Оценка сформированности навыка письма учащихся в 1-2-м классе
В 1-м классе формирование навыка письма только начинается. Поэтому методика включает задания, позволяющие судить о трудностях формирования и их возможных причинах. Количество предложенных заданий и их последовательность составлены с учетом особенностей работоспособности детей данного возраста. В индивидуальных случаях для более четкого представления характера трудностей количество заданий может быть увеличено (дополнительно можно предложить диктант букв, слогов,слов, списывание букв и слов и т.д.). Во время обследования учитель должен диктовать в том темпе,который удобен ученику, повторять столько раз, сколько необходимо, четко формулировать задания.
Предложения для списывания и сюжетные картинки следует предлагать ученику после инструктажа(что и как делать). Задание 1. Диктант текста (4 предложения).
Каждое предложение диктуется отдельно.
У Юли жил хомяк. Звали его Пушок. Щеки у хомяка были толстые. Юля часто кормила Пушка.
Инструкция.
Внимательно послушай, запомни и напиши предложение. Пиши в том темпе, в котором тебе удобно. Задание 2. Списывание предложений.
а) с печатного текста («Небо затянули тяжёлые осенние тучи»);
б) с письменного текста («На деревьях скоро появятся листочки»).
Инструкция. Перепиши два предложения в тетрадь (на листок) и проверь правильность написания. Задание 3. Самостоятельное подписывание двух сюжетных картинок (по 1 предложению).
Инструкция. К каждой картинке придумай одно предложение и запиши его в тетрадь (на листок),проверь правильность написания.
Для проведения обследования учащихся можно использовать специальный бланк (см. Приложение ,Бланк № 1).
Характер нарушений почерка позволяет выявить как специфические, так и неспецифические при-
чины трудностей формирования навыка письма.
Отдельно оцениваются нарушения почерка по следующим критериям:
Тремор (дрожание руки): 1 балл – нет тремора; 2 балла – тремор появляется к концу работы; 3 бал-
ла – выраженный тремор по всей работе.
Границы письма: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – «нестабильное» нарушение границ 1–2 раза;
3 балла – несоблюдение поля рабочего листа (либо пересекает границы, либо сильно не дописывает).
Нестабильность конфигурации букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – непостоянные нарушения
написания элементов букв; 3 балла – устойчивая нестабильность конфигурации букв, нет четкости и
правильности написания элементов.
Нестабильность высоты и ширины букв: 1 балл – нет нарушений; 2 балла – наблюдается неста-
бильность к концу работы; 3 балла – выраженная нестабильность высоты и ширины букв.
В итоге подсчитывается суммарный балл нарушений почерка: 4 балла – минимум (почерк формируется без нарушений); 12 баллов – максимум (выраженные нарушения почерка). При оценке почерка важно понять, насколько стабильны те или иные нарушения, как часто проявляются. Оценка 8 баллов и более свидетельствует о трудностях формирования графического навыка письма.
Для выявления нарушений почерка учащихся 1-х классов можно использовать дополнительные задания (См. Приложение , Бланк № 2).
Навык письма предполагает качественную оценку, для чего все ошибки классифицируются по типу нарушений. Выделяют следующие типы ошибок:
1. Ошибки звуко-буквенного анализа (перестановки, пропуски, вставки, недописывания, контаминации).
2. Ошибки смешения букв по акустико-артикуляционному сходству (глухие – звонкие, свистящие –шипящие, соноры, аффрикаты и др.).
3. Ошибки конфигурации букв (написание лишних или недописывание нужных элементов, неправильное пространственное расположение элементов, зеркальное письмо).
4. Ошибки обозначения мягкости (гласными второго ряда, буквой ь).
5. Персеверации (многократное повторение отдельных элементов) или антиципации (преждевременное совершение действия).
6. Пропуск слова или предлога.
7.Ошибки отграничения речевых единиц (слитное написание слов, раздельное написание одного
слова, неправильный перенос слова, пропуск запятой или точки, ненаписание заглавной буквы, написание каждого предложения с новой строки).
8. Аграмматизмы (нарушения словообразования, согласования, управления, употребления пред-
логов).
9. Орфографические ошибки.
В итоге подсчитываются сумма ошибок по каждому типу нарушений и итоговая сумма ошибок. Таким образом, выделяются доминирующие типы ошибок учащегося.
Знание типичных ошибок письма позволит учителю сделать предположение о возможных причинах их возникновения, что необходимо для грамотного построения дальнейшей коррекционной работы.
Результаты обследования учащихся заносятся в специальный итоговый протокол оценки навыка письма (см. Приложение , Бланк № 3).__
Приложение № 3
Бланк № 1
Задания для оценки навыка письма учащегося 1-го класса*
Фамилия, имя __________________________________ Класс ____________
Задание 1. Диктант.
Задание 2. Списывание двух предложений. 1-й класс.
Н е б о з а т я н у л и т я ж ё л ы е о с е н н и е т у ч и .
Н а д е р е в ь я х с к о р о п о я в я т с я л и с т о ч к и .
Задание 3. Самостоятельно подписать 2 картинки (составить по 1 предложению).
---------------------------------------------------------------------------------------------------- Бланк № 2
Задания для оценки почерка учащегося 1-го класса*
Фамилия и имя _______________________________ Класс ____________ Задание 1. Списывание слов с рукописного текста.
с о в а , в о д а , б у д к а , т о п о р , к р у г и , Н и к а , Л и л я , щ и т Задание 2. Списывание двух предложений с рукописного текста.
З и м ы ж д а л а , ж д а л а п р и р о д а . Н а м н а д о б ы л о и д т и
д о м о й ч е р е з д у б р а в у .
* Инструкцию к каждому заданию для ученика зачитывает или проговаривает учитель Задание 3. Списывание слов с печатного текста.
с о с н а , к н и г а , п т и ц а , т у ч а , ч а щ а , ж и з н ь , с у ш и т ь Задание 4. Списывание двух предложений с печатного текста.
Н а у л и ц е и в о д в о р е м н о г о с н е г а . Р и т а в а р и л а к а ш у .
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Бланк № 3
Протокол оценки навыка письма учащегося 1-го класса
Фамилия, имя _______________________________________________________________
Дата исследования ______________________ Класс _________________
Дата рождения _________________________ Возраст _______________
Виды ошибок
|
| Задания
| ИТОГ
| 1
| 2
| 3
| Ошибки звуко-буквенного анализа
| Перестановки
|
|
|
|
| Пропуски
|
|
|
|
| Вставки
|
|
|
|
| Недописывания
|
|
|
|
| Контаминации
|
|
|
|
| Смешение букв по акустико-
артикуляционному сходству
| Глухие – звонкие
|
|
|
|
| Свистящие – шипящие
|
|
|
|
| Лабиализованные
|
|
|
|
| Соноры
|
|
|
|
| Аффрикаты
|
|
|
|
| Ошибки конфигурации букв
| Разное количество элементов
|
|
|
|
| Пространственное расположение элементов
|
|
|
|
| Зеркальное письмо
|
|
|
|
| Обозначение мягкости
| Гласными 2 ряда
|
|
|
|
| Буквой ь
|
|
|
|
| Персеверации/антиципации
|
|
|
|
|
| Пропуск слова/предлога
|
|
|
|
|
| Отграничение речевых единиц
| Слитное написание слов
Пропуск точки
|
|
|
|
| Раздельное написание слова
|
|
|
|
| Неправильный перенос слова
|
|
|
|
| Нет заглавной буквы
|
|
|
|
| Каждое предложение с новой строки
|
|
|
|
| Аграмматизмы. Нарушения
| Словообразования
|
|
|
|
| Согласования
|
|
|
|
| Управления
|
|
|
|
| Употребления предлогов
|
|
|
|
| Орфографические ошибки
|
|
|
|
|
| Общий итог
|
|
|
|
|
| Нарушения почерка
| Тремор
|
|
|
|
|
| Нарушения конфигурации букв
|
|
|
|
|
| Нестабильная высота и ширина букв
|
|
|
|
|
| Границы письма
|
|
|
|
|
Приложение № 4
Психодиагностика познавательных особенностей детей младшего школьного возраста
| 1. Восприятие
Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов (Методика Головиной)
Оснащение: таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука).
Инструкция
Экспериментатор дает детям задание дорисовать эти предметы ("Дорисуй треугольники" и т.п.). Подчеркивается, что все шесть треугольников одинаковой величины. Ребенку дают для работы копии таблиц, предварительно выполненные на листах бумаги размером А4 (21 х 30 см).
Обработка результатов
Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами этого типа дает возможность составить представление о способности ребенка к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение.
2. Мышление
Для оценки вербально-логического мышления необходимы бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков.
Оснащение: бланки методики "Исключение слов". Методика состоит из 15 серий в каждой серии — по 4 слова.
Бланк методики "Исключение слов"
1. Книга, портфель, чемодан, кошелек. 8. Дедушка, учитель, папа, мама. 2. Печка, керосинка, свеча, электроплитка. 9. Иней, пыль, дождь, роса. 3. Часы, очки, весы, термометр. 10. Вода, ветер, уголь, трава. 4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед. 11. Яблоко, книга, шуба, роза. 5. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор. 12. Молоко, сливки, сыр, хлеб. 6. Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы. 13. Береза, сосна, ягода, дуб. 7. Дерево, этажерка, метла, вилка. 14. Минута, секунда, час, вечер. 15. Василий, Федор, Семен, Иванов.
Процедура проведения
Исследование проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание.
Инструкция испытуемому
"Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок". Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один-два примера, но не из экспериментальной карточки исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание — вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова.
Оценка выполнения
Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ — 2 балла, за неправильный — 0.
Ключ: 1) книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пыль, 10) ветер, 11) яблоко, 12) хлеб, 13) ягода, 14) вечер, 15) Иванов.
Для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника предназначена методика «Матрица Равена». Оснащение: 10 постепенно усложняющихся матриц Равена
Процедура проведения
Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.
Оценка выполнения
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл 1.
Выводы об уровне развития:
10 баллов 8-9 баллов 4-7 баллов 2-3 балла 0-1 балл
| очень высокий.
высокий.
средний.
низкий.
очень низкий.
| Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ [номер выбираемого флажка]): 1 — 7,2 — 6,3 — 6,4 — 1,5 — 2,6 — 5,7 — 6, 8-1,9-3,10-5.
3. Память
Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Поэтому желательно использовать следующие 3 методики : для изучения типа памяти, для определения объема кратковременной зрительной памяти, для оценки объема кратковременной слуховой памяти.
Ход выполнения задания
Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания (списки прилагаются). Первый ряд слов читает экспериментатор с интервалом в 4— 5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Через некоторое время (не меньше 10 минут) испытуемому предлагается второй ряд слов, который он читает молча и затем записывает (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва испытуемому предлагается для запоминания третий ряд слов: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и "записывает" пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает те из них, которые успел запомнить. После перерыва предлагаются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово (зрительно-слухово-моторное запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.
| |