную работу, но и организовать дальнейшее обучение ребенка с учетом его особенностей. Качественная и количественная оценка возникающих проблем письма и чтения, предложенная в методике, совместила логопедический и традиционный педагогический подходы.
Качественные критерии учителю необходимы для оценки уровня сформированности навыков,выявления ведущих причин трудностей, построения коррекционной работы, выбора правильной методики обучения в дальнейшем.
Количественные критерии позволяют учитывать особенности формирования этих навыков у учащихся одного класса, параллели, школы, проводить сравнительные исследования в начале и конце
учебного года, на начальном и заключительном этапах обучения и т.д.
При проведении обследования следует учитывать следующие рекомендации:
-проводить оценку сформированности навыков письма и чтения целесообразно индивидуально у каждого, внимательно наблюдая за тем, как ребенок выполняет задание, отмечая возникающие за-
труднения, необходимость дополнительных вопросов, подсказок и т.п.;
- не следует торопить ученика, выражая свое нетерпение или недовольство;
- не рекомендуется обсуждать с ребенком цель работы, тем более запугивать его («сейчас прове-рим... оценим...» и т.п.);
- не рекомендуется проводить оценку после болезни ребенка, в состоянии утомления или эмоционального напряжения. |