Главная страница

Программа по развитие зрительного гнозиса, как профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста



НазваниеПрограмма по развитие зрительного гнозиса, как профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
страница8/8
Ковалева Марина Николаевна
Дата03.04.2016
Размер1.04 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6   7   8

1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

Воображение младших школьников.

Методика "Дорисовывание фигур"

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кру жок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).


Приложение № 5
Анкета для родителей (начало года).

Уважаемые родители! Данные приведенные Вами конфиденциальны и будут использоваться исключительно для оказания пользы ребенку.
Дата заполнения _____________________________

Фамилия, имя Вашего ребенка, дата рождения _________________________________________________________________

Перечислите основные жалобы и проблемы в порядке значимости для Вас__

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ранее развитие ребенка:

Когда начал держать головку ____________, сидеть _______________, стоять __________________, ходить ______________, схватывать предметы _____________________, доставать предметы __________________________

Когда появилась первая улыбка ______________________________________

Прислушивался ли к голосу взрослого, звуку или игрушке? __________________________________________________________________

Когда появился лепет ( слогоподобные вокализации (типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п.) ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Когда появились первые слова __________________________________________________________________

Была ли любимая игрушка? Участвовал в совместной игровой деятельности_______________________________________________________

Есть ли интерес к книгам? __________________________________________________________________

Какая реакция на громкие звуки? Имеются ли нарушения слуха______________________________________________________________

Есть ли нарушения зрения? __________________________________________

Есть ли в роду леворукость?__________________________________________

Активен или пассивен ребенок________________________________________

С удовольствием ли ходит в школу?___________________________________

Как проходил адаптационный период__________________________________

Отношение ребенка к школьным ошибкам? _____________________________

Какие ошибки допускает в домашних условиях при самостоятельном чтении произведений______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение к сверстникам ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши надежды и ожидания от занятий со специалистом ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажите количество баллов, которое на Ваш взгляд соответствует уровню развития ребенка.



Параметры для оценки


Начало обучения

Дата___________

Конец обучение

Дата __________

1

Уровень развития представления об окружающем мире:

- о себе;

- о членах семьи;

- о предметах ближайшего окружения.







2

Уровень развития представления о форме предметов







3

Уровень развития представления о величине предметов







4

Уровень развития представления о цвете предметов








Баллы: 0- ребенок не обращает внимания, у него не возникает интереса.

  1. обращает внимание при дополнительной стимуляции со стороны взрослых.

  2. самостоятельно обращает внимание, но не использует знания в повседневной деятельности.

  3. обращает внимание, активно интересуется, использует знания в повседневной деятельности.


Приложение № 6

Общ Анкета для родителей (конец года)
Дата заполнения _____________________________

Фамилия, имя Вашего ребенка, дата рождения__________________________________________________________

Какие успехи своего ребенка Вы отметили после курса занятия с учителем-логопедомм________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши предложения и пожелания на следующий период обучения __________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ее звучание речи

Приложение № 7

Анкета для учителя (другого специалиста)

Уважаемые коллеги! Просим Вас заполнить анкету на ребенка, для осуществления качественного образовательного процесса. Спасибо!

ФИО ребенка____________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________

ФИО учителя (другого специалиста)_____________________________________________________

Общие сведения:

  1. С какого возраста ребенок посещает школу_________________________________

  2. Как долго ребенок посещает центр__________________________________________

  3. Кто чаще приводит ребенка в школу (центр)_________________________________

  4. Кто чаще забирает ребенка из школы (центра)_______________________________

  5. Как проходил адаптационный период_______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Посещает ли занятия других специалистов (логопед, дефектолог, психолог и т.д.)____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли сопутствующие заболевания____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравнительные сведения:

Параметры

Начало обучения

Дата_________________

Конец обучения

Дата_____________________

С каким настроением приходит в школу (центр)







Быстро ли вступает в контакт со взрослыми (учителями и специалистами)







Характеристика речи и словарного запаса (опишите)








Особенности почерка (для учителей)







Наличие редких ошибок при письме (для учителей)







Наличие устойчивых ошибок на письме







Навыки самообслуживания








Может ли выполнить просьбу-инструкцию








Осуществляет действия самостоятельно или при внешнем контроле







Находит ли общие интересы со сверстниками, участвует ли в совместной деятельности







Есть ли друзья в классе, группе








Во что любит играть, чем увлекается








Участвует ли в праздниках, заучивает ли стихотворения и песни







Поведение на уроках, занятиях (усидчив, невнимателен, беспокоен и т.д.)








Кем Вы определите ребенка в классе, группе (лидером, популярным, отверженным и др.)







Что Вас беспокоит в поведении ребенка (агрессивность, пассивность, плаксивость, раздражительность и др.)







Что наиболее успешно выполняет ребенок








Особенности ребенка на Ваш взгляд








На что необходимо обратить внимание по Вашему мнению







Дополнительно








Приложение № 8

Рекомендации для учителей

«Упражнения для предупреждения оптической формы дисграфии»

Профилактическая работа проводится в следующих направлениях:

1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).

2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.

3. Формирование пространственно-временных представлений.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией.

6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

7. Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.

Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.

С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как:

• назвать контурные изображения предметов,

• назвать перечеркнутые контурные изображения,

• назвать наложенные друг на друга и т.п.

В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга и т.п.

Кроме того, проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине.

Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:

1. Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5-6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.

2. Дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.

3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других.

4. Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.

5. Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Далее учащиеся тренируются в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.

Следующее по сложности задание – вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Такие упражнения создают предпосылки для воспитания позиционного анализа звуков в составе слов.

Своеобразным продолжением развития пространственных дифференцировок становится изучение темы «Предлоги» (тех из них, которые имеют конкретное пространственное значение).

Выяснение круга временных представлений учащихся предполагает уточнение и активизацию соответствующего словарного запаса, а также пропедевтику усвоения времен глагола.

Одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами Например:

1. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз).

2. Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.

3. Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти).

4. Сконструировать буквы рукописного шрифта из предъявленных элементов рукописных букв.

5. Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.

6. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.

7. Реконструировать букву, добавляя элемент: из л – м, х – ж, п – т.

8. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: в–д, т–ш.

Для развития графомоторных навыков ребенка могут быть рекомендованы такие задания, как штриховка по контуру, срисовывание геометрических фигур, обводка заготовленных образцов рукописного текста через прозрачную кальку, письмо букв, слов и фраз по трафарету, дорисовывание незаконченных рисунков или законченных изображений с недостающими деталями, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти и т. п.

Продолжением работы по развитию зрительного анализа и синтеза является уточнение и дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Сначала уточняются оптико-пространственные дифференцировки на действиях с картинками, геометрическими фигурами, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы букв. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок – к более тонким).

Переходя к рукописному шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, по исходной инструкции, под команду – с постепенным убыстрением темпа. При дифференциации таких букв основная задача логопеда – научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки).

Полезен устный диктант слогов, слов – когда дети в ответ выписывают букву в воздухе, либо пальцем – на поверхности стола.

Для лучшего усвоения оптических образов смешиваемых букв их соотносят с какими-либо сходными предметами, изображениями: «о» - с обручем, «ж» - с жуком, «п» - с перекладиной и т. д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, срисовывание.

Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте.

Виды заданий очень многообразны.

Так, для работы над буквенным гнозисом И.Н. Садовникова предлагает предлагает упражнения на списывание: а) с рукописного текста; б) с печатного текста; в) осложненное заданиями логического и грамматического характера. Следует учить списывать слогами, затем целыми словами и словосочетаниями, которые после их запоминания закрывают, а затем для проверки написанного учеником вновь открывают.

С первых упражнений в списывании желательно воспитывать у школьников навыки самопроверки, для чего педагог, просматривая работы, не исправляет ошибки, а лишь отмечает их наличие на полях, на уровне соответствующих строк, предлагая ученику сверить свою запись с текстом учебника, карточки, доски.

Также, Садовникова отмечает особую ценность графического диктанта, который выполняет контрольную функцию, но является щадящей формой контроля, т.к. исключает из поля зрения учащихся другие орфограммы. Именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешиваемых звуков на таких сложных по звуковому составу словах, какие не могут быть включены в текстовые диктанты.

Методика проведения графического диктанта:1. Перед детьми ставится задача определять по слуху только изучаемые звуки, например звонкий з и глухой с (случаи оглушения звонкого согласного на данном этапе не включаются в текст). Слова, не содержащие указанных звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука — двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слов. Если один из звуков встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. Так, продиктованная фраза: «В сосновом лесу смолистый запах» в записи выглядит так: « — сс с сс з».

2. Ход графического диктанта:

- логопед (учитель) раздельно проговаривает слова фразы;

- при первом прослушивании ученики молча загибают пальцы по числу слов;

- при повторном чтении записывают, сверяя число письменных обозначений с количеством слов в предложении;

- каждое предложение записывается с новой строки, поскольку в такой записи отсутствуют прописные буквы и точки.

Помимо проверки усвоения основной темы диктанта, этот вид работы позволяет закрепить и ряд других навыков письма: учащиеся воспринимают на слух и отражают в записи членение текста на предложения, предложений — на слова; приучаются вычленять предлоги. Графические диктанты расширяют словарный запас детей, тогда как при текстовой записи выбор слов ограничен сложностью их написания.

Графическую запись можно использовать также при закреплении других изученных тем.

реплении других изученных тем.

1   2   3   4   5   6   7   8