Главная страница

Программа по развитие зрительного гнозиса, как профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста



НазваниеПрограмма по развитие зрительного гнозиса, как профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
страница2/8
Ковалева Марина Николаевна
Дата03.04.2016
Размер1.04 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6   7   8

Должностная инструкции учителя-логопеда.


В основу программы легли:

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 204с.- (Стандарты второго поколения). ISBN 978-5-09-022564-9

- авторские технологии:


  • Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. - М.: ВЛАДОС, 2000.

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – М., 2001

  • Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003

  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – М., 1997

- методические рекомендации и конспекты фронтальных коррекционных занятий и индивидуальных рабочих альбомов, автора Мазановой Е.В. (Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России).

Новизна программы. Социальная значимость. Письменная форма речи в школьном возрасте является важнейшим средством овладения программным материалом. Трудности, связанные с овладением письменной формой речи приводят к школьной дезапдатции, неуспеваемости, психо-эмоциональным расстройствам. Расстройства письменной речи следует дифференцировать с недостаточностью овладения ребёнком программным материалом по чтению и письму, которое может быть вызвано различными факторами (неблагоприятная обстановка в семье, прогулы, неквалифицированность педагога).

Процесс письма имеет сложную структуру и включают большое количество операций. Письмо начинается с замысла. Нужно мысленно создать план письменного высказывания, разделить его составляющие его слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Далее выделенную из слова фонему нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы. Букве, как и звуку, присущи элементы неустойчивости. По своим начертаниям любая буква может быть очень разной: большой и маленькой, заостренной, округлой, кривой. Буква не похожа на себя в зависимости от того, чем, каким цветом и на какой поверхности ее написали. Чтобы научиться писать и читать, необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. По аналогии с фонематическим слухом буквенное зрение правомерно было бы назвать графематическим. Именно это зрение вычленяет из букв спрятанные в них устойчивые признаки, элементы, которые отличают одну букву от другой. Анализ и сравнение буквы сложная задача для первоклассника. Затем ребенок должен воспроизвести с помощью движений руки зрительный образ буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.

Итак, письмо является сложными формами речевой деятельности, многоуровневым процессом. В процессе письма принимают участие различные анализаторы, между которыми устанавливается тесная связь. И если эта связь нарушена или страдает один из этапов данного процесса, то коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Для этого требуется воздействие не только специалистов-логопедов, но и психологов, а также медиков и социальных педагогов, что становится возможным в условиях специализированных центров.

Цель программы – коррекция нарушений формирования навыка письма, путем развития оптического образа буквы.

Задачи логопедической работы:

Обучающие:

1.Формировать универсальные учебные действия:

учить детей правильно сидеть при письме, правильно держать карандаш (ручку) и располагать тетрадь на парте во время письма.

учить детей ориентироваться на листе бумаги и в тетради.

формировать у обучающихся базовые графические навыки.

учить детей произвольно регулировать свою деятельность (работать по правилу и образцу, планировать, контролировать свои действия, оценивать качество выполнения задания).
Коррекционно-развивающие:

1. Корригировать познавательные процессы (восприятие, внимание, память), визуально-перцептуальную и визуально-моторную функции, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.).

2.Развивать речевую активность, обогащать словарный запас.
Воспитательные задачи:

1.Воспитывать трудолюбие, положительное отношение к учебной деятельности.

2.Воспитывать умение работать в группе.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, пишут такие дети медленно, неровно и если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.

У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы, на лицо отсутствие интереса и желания преодолевать свои затруднения. Для них характерна повышенная утомляемость, низкие адаптивные возможности, недостаточный уровень познавательной активности. Особенности двигательной сферы (слабость и утомляемость мышц пальцев и кистей рук, трудности зрительно-моторной и слухомоторной координации, недостаточная точность и скорость моторных действий и др.) затрудняют формирование графомоторных навыков.

Незрелость эмоционально-волевой сферы сказывается на поведении и обусловливает личностные особенности: низкий уровень самостоятельности, недостаточная познавательная активность, отсутствие произвольности в управлении своим поведением, трудности усвоения морально-этических норм. Для детей с ОВЗ характерны трудности коммуникационных отношений: они не умеют общаться со сверстниками, не в полном объеме владеют средствами межличностного взаимодействия.

Познавательное развитие детей с ОВЗ заметно отстает от возрастной нормы. Для них характерна рассеянность зрительного и слухового внимания. Особенности восприятия различных модальностей проявляются в снижении его темпа, сужении объема, недостаточной точности. Дети могут практически соотносить предметы по форме, цвету, величине, однако отмечаются ошибки при их назывании.

Недостатки сенсорного и речевого развития приводят к затруднениям в выделении основных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. У детей с ОВЗ ограничен объем памяти, снижена прочность запоминания, отсутствует точность воспроизведения..

У детей с ОВЗ не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности: не проявляют интерес к заданиям, не доводят работу до конца, не всегда понимают инструкцию, не удерживают ее на протяжении всей работы, не регулируют и не контролируют свою деятельности и поведение.

При сборе анамнестических данных часто выявляется следующее:

На первом году жизни почти у всех детей наблюдалась перинатальная энцефалопатия (ПЭП).

У большинства детей отмечалось нарушение мышечного тонуса (гипотонус, гипертонус.)

Наличие патологии речи в дошкольном возрасте.

Наличие психических расстройств: задержка психического развития (ЗПР), синдром дефицита внимания (СДВ), гиперактивность.

Для учащихся с оптической дисграфией характерны нарушения зрительного восприятия, анализа, синтеза и гнозиса, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия, трудности оптического и оптико-пространственного анализа.
Принципы, методы и формы организации коррекционно - образовательного процесса:

Методы и приемы коррекционной работы, которые используются при реализации программы:

• наглядные методы: наблюдение за предметами, мультимодальное исследование предметов, рассматривание рисунков, иллюстраций, видеоматериалов, показ приемов работы.

• словесные методы: инструкция, беседа, рассказ, объяснение, сообщение, постановка вопросов.

• практические методы: постановка практических и познавательных задач, дидактические игры, упражнения, графические задания, самостоятельная творческая работа.

Основные принципы реализации программы:

- онтогенетический принцип предполагает учет возрастных, психофизических особенностей детей, характера имеющихся нарушений;

- принцип минимакса (каждый ребенок на занятиях может узнать все, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно большой обязательный минимум);

- принцип переноса части материала с занятий в учебную деятельность;

- принцип деятельностного подхода предусматривает формирование психических функций в процессе организации совместной с ним деятельности;

- принцип постепенного усложнения заданий;

- принцип развивающей направленности обучения;

- принцип доступности обучения;

- принцип наглядности обучения.
Программа реализует следующее технологии, позволяющие достичь более высокие результаты обучения и воспитания

• гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили направлена на поддержку и помощь личности. Процесс обучения строится на всестороннем уважении и любви к ребенку, вере в его творческие силы.

• технология компенсирующего обучения направлена на педагогическую коррекцию ребенка, поддержку и выравнивание его возможностей. Строится на обеспечении достоверной психологической диагностики способностей ребенка, поиске и развитии личнтостных задатков.

• технология дифференцированного обучения позволяет бережно сохранять и развивать индивидуальные возможности каждого ребенка. В работе учитывается индивидуальный темп деятельности каждого ребенка, уровень работоспособности, адекватность умственной нагрузки; используются дифференцированные задания, создается ситуация успеха для каждого ребенка.

• технология развивающего обучения направлена на общее развитие и саморазвитие каждого ребенка в личностной, социальной, познавательной сферах. В процессе обучения развиваются интеллектуальные и личностные способности ребенка, формируется новый тип мышления, позволяющий ориентироваться в учебной ситуации, усвоении новых знаний, развивается желание и умение учиться.

• игровая технология позволяет сделать занятия продуктивными и увлекательными, пробудить у ребенка интерес к учению, развить творческие способности, облегчить усвоение учебного материала, сформировать коммуникативные компетенции дошкольника, расширить кругозор. В работе используются игровые упражнения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, занимательные минутки, сюрпризные моменты.

• ИКТ технология является одним из эффективных способов повышения мотивации детей, создания благоприятного эмоционального фона, развивает интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, формируют познавательную активность в поиске ответов на вопросы. Средства мультимедиа позволяют более эффективно использовать на занятиях наглядность, интерактивные пособия помогают детям повторять и закреплять полученные знания.

• здоровьесберегающая технология является основополагающим направлением в работе с проблемными детьми. Для сохранения и укрепления здоровья детей, а в некоторых случаях и коррекции его нарушений используются оздоровительные моменты: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, сочетание нагрузки с восстановлением; соблюдаются санитарно-гигиенические требования при письме; создается благоприятная морально-психологическая обстановка.
Ожидаемые результаты реализации программы:

В соответствии с требованиями ФГОС НОО у обучающихся по программе к концу работы должны быть сформированы следующие предпосылки УУД:


  1. Личностные универсальные действия:

- владеют первоначальными представлениями о нормах русского языка;

  • осознают роль письменной речи в жизни людей;

  • используют приобретенные умения в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, инициативу, ответственность, причины неудач.

  • управляют своим поведением, соблюдают элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

  • владеют культурно-гигиеническими навыками, элементарными правилами здорового образа жизни;

  1. Регулятивные универсальные действия:

  • произвольно регулируют свою деятельность (работать по правилу и образцу, точно выполнять словесную инструкцию, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять самоконтроль, самооценку, вносить необходимые коррективы)

  1. Познавательные универсальные действия:

  • применяют общеучебные умения для установления закономерностей в письменной речи;

  • характеризуют буквы, как объекты по одному (нескольким) признакам; выявляют сходство и различия их на письме (осуществляют дифференциацию буквы по оптическому сходству);

  • владеют умением ориентироваться на листе бумаги;

  • владеют процессом соотношения звука с его графическим изображением.

  • имеют достаточно развитую мелкую моторику, зрительно-двигательную и слухо-моторную координацию;

  • расширяют возможности речевой деятельности (используют слова антонимы, владеют знаниями о словах-паронимах, составляют словосочетания, предложения, пересказываю тексты)

  • владеют базовыми графическими навыками.

  1. Коммуникативными универсальными действиями:

  • слушают и понимают данные им инструкции;

  • учатся работать в паре, в группе.

  • владеют конструктивными средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • задают вопросы, и используют речь для регуляции своего действия;



Организация работы.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в соответствии с СанПин продолжительность занятия – 45 минут, общее количество часов - 36 ч.

Формы проведения занятий: Занятия проводятся в подгрупповой и групповой форме в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Этапы логопедической работы. Работа проводится в четыре этапа:

1-ый этап. Организационный

1. Проведение первичного обследования.

2. Оформление документации и планирования работы.

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса.
2-ой этап. Подготовительный

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов

2. Развитие зрительного анализа и синтеза.

3. Формирование пространственного восприятия и представлений

4. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

5. Развитие зрительно-моторных координаций.

3-ий этап. Основной

1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

2. Авторизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв:
4-ый этап. Заключительный.

1. Закрепление полученных навыков.

2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Диагностический инструментарий:

  • наблюдение за ребенком;

  • выполнение им практических заданий;

  • беседа с родителями;

  • анкетирование;

  • анализ школьных тетрадей;

  • характеристика от педагога школьного учреждения;

  • диагностика навыка письма и чтения по М.М. Безруких (в приложении);

  • диагностика личности младших школьников (в приложении);

  • диагностика темперамента младших школьников (в приложении);

  • диагностика самооценки младших школьников (в приложении);

  • диагностика внимания, памяти, мышления и воображения обучающихся (в приложении)


Требования к качеству усвоения материала. Требования ндивидуальны для каждого ребенка. Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне предлагаемых занятий в целом, его отношение к занятиям и интерес к предъявляемому материалу, степень самостоятельности выполнения предъявляемых заданий.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАН
Ф.И.О. педагога Ковалева М.Н.

Количество часов - 36 часов

Всего - 36 занятий при посещении 1 раз в неделю – 1 час.


№ п/п

занятия

Наименование тем и разделов программы

Кол-во

часов


1

Диагностическое обследование.

Вводный инструктаж по правилам поведения и технике безопасности.

1

2

Коррекция зрительного восприятия. Свойства предметов.


1

3

Развитие зрительного восприятия, путем сравнения предметов по размеру

1

4

Развитие умения ориентироваться в схеме тела. Дифференциация правых и левых частей

1

5

Развитие ощущения окружающего пространства


1

6

Развитие пространственного ориентирования


1

7

Звуки и буквы


1

8

Буквы О-А. Дифференциация букв О-А изолированно и в словах.


1

9

Буквы О-А. Дифференциация букв О-А в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

10

Буквы И-У. Дифференциация букв И-У изолированно и в словах.

1

11

Буквы И-У. Дифференциация букв И-У в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

12

Буквы И-Ш. Дифференциация букв И-Ш изолированно и в словах.

1

13

Буквы И-Ш. Дифференциация букв И-Ш в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

14

Буквы Б-Д. Дифференциация букв Б-Д изолированно и в словах.

1

15

Буквы Б-Д . Дифференциация букв Б-Д в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

16

Буквы П-Т. Дифференциация букв П-Т изолированно и в словах.

1

17

Буквы П-Т. Дифференциация букв П-Т в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

18

Повторный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения.

Формирование у детей зрительно-пространственной ориентировки в пространстве

1

19

Буквы Л-М. Дифференциация букв Л-М.


1

20

Буквы Л-М. Дифференциация букв Л-М в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

21

Буквы К-Н. Дифференциация букв К-Н.


1

22

Буквы К-Н. Дифференциация букв К-Н в словосочетаниях, предложениях и тексте.

1

23

Буквы Ш-Щ. Дифференциация Ш-Щ


1

24

Буквы Ш-Щ. Дифференциация Ш-Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте

1

25

Буквы И-Ц. Дифференциация И-Ц


1

26

Буквы И-Ц. Дифференциация И-Ц в словосочетаниях, предложениях и тексте

1

27

Буквы Ц-Щ. Дифференциация Ц-Щ


1

28

Буквы Ц-Щ. Дифференциация Ц-Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте

1

29

Развитие ориентирования на листе бумаги


1

30

Буквы З-Е. Дифференциация З-Е.


1

31

Буквы З-Е. Дифференциация З-Е в словосочетаниях, предложениях и тексте

1

32

Буквы Х-Ж. Дифференциация букв Х-Ж


1

33

Буквы В-Ф. Дифференциация букв В-Ф

1

34

Закрепление пройденного материала


1

35

Закрепление пройденного материала (творческое занятие)


1

36

Заключительное диагностическое обследование

1





Всего





36
1   2   3   4   5   6   7   8